Канун юбилея это всегда повод для подведения итогов, и корректировки планов на будущее. Сегодня все мы накануне юбилея – заканчивается век, да что там Век, заканчивается Тысячелетие – это ли не повод для того, чтобы окинуть взглядом пройденное, всмотреться в будущее. И хотя достижения прогресса вроде бы значимы и неоспоримы, невозможно отделаться от ощущения, что нечто значимое и очень важное утрачено, что бег прогресса все больше напоминает бег в беличьем колесе. Сегодня мы находимся на пороге не только величайших открытия, но и величайших катастроф являющихся плодом дела рук человеческих. На сколько соответствует это творение чаяниям Человека? Не становится ли зловещей закономерностью превращение величайших достижений и научных открытий в величайшие проблемы (каждый без труда может составить свой длиннющий список), ставящие под вопрос само существование Человека на Земле. В чем истоки такого положения дел? Насколько нова эта дилемма? И если прав поэт, что: «Ничто не ново под Луной», что на этот счет думали предыдущие поколения людей? Неужели единственный выход в том, чтобы отказаться от всех достижений Прогресса и вернуться на порог каменного века. Вот здесь то и появляются извечные вопросы человечества, на которые же оно (человечество) уже много раз отвечало, но ответы эти каждый раз оказываются им же (человечеством) и утеряны.
Чтобы достижения на пути познания не порождали проблемы, более значимые, чем сами достижения, Духовный прогресс, или продвижение по пути Эволюции, должен опережать прогресс на пути «научного» познания. Однако видимая простота этого тезиса просто несопоставима с теми конкретными проблемами, которые возникают на конкретном жизненном пути каждого конкретного человека, связанными с его реализацией (воплощением). Более того, достижения Прогресса, …
В Христианской и Исламской культурной традиции духовность чаще всего ассоциируется с верой в Бога и которые наиболее широко представлены в странах называемых развитыми. Тому есть несколько причин, это и их относительная молодость, и простота, открывшая им путь к миллионам сердец, но которая была не в последнюю очередь достигнута за счет того, что наиболее сложные вопросы, такие как возникновение, развитие и разрушение Мира (Вселенной), место Бога (Богов) и Человека в нем и ряд других, оказались либо прописаны очень схематично, либо просто обойдены молчанием. Если же обратиться к более древним религиозным системам, например Буддизму, то ответ на последний вопрос в самой краткой и упрощенной форме мог бы выглядеть примерно так: «Человек, точнее его Дух (Монада) в своем эволюционном развитии проходит через многочисленные воплощения в конкретных человеческих образах. При этом страна (часть света), семья, физиологические и интеллектуальные особенности, здоровье тела, в которых этот Дух проходит очередное воплощение, определяются по результатам его предыдущих воплощений, его Кармой. Еще одна важная особенность – Карма ребенка есть «некое среднее» Кармы родителей. Они как бы создают, формируют врата, через которые в этот Мир войдет для очередного воплощения Дух (Монада) им (вратам) соответствующий. При таком мировоззрении нет бессмысленных и независящих от Человека (Монады) жизненных ситуаций. Все они с одной стороны определяются прошлым бытием, в том числе и в других воплощениях, а с другой определяют условия его будущего Бытия. Правда, в представлении очень многих, цельность такого мировоззрения «обрекает» человека на постоянный напряженный труд в течение всей жизни и во всех воплощениях, пока предначертанный для него Эволюцией путь не будет пройден полностью.
В таких условиях крайне трудно противостоять соблазнам и иллюзиям, которые предоставляются Прогрессом, ассоциируемым в первую очередь с широчайшим спектром естественных наук, обслуживающих материальные потребности повседневного мира. Действительно, стоит ли постоянно напрягаться в преодолении собственной гордыни, амбиций и внешних препятствий, если дефектные части человеческого тела, являющиеся результатом недостойной жизни в прошлых воплощениях, могут быть заменены, «отремонтированы» или, в крайнем случае, компенсированы с помощью достижений Прогресса. Тем более что истинность такого мировоззрения по известным причинам не имеет очевидных доказательств. Таких доказательств просто не существует в поле ментальных спекуляций (рационального мышления). Его истинность приходит Человеку через его «внутренние» ощущения. Тем, кто этого ощущения не постиг, стоит повнимательнее присмотреться к бесконечной, все ускоряющейся и все более изматывающей гонке. Падение нравственности людей порождает социальные и экологические проблемы, которые порождают проблемы здоровья Человека. Это стимулирует усилия по ускорению Прогресса, который в своем все ускоряющемся движении поглощает все больше и больше ресурсов, как самого человека, так и окружающей среды, и достижения которого создают видимость, иллюзию преодоления стоящих перед Человеком проблем, стимулируя пренебрежение нравственностью и падение нравов.
Как представляется, реальная жизнь не столь безрадостна, как эта упрощенная схема. Немало людей не только признающих необходимость духовного роста, но и полагающих на достижение этой цели свои силы. Достанет ли этих усилий вот в чем вопрос. Очень бы не хотелось, чтобы эти рассуждения были восприняты как призыв к полному отказу от пути научного прогресса. Прогресс Духовный заслуживает существенно большего внимания, вот о чем хотелось сказать.
В сознании очень многих Духовность и Вера, а точнее религиозность, неотъемлемым атрибутом которой является догматизм, являются синонимами, равно как и Вера с Наукой, неотъемлемым атрибутом которой является критическое отношение к исследуемому предмету, воспринимаются как несовместимая пара. Устойчивость этих стереотипов обусловлена многочисленными примерами из жизни, иначе они не были стереотипами. Но встречаются и исключения. И больше всего их в пограничных областях, наиболее интенсивное развитие которых, по мнению автора, физическая наука и религиозные системы, основанные на Буддизме, мировоззрение Алхимиков и некоторые другие. Представляется что, этот текст мог бы являться частью гипертекста, в котором каждое предложение содержало бы минимум одну ссылку на другие тексты, развивающие и освещающие более детально изложенные материалы.
Несколько тезисов.
1. Важнейшей составляющей духовности является Вера, т. е. принятие факта существования сущностей, природа которых выходит за рамки того, что в европейской культурной традиции называется материальным Миром. Необходимым условием также является картина Мира, Мировоззрение, цельная и непротиворечивая, в которой активно действующие субъекты не исчерпываются только Человеком. Именно в этой части наблюдается «максимальное сходство» с естественными науками. Исходя из истории их развития, следует полагать, что Мировоззрение должно содержать легальную возможность своего развития. То есть догматизм, естественным образом, служащий основанием Христианской Религии и являющейся фундаментом западной культурной традиции не должен блокировать развитие Мировоззрения.
2. Более высокая духовность должна явиться сдерживающим началом при развитии естественных наук претендующих на роль компенсатора проблем обусловленных падением духовности. Естественных наук, являющихся неотъемлемой составляющей современного западного Мировоззрения. Именно она (духовность) ответственна за то, чтобы Исследователь, выбирая, формируя цели своего научного поиска, был свободен от притязаний своей гордыни и амбиций, и Вера ему в этом является естественной и надежной опорой.
3. Формирование, точнее становление Веры должно происходить естественным путем, то есть приходить к Человеку изнутри. Задача Общества поощрять и стимулировать это становление, но никоим образом не принуждать. При этом разнообразие форм Веры, видимо, будет достаточно широким, и это должно восприниматься спокойно и естественно, примерно так же, как воспринимаются разные формы проявления Любви.
4. В идеале общественное устройство призвано обеспечить условия, не воздвигающие непреодолимых препятствий к достижению Человеком избранных им целей, а с другой стороны избежать создания сильных стимулов - славы, стремление квласти и богатству, способствующих возрастанию гордыни и амбиций.