Тщеславие
Стремление Человека к самореализации заложено в нем от рождения. Но для достижения самореализации человеку необходимо овладеть навыками и умениями, среди которых важнейшими являются умение оценить степень, уровень достижения своего предназначения. Однако при рождении набор навыков и умений крайне ограничен. Ими человек овладевает в период своего «детства», то есть период времени, когда процесс обучения является важнейшим его занятием. А важнейшей составляющей обучения является наставник или учитель навыки и умения, которого подлежат усвоению. Мерой успешности обучения является реакция обучающего, ее форма может быть разной, но это всегда знак внимания. Так человек овладевает еще одним важнейшим навыком, он научается оценивать свою деятельность по знакам внимания, по реакции окружающих его людей. На ранних стадиях обучения это похвала наставника.
Со временем процесс обучения становиться сложней и многогранней, его составляющие компоненты, в том числе и наставник, утрачивают конкретность форм проявления, что в еще большей мере способствует развитию навыка определения успешности своих действий, а значит и самореализации, по реакции окружающих его людей. Но если уровень успешности самореализации невысок, по разным причинам, то у человека возникает соблазн самообмана путем подмены достижения самореализации, достижением целей, которые высоко оцениваются окружающими людьми, например, деньги, власть и так далее. То есть, всего того, что привлекает внимание. Так знаки внимания окружающих людей из положительных стимулов его обучения и самореализации, превращаются в главные стимулы, развивающие его тщеславие.
Другая особенность процесса обучения заключается в том, что в вначале его успешность человек может оценивать исключительно по реакции окружающих его людей. Со временем он обретает навык самооценки, не требующий наличия реакции окружающих его людей. Представляется естественным, что по мере прохождения своего жизненного пути этот навык становиться главенствующим.
Удержаться от соскальзывания в разного рода соблазны, человеку должны помочь умение быть честным с самим собой и умение познавать самого себя. Оба эти умения являются результатом постоянного и напряженного труда.
Подмены подобного рода дорого обходятся и человеку и окружающим его людям. Процесс самореализации является для человека естественным, то есть происходит без образования конфликтов между сознанием и подсознанием, рациональным и бессознательным в терминологии К. Г. Юнга. Процесс подмены самореализации на процесс достижения целей высоко котирующихся в обществе (Т1), происходит главным образом за счет превалирования сознания над подсознанием, за счет его подавлении. Что в конечно итоге приводит человека к стрессовому состоянию с разрушительными последствиями для него и окружающих. Именно на этом пути деньги из реализационного ресурса и указателя правильности пути самореализации превращаются в господина, определяющего все поступки человека, а слава из необходимого основания авторитетности человека, также реализационного ресурса самореализации становиться основой авторитарности его действий.
Об уклонении человека от пути
самореализации человеку постоянно дает знать подсознание. Но поскольку следование
пути самореализации требует постоянного и напряженного труда, человек пытается
обмануть сам себя (Т1), при этом ему приходиться
сознательно устанавливать приоритетность видов своей деятельности, а значит и
ценностей на значимые, важные и незначимые, которыми нельзя заниматься,
поскольку они отвлекают его от главных целей его жизни. Пытаясь убедить в этом
самого себя, он предпринимает действия призванные убедить в этом окружающих, не
столько возвышая значимость выбранных ценностей, сколько принижая и даже разрушая
ценности, которые естественным образом, то есть по внутренней оценке человека
конкурируют с ними, внешне это проявляется в форме гордыни.