(ред. 2008 05 11)
С тем, что Человек, коллектив людей, человеческое Общество, другие сложные объекты, которые принято называть системами, со временем изменяются, согласны практически все. Трудности появляются, когда начинаются попытки оценить направленность этих изменений – положительны они или отрицательны, ведут ли к прогрессу или уводят от него, соответствуют эволюции или противоположны ей, ведут к инволюции. Трудности многократно возрастают, когда делается попытка измерить количественно эти изменения. Рассуждения об этапах, ступенях, фазах Эволюционного развития, несомненно, интересны сами по себе, но не менее интересны и прикладные аспекты этих рассуждений, но как при решении любой практической задачи, наиболее трудным является приложение элементов теории к элементам практического бытия. Хорошо, когда при сравнении подростков можно заглянуть в их личные дела и справиться о времени рождения, в каком типе учебного заведения и классе обучается, осведомиться о других деталях, которые обычно используют для характеристики уровня развития и/или образованности Человека. Но даже при этом возникают серьезные трудности. Эти трудности возрастают многократно, когда сравнивать приходиться коллективы людей или другие сложные, открытые системы. Для человека европейской культурной традиции (см Карла Г. Юнга «Определение терминов») процесс познания подобного рода явлений привычно осуществлять использую некоторую модель. По сути, речь идет о совокупности моделей отражающих процесс изменений системы в пространстве и во времени. Как и любая область человеческого познания, эта требует своего жаргона – профессионального языка, содержащего набор догматов (аксиом), категорий (понятий и определений) и правил, определяющих преобразование категорий.
Области познания находящиеся на ранних ступенях своего развития имеют достаточно низкий уровень формализации используемого ими жаргона и в этом заключен большой смысл. Низкий уровень формализации превращает используемые понятия из идентификаторов категорий в их символы, которые для каждого конкретного исследователя значат больше, чем просто идентификатор. Они вмещают и некоторый объем интуитивных, иррациональных представлений данного исследователя. Именно они и ведут его к качественно новому знанию. (В области познания имеющей полностью формализованный жаргон, например в таблице умножения, обретение нового знания невозможно).
Поскольку уровень проработанности обсуждаемого материала далек от совершенства, при рассмотрении будут использоваться несколько представлений, или как принято говорить моделей, каждая из которых используется только при рассмотрении вопросов, относящихся одному из аспектов. Рассмотрение предполагается провести в структурно-функциональном и фазо-временном представлениях. Поэтому и использоваться будет, по крайней мере, две модели, два представления о предмете рассмотрения.
Так сложилось исторически, что представления о Человеке самом по себе и Сообществах, частью которых он являлся, были первоначально изложены в религиозных, теологических учениях. Предпочтение было отдано учениям, обобщенно называемых Индуизмом.
Изберем в качестве представления, модели Человека и коллектива людей представление, модель сложившееся на востоке, точнее в буддийской культурной традиции2, которое говорит, что Человек есть семиединство своих семи тел3. – Это представление в материальном пространстве. Фазы, ступени развития Человека во времени характеризуется через раскрытие его семи чакр. При этом каждая из чакр ассоциируется с определенной эволюционной ступенью, фазой развития, имеющей свои характерные качественные особенности. Как представляется, данный взгляд правомерен и по отношению сообщества людей, будь то семья, трудовой или иной коллектив или этнос. Но необходимо постоянно помнить, что речь идет об использовании системы символов, характерной особенностью которых является неоднозначность.
Используя современные представления
и понятия можно говорить, что первому, низшему уровню, фазе развития
соответствует чакра Муладхара - уровень выживания после
рождения, следующий уровень, фаза ассоциируется с чакрой
Свадхисхана -
обзаведение хозяйством в материальном понимании; далее в порядке возрастания
уровней, последовательности фаз следуют Чакры Манипура, Анахата,
Вишудха, Аджна
и Сахасрара (1). Так как слова эти пришли к нам с Востока,
предположительно из Санскрита и в современных языках до недавнего времени не
использовались, то неудивительно, что их транскрипция, звучание и написание
варьируются.
Одна из типичных задача
исследователя состоит в том, чтобы по явлениям, признакам, знакам, идентификатарам жизни, бытия Системы выявить, определить
качественные признаки фазы из (1), соответствующей ее развитию. Наибольший
интерес для России, представляют Муладхара, как
преобладающая фаза и следующая за ней Свадхисхана,
так, по крайней мере видится. При анализе
предполагается использовать в первую очередь «бытующие устойчивые словесные
выражения», как идентификационные признаки.
Отличительные признаки этой фазы развития процесса:
1.1. Ее видение «Правды,<Добра>», - “Прав тот, кто выжил”.
Отсюда и культ почтения к старшим, <старцам> -
они правы уже только потому, что дожили до таких преклонных лет. Сама Жизнь или
Смерть указывают на правых и неправых. Это указание приходит к Человеку извне,
из окружающей его жизни, и поскольку значимость этого указания очень высока, то
эта высокая мера значимости внешних (объективных) указаний (информации)
«объективно» занимает соответствующе высокое место в системе ценностей
Человека. Наиболее полно (продуктивно) проявляются те типы личности, для
которых такое положение дел является «естественным от природы», по
классификации Густава Юнга это экстраверты.
"Прав "Восток <Тиран>", отец,
Патриарх, говорящий <действующий> в соответствии с традицией.
1.2. Высшая цель, <предназначение> Муладхары
- выжить, сохраниться, выжить, и приумножится для будущего развития.
1.3. Ее символ – Единоборство жизни с не жизнью, [меня со
всем иным], противостояние. Иное, каков бы ни был его источник, его природа,
воспринимается, рассматривается как враждебное. Оно воспринимается как целое,
единое, его суть не разделяется или крайне слабо отделяется от своего носителя,
который и воспринимается как враг.
1.4. Высшая ценность – та, что
обеспечивает наивысшие шансы на выживание - сила, власть, которые на этой
ступени (фазе) зачастую отождествляются.
Основной
инструмент власти (Основной
побудительный (побуждающий) мотив – владение и
распоряжение средством, инструментом непосредственно и наиболее значимо
влияющим как на высшую ценность, так и
на продвижение к (от) ней) - принуждение, основанное на страхе, угрозе физического уничтожения,
лишения жизни (голод, физическая расправа). Про эту ступень Шиллер
сказал: «Любовь [основанная на биологической сексуальности] и голод правят
Миром». Основной инструмент воздействия – страх.
Основной инструмент действия: -
оружие (инструмент физического насилия и/или принуждения, воздействия на
физическое тело человека).
Наиболее ценным, значимым,
главным качеством человека, (высшей ценностью, добродетелью) признается
преданность, послушание, особенно в своих внешних проявлениях (на показ). Эта ценность формирует
развитие, в том числе общественное, в «разрешительном направлении», поскольку
внешнее проявление преданности, послушания является испрашивание одобрения,
разрешения на все, мало-мальски, значимые действия. Правильным считается то, на
что получено повеление, позволение, разрешение. Любая деятельность, поведение
или размышления, на которые не получено разрешение, считаются
предосудительными, неправильными, в случае, если они противоречат вышестоящим
повелениям, то они преступны.
Своеволие, непокорность, непослушание
рассматриваются как наивысшее зло, наибольший порок.
1.5. Главный соблазн, (иллюзия):
1 вариант – достижение высшей цели на пути
«максимального» использования основного инструмента с максимальным проявлением
главного «человеческого» качества оставаясь при этом в пределах текущего
(данного) этапа, плана, ступени, фазы эволюционного развития. Движение
исключительно вширь, победа числом, без движения вверх, без совершенствования.
2-й вар-т – соблазн силового решения любой жизненной
проблемы, рассматриваемый как самый быстрый, эффективный, доступный. Привычка
силового решения, означающего пересиливание, силовое устранение препятствия, в
том числе, да и, пожалуй, в первую очередь за счет его уничтожения. («Если враг не сдается, его уничтожают», «Есть человек, есть
проблема. Нет человека, нет проблемы.») Важнейшее
свойство, качество – высшая степень расточительности, разрушение, уничтожение
преобладает над накоплением, созиданием.
Поэтому восхождение на следующую ступень развития бывает край медленным,
почти невозможным.
1.6. Отношение к противоречию – источнику развития.
Любая инаковость
рассматривается как враждебность, подлежащая уничтожению.
1.7. На чем базируется, основывается механизм
принуждения.
На угрозе жизни, на страхе за жизнь. Язык Муладхары – язык угроз.
1.8. Следующая фаза при нормальном развитии – Свадхисхана.
Для этого необходимо, чтобы не просто Жизнь
возобладала над Смертью, но и накопились некоторые запасы материальных благ,
фундамента, на котором
формируется вера в будущее.
Отличительные признаки этой фазы развития процесса:
2.1. Прав тот, чье материальное благосостояние
<богатство, семья> больше. Происходит накопление, увеличение,
преумножение, собирание <строительного> материала для будущего
строительства. И поскольку на этом этапе еще отсутствует план этой самой
будущей постройки, то действует принцип “Тащи,
<собирай, накапливай> все, и чем
больше - тем лучше, все пригодиться”;
2.2. Высшая цель – Накопление, преумножение богатства.
2.3. Ее символ – Прибыль, Золото, клан.
2.4. Высшая
ценность - та, что символизирует
богатство. В наиболее типичном варианте это деньги.
Основной инструмент власти: - тот, который сильнее всего воздействует
на процесс накопления и/или отъема богатства (бедность);
Основной инструмент воздействия: -
поборы, подати, налоги, сборы и преференции (экономические льготы);
2.5. Главный соблазн, (иллюзия):
За деньги можно купить все. Деньги из средства
реализационной власти, инструмента превращаются в главную цель жизни и поэтому
перестают нормально работать, делая невозможным восхождение на следующую
ступень развития.
2.6. Отношение к противоречию – источнику развития. «Бедность не порок, но
большое свинство».
1.7. На чем базируется, основывается механизм
принуждения.
На угрозе обнищания, на стремлении к обогащению.
2.8. Нормальное фазовое развитие.
Богатство обретает качества универсального ресурса, используемого «как строительный материал на следующем уровне».
Рассмотрение базируется на
следующих догматах (аксиомах):
1. Развитие, эволюция системы,
в том числе Человека – есть исполнение ряда фазовых, жизненных программ с
качеством не ниже некоторого минимального уровня, обеспечивающего, если речь
идет о Человеке, обретение необходимого набора материальных благ, жизненных
навыков и познаний.
2. В соответствии с понятиями
Общей теории систем природа ресурсов может быть материальной, энергетической и
информационной. Особенностью этого триединого ресурса является то, что их
взаимное преобразование в направлении материя –> энергия –> информация на много порядков эффективней, чем
в других направлениях.
3. Цепь фазовых превращений,
исполненных жизненных программ приводит Человека к сомореализации
или гармоничному развитию, раскрытию «всех тел» Человека.
В рамках каждой фазы происходит
структуризация бытия с соответствующим распределением важнейших ресурсов, облекающихся
в форму - власти; богатства; обязанностей и прав; любви и славы; известности
<популярности> и почтения, и являющиеся с одной стороны каркасом, опорой
данной фазы, а с другой препятствием для наступления следующей фазы. Необходимо
накопить <аккумулировать> материю, энергию и информацию - <ресурс> достаточную для восхождения на
следующую фазу и в форме ей соответствующей, что естественно влечет
израсходование ресурса текущей фазы. Фазовые превращения, совершаются во
времени и пространстве и имеют свое отражение, проявление в материи энергии и
информации. «Коэффициент трансформации» соответствующего ресурса предыдущей фазы в ресурс следующей есть по существу есть качественная
оценка деятельности Человека в соответствующем жизненном аспекте –
материальном, энергетическом и информационном.
И
еще, важнейшие ресурсы, атрибуты реализационной власти, должны восприниматься
Человеком как то, что ему вручено Высшими силами для
достижения целей соответствующей фазы. Его жизненная задача – соответствовать
той реализационной власти, которой наделила его Судьба и наиболее рациональное
(экономное, рачительное) ее использование, в первую очередь для решения
«Жизненной задачи», а не для «целей личного потребления».
«Проработанность чакры или чакр» - это символ
определяющий качественное состояние системы, которая всегда, по крайней мере для Человека, является подсистемой, частью более
обширной системы. Если пользоваться
языком математики «проработанность чакры» есть
необходимое условие эволюционного развития, но оно не является самодостаточным. Необходимо также наличие соответствующих
ресурсов – жизненной энергии, здоровья, денег или их эквивалента.
Есть достаточно оснований полагать, что всеми необходимыми, и даже с некоторым запасом, ресурсами каждая система, и Человек в том числе, наделяются Богом, Судьбой, суть не в названии, в момент своего рождения. Другая их особенность состоит в том, что их воспроизведение может происходить только в процессе исполнения жизненной программы, которые естественно должны исполняться в соответствующей последовательности. Уклонение Системы от надлежащего исполнения соответствующей жизненной программы приводит к тому, что к моменту начала исполнения следующей жизненной программы ощущается дефицит одного или нескольких из Универсальных ресурсов. Их универсальность проявляется и в том, что недостаток одного Универсального ресурса может быть восполнен за счет другого Универсального ресурса, но такая замена связана с безвозвратными непроизводительными потерями.
Несоответствие между уровнем развития Системы и наличествующими ресурсами на момент начала исполнения очередной фазовой программы порождает задержки и трудности в ее исполнении, что еще больше усугубляет ситуацию на следующей фазе. Субъективно, подобного рода ситуация, например для Человека, переживается как усиливающееся неверие в свои силы, как фатальное невезение, как темная полоса Жизни. При этом может возникнуть соблазн, заменить исполнение очередной жизненной программы исполнением другой задачи, воспринимаемой как более доступной к реализации, более реальной, но являющейся по существу суррогатом той жизненной программы, которую надлежит исполнять. Если этот процесс начинает прогрессировать, неуверенность превращается в страх перед завтрашним днем. Страх рождает неукротимое желание пополнить запас жизненных ресурсов любым способом, что проявляется в жизни как агрессивность. Именно об этом и говорит нам психология: «Агрессивность это одна из наиболее распространенных форм проявления страха».
Высокая степень агрессивности в системе только усугубляет проблему, так как лишает уверенности в завтрашнем дне и тех, кто в обычных условиях вполне успешно справлялся бы со своими жизненными программами, но в агрессивной среде вынужден либо расходовать в непозволительно большом объеме свои ресурсы на компенсацию опасности, либо стать жертвой агрессии. Данный процесс ведет к быстрому нарастанию энтропии в системе и потере управляемости, стабильности, устойчивости, определенности жизни, являющейся необходимым условием длительного существования системы, (В терминах ОТС «пребывания в пределах гомеостатического плато»). В соответствии с общей теорией систем (ОТС) решение задачи повышения управляемости, (обеспечение пребывания в пределах гомеостатического плато) осуществляется за счет наложения дополнительных ограничений и уменьшения степеней свободы элементов. Это не единственный, но зачастую воспринимаемый как «наиболее доступный» выход из подобной ситуации.
Проблемность подобного подхода состоит в том, что быстро увеличивающееся число ограничений (уменьшение степеней свободы), накладываемых в первую очередь на элементы Системы, приводит к увеличению однородности, одинаковости ее элементов, препятствуя накоплению разнообразия их свойств. [В этом, по сути, и заключается диалектика развития – «Необходимо сохранять или даже увеличивать управляемость не уменьшая при этом, точнее увеличивая разнообразие элементов Системы».] И в соответствии с законом ОТС «О необходимом разнообразии», «уменьшение разнообразия» быстро становиться непреодолимым препятствием на пути развития Системы. Система костенеет. И если в среде ее существования случаются перемены, что неизбежно для открытых Систем, (а именно к таким и относиться Человек и человеческое Общество), это приводит к ее «поломке», которую, однако, не следует интерпретировать как физическое уничтожение. Недаром процесс эволюционного развития называется в ОТС процессом накопления сложности.
Интересен и сам по себе процесс увеличения однородности, окостенения системы, например, системы управления обществом. Он проявляется в том, что начинается замена элементов, в первую очередь в структурах власти. Во власть призываются люди «более однородные по своим жизненным качествам», именно такими являются «служивые люди» - например, военные, изначально привыкшие к единому образу бытия и имеющие привычку к послушанию и исполнительности, взамен тех, кто привык использовать в качестве основных ориентиров поведения нормы действующего законодательства – определяющие пределы, границы действия осуществляемые Человеком самостоятельно и на свою ответственность в купе с навыками и умениями согласовывать свои действия с действиями других. Но это направление движения есть Инволюция – движение вспять.
Психологически
движение вспять воспринимается как движение к уже
известному, туда, где человек чувствует себя уверенно, ему там почти все
знакомо. Притягательность движения в этом направлении усиливается с нарастанием
усталости и развитием ощущения, что Эволюционное движение ему не по плечу, в
том числе и из-за отсутствия необходимых навыков и умений (здоровья, воспитания
и образования).
14.03.2001 24:00
Атрибуты
личного осознаются, когда проявляется способность идентифицировать, выделить
Себя из множества подобных. То есть это понятие в качестве необходимых условий
имеет, во-первых, имеющееся множество подобных – похожих, одинаковых в системе
качеств, атрибутов, воспринимаемых как главные для всех элементов множества.
Во-вторых, наличия способности выделить у себя и у всех остальных качества,
атрибуты по которым Я отличаюсь от них от всех. В этой связи особую значимость
приобретает изложенный в 6-й главе Тайтрития
Упанишады божественный замысел:
Он пожелал: «Да
стану я многочисленным! Да произведу я потомство!».
Он воспламенился подвижничеством.
Воспламенившись подвижничеством, он сотворил все это,
что существует.
Сотворив это, он проник в это.
Проникнув в это, он стал существующим и истинным, объяснимым и необъяснимым, основанным и неоснованным, распознаваемым и нераспознаваемым, действительным и ложным.
Чтобы приумножиться, стать
большим, чем Ты есть, надо сначала стать многочисленным, разделиться на
множество подобных. Подобных, но не одинаковых. Именно
отличия от других обуславливают твою индивидуальность, твою личную Судьбу, твою
линию эволюционного развития. Исполнив которую,
Человек обогащается новыми качествами.
Если для повышения
доступности образов, представить Божественный огонь в виде костра, а искры Божии в виде искр костра, то можно отметить следующие
особенности.
Искра становиться
воспринимаема, только после своего отделения от пламени. После начала своего
существования в среде, кардинально отличной от той среды, которой является
пламя. Предназначение Искры – сохранив себя как частицу Пламени, войти в
соприкосновение с материей иной среды передать ей свое главное качество –
принадлежность Пламени. Путь от первоначального Огня, через Искру к новому Огню
представляется путем становления и развития Человека на этапе обретения им
своих личных качеств, на этапе своей индивидуализации.
Но у Божественного замысла
есть и вторая часть. Объединение, слияние отдельных новых огней в Единый
Пламень, многократно превосходящий Изначальный Огонь. В земных условиях кране
затруднительно продолжить модель костра, искры которого, превратившись в новые
огни, вновь сливаются в единый пламень. В этом проявляется принципиальная
ограниченность земного бытия. Но некоторые особенности процесса слияния представить
можно. Видимо главная из них состоит в «утрате» личностных особенностей
отдельных огней, точнее трансформации их в новое единое качество. Как в море
нельзя выделить отдельные капли, хотя каждая начала свое существование и у
каждой был свой путь, прежде чем все они вместе стали Океаном.
Предназначение Воздуха
обеспечение среды и условий образования Искр и Капель, способствование их
становлению и индивидуации.
Преумножение Пламени
18 05
2003 12 :
20