Вера и религия, любовь, семья и право.

(ред. От 24.01.2006)

Люди бывают верующие и не верующие, да пожалуй, еще и те, кто об этом просто не задумывался. А чем собственно отличаются первые от вторых? Представляется, что самое главное отличие состоит в том, что верующие воспринимают себя как часть Мира, в котором кроме Человека есть и другие активно действующие субъекты, по своим силам и возможностям может быть даже превосходящие Человека. Человек обычно называет их Богами или Богом.

У Человека от природы непреодолимая тяга к материальному. Ведь с предметами материального мира Человек сталкивается и взаимодействует постоянно и повсеместно. Материя, как основа его тела, есть необходимая составляющая человеческого существования, ставшая для него настолько близкой, что для очень многих понятия Человек и тело живого человека равнозначны. И каждому проявлению, состоянию Человека соответствует свое состояние (материального) тела.

Отсюда простой вывод. Если хочешь, чтобы человек изменился - необходимо произвести соответствующие изменения в его теле. Главное знать, что необходимо поменять и научиться эти изменения производить с требуемым качеством, пусть даже это хромосомы или какие-нибудь другие составляющие. Если эти изменения нежелательны, например, болезнь – достаточно обнаружить и удалить из тела материального носителя нежелательного качества - бактерию, вирус, дефектный ген, или, что там еще. И не беда, что сегодня этого сделать не удается, пройдет время и человек этому научиться. В этом, пожалуй, основная суть мировоззрения Человека не верующего, назовем его грубым материалистом, который воспринимает Себя, как активное единственное и сознательное созидающее начало способное целенаправленно воздействовать на развитие Мира.

Следствия грубого материалистического мировоззрения:

Отождествление Человека с его телом детерминирует его во времени и в пространстве. Человек существует только тогда и только там, где и когда существует, находиться его тело. Как бы по определению нет смысла  обсуждать предысторию Человека до момента его рождения, точнее рождения его тела, в крайнем случае зачатия, его тела равно как и историю после констатации факта смерти его тела. Человек как личность, как действующий субъект, рассматривается как внеисторическая сущность. Какого рода стереотипы сознания, мышления это порождает? Классическим примером такого мировоззрения может служить жизненная философия Дж.Кейнса и ставшее крылатым его изречение: -  «в долгосрочном периоде все мы покойники" (т.е. не имеет значения, какой долговременный ущерб мы наносим своей деятельностью, внимания заслуживает только текущее, кратковременное, общественное мнение," социальные требования, голоса избирателей и все эти демагогические штучки)» Отсутствие истории порождает безответственность с одной стороны и профанированную, упрощенную идею равенства с другой. Пример. Разное вознаграждение за разный труд воспринимается людьми как естественное положение вещей и не вызывает ощущения несправедливости. Но «разный труд» это и есть предыстория. Именно ее отсутствие или недоступность постижения порождает ощущение несправедливости, и как следствие появление обиды, зависти, злобы. То есть, когда человеческое сознание фиксирует факт различного вознаграждения, не имея возможности зафиксировать «разный труд».

Традиционно, по крайней мере, в современной западной культурной традиции, существует отождествление научного мировоззрения как мировоззрения не совместимого с мировоззрением верующего Человека, которое воспринимается как архаичное и отсталое, присущее человеку невежественному, религиозному. (Вера удел стареньких бабушек. А ведь это есть отражение глубокого смысла жизни, так как именно к заключительной фазе жизни у человека накапливается свой жизненный опыт, убеждающий, подтверждающий, что в Мире есть еще Нечто, что влияет на ход его развития, как и на ход жизни конкретного человека. А собственный опыт самый убедительный.) Противопоставление науки и религии, знания и веры является, пожалуй, наиболее характерным для последних веков.

У такого положения вещей есть несколько составляющих, каждая из которых заслуживает отдельного детального рассмотрения (на будущее).

Вера, Надежда, Любовь и Религия, образование и семья.

Или почему человека верующего отождествляют с человеком религиозным.

Путь от незнания к знанию очень не прост. На пути к неизвестному человек старается опереться на уже знакомое, что входит составляющей в его жизненный опыт – это одна из важнейших составляющих процесса познания. Жизненный опыт может относиться как к явлениям внешней жизни, так и жизни внутренней или как принято говорить к фактам психическим. (Ссылки на Юнга и т. п.) В последнем случае значение собственного опыта особенно велико, но это опыт прожитого, случившегося, опыт многих лет жизни, да и не каждой жизни. Преодолеть проблемы обусловленные отсутствием в конкретной жизни некоторого набора событий,  особенно психических (переживаний), можно за счет использования аналогий из близких, однотипных областей жизни. Вера, надежда, любовь – три наиболее фундаментальные атрибута, чувства Человека, являющихся основой трех важнейших общественных институтов общества – религии, образования и семьи. Это содержания и формы трех важнейших явлений человеческой жизни. Любое явление наиболее полно проявляется через ту форму, которая на данной фазе развития явления наиболее полным (лучшим) образом соответствуем содержанию. Но необходимо отметить, что:

1.  Между содержанием и формой далеко не всегда существует полное соответствие. Гораздо чаще приходиться наблюдать существенные смещения к одной или другой крайности, но гораздо чаще преобладает форма.

 2. Гармония между содержанием и формой есть некий идеал, символ, приобретающий в общественном сознании форму  стереотипа, который тяготеет к форме (форма тяготеет к форме). Идеальное учебное заведение, идеальная семья. К тому же форма, как «неотъемлемый» атрибут материальности  наиболее близка материалистическому мировоззрению, легче и естественнее воспринимается в своем развитии, фазы ее развития легче узнаются (знакомство, ухаживание, предложение, свадьба, дети … или поступление в учебное заведение, экзамены, 1, 2, … класс или курс, аттестат или диплом).

3.  В каждой конкретной судьбе эти явления принимают свой особый облик.

4.  В виду очень высокой значимости этих явлений, как для отдельного человека, так и для общества в целом и Человек и Общество считают необходимым активно вмешиваться в ход их.  Различия здесь  того же плана, что и различия между человеком любящим и, человеком, состоящим в браке. И хотя брак есть наиболее естественная форма, в которой чувство любви (имеется в виду любовь к другому человеку) может проявляться, между этими явлениями существуют различия, которые интересны не сами по себе, а как средство постижения различий между Верой человека, атрибута присущего ему от сотворения, и его религиозностью, то есть следованию некоторому учению. И Любовь и Вера это чувства человека, то, что приходит к нему из глубины его Души, это внутреннее. Брак, как и религиозность, это формы внешнего их проявления в сообществе себе подобных. Формы, которые способствуют проявлению и развитию фундаментальных и имманентных человеческих качеств, чувств. Мера соответствия формы и содержания, пожалуй, и определяет меру счастья. Однако в нашем мире нередко встречаются случаи, когда форма явно довлеет над содержанием, например, когда люди вступают в брак не испытывая соответствующего чувства Любви, или когда человек проявляет свою показную религиозность не испытывая соответствующего чувства Веры, а просто в силу сложившихся обстоятельств.

В троице «Вера, Надежда, Любовь» Вера занимает особое место. Обусловлено это социальностью Человека. Зачастую, Человек не сам становиться верующим, после того как чувство Веры пробудилось в нем и окрепло, его приводят к религиозности через религиозные традиции и сложившиеся общественные структуры, так же как его приводят к образованию (форма знания) через школьную систему или приводят к будущему партнеру по браку через систему свах. Ведь обществу совсем не безразлично, каким будет его будущий член, образованным или нет, человеком семейным, обстоятельным или одиноким, бобылем. Именно в виду большой значимости Общество считает возможным активно вторгаться в эту, казалось бы, сугубо личную, сферу человеческого бытия.

Следующий пример поясняет это.  Каждому известно состояние Души, когда человеку хочется петь. Однако далеко не все владеют навыком и умениями петь красиво, так, чтобы  получать от этого еще и эстетическое удовлетворение. Отсутствие навыков и умения петь, кроме того, вызывает у человека чувство робости и стеснения, препятствующих пению, а значит и обретению этих навыков. Преодолеть робость и стеснительность легче, когда рядом другие люди с таким же состоянием Души. Как говорил один из героев фильма «Семнадцать мгновений весны», «Умирать страшно в одиночку. А скопом, за компанию ничуть не страшно». Тем более не страшно петь хором. Но для того, чтобы такое пение доставляло удовлетворение, каждый из поющих должен отказаться от «полной свободы петь, как ему заблагорассудиться» и подчинится правилам исполнения песни.

То есть признать власть этих правил над собой. Правила же становятся доступны через другого человека, например, хормейстера, указаниям которого он следует, другими словами - подчиняется. Если указания хормейстера касаются только правил исполнения песни, то конфликтов не возникает. Однако если эти указания начинают относиться к форме одежды, правилам поведения в быту и так далее, то такие указания могут вызвать у человека протест своей неправомерностью. Опираясь на данный пример, можно утверждать, Вера – это поющее состояние Души, Религиозное учение – набор правил хорового пения, а хормейстер – служитель культа. В хоре человек сталкивается с властными отношениями и приучается вести себя в соответствии с ними. В аналогичную ситуацию человек попадает при исполнении религиозных обрядов.

Однако воздействия религии на человека несравненно сильнее, чем воздействие хорового пения. Главным образом потому, что, во-первых, людей придерживающихся религиозного учения, и в первую очередь господствующего, прихожан паствы несравненно больше, чем людей в хоровом коллективе. Во-вторых, применительно к Христианству, и особенно к Исламу, религиозное учение, которое как стереотип, в общественном сознании неразрывно связано с религиозностью, на самом деле Учением не является, а сводиться к набору заповедей, правил (не убий, не укради и так далее), которым должен следовать Верующий. Важнейший общественный навык, который Человек при этом обретает есть навык следования должному.

Если учесть, что приобщение к религиозному учению начинается в самые ранние годы жизни человека, то становиться, понятна значимость религии в привитии и усвоении Человеком навыков следования устоявшимся в Обществе Правилам, в первую очередь сложившимся властным отношениям Сообщества. Следует подчеркнуть, что степень важности убывает от правил исполнения обряда к вероисповеданию, поскольку обряд соответствует внешним проявлениям религиозности и может быть поверен на соответствие общественным правилам, что для Сообщества особенно важно. Ведь его прочность, однородность и стабильность, а значит и сила, напрямую зависят от многочисленности членов Сообщества, придерживающихся устоявшихся Правил. И напротив, чем многочисленней те, кто готов прилюдно демонстрировать свою готовность нарушить устоявшиеся Правила, тем менее однородно и стабильно Сообщество.

Из изложенного следует, что утверждение, что российский народ является народом европейским, потому, что и они и мы христиане, плохо согласуется с действительностью, поскольку правила, которым мы обучались следовать существенно различны. Отличны   в той мере, в какой различаются богослужения в церкви православной от богослужения в церкви католической, и тем более протестантской.

На это, кстати, указывал и С. М. Соловьев. Вот сжатая схема русской жизни в ее историческом развитии, выраженная, по возможности, собственными словами Соловьева. Природа для народов Западной Европы была матерью, для народов Восточной Европы — мачехой; там она содействовала успехам цивилизации, здесь — тормозила их; потому-то и русский народ позже западно-европейских собратий приобщился к греко-римской культуре и позже выступил на историческое поприще, чему, кроме того, немало способствовало и непосредственное соседство с варварскими кочевниками Азии, с которыми необходимо было вести упорную борьбу.

Важнейшее отличием российской и западно-европейской религиозной жизни заключается в том, что в России не было РЕФОРМАЦИи 13, радикальным образом демократизировавшей внутриобщинную жизнь. Развить.

У вторжения общества в личную, внутреннюю жизнь человека есть как своя положительная, так и своя отрицательная сторона.

2. Любовь и брак.

      В том, что произрастает из любви разобраться ничуть не легче, но, поскольку опыт семейной жизни доступен большинству, то … . Однако осознание этого опыта приходит к человеку много позже и как правило по результатам своей жизни и жизни тех с кем Судьба его свела на жизненном пути. Так сложилось, что с понятием семейной жизни неразрывно связано понятие сексуальных отношений. Правда, появление (узаконивание) в последние годы однополых браков наглядно обозначило существенное различие или, по крайней мере, несводимость семейных отношений к отношениям сексуальным, которые, тем не менее, являются их важнейшей составляющей.

Опуская, по необходимости, ссылки на источники и изложения концептуальных позиций разных учений излагаю материал как сугубо личное видение проблемы. Для того, чтобы излагаемое могло быть воспринято молодым поколением, а по объективным причинам опыт семейной жизни у него отсутствует, буду опираться на гастрономический опыт.

Реализовать свое предназначение Человек может только выполняя свои основные жизненные программы, в том числе и семейную. (Мужчина состоялся, если воспитал сына, построил дом и вырастил дерево. (2.1)) Важнейшей подпрограммой (составляющей) семейной жизненной программы человека, позволяющей реализовать другие важные подпрограммы является подпрограмма продолжения рода. Сексуальные отношения, являются необходимым «технологическим» элементом продолжения рода. Именно ввиду их особой значимости, недостаточности и неполноты семейного опыта в юности сексуальные отношения в сознании человека подменяют или заслоняют понятие семейных отношений. В народной мудрости 2.1 перечислены еще две составляющие, подпрограммы семейной программы. Это создание, формирование материальной основы внутренней среды реализации семейной программы - построить дом, и среды внешней – вырастить дерево. Таким образом, понятие семейной жизненной программы человека, значительно шире понятия сексуальных отношений как во времени так и в пространстве (2.2).

Не дословное выражение нобелевского лауреата в области экономики Фридриха фон Хайека - «Значимость страны определяется не тем, что она может сделать, а тем за какую цену она может это сделать. Ведь калькуляция издержек является калькуляцией жизней подданных». Применительно к человеку это могло бы выглядеть, как – «Значимость человека определяется не тем, что он может сделать, а тем за какую цену он может это сделать. Ведь рентабельность исполнения является мерой эффективности, и, следовательно, полноты его самореализации (2.3)». Высокая «производительность труда» есть первый признак профессионализма, но профессионалом можно стать, только занимаясь любимым делом. И как в любом деле, в семейном быту коллективный труд, несравненно производительней труда одиночки. Значимость этих простых истин при реализации семейной жизненной программы ничуть не ниже чем для любого трудового процесса. Следовательно, и процесс создания семьи по своей сути гораздо ближе к созданию трудового коллектива, чем к поиску партнера для секса.

Трудовой коллектив можно считать удачным, если совместная деятельность его членов и эффективна и доставляет им положительных эмоций существенно больше, чем отрицательных.

Чтобы иметь возможность действовать, тем более эффективно, человек должен полноценно питаться. Однако, чем вкуснее еда, тем труднее человеку соблюдать меру в еде. Последствия переедания это ущерб не только здоровью, но главным образом самореализации человека. Одна из крайностей состоит в том, что «стремление хорошо поесть» становиться единственной целью и смыслом жизни. Удачным можно считать такое стечение обстоятельств, когда каждодневное питание человека полноценно, но вкусовые качества еды не вызывают слишком сильных положительных эмоций, что «объективно» способствует соблюдению меры в еде. Возможность изредка побаловать себя едой в хорошем ресторане позволяет восполнить нехватку сильных положительных ощущений от еды и соответствующих им эмоций, что необходимо для полноценного эмоционального развития.

С нечто подобным человек сталкиваться и в сексуальных отношениях. Удачным можно считать такое стечение обстоятельств, когда сексуальные отношения в семье полноценны, но не вызывают слишком сильных положительных эмоций, что «объективно» способствует соблюдению меры. Судьба предоставила мне возможность наблюдать жизнь семейной пары, для которой секс стал смыслом жизни, а все остальное представляло интерес только постольку, поскольку позволяло заниматься сексом. Правда, если поход в ресторан, «на сторону» за хорошей едой, общественным мнением не воспринимается как предосудительное деяние, то поход «на сторону» за хорошим сексом, доставляющим сильные положительные эмоций воспринимается иначе.

Возможно, потому что хорошая еда «на стороне» хотя и воспримется как угроза семейным отношениям, но она не идет ни в какое сравнение с угрозой от хорошего секса «на стороне». Если к тому же нет четкого осознания того, что семейная жизненная программ, конечно, включает обеспечение человека и едой и сексом, но она несравненно шире этих составляющих. Очень значим и другой аспект. Если получение хорошего секса «на стороне и за деньги» по значимости аналогично хорошей еде «на стороне и за деньги», то секс «на стороне», как результат взаимного согласия партнеров, не обремененного, по крайне мере явно, материальными обязательствами, воспринимается общественным мнением, и видимо вполне обоснованно, как пролог возможных в будущем новых семейных отношений, которые предполагают ликвидацию прежних. Потенциально, такой секс может привести к рождению детей вне формальных семейных отношений, что объективно существенно усложняет взаимоотношения людей и ограничивает их возможности по использованию результатов реализации семейной жизненной программы, и поэтому воспринимается негативно.

Простые запреты здесь работают крайне неудовлетворительно. А если проблема существует, она должна быть осмыслена. Стремление человека, и в первую очередь мужчины обрести весь спектр ощущений в некоторой области своего бытия вполне естественно. Секс и еда не составляют исключения. Учитывая, что « ощущения являются почвой, на которой рождаются Чувства »,  «Чувства являются почвой, на которой рождаются Мысли »,  «Мысли являются почвой, на которой рождаются Поступки»,  «Поступки являются почвой, на которой рождаются Ценности, Идеалы», «Ценности [жизненные] являются почвой на которой воплощается Предназначение Человека», то  необходимо искать иные решения. Человеческие сообщества, обретающие либо на «крайнем» юге, либо на «крайнем» севере, то есть в «крайних» природных условиях, избрали для себя разрешенное многоженство. Человеческие сообщества, обретающие не в «крайних», а в «умеренных» природных условиях, а это весь цивилизованный мир, избрали для себя совершенствование права и легализацию проституции.

Представляется, что каждый человек на своем жизненном пути, если он достаточно удовлетворительно исполняет свое предназначение, встречает своего партнера по исполнению семейной жизненной программы, или как принято говорить, свою вторую половину. Однако, зачастую, обуреваемый страстями и не умея разобраться в себе самом, человек проходит мимо предназначенного ему судьбой партнера по исполнению семейной жизненной программы. И как следствие, если пользоваться спортивной терминологией, разные скорости прохождения дистанции. Например, на стометровке разрыв составляет 15 – 20 метров, кажется, стоит только поднажать, и мы опять будем рядом, но на дистанции в 20 – 30 км разрыв составляет уже 3 – 6 км, то есть партнера уже не видно. Ни о какой гармонии в исполнении семейной жизненной программы говорить не приходиться. Человек ощущает себя одиноким, покинутым и не защищенным. Отсюда страх и агрессивность, обида на всех и ожесточенность.

Выход, как представляется, надо искать в изменении системы стереотипов жизненных ценностей, по крайней мере, в части касающейся семейных взаимоотношений. Супруг, партнер по исполнению семейной жизненной программы, это конечно и сексуальный партнер, но не только, в первую очередь, это напарник по выполнению большой и тяжелой работы, воспитанию детей, созданию комфортной внутренней и безопасной внешней среды, в которой человек будет реализовать свое предназначение.

Представляется важным обратить внимание еще на одну семейную проблему современной России. Жизнь на грани выживания в Советском Союзе, с неизбежностью, вырабатывала в советском народе навык, суть которого состояла в следующем. Материальные, в первую очередь денежные, ресурсы семьи полностью использовались на удовлетворение насущных потребностей семьи. Семейными ценностями были дети, дом и потребности супругов, примерно в равной мере. Если один из супругов, обычно жена, замечал, что второй супруг начал накапливать и/или утаивать деньги, которые не предназначены для внутрисемейного использования, это почти всегда означало появление сексуального конкурента и потенциальную угрозу семейному благополучию. Отсутствие в системе ценностей некоторой ценности означает и отсутствие потребности, то есть побудительного мотива, определяющего поступки и поведение человека. Если ценность признавалась отрицательной, она порождала появление запрета. Произошедшие перемены в жизни общества уже демонстрируют несоответствие прошлой, советской системы ценностей, в том числе и семейной, новым условиям жизни, что способствует ее разрушению, однако новая система ценностей еще не успела сформировать, поскольку для ее формирования требуется время, достаточное для выработки ранее отсутствовавших народных привычек. 

Новое всегда зарождается на основе привычного, начиная с простого преумножения того, что, как правило, было единичным. Но для преумножения необходимо наличие накоплений основных ресурсов жизнеобеспечения, таких как жизненные силы (здоровье), время, денежные и/или финансовые и материальные ресурсы. Необходимы навыки и умения обретения нового. Необходимо, если не устранение, то хотя бы существенное ослабление противодействия извне нарождающемуся новому. А это и есть изменение общественных стереотипов, то есть общественной системы ценностей. Подобного рода изменения всегда происходят болезненно. Люди, привыкшие видеть в достатке другого, несколько превосходящем прожиточный минимум, подлежащие изъятию нетрудовые доходы, могут примериться с ними только, если это будет сулить им создание новых рабочих мест, и, если другие возможности приложения своих сил и зарабатывания хлеба насущного существенно уменьшатся. Или, например, численность населения станет сокращаться столь угрожающе быстро, что одновременные сексуальные отношения одного мужчины с несколькими женщинами перестанут рассматриваться как предосудительные. Но в любом случае необходимо продолжительное время, в течение которого люди привыкнут, или другими словами у них войдет в привычку новое отношение к подобным явлениям. Попытки обсуждения плохо это или хорошо бессмысленны. Важно способствует или не способствует это развитию, или хотя бы сохранению Общества или нет. То, что благоприятствует, со временем, обретет статус хорошего и/или полезного. Важно отметить, что изменения системы ценностей, а значит и потребностей, происходит вследствие изменения привычек (2.4), в направлениях, практичность, правильность, выгодность которых доказана опытом бытия.

Особенность семейных отношений состоит в том, что семья это естественный шаг Человека от бытия индивидуального, приватного к бытию общественному. Поэтому сексуальные отношения людей, как естественная системообразующая составляющая семейных отношений привлекает столь пристальное общественное внимание. И так же как нормально развивающееся Общество заинтересовано в просвещенности своих граждан, оно заинтересовано в формировании их нормального сексуального развития.

Существование многообразия существенных условий бытия, не позволяет выработать единых технологий. Если задаться вопросом: «Правильно ли переводить леса на дрова?». Найдется немного людей ответивших на него «Да». Если же задаться вопросом: «Правильно ли, чтобы люди замерзали в неотапливаемых домах?». То тоже найдется немного людей ответивших на него «Да». Проблема в том, что и задачу обогрева жилищ, и задачу сохранения лесов приходится решать одновременно в одного и того же места. Ее решение будет разным в зависимости от целого ряда условий бытия: природопочвенных условий, величины поселения, уровня развития цивилизации и других. Каждое конкретное сочетание условий даст свое конкретное решение проблемы за приемлемую цену. Думается, что проблема формирования среды с «нормальными» сексуальными отношениями людей не проще проблемы обогрева их жилищ. Поэтому не стоит надеяться на выработку единой технологии ее решения. Как для любой задачи важно адекватно определиться с существующими ограничениями (основными условиями бытия) и ценой, которую можно будет считать приемлемой. Например, если это хутор в несколько домов, значит дровяная печь; если газифицированный поселок, то ОГВ; если город с многоквартирными домами, то центральное отопление и так далее.

Отличительной особенностью задачи формирования семейных, и важнейшей их составляющей сексуальных отношений, является то, что семейные, а значит и сексуальные отношения, непосредственно влияют на формирование властных отношений, складывающихся в обществе. Поскольку в обществе всегда находятся люди, стремящиеся в своих интересах повлиять на процесс формирования властных отношений в обществе (политики), то первой их жертвой становятся отношения семейные и сексуальные. История знает тому множество подтверждений. Так в Советском Союзе последовательно изничтожалось все, что так или иначе способствовало становлению семьи, как ячейки общества. Отсутствовали реальные возможности существования семейной собственности, и в первую очередь недвижимости. А ведь как справедливо отмечал Шарль Монтескье – «Собственность это душа законов». Отсутствовали реальные возможности семейного воспитания детей, семейной трудовой деятельности и вообще всякой важной для людей деятельности, в которой семья могла участвовать как целое. Семья обязана была только воспроизводить «трудовые ресурсы» и защитников страны.

Важнейшая роль в приобщении к общественным стереотипам принадлежит обучению.

Обучение.

1.               Обучение, в широком смысле – есть процесс коллективный, и свойства коллектива существенно влияют на качество обучения.

1.1                    Коллектив должен быть достаточно однородным:

-                По уровню развития его членов. Чтобы банальное и скучное для одного, другим не воспринималось как непостижимо трудное; имеющих сопоставимый жизненный опыт, ведь именно на него опирается Учитель в своих объяснениях нового. О новом необходимо не просто рассказать словами и представить его внешние образы, необходимо создать ассоциативные связи, лежащие в основе процесса узнаваемости. То есть учение, как совокупность элементов образующих новое знание, вводящие в новый опыт, должно состоять, содержать не только элементы новые, незнакомые, но в первую очередь элементы знакомые, усвоенные из опыта предыдущего бытия.

Такое Учение не требует чрезвычайно высокого уровня напряжения сил для своего усвоения и воспринимается как близкое и живое. Оно соответствует способностям коллектива его усваивать. Однако если Учение опирается на очень простой и узкий круг элементов приватного бытия оно воспринимается как примитивное.

-                По уровню, физического, эмоционального и психологического развития.

Другими словами у членов коллектива должно быть достаточно много похожих качеств (атрибутов). Такой коллектив воспринимается его членами как свой. Потому что он (коллектив) понятен и предсказуем, следовательно не представляет угрозу.

Сайт управляется системой uCoz