782 46. Проекция. Проекция есть переложение (expulsion) субъективного внутреннего содержания (события) во
внешний объект. (В противоположность к интроекции, см. интроекция). Согласно
этому, проекция есть процесс диссимиляции (см. ассимиляция), в котором субъективное
содержание отчуждается от субъекта и, в известном смысле, воплощается в
объекте. Это бывает и с мучительными, невыносимыми содержаниями, от которых
субъект отделывается при помощи проекции, но бывает и с положительными, которые
по тем или иным причинам, например вследствие самоуничижения, оказываются
недоступными субъекту. Проекция основывается на архаическом тождестве (см.)
субъекта и объекта, но называть это явление проекцией можно лишь тогда, когда
возникает необходимость распадения этого тождества с объектом. Возникает же эта
необходимость тогда, когда тождество становится помехой, т. е. когда
отсутствие проецированного содержания начинает существенно мешать
приспособлению и возвращение проецированного содержания в субъекта становится
желательным. Начиная с этого момента прежнее частичное тождество получает
характер проекции. Поэтому выражение «проекция» обозначает состояние
тождества, которое стало заметным и вследствие этого подверженным критике, будь
то собственной критике субъекта или же критике кого-нибудь другого.
783 Можно различать пассивную и активную
проекции. Пассивная форма является обыкновенной формой всех патологических и
многих нормальных проекций, которые не возникают из какого-либо намерения, а
являются чисто автоматическими событиями. Активная форма составляет
существенную часть акта эмпатии (см.). Правда, в целом эмпатия является процессом
интроекции, потому что она служит тому, чтобы привести объект в интимное
отношение с субъектом. Для того, чтобы создать такое отношение, субъект отрывает
от себя какое-нибудь содержание, например чувство, вкладывает его в объект, тем
самым оживляя его и включая этим способом объект в субъективную сферу. Но
активная форма проекции бывает и актом
550
суждения, имеющим целью отделить субъект и объект. В таком случае субъективное суждение, в качестве значимого утверждения отделяется от субъекта и перелагается в объект, чем субъект отстраняет себя от объекта. Согласно этому, проекция есть процесс интроверсии (см.), ибо в противоположность к интроекции она устанавливает не вовлечение и уподобление, но отличение и отрыв субъекта от объекта. Поэтому проекция играет главную роль в паранойе, которая обыкновенно ведет к полному изолированию субъекта. 47А. Психическое, см. душа.*
784 48.
Рациональное. Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом,
соответствующее ему. Я понимаю разум как установку (см.), принцип которой состоит
в оформлении мышления, чувства и действия согласно объективным ценностям.
Объективные ценности устанавливаются в опыте среднего разума, посвященном, с
одной стороны, внешним фактам,а с другой — фактам внутренним, психологическим.
Подобные переживания не могли бы, конечно, представлять собой объективных
«ценностей», если бы они, как таковые, «оценивались» субъектом, что было бы уже
актом разума. Но разумная установка, позволяющая нам утверждать объективные
ценности как значащие, является делом не отдельного субъекта, а предметом
истории человечества.
Большинство объективных
ценностей, — а вместе с 785 тем и разум, — суть наследие древности, это крепко
спаянные комплексы представлений, над организацией которых трудились
бесчисленные тысячелетия с той же необходимостью, с какой природа живого
организма реагирует вообще на средние и постоянно повторяющиеся условия
окружающего мира и противопоставляет им соответствующие комплексы функций, как,
например, глаз, в совершенстве соответствующий природе света. Поэтому можно
было бы говорить о предсущест-вующем, метафизическом мировом разуме, если бы
реагирование живого организма, соответствующее среднему внешнему воздействию,
не было само по себе необходимым условием существования этого организма, —
мысль, высказанная еще Шопенгауэром. Вследствие этого человеческий разум есть
не что иное, как
* См. также КСАП.
551
выражение приспособленности
к среднему уровню происходящих событий, осевшему в виде комплексов представлений,
мало-помалу крепко соорганизовавшихся и составляющих как раз объективные
ценности. Итак, законы разума суть те законы, которые обозначают и регулируют
среднюю «правильную», приспособленную установку (см.). Рационально все то, что
согласуется с этими законами; и напротив, иррационально (см.) все, что с ними
не совпадает.
786 Мышление (см.) и чувство (см.)
являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает
момент размышления, рефлексии. Эти функции наиболее полно осуществляют свое
назначение при возможно совершенном согласовании с законами разума.
Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие,
таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для достижения полного
восприятия всего совершающегося как можно более отрешаться от всего
рационального, ибо рациональное предполагает исключение всего вне-разумного.
787 49. Редуктивное. Редуктивное значит «сводящее обратно».
Я пользуюсь этим выражением для обозначения такого метода психологического
толкования, который рассматривает бессознательный продукт не с точки зрения
символического выражения, а семиотически, т. е. как знак или симптом некоего,
лежащего в основе процесса. Согласно этому, редуктивный метод рассматривает
бессознательный продукт в смысле обратного сведения его к элементам, к основным
процессам, — будь то воспоминания о действительно имевших место событиях или
элементарные психические процессы. Поэтому редуктивный метод (в
противоположность методу конструктивному, см. конструктивное) ориентируется
назад или в историческом смысле, или же в смысле переносном, т. е. сводя
сложную и дифференцированную величины обратно — к более общему и
элементарному. Метод толкования Фрейда, а также и Адлера — редуктивен, потому
что и тот, и другой сводят явление к элементарным процессам желания и
стремления, имеющим в конечном счете инфантильную или физиологическую природу.
При этом на долю бессознательного продукта неизбежно выпадает лишь значение
несобственного выражения, для которого тер-
552
мин «символ» (см.), в сущности, не следовало бы употреблять. Редукция действует разлагающим образом на значение бессознательного продукта, который или сводится к своим историческим первоступеням и тем самым уничтожается, или же вновь интегрируется в тот элементарный процесс, из которого он вышел.
788 50. Самость.*
Как эмпирическое понятие, самость
обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает
единство личности как целого. Но в той степени, в какой целостная личность по
причине своей бессознательной составляющей может быть сознательной лишь
отчасти, понятие самости является отчасти лишь потенциально эмпирическим и до
этой степени постулятивным. Другими словами, оно включает в себя как
«переживабельное» (experienceable), так и
«непереживабельное» (inexperienceable)
(или еще не пережитое). Эти качества присущи в равной мере многим другим
научным понятиям, оказывающимся более именами, нежели идеями. В той степени, в
какой психическая целостность, состоящая из сознательных и бессознательных
содержаний, оказывается постуля-тивной, она представляет трансцендентальное
понятие, поскольку оно предполагает существование бессознательных факторов на
эмпирической основе и, таким образом, характеризует некое бытие, которое может
быть описано лишь частично, так как другая часть остается (в любое данное
время) неузнанной и беспредельной.
Подобно тому как
сознательные и бессознательные 789 явления дают о себе знать практически, при
встрече с ними, самость, как психическая целостность, также имеет сознательный
и бессознательный аспекты. Эмпирически, самость проявляется в сновидениях,
мифах, сказках, являя персонажи «сверхординарной личности» (см. эго), такие
как король, герой, пророк, спаси-
* Данная дефиниция была
написана Юнгом для немецкого идания Собрания Сочинений и отсутствует в русском
издании 1929 года. — В.З. Любопытно отметить, что определение, данное самости,
как «целостного спектра психических явлений у человека» почти идентично определению
психического как «тотальности, целостности всех психических процессов, как
сознательных, так и бессознательных» (см. душа). Здесь может подразумеваться,
что каждый индивид посредством психического или благодаря ему в своей потенции
представляет самость. Вопрос лишь в том, чтобы «реализовать» эту присущую ему в
потенции самость. Но это уже вопрос самой жизни. — Ред. англ. изд.
553
тель и т.д., или же в форме
целостного символа, — круга, квадрата, креста, квадратуры круга (quadrature circuli)
и т.д. Когда самость репрезентирует complexio oppositorum,
единство противоположностей, она также выступает в виде объединенной
дуальности, например в форме дао, как взаимодействия инь и ян или враждующих
братьев, или героя и его противника (соперника) (заклятого врага, дракона),
Фауста и Мефистофеля и т.д. Поэтому эмпирически самость представлена как игра
света и тени, хотя и постигается как целостность и союз, единство, в котором
противоположности соединены. Так как такое понятие непредставимо — третьего
не дано — то самость оказывается трансцендентальной и в этом смысле. Рассуждая
логически, здесь мы имели бы дело с пустой спекуляцией, если бы не то
обстоятельство, что самость обозначает символы единства, которые оказываются
обнаруживаемы эмпирически.
790 Самость не является философской идеей,
поскольку она не утверждает своего собственного существования, т. е. она не
гипостазирует самое себя. С интеллектуальной точки зрения это всего лишь
рабочая гипотеза. Ее эмпирические символы, с другой стороны, очень часто
обладают отчетливой нуминозностью, т. е. априорной эмоциональной ценностью,
как в случае мандолы, пифагорейского tetraktys,
кватерности и т. д.* Таким образом, самость утверждает себя как архети-пическую
идею (см. идея; образ), отличающуюся от других идей подобного рода тем, что она
занимает центральное место благодаря значительности своего содержания и своей
нуминозностью.
791 51. Символ. Понятие символа строго отличается в
моем понимании от понятия простого знака, символическое и семиотическое
значение — две вещи совершенно разные. Ферреро** пишет в своей книге, строго
говоря, не о символах, а о знаках. Например, старый обычай передавать кусок дерна
при продаже земли можно было бы, вульгарно говоря, назвать «символическим», но
по своей сущности, он вполне семиотичен. Кусок дерна есть знак, взятый вместо
всего участка земли. Крылатое колесо у железнодоржного служащего не есть символ
железной дороги, а знак, указывающий на прича-
* См. КСАП, соответствующие
термины.
** Ferrero. Les lois psyhologigues du symboUsme. 1895.
554
стность к железнодорожной
службе. Напротив, символ всегда предполагает, что выбранное выражение является
наилучшим обозначением или формулою для сравнительно неизвестного фактического
обстояния, наличность которого, однако, признается или требуется. Итак, если
крылатое колесо железнодорожника толкуется как символ, то это означает, что
этот человек имеет дело с неизвестной сущностью, которую нельзя было бы
выразить иначе или лучше, чем в виде крылатого колеса.
792 Всякое понимание, которое истолковывает символическое выражение, в смысле аналогии или сокращенного обозначения для какого-нибудь знакомого предмета, имеет семиотическую природу. Напротив, такое понимание, которое истолковывает символическое выражение как наилучшую и потому ясную и характерную ныне непередаваемую формулу сравнительно неизвестного предмета, имеет символическую природу. Понимание же, которое истолковывает символическое выражение, как измеренное описание или иносказание какого-нибудь знакомого предмета, имеет аллегорическую природу. Объяснение креста как символа божественной любви есть объяснение семиотическое, потому что «божественная любовь» обозначает выражаемое обстояние точнее и лучше, чем это делает крест, который может иметь еще много других значении. Напротив, символическим будет такое объяснение креста, которое рассматривает его, помимо всяких других мыслимых объяснений, как выражение некоторого, еще незнакомого и непонятного, мистического или трансцендентного, т. е. прежде всего психологического обстояния, которое, безусловно, точнее выражается в виде креста.
793 Пока символ сохраняет жизненность, он
является выражением предмета, который
иначе не может быть лучше обозначен. Символ сохраняет жизненность только до тех
пор, пока он чреват значением. Но, как только его смысл родился из него, т. е.
как только найдено выражение, формулирующее искомый, ожидаемый или чаемый
предмет еще лучше, чем это делал прежний символ, так символ мертв, т. е. он
имеет еще только историческое значение. Поэтому о нем все еще можно говорить
как о символе, допуская про себя, что в нем имеется в виду то, что было, когда
он еще не породил из себя своего лучшего выражения. Тот способ
555
рассмотрения, с которым
Павел и более древнее мистическое умозрение подходят к символу креста, показывает,
что он был для них живым символом, который изображал неизреченное и притом
непревзойденным образом. Для всякого эзотерического объяснения символ мертв,
потому что эзотерия сводит его к лучшему (очень часто мнимо лучшему) выражению,
вследствие чего он является уже просто условным знаком для таких связей,
которые на других путях уже известны и полнее и лучше. Символ остается жизненным
всегда только для экзотерической точки зрения.
794 Выражение, поставленное на место
какого-нибудь известного предмета, остается всегда простым знаком и никогда не
является символом. Поэтому совершенно невозможно создать живой, т. е. чреватый
значением символ из знакомых сочетаний. Ибо созданное на этом пути никогда не
содержит больше того, чем сколько в него было вложено. Каждый психический
продукт, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще
неизвестного или сравнительно известного факта, может быть воспринят как
символ, поскольку есть склонность принять, что это выражение стремится
обозначить и то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем.
Поскольку всякая научная теория заключает в себе гипотезу, т.е. предвосхищающее
обозначение, по существу, еще неизвестного обстоятельства, она является
символом. Далее, каждое психологическое явление есть символ при допущении, что
оно говорит или означает нечто большее и другое, такое, что ускользает от
современного познания. Такое возможно, безусловно, всюду, где имеется сознание
с установкою на иное возможное значение вещей. Оно невозможно только там, и то
лишь для этого самого сознания, где последнее само создало выражение,
долженствующее высказать именно столько, сколько входило в намерение создающего
сознания; таково, например, математическое выражение. Но для другого сознания
такое ограничение отнюдь не существует. Оно может воспринять и математическое
выражение как символ, например для выражения скрытого в самом творческом
намерении неизвестного психического обстоятельства, поскольку это
обстоятельство подлинно не было известно самому творцу семиотического выражения
и поэтому не могло быть сознательно использовано им.
556
795 Что есть символ, что нет, — это зависит
прежде всего от установки (см.)
рассматривающего сознания, напр., рассудка, который рассматривает данное обстоятельство
не просто как таковое, но, сверх того, и как выражение чего-то неизвестного.
Поэтому весьма возможно, что кто-нибудь создает такое обстоятельство, которое
для его воззрения совсем не представляется символическим, но может
представиться таковым сознанию другого человека. Точно так же возможно и
обратное. Мы знаем и такие продукты, символический характер которых зависит не только
от установки созерцающего их сознания, но обнаруживается сам по себе, в
символическом воздействии на созерцающего. Таковы продукты, составленные так,
что они должны были бы утратить всякий смысл, если бы им не был присущ
символический смысл. Треугольник с включенным в него оком является в качестве
простого факта такой нелепостью, что созерцающий решительно не может воспринять
его как случайную игру. Такой образ непосредственно навязывает нам
символическое понимание. Это воздействие подкрепляется в нас или частым и
тождественным повторением того же самого образа, или же особенно тщательным
выполнением его, которое и является выражением особенной, вложенной в него
ценности.
796 Символы, не действующие сами из себя, как
было только что описано, или мертвы, т.
е. превзойдены лучшей формулировкой, или же являются продуктами, символическая
природа которых зависит исключительно от установки созерцающего их сознания.
Эту установку, воспринимающую данное явление как символическое, мы можем
назвать сокращенно символической установкой. Она лишь отчасти оправдывается
данным положением вещей, с другой же стороны, она вытекает из определенного
мировоззрения, приписывающего всему совершающемуся — как великому, так и малому,
— известный смысл и придающего этому смыслу известную большую ценность, чем
чистой фактичности. Этому воззрению противостоит другое, придающее всегда
главное значение чистым фактам и подчиняющее фактам смысл. Для этой последней
установки символ отсутствует всюду, где символика покоится исключительно на
способе рассмотрения. Зато и для нее есть символы, а именно такие, которые
заставляют наблю-
557
дателя предполагать некий
скрытый смысл. Идол с головою быка может быть, конечно, объяснен как туловище
человека с бычачьей головой. Однако такое объяснение вряд ли может быть
поставлено на одну доску с символическим объяснением, ибо символ является
здесь слишком навязчивым для того, чтобы его можно было обойти. Символ,
навязчиво выставляющий свою символическую природу, не должен быть непременно
жизненным символом. Он может, например действовать только на исторический или
философский рассудок. Он пробуждает интеллектуальный или эстетический интерес.
Жизненным же символ называется только тогда, когда он и для зрителя является
наилучшим и наивысшим выражением чего-то лишь предугаданного, но еще
непознанного. При таких обстоятельствах он вызывает нас бессознательное
участие. Действие его творит жизнь и споспешествует ей. Так, Фауст говорит:
«Совсем иначе этот знак влияет на меня».
797 Жизненный символ формулирует некий
существенный, бессознательный фрагмент, и чем более распространен этот
фрагмент, тем шире и воздействие символа, ибо он затрагивает в каждом
родственную струну. Так как символ, с одной стороны, есть наилучшее и, для данной
эпохи, непревзойденное выражение для чего-то еще неизвестного, то он должен
возникать из самого дифференцированного и самого сложного явления в духовной
атмосфере данного времени. Но так как, с другой стороны, живой символ должен
заключать в себе то, что родственно более широкой группе людей для того, чтобы
он вообще мог воздействовать на нее, — то он должен и схватывать именно то, что
может быть обще более широкой группе людей. Таковым никогда не может быть
самое высокодифференцированное, предельно достижимое, ибо последнее доступно
и понятно лишь меньшинству; напротив, оно должно быть столь примитивно, чтобы
его вездесущее не подлежало никакому сомнению. Лишь тогда, когда символ
схватывает это и доводит до возможно совершенного выражения, он приобретает
всеобщее действие. В этом и заключается мощное и вместе с тем спасительное
действие живого социального символа.
798 Все, что я сказал сейчас о социальном
символе, относится и к индивидуальному символу. Существуют индивидуальные
психические продукты, явно имею-
558
щие символический характер
и непосредственно принуждающие нас к символическому восприятию. Для индивида
они имеют сходное функциональное значение, какое социальный символ имеет для
обширной группы людей. Однако происхождение этих продуктов никогда не бывает
исключительно сознательное или исключительно бессознательное — они возникают из
равномерного содействия обоих. Чисто сознательные, так же как и исключительно
бессознательные продукты, не являются per se символически
убедительными — признание за ними характера символа остается делом
символической установки созерцающего сознания. Однако они настолько же могут
восприниматься и как чисто каузально обусловленные факты, например в том смысле
как красная сыпь скарлатины может считаться « символом этой болезни». Впрочем,
в таких случаях правильно говорят о «симптоме», а не о символе. Поэтому я
думаю, что Фрейд, со своей точки зрения, совершенно верно говорит о
симптоматических, а не о символических действиях (Symptomhandlungen)*, ибо для него эти явления не символичны в
установленном мною смысле, а являются симптоматическими знаками определенного
и общеизвестного, основного процесса. Правда, бывают невротики, считающие свои
бессознательные продукты, которые суть прежде всего и, главным образом,
болезненные симптомы, за в высшей степени значительные символы. Но, в общем,
это обстоит не так. Напротив, современный невротик слишком склонен воспринимать
и значительное как простой «симптом».
799 Тот факт, что о смысле и бессмыслице вещей
существуют два различных, противоречащих друг другу, но одинаково горячо
защищаемых обеими сторонами мнения, научает нас тому, что, очевидно,
существуют явления, которые не выражают никакого особенного смысла, которые
суть простые последствия, симптомы и ничего более, — и другие явления, которые
несут в себе сокровенный смысл, которые не просто имеют известное
происхождение, но скорее хотят стать чем-то, и которые поэтому суть символы.
Нашему такту и нашей критической способности предоставлено решать, где мы имеем
дело с симптомами, а где с символами.
* Freud. Zur Psyhopatologie des Alltagslebens.
559
800 Символ есть всегда образование, имеющее
в высшей степени сложную природу, ибо он составляется из данных, поставляемых
всеми психическими функциями. Вследствие этого природа его ни рациональна, ни
иррациональна. Правда, одна сторона его приближается к разуму, но другая его
сторона не доступна разуму, потому что символ слагается не только из данных,
имеющих рациональную природу, но и из иррациональных данных чистого
внутреннего и внешнего восприятия. Богатство предчувствием и чреватость
значением, присущие символу, одинаково говорят как мышлению, так и чувству, а
его особливая образность, принявши чувственную форму, возбуждает как ощущение,
так и интуицию. Жизненный символ не может сложиться в тупом и мало развитом
духе, ибо такой дух удовлетворится уже существующим символом, предоставленным
ему традицией. Только томление высоко развитого духа, для которого
существующий символ уже не передает высшего единства в одном выражении, может
создать новый символ.
801 Но так как символ возникает именно из
его высшего и последнего творческого достижения и вместе с тем должен включать
в себя глубочайшие основы его индивидуального существа, то он не может
возникнуть односторонне из наивысше дифференцированных функций, а должен
исходить в равной мере из низших и примитивнейших побуждений. Для того, чтобы
такое содействие самых противоположных состояний вообще стало возможным, оба
этих состояния, во всей их противоположности, должны сознательно стоять друг
возле друга. Это состояние должно быть самым резким раздвоением с самим собой
и притом в такой степени, чтобы тезис и антитезис взаимно отрицали друг друга,
а эго все-таки утверждало бы свою безусловную причастность и к тезису и к
антитезису. Если же обнаруживается ослабление одной стороны, то символ оказывается
преимущественно продуктом одной стороны и тогда, в меру этого, он становится не
столько символом, сколько симптомом, притом именно симптомом подавленного
антитезиса. Но в той мере, в какой символ есть просто симптом, он теряет свою
освобождающую силу, ибо он уже не выражает права на существование всех частей
психики, а напоминает о подавлении антитезиса, даже тогда, когда сознание не отдает
себе
560
отчета в этом. Если же
имеется налицо полное равенство и равноправие противоположностей, засвидетельствованное
безусловной причастностью эго и к тезису и к антитезису, то вследствие этого
создается некоторая приостановка воления, ибо невозможно больше хотеть,
потому что каждый мотив имеет наряду с собою столь же сильный противоположный
мотив. Так как жизнь совершенно не выносит застоя, то возникает скопление
жизненной энергии, которое привело бы к невыносимому состоянию, если бы из
напряженности противоположностей не возникла новая объединяющая функция,
выводящая за пределы противоположностей. Но она возникает естественно из той
регресии либидо, которая вызвана ее скоплением. Так как вследствие полного
раздвоения воли прогресс становится невозможным, то либидо устремляется назад,
поток как бы течет обратно к своему источнику, т. е. при застое и
бездейственности сознания возникает активность бессознательного, где все
дифференцированные функции имеют свой общий архаический корень, где живет та
смешанность содержаний, многочисленные остатки которой еще обнаруживает
первобытная ментальность.
802 И вот активность бессознательного выявляет
наружу некое содержание, установленное одинаково — как тезисом, так и
антитезисом и компенсирующее как тот, так и другой ( см. Компенсация ). Так как
это содержание имеет отношение как к тезису, так и к антитезису, то оно
образует посредствующую основу, на которой противоположности могут
соединиться. Если мы возьмем, например противоположность между чувственностью
и духовностью, то среднее содержание, рожденное из бессознательного, дает
благодаря богатству своих духовных отношений желанное выражение духовному
тезису, а в силу своей чувственной наглядности оно ухватывает чувственный
антитезис. Но эго, расщепленное между тезисом и антитезисом, находит свое
отображение, свое единое и настоящее выражение именно в посредствующей основе,
и оно жадно ухватится за него, чтобы освободиться от своей расщепленности.
Поэтому напряженность противоположностей устремляется в это посредствующее
выражение и защищает его от той борьбы противоположностей, которая вскоре
начинается из-за него и в нем, причем обе противоположности пытаются разрешить
новое выра-
561
жение, каждая в своем
смысле. Духовность пытается создать нечто духовное из выражения, выдвинутого
бессознательным, чувство же — нечто чувственное; первая стремится создать из
него науку или искусство, вторая — чувственное переживание. Разрешение бессознательного
продукта в то или другое удается тогда, когда эго оказывается не вполне
расщепленным, а стоит более на одной стороне, чем на другой. Если одной из
сторон удается разрешить бессознательный продукт, то не только этот продукт, но
и эго переходит к ней, вследствие чего возникает идентификация эго с наиболее
дифференцированной функцией (см. подчиненная функция). Вследствие этого процесс
расщепления повторится впоследствии на высшей ступени.
803 Если же эго настолько устойчиво, что
ни тезису, ни антитезису не удается разрешить бессознательный продукт, то это
подтверждает, что бессознательное выражение стоит выше как той, так и другой
стороны. Устойчивость эго и превосходство посредствующего выражения над тезисом
и антитезисом представляются мне коррелятами, взаимно друг друга обусловливающими.
Иногда кажется, как будто устойчивость прирожденной индивидуальности является
решающим моментом, а иногда — будто бессознательное выражение имеет
преобладающую силу, от которой эго и получает безусловную устойчивость. В
действительности же может быть и так, что устойчивость и определенность
индивидуальности, с одной стороны, и превосходство силы бессознательного
выражения, с другой, — суть не что иное, как признаки одного и того же
фактического постоянства.
804 Если бессознательное выражение до такой
степени сохраняется, то оно является сырым материалом, подлежащим не
разрешению, а формированию и представляющим собой общий предмет для тезиса и
антитезиса. Вследствие этого такое бессознательное выражение становится новым
содержанием, овладевающим всей установкой, уничтожающим расщепление и властно
направляющим силу противоположностей в одно общее русло. Этим застой жизни
устраняется, и жизнь получает возможность течь далее с новой силой и новыми
целями.
805 Этот описаный только что процесс в его
целом я назвал трансцендентной функцией, причем под «фун-
562
кцией» я разумею не
основную функцию, а сложную, составленную из других функций, а термином «транс
цендентный» я обозначаю не какое-нибудь метафизическое качество, а тот факт,
что при помощи этой функции создается переход из одной установки в другую.
Сырой материал, обработанный тезисом и антитезисом и соединяющий в процессе
своего формирования обе противоположности, есть жизненный символ. В его надолго
неразрешимом, сыром материале заложено все присущее ему богатство
предчувствиями, а в том образе, который принял его сырой материал под воздействием
противоположностей, заложено влияние символа на все психические функции.
806 Намеки на основы процесса,образующего
символ, мы находим в скудных сообщениях о подготовительных периодах жизни у
основателей религий, например в противоположениях Иисуса и Сатаны, Будды и
Мары, Лютера и черта, в истории первого светского периода жизни Цвингли, у Гете
в возрождении Фауста через союз с чертом. В конце Заратустры мы находим замечательный
пример подавления антитезиса в образе «безобразнейшего человека».
52.
Синтетическое (см. конструктивное).
807 53. Сознание.
Под сознанием я разумею отнесенность
психических содержаний к нашему эго (см.), поскольку эго ощущает эту
отнесенность, как таковую.* Отношения к эго, поскольку они, как таковые, им не
ощущаются, остаются бессознательными (см. бессознательное). Сознание есть
функция или деятельность**, поддерживающая связь между психическими
содержаниями и эго. Сознание для меня не тождественно с психикой, ибо психика
представляется мне совокупностью всех психических содержаний, из которых не
все непременно связаны прямо с эго, т. е. настолько отнесены к эго, что им
присуще качество сознательности. Есть множество психических комплексов, из
которых не все, по необходимости, связаны с эго.
***
808 54.
Субъективный уровень. Когда я говорю об истолковании сновидения или
фантазии на субъективном уров-
* Natorp, Einl, in die Psych., p.l 1; Lipps, Leitfaden d. Psych., p.3.
** Cp. Riehl (Z. Einl. in die Phil..,161), который тоже понимает
сознание как «активность», как «процесс».
*** См.: Юнг К. Г.
Психология раннего слабоумия. Цюрих, 1939 Т 1
563
809
не, то имею в виду, что лица или ситуации, встречающиеся в них, относятся к субъективным факторам, всецело присущим собственной психике субъекта. Известно, что образ объекта, находящийся в нашей психике, никогда не бывает абсолютно равным самому объекту, а самое большее лишь похожим на него. Правда, образ этот создается через чувственную перцепцию и через апперцепцию (см.) этих раздражений, но именно с помощью процессов, которые уже принадлежат нашей психике и лишь вызваны объектом. Опыт показывает, что свидетельства наших чувств в высокой степени совпадают с качествами объекта, однако наша апперцепция подвержена почти необозримым субъективным влияниям, которые чрезвычайно затрудняют верное познание человеческого характера. К тому же столь сложная психическая величина, какой является человеческий характер, дает чистой чувственной перцепции лишь очень немного точек опоры. Познание характера требует эмпатии (см.), размышления, интуиции (см.). Вследствие таких осложнений естественно, что конечное суждение имеет всегда лишь очень сомнительную ценность, так что тот образ человеческого объекта, который мы в себе слагаем, оказывается при всяких обстоятельствах в высшей степени субъективно обусловленным. Поэтому в практической психологии поступают правильно, когда строго отличают образ или имаго человека, от его действительного существования. Вследствие крайне субъективного возникновения имаго, оно нередко является скорее отображением субъективного комплекса функций, нежели самого объекта. Поэтому при аналитическом разборе бессознательных продуктов важно, чтобы имаго отнюдь не отождествлялось без оговорок с объектом, а, скорее, понималось как образ субъективного отношения к объекту. Это и есть понимание на субъективном уровне.
Исследование
бессознательного продукта на субъективном уровне обнаруживает наличность
субъективных суждений и тенденций, носителем которых становится объект. И
если в каком-нибудь бессознательном продукте появляется имаго объекта, то это
вовсе не значит, что дело само по себе идет о реальном объекте, а точно так же
или, может быть, даже скорее, о субъективном функциональном комплексе (см.
душа). При-
564
меняя истолкование на
субъективном уровне, мы получаем доступ к широкой психологической интерпретации
не только сновидений, но и литературных произведений, в которых отдельные
действующие лица являются представителями относительно автономных
функциональных комплексов автора.
810 55. Тип,
Тип есть пример или образец, характеристически передающий характер родового
понятия или всеобщности. В более узком смысле настоящего моего труда, тип есть
характерный образец единой общей установки (см. установка), встречающейся во
многих индивидуальных формах. Из многочисленных устано вок, действительно
встречающихся и возможных, я выделяю в настоящем своем исследовании в общем
четыре установки, а именно те, которые ориентируются, главным образом, на
четыре основные психологические функции (см. функция), т. е. на мышление,
чувство, интуицию и ощущение. Поскольку такая установка привычна и тем
накладывает определенный отпечаток на характер индивида, — я говорю о психологическом
типе. Эти типы, базированные на четырех основных функциях, которые можно
обозначить как мыслительный, чувствующий, интуитивный и ощущающий, могут быть
в зависимости от качества основной (ведущей) функции разделены на два класса:
на типы рациональные и типы иррациональные. К первым принадлежат мыслительный и
чувствующий типы, к последним — интуитивный и ощущающий (см. рациональное и
иррациональное). Дальнейшее разделение на два класса зависит от
преимущественного движения либидо, а именно от интроверсии и экстраверсии
(см.). Все основные типы могут принадлежать как к одному, так и к другому
классу, смотря по их преобладающей установке, более интровертной или более экстравертной.
Мыслительный тип может принадлежать и к интровертному, и к экстравертному
классу; так же и все остальные типы. Разделение на рациональные и иррациональные
типы составляет другую точку зрения и не имеет ничего общего с интроверсией и
экстраверсией.
811 В двух предварительных сообщениях, посвященных учению о типах,* я не отличал мыслительный и чув-
* Одно см. Приложение 1
наст, работы; другое: «Структура бессознательного» в: Два эссе по
аналитической психологии. CW 7, par. 462 и 482.
565
ствующий типы от типов
интровертного и экстравертного, но отождествлял мыслительный тип с интровертным,
а чувствующий — с экстравертным. Но при окончательной разработке материала я
убедился, что интровертный и экстравертный типы следует рассматривать как
категории, стоящие над функциональными типами. Такое разделение вполне
соответствует и опыту, ибо, например, несомненно, что есть два различных
чувствующих типа, из которых один установлен преимущественно на свое
чувствующее переживание, а другой — преимущественно на объект.
812 56. Тождество (Identitat, Identity). О тождестве я говорю в случае психологической
одинаковости. Тождество есть всегда бессознательный феномен, потому что
сознательная одинаковость всегда предполагала бы уже сознание двух вещей
одинаковых одна с другой и, следовательно, отделение субъекта от объекта,
вследствие чего сам феномен тождества был бы уже упразднен. Психологическое
тождество предполагает свою бессознательность. Оно составляет характерное
свойство примитивного уклада души и настоящую основу «мистического соучастия»
(см.), которая есть не что иное, как пережиток первобытной психологической
неотличен-ности субъекта и объекта, т. е. остаток изначального бессознательного
состояния; далее, оно есть свойство, характеризующее духовное состояние раннего
детства, и, наконец, оно характеризует и бессознательное у взрослого,
культурного человека, которое, поскольку оно не стало содержанием сознания,
длительно пребывает в состоянии тождества с объектами. На тождестве с
родителями основана идентификация (см.) с ними; точно так же на нем покоится и
возможность проекции (см.) и интроекции (см.).
813 Тождество есть прежде всего
бессознательная одинаковость с объектами. Оно не есть уравнение или
отождествление, но априорная одинаковость, которая вообще никогда не была
предметом сознания. На тождестве основан наивный предрассудок, будто психология
одного человека равна психологии другого; будто всюду действуют одни и те же
мотивы; будто приятное мне, разумеется, должно доставить удовольствие и другому;
будто то, что не морально для меня, должно быть не морально и для другого, и т.
д. На тождестве основано и распространенное всюду стремление исправлять
566
в других то, что следовало
бы исправить в самом себе. На тождестве же основана далее возможность суггестивного
вушения и психической заразы. Особенно ясно тождество выступает в
патологических случаях, например у параноика, когда собственное субъективное
содержание предполагается у другого, как само собой разумеющееся. Но тождество
делает также возможным сознательный коллективизм (см. коллективное), сознательную
социальную установку (см.), нашедшую свое высшее выражение в идеале
христианской любви к ближнему.
57.
Трансцендентная функция (см. символ).
814 58. Установка
(EinsteUung). Это понятие есть сравнительно новое приобретение
психологии (1921 г. — В.З.). Его ввели Мюллер и Шуман.* Тогда как Кюльпе**
определяет установку, как предрасположение сенсорных или моторных центров к
определенному раздражению или к постоянному импульсу, Эббингауз*** понимает
ее в более широком смысле, как процесс упражнения, вносящий привычное в
свершение, уклоняющееся от привычного. В нашем применении этого понятия мы
исходим из эббингаузовского понятия установки. Установка есть для нас
готовность психики действовать или реагировать в известном направлении. Это
понятие очень важно именно в психологии сложных душевных явлений, потому что
оно дает выражение тому своеобразному психологическому явлению, в силу
которого известные раздражения в известное время действуют сильно, а в другое
время слабо или же не действуют вовсе. Быть установленным — значит быть готовым
к чему-нибудь определенному, даже тогда, когда это определенное является
бессознательным, потому что установленность есть то же самое, что априорная
направленность на что-то определенное, независимо от того находится это
определенное в представлении или нет. Готовность, в виде которой я понимаю
установку, состоит всегда в том, что налицо имеется известная субъективная
констелляция, определенное сочетание психических факторов или содержаний, которое
или установит образ действия в том или ином определенном направлении, или
воспримет внешнее
*PflugersArch.,Bd. 45, 37.
** Grundriss der Psychologie, p.44. *** Grundzuge der Psychologie, I,
pp.681 f.
567
раздражение тем или иным
определенным способом. Без установки активная апперцепция невозможна (см.
апперцепция). Установка всегда имеет точку направления, которая может быть
сознательной или бессознательной, ибо приуготовленное сочетание содержаний
безошибочно выдвинет в акте апперцепции нового содержания те качества или
моменты, которые окажутся сопринадлежащими с субъективным содержанием. Это
означает, что происходит выбор или суждение, которое исключает неподходящее.
Что именно подходяще, а что неподходяще, решается на основании имеющейся наготове
комбинации или констелляции содержаний. Сознается или не сознается та точка, на
которую направлена установка, не имеет значения для выбирающего действия
установки, потому что выбор уже дан установкой априори и в дальнейшем
происходит автоматически. Но практически следует отличать сознательное от
бессознательного, потому что чрезвычайно часто бывают налицо две установки:
одна сознательная, а другая — бессознательная. Этим я хочу сказать, что
сознание имеет наготове иные содержания, нежели бессознательное. Такая
двойственность установки особенно ясно обнаруживается при неврозе.
815 Понятие установки несколько сродни понятию
апперцепции у Вундта с тем, однако, отличием, что в понятие апперцепции входит
процесс, устанавливающий отношение приуготовленного содержания к новому
содержанию, подлежащему апперцепции, тогда как понятие установки относится
исключительно к субъективному приуготовленному содержанию. Апперцепция есть
как бы мост, соединяющий содержание уже имеющееся, лежащее наготове, с новым
содержанием, тогда как установка представляет собой опору моста на одном
берегу, новое же содержание — опору на другом берегу. Установка означает
ожидание чего-то, а ожидание всегда вызывает выбор и дает направление. Содержание,
сильно подчеркнутое и находящееся в поле зрения нашего сознания, образует,
иногда совместно с другими содержаниями, известную констелляцию, равносильную
определенной установке, ибо такого рода содержание сознания способствует
восприятию и апперцепции всего однородного, преграждая путь восприятию всего
чужеродного. Такое содержание порождает соответствующую ему установку. Это
автоматическое
568
явление составляет одну из
существенных основ односторонности сознательного ориентирования. Оно могло бы
повести к полной потере равновесия, если бы в психике не было бы
саморегулирующей, компенсирующей (см. компенсация) функции, исправляющей сознательную
установку. В этом смысле двойственность установки есть явление нормальное,
которое лишь тогда проявляется в виде нарушения, когда сознательная
односторонность впадает в крайность.
816 Установка может быть в качестве обычного
внимания незначительным частичным явлением, но она может быть и общим
определяющим всю психику принципом. На основе предрасположения или общего
жизненного опыта, или убеждения может образоваться привычная констелляция
содержаний, создающая постоянно — и часто до мельчайших подробностей —
определенную установку. Человек, особенно глубоко ощущающий всю полноту
жизненной неудовлетворенности, будет, естественно, иметь установку, всегда
ожидающую неудовольствия. Такая крайняя сознательная установка компенсируется
бессознательной установкой, направленной на удовольствие. Угнетенный человек
имеет сознательную установку на угнетающее, он выбирает в опыте именно этот
момент и всюду его чувствует, поэтому его бессознательная установка направлена
на власть и превосходство.
817 Вся психология индивида даже в его наиболее
существенных чертах бывает ориентирована различно в соответствии с его
привычной установкой. Хотя общие психологические законы имеют значение для
каждого индивида, однако нельзя сказать, что все они характеризуют отдельную
личность, поскольку сам способ действия этих законов изменяется в соответствии
с его привычной установкой. Привычная установка всегда есть результат всех
факторов, способных существенно влиять на психическое, а именно: врожденного
предрасположения, влияния среды, жизненного опыта, прозрений и убеждений,
приобретенных путем дифференциации (см.), коллективных (см.) представлений и др.
Без такого, безусловно фундаментального значения установки было бы невозможно
существование индивидуальной психологии. Но общая установка вызывает такие
огромные сдвиги сил и такие изменения во взаимоотношениях между отдельными
функциями, что из
569
этого слагаются сложные
последствия, ставящие нередко под вопрос значение общих психологических законов.
Хотя, например, считается, что в силу физиологических и психологических
оснований, половая функция неизбежно должна иметь известную степень деятельности,
однако бывают индивиды, которые без ущерба, т. е. без патологических явлений и
без каких-нибудь заметных ограничений в трудоспособности, в значительной
степени обходятся без нее, тогда как в других случаях даже незначительные
нарушения в этой области могут повлечь за собой весьма значительные общие
последствия. Как огромны индивидуальные различия, можно, пожалуй, лучше всего
убедиться в вопросе об удовольствии и неудовольствии. Здесь изменяют, так
сказать, все правила. Есть ли, в конце концов, что-нибудь такое, что не могло
бы доставить человеку при случае удовольствие, а при случае — неудовольствие?
Каждое влечение, каждая функция может подчинить себя другой и последовать за
ней. Влечение к утверждению своего эго или к власти может заставить сексуальность
служить себе, или же сексуальность может использовать наше эго. То мышление
превзойдет и осилит все остальное, то чувство поглотит мышление и ощущение, — и
все в зависимости от установки.
818 В сущности, установка есть явление
индивидуальное и не укладывается в рамки научного подхода. Но в опыте можно
различать известные типические установки, поскольку различаются также и
психические функции. Если какая-нибудь функция обычно преобладает, то из этого
возникает типическая установка. Смотря по роду дифференцированной функции возникают
констелляции содержаний, которые и создают соответствующую установку. Так,
существует типическая установка человека мыслящего, чувствующего, ощущающего и
интуитивного. Кроме этих, чисто психологических типов установки, число которых
могло бы быть, может быть, еще увеличено, существуют и социальные типы, т. е.
такие, на которых лежит печать какого-нибудь коллективного представления. Они
характеризуются различными «измами». Эти, коллективно обусловленные установки
во всяком случае очень важны, а в некоторых случаях они имеют большее значение,
чем чисто индивидуальные установки.
570
819 59. Фантазия.
Под фантазией я подразумеваю два различных явления, а именно: во-первых,
фантазму и, во-вторых, воображающую деятельность. Из текста моей работы в
каждом данном случае вытекает, в каком смысле следует понимать выражение
«фантазия». Под фантазией в смысле «фантазмы» я понимаю комплекс представлений,
отличающихся от других комплексов представлений тем, что ему не соответствует
никакой внешней реальной объективной данности. Хотя первоначально фантазия
может покоиться на вспоминающихся образах действительно имевших место переживаний,
все же ее содержание не соответствует никакой внешней реальности, но остается,
по существу, выходом творческой активности духа, деятельностью или продуктом
комбинации психических элементов, оккупированных энергией. Поскольку
психическая энергия может подвергаться произвольному направлению, постольку и
фантазия может вызываться сознательно и произвольно как в целом, так и по
крайней мере частично. В первом случае она тогда не что иное, как комбинация
сознательных элементов. Однако такой случай является искусственным и только
теоретически значимым экспериментом. В повседневном психологическом опыте
фантазия в большинстве случаев или вызывается вследствие настороженной
интуитивной установки, или же является вторжением бессознательных содержаний в
сознание.
820 Можно различать активные и пассивные
фантазии; первые вызываются интуицией (см.), т. е. установкой (см.),
направленной на восприятие бессознательных содержаний, причем либидо (см.)
тотчас оккупирует все всплывающие из бессознательного элементы и доводит их,
через ассоциацию параллельных материалов, до полной ясности и наглядности;
пассивные фантазии появляются сразу в наглядной форме, без предшествующей и
сопровождающей интуитивной установки, при совершенно пассивной установке
познающего субъекта. Такие фантазии принадлежат к психическим «автоматизмам»
(Automatismes, Жане). Эти последние фантазии могут, конечно,
появляться лишь при наличии относительной диссоциации в психике, потому что их
возникновение требует, чтобы существенная часть энергии уклонилась от
сознательного контроля и овладела бессознательными содержаниями. Так,
например,
571
видение Савла предполагает,
что бессознательно он уже христианин, что укрылось от его сознательного
понимания, инсайта.
821 Пассивная фантазия всегда возникает из
какого-нибудь процесса в бессознательном, противоположного сознанию, процесса,
который содержит в себе приблизительно столько же энергии, сколько и в
сознательной установке, и который поэтому способен проломить сопротивление
последней. Напротив, активная фантазия обязана своим существованием не только
и не односторонне — интенсивному и противоположному бессознательному процессу,
но настолько же склонности сознательной установки воспринимать намеки или
фрагменты сравнительно слабо подчеркнутых бессознательных связей и, преобразуя
их при помощи ассоциирования параллельных элементов, доводить их до полнейшей
наглядности. Итак, при активной фантазии дело отнюдь и не всегда сводится к
диссоциированному душевному состоянию, но, скорее, к положительному участию
сознания.
822 Если пассивная форма фантазии нередко
носит на себе печать болезненного или, по крайней мере, ненормального, то ее
активная форма принадлежит нередко к высшим проявлениям человеческого духа, так
как в ней сознательная и бессознательная личности субъекта сливаются в одном
общем объединяющем произведении. Фантазия, сложившаяся так, может быть высшим
выражением единства известной индивидуальности и даже создавать эту
индивидуальность именно при помощи совершенного выражения ее единства ( ср.
понятие «эстетического настроения» у Шиллера). По-видимому, пассивная
фантазия обычно никогда не бывает выражением достигнутого единства
индивидуальности, так как она, как уже сказано, предполагает сильную
диссоциацию, которая со своей стороны может покоиться только на столь же
сильной противоположности между сознанием и бессознательным. Фантазия, возникшая
из такого состояния через вторжение в сознание, именно поэтому никогда не может
быть совершенным выражением объединенной в себе индивидуальности, но будет
преимущественно выражением точки зрения бессознательной личности. Хорошим
примером тому может служить жизнь Павла: его обращение в христианскую веру
соответствовало принятию дотоле неосознанной точки зрения и вытеснению
прежнего антихри-
572
стианского образа мыслей,
который впоследствии обнаруживался в его истерических припадках. Поэтому
пассивная фантазия всегда нуждается в сознательной критике, если она не должна
односторонне давать дорогу точке зрения бессознательной противоположности.
Напротив, активная фантазия как продукт, с одной стороны, сознательной
установки, отнюдь не противоположной бессознательному, с другой стороны,
бессознательных процессов, также не противоположных сознанию, а лишь
компенсирующих его, нуждается не в критике, а в понимании.
823 Как в сновидении ( которое есть не что иное,
как пассивная фантазия), так и в
фантазии следует различать явный и скрытый смысл. Первый выясняется из
непосредственного созерцания фантастического образа, этой непосредственной
манифестации фантастического комплекса представлений. Конечно, явный смысл
почти и не заслуживает названия — в фантазии он всегда оказывается гораздо
более развитым, чем в сновидении — это, вероятно, должно проистекать из того,
что сонная фантазия обычно не нуждается в особой энергии для того, чтобы
действенно противостоять слабому сопротивлению спящего сознания, так что уже
мало противоположные и лишь слегка компенсирующие тенденции могут дойти до
восприятия. Напротив, бодрствующая фантазия уже должна располагать значительной
энергией для того, чтобы преодолеть тормозящее сопротивление, исходящее от
сознательной установки. Чтобы бессознательная противоположность дошла до
сознания, ей необходимо быть очень важной. Если бы эта противоположность
состояла лишь в неясных и трудно уловимых намеках, то она никогда не смогла бы
настолько завладеть вниманием, т. е. сознательным либидо, чтобы прорвать связь
сознательных содержаний. Поэтому бессознательное содержание приковано к
прочной внутренней связи, которая именно и выражается в выработанном явном
смысле.
824 Явный смысл всегда имеет характер
наглядного и конкретного процесса,
однако последний, вследствие своей объективной нереальности, не может удовлетворить
сознания, притязающего на понимание. Поэтому оно начинает искать другого
значения фантазии, — ее толкования, т. е. скрытого смысла. Хотя существование
скрытого смысла фантазии сначала вовсе не достоверно
573
и хотя вполне возможно
оспаривать даже и саму возможность скрытого смысла, однако притязание на
удовлетворительное понимание является достаточным мотивом для тщательного
исследования. Это отыскание скрытого смысла может сначала иметь чисто каузальную
природу, при постановке вопроса о психологических причинах возникновения
фантазии. Такая постановка вопроса ведет, с одной стороны, к поводам, вызвавшим
фантазию и лежащим далее, позади; с другой стороны, к определению тех влечений
и сил, на которые энергетически следует возложить ответственность за
возникновение фантазии. Как известно, Фрейд особенно интенсивно разрабатывал
это направление. Такого рода толкование я назвал редуктив-н ы м. Право на
редуктивное понимание ясно без дальнейших разъяснений и точно так же вполне
понятно, что этот способ толкования психологических данных дает некоторое
удовлетворение людям известного темперамента, так что всякое притязание на
дальнейшее понимание у них отпадает. Когда кто-нибудь издаст крик о помощи, то
этот факт будет достаточно и удовлетворительно объяснен, если мы сможем
доказать, что жизнь данного человека в данный момент находится в опасности.
Если человеку снится уставленный яствами стол и доказано, что он лег спать
голодным,то такое объяснение сна удовлетворительно. Если человек, подавляющий
свою сексуальность, например средневековый святой, имеет сексуальные фантазии,
то этот факт достаточно объяснен редукцией на подавленную сексуальность.
825 Но, если бы мы захотели объяснить
видение Петра ссылкой на тот факт, что он голодал и что поэтому бессознательное
побуждало его есть нечистых животных, или же что поедание нечистых животных
вообще лишь исполнение запретного желания, то такое объяснение, дает мало
удовлетворения. Точно так же наш запрос не будет удовлетворен, если мы захотим
свести, например, видение Савла к его вытесненной зависти, которую он питал к
роли Христа среди его соотечественников и при помощи которой он отождествлял
себя с Христом. В обоих этих объяснениях может быть доля правды, но к
психологии Петра или Павла, обусловленной духом их времени, объяснения эти не
имеют никакого отношения. Это объяснение чересчур просто
574
и дешево. Нельзя трактовать
мировую историю как проблему физиологии или как вопрос личной скандальной
хроники. Эта точка зрения была бы слишком ограничена. Поэтому мы вынуждены
значительно расширить наше понимание скрытого смысла фантазии, прежде всего в
смысле причинности: психологию отдельного человека никогда нельзя исчерпывающе
объяснить из него самого, но надо ясно понять, что его индивидуальная
психология обусловлена современными ему историческими обстоятельствами и как
именно. Она не есть лишь нечто физиологическое, биологическое или личное, но и
некая проблема истории того времени. И потом, никакой психологический факт никогда
не может быть исчерпывающе объяснен только из одной своей причинности, ибо в
качестве живого феномена он всегда неразрывно связан с непрерывностью
жизненного процесса, так что, хотя он, с одной стороны, есть всегда нечто
ставшее, с другой стороны, он все же есть всегда нечто становящееся,
творческое.
826 У психологического момента лик Януса: он
глядит назад и вперед. В то время, как
он становится, он подготавливает и будущее. В противном случае намерение,
задание, установка целей, учет будущего и предвидение его были бы
психологически невозможны. Если кто-нибудь выражает какое-либо мнение и мы
относим этот факт только к тому, что до него кто-то другой высказал такое же
мнение, то это объяснение практически совершенно недостаточно, ибо мы хотим
знать не просто причину этого поступка для его понимания, но еще и то, что он
имеет при этом в виду, в чем его цель и намерение и чего он хочет этим достигнуть.
Узнав и это все, мы обыкновенно чувствуем себя удовлетворенными. В повседневной
жизни мы без дальнейшего рассуждения и совершенно инстинктивно прибавляем к
этому еще объяснение и с финальной точки зрения; очень часто мы даже считаем
именно эту финальную точку зрения решающей, совершенно оставляя в стороне
момент, в строгом смысле причинный, очевидно инстинктивно признавая творческий
момент психического существа. Если мы так поступаем в повседневном опыте, то и
научная психология должна считаться с таким положением дела и поэтому не должна
становиться исключительно на строго каузальную точку зрения, заимствованную ею
первоначально у
575
естественных наук, но
принимать во внимание и финальную природу психического.
827 И вот, если повседневный опыт
утверждает как несомненное финальное ориентирование содержаний сознания, то с
самого начала нет никаких поводов для того, чтобы отвергнуть это применительно
к содержаниям бессознательного, конечно, до тех пор, пока опыт не обнаружит обратного.
По моему опыту, нет никаких оснований отрицать финальное ориентирование бессознательных
содержаний, напротив, есть множество случаев, в которых удовлетворительное
объяснение достижимо только при введении финальной точки зрения. Если мы будем
рассматривать, например, видение Сав-ла с точки зрения мировой миссии Павла и
придем к заключению, что Савл, хотя сознательно и преследовал христиан, но
бессознательно принял уже христианскую точку зрения и стал христианином
вследствие перевеса и вторжения бессознательного, потому что его
бессознательная личность стремилась к этой цели, инстинктивно постигая
необходимость и значительность этого деяния, то мне кажется, что такое
объяснение значения этого факта будет более адекватным, чем редуктивное
объяснение при помощи личных моментов, хотя последние, в той или иной форме,
несомненно соучаствовали в этом, ибо «слишком человеческое» имеется всюду
налицо. Точно так же данный в Деяниях Апостолов намек на финальное объяснение
видения Петра, является гораздо более удовлетворительным, чем предположение
физиологически-личных мотивов.
828 Итак, объединяя все вместе, мы можем
сказать, что фантазию следует понимать и каузально, и финально. Для каузального
объяснения она есть такой симптом физиологического или личного состояния,
который является результатом предшествующих событий. Для финального же
объяснения, фантазия есть символ, который пытается обозначить или ухватить с
помощью имеющегося материала определенную цель или, вернее, некоторую будущую
линию психологического развития. Так как активная фантазия составляет главный
признак художественной деятельности духа, то художник есть не только
изобразитель, но творец и, следовательно, воспитатель, ибо его творения имеют
ценность символов, предначертывающих линии будущего развития. Более
ограниченное или более общее соци-
576
альное значение символов
зависит от более ограниченной или более общей жизнеспособности творческой индивидуальности.
Чем ненормальнее, т. е. чем нежизнеспособнее индивидуальность, тем
ограниченнее социальное значение созданых ею символов, хотя бы эти символы и
имели для данной индивидуальности абсолютное значение.
829 Оспаривать существование скрытого смысла
фантазии можно только тому, кто полагает, что естественный процесс вообще
лишен удовлетворительного смысла. Между тем естествознание уже выделило смысл
естественного процесса в форме законов природы. Признано, что законы природы
суть человеческие гипотезы, установленные для объяснения естественного процесса.
Но, поскольку удостоверено, что установленный закон согласуется с объективным
процессом, постольку мы имеем право говорить о смысле совершающегося в природе.
И поскольку нам удается установить закономерность фантазий, постольку мы имеем
право говорить и об их смысле. Однако найденный смысл лишь тогда
удовлетворителен, или, другими словами, установленная закономерность лишь
тогда заслуживает этого имени, когда она адекватно передает сущность фантазии.
Есть закономерность при естественном процессе и закономерность самого
естественного процесса. Это закономерно, например, что человек видит сновидения,
когда спит, однако это не такая закономерность, которая высказывает нечто о
сущности сновидений. Это простое условие сновидения. Установление физиологического
источника фантазии есть лишь простое условие ее существования, а отнюдь не
закон ее сущности. Закон фантазии, как психологического феномена, может быть
только психологическим законом.
830 Мы подходим теперь ко второму пункту нашего
объяснения понятия фантазии, а именно к
понятию воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit).
Воображение есть репродуктивная или творческая деятельность духа вообще, не
будучи особой способностью, ибо оно может осуществляться во всех основных
формах психической жизни, в мышлении, чувстве, ощущении и интуиции. Фантазия,
как воображающая деятельность, есть для меня просто непосредственное выражение
психической жизнедеятельности, психической энергии, которая дается сознанию не
иначе, как
577
в форме образов или
содержаний, подобно тому как и физическая энергия проявляется не иначе, как в
форме физического состояния, физическим путем раздражающего органы чувств.
Подобно тому как всякое физическое состояние с энергетической точки зрения
есть не что иное, как система сил, точно так же и психическое содержание с
энергетической точки зрения есть не что иное, как являющаяся сознанию система
сил. Поэтому с этой точки зрения можно сказать, что фантазия в качестве
фантазмы есть не что иное, как определенная сумма либидо, которая никогда не
может явиться сознанию иначе, как именно в форме образа. Фантазма есть idee-force.
Фантазирование, как воображающая деятельность, тождественно с течением процесса
психической энергии.