РЕФОРМАЦИЯ
Главные принципы, на которых настаивает протестантизм — признание исключительного авторитета Св. Писания в противоположность церковной традиции, учение об оправдании верою и равенство верующих перед Богом, а в связи с этим отрицание особого божественного авторитета духовенства и истолкование таинств (лишь двух — крещения и причащения), в качестве знаков и средств спасения, действующих не иначе, как силою веры. Число протестантов в широком смысле может быть определено приблизительно в 120—125 милл., из них около 80 милл., в Европе, около 40 милл. в Америке
Для протестантизма характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества и др.; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения — Священное Писание. Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении (за объединение всех церквей). Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, прибалтийских странах (Эстонии, Латвии). Общее число приверженцев протестантизма около 325 млн. человек
(ОбЭнц)
РЕФОРМАЦИЯ (от латинского reformatio — преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Начало реформации положило выступление в 1517 в Германии М. Лютера. Идеологи реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое Священное Предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. Основные направления реформации: бюргерское (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Т. Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить власть, захватить земельные владения церкви. Под идейным знаменем реформации проходили Крестьянская война 1524 — 26 в Германии, Нидерландская и английская революции. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозного преобразования в его духе).
Брокгауз
и Эфрон
(Истоки
демократизации западноевропейского общества)
Уже Цвингли стремился вернуть богослужебные обряды к
простоте первых христиан, и поэтому изгнал из церкви алтари, образа, свечи при
причастии, органы, священнические одеяния, частную исповедь; этим основным
положениям Р. церковь осталась верна до настоящего времени. Особенностью Р.
церкви, сравнительно с лютеранской,
является последовательное
проведение демократических принципов; она приняла с самого начала пресвитериальное и синодальное устройство (см. Пресвитерианство). Р.
общины ни от кого не зависимы и совершенно разрознены между собой; зато внутри отдельных общин
существует гораздо более строгое, чем у лютеран, наблюдение за исполнением
церковных обязанностей и за нравственностью отдельных членов. В области догматов Р. церковь
отличается от лютеранской более строгим и последовательным проведением
принципов реформации. Она решительно отрицает церковное предание, в евхаристии признает хлеб и вино только символами, напоминающими христианам об искупительных страданиях
Христа, духовную природу человека, предоставленную самой себе, считает как бы совсем мертвой, влечение ее к добру — совершенно
подавленным, все естественные действия человека — греховными. Приписывая
спасение людей исключительно Божией благодати,
реформаты из этого положения последовательно вывели мрачное учение о
безусловном предопределении одних к погибели, других — к блаженству, причем
последние не могут противиться всесильной благодати, которая является для них благодатью
непреодолимой (gratia irresistibilis).
Относительно причины обречения одних на гибель, других — на спасение, в Р.
церкви преобладает учение инфралапсариев (infralapsarii), объясняющих различие людской участи актом
всеведения Бога, предвидящего грехопадение, тогда как противники их (Ante- или Supralapsarii),
осужденные на дордрехтском синоде 1618 г.,
усматривают здесь лишь проявление всемогущества воли Божией,
этой причины всех причин. Разница в догматическом учении церквей реформатской и
лютеранской с течением времени оказалась, однако, не столь глубокой, чтобы
из-за неё необходимо было забыть их внутреннее родство и общий протестантский
характер; попытки соединения обеих церквей часто бывали
успешны и в Пруссии привели к образованию евангелической церкви (см.).
Пресвитерианство
— так называлось то из направлений реформации XVI в.,
которое выдвигало на первый план вопросы церковного устройства и настаивало на
возвращении к первоначальному строю христианской церкви, признавая лишь сан
пресвитера, избираемого народом, и отрицая епископат, как позднейшее искажение;
оно требовало также участия в церковном управлении светских лиц —
"старейшин" (по выбору или кооптации), отделения церковного
управления от государственного и федеративного устройства церкви в пределах
национальной территории.
… На этом и последующих синодах конца XVI в. были выработаны система дисциплины внутри отдельных церквей и иерархическое устройство, соединявшее церковные общины сетью представительных собраний. Самой мелкой единицей являлся приходский совет, состоявший из священников и старейшин; затем следовал коллоквий (или консистория), составленный из делегатов от приходских советов округа, далее провинциальный синод из представителей консисторий и, наконец, общий, или национальный, синод; каждая следующая ступень служила апелляционной инстанцией для низшей.
Таким образом, в XIX в. евангелические церкви приближаются к пресвитерианству. П. лишь в теории требовало избрания священников и старейшин всей общиной: на практике обыкновенно применялась кооптация со стороны самого церковного совета. П. в качестве аристократического строя отличается от системы непосредственного управления общиной. Вместе с тем П. выступает против самостоятельности отдельных общин и, устанавливая иерархию церковных советов, настаивает на подчинении церквей общей национальной или территориальной организации
Все вообще пресвитериане "признают право частного суждения о всех предметах, относящихся до религии".
Культ П. очень прост. Храмы не имеют ни баптистерия, ни изображения распятия, ни алтарей, ни свечей, ни икон, ни органов; проповедническая кафедра имеет вид эстрады с несколькими седалищами; священнодействующие пасторы надевают во время службы особую одежду. П. отменило литургию в целом ее составе; не прочитываются даже ни десятословие, ни символ веры, ни молитва Господня. Все молитвы, которые произносятся в собраниях (и выслушиваются то стоя, то сидя или коленопреклоненно), суть импровизации пастора. Поются псалмы, переложенные в четверостишия, и несколько стихов из других библейских книг. В некоторых общинах допускается пение гимнов, сочиненных самими пресвитерианами (hymnes humains), с аккомпанементом инструментальной музыки. Проповедь, которая чаще читается, чем произносится, обыкновенно бывает догматического или экзегетического характера. Воскресенье соблюдается строго, но других праздников не существует. Причащение совершается через большие промежутки времени; ему предшествует испытание причащающегося в знании религиозного учения и многочисленные приготовительные церковные службы; приобщаются, сидя за длинными столами. Браки благословляются в домах супругов. Погребальный обряд ограничивается прочтением молитвы над умершим на дому, без облачения в богослужебные одежды; на могиле молитв не бывает. Дисциплина нравов и христианская жизнь между пресвитерианами, особенно в шотландской П. церкви, по общему отзыву, стоит высоко. Они хорошо знают Библию, преданы своей церкви, любят свое духовенство, много делают для миссионерства. В 1876 г. несколько П. общин в Северной Америке (около 30) образовали "всеобщий П. союз" (Alliance universelle), раз в три года собирающий "всеобщий П. собор" (General Presbyterian Council), на который съезжаются в значительном числе и представители пресвитерианства из Европы. Число пресвитериан в Европе и в Северной Америке неизвестно даже приблизительно, но очень велико. В то время, как одни (Bost в "Dictionnaire d'histoire ecclésiastique") насчитывают их до 7 миллионов, другие (епископ Иоанн, бывший русский епископ в Америке) определяет число П. всех подразделений в 52 миллиона душ.