Правовые основы правосудия в РФ

 

 

Декларированные в Конституции РФ.

 

Статья 10

 

    Государственная власть  в Российской  Федерации осуществляется

на  основе   разделения  на   законодательную,  исполнительную   и

судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

самостоятельны.          

               

 Статья 45

 

    1. Государственная  защита прав и свобод человека и гражданина

в Российской Федерации гарантируется.

    2.  Каждый   вправе  защищать   свои  права  и  свободы  всеми

способами, не запрещенными законом.

 

                            Статья 46

                     

    1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    2.   Решения    и   действия    (или   бездействие)    органов

государственной   власти,    органов   местного    самоуправления,

общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в

суд.

 

Статья 47

 

    1. Никто  не может быть лишен права на рассмотрение его дела в

том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

 

                            Статья 52

 

    Права потерпевших  от преступлений  и злоупотреблений  властью

охраняются законом.  Государство обеспечивает потерпевшим доступ к

правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

 

                            Статья 55

 

    1. Перечисление  в Конституции  Российской Федерации  основных

прав и  свобод не  должно толковаться  как отрицание  или умаление

других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

    2. В  Российской  Федерации  не  должны    издаваться  законы,

отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

    3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены

федеральным законом  только в  той мере,  в какой это необходимо в

целях  защиты   основ  конституционного   строя,   нравственности,

здоровья,  прав  и  законных  интересов  других  лиц,  обеспечения

обороны страны и безопасности государства.

 

                            Статья 56

 

   

    3. Не  подлежат ограничению  права и  свободы, предусмотренные

статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1),

46 - 54 Конституции Российской Федерации.

 

                            Статья 123

 

    1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в

закрытом  заседании   допускается   в   случаях,   предусмотренных

федеральным законом.

    3. Судопроизводство  осуществляется на основе состязательности

и равноправия сторон.

   

 

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

 

Статья 25. Предъявление иска по месту нахождения ответчика

 

       1. Иск  предъявляется  в  арбитражный  суд по месту нахождения

   ответчика.

       2. Иск  к  юридическому  лицу,  вытекающий из деятельности его

   обособленного подразделения,  предъявляется  по  месту  нахождения

   обособленного подразделения.

 

       Статья 26. Подсудность по выбору истца

 

       1. Иск   к   ответчикам,  находящимся  на  территориях  разных

   субъектов Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по

   выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков.

       2. Иск к  ответчику,  место  нахождения  которого  неизвестно,

   может  быть  предъявлен  в арбитражный суд по месту нахождения его

   имущества или по его  последнему  известному  месту  нахождения  в

   Российской Федерации.

       3. Иск к ответчику,  являющемуся организацией или  гражданином

   Российской   Федерации   и   находящемуся  на  территории  другого

   государства,  может быть предъявлен по месту нахождения истца  или

   имущества ответчика.   (АПК РФ)

 

Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав

 

1. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. (ГК РФ)

 

 

(ГПК РФ) Статья 28. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика

 

Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

 

 

(АПК РФ) Статья 29. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

    

Арбитражные   суды   рассматривают   в   порядке   административного

судопроизводства  возникающие  из  административных  и   иных   публичных

правоотношений   экономические   споры   и   иные   дела,   связанные   с

осуществлением организациями  и  гражданами  предпринимательской  и  иной

экономической деятельности:

     1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права  и

законные  интересы  заявителя  в   сфере       предпринимательской и иной

экономической деятельности,  если  федеральным  законом  их  рассмотрение

отнесено к компетенции арбитражного суда;

     2)   об   оспаривании   ненормативных   правовых       актов органов

государственной  власти  Российской  Федерации,  органов  государственной

власти субъектов Российской Федерации, органов  местного  самоуправления,

решений  и  действий  (бездействия)  государственных   органов,   органов

местного самоуправления, иных органов и  должностных  лиц,  затрагивающих

права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской  и  иной

экономической деятельности;

 

_ 2. Подсудность

 

     Статья 34. Подсудность дел арбитражным судам

     1.  Дела,  подведомственные  арбитражным  судам,   рассматриваются в

первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей,  городов

федерального значения,  автономной  области,  автономных  округов  (далее

-арбитражные суды субъектов Российской Федерации),  за  исключением  дел,

отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

     2. Высший  Арбитражный  Суд  Российской  Федерации   рассматривает в

качестве суда первой инстанции:

     1)  дела  об  оспаривании  нормативных  правовых  актов   Президента

Российской Федерации,  Правительства  Российской  Федерации,  федеральных

органов исполнительной власти, затрагивающих права  и  законные  интересы

заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

     2) дела  об  оспаривании  ненормативных  правовых  актов  Президента

Российской   Федерации,   Совета   Федерации   и     Государственной Думы

Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  Правительства  Российской

Федерации, не соответствующих закону и  затрагивающих  права  и  законные

интересы заявителя  в  сфере  предпринимательской  и  иной  экономической

деятельности;

     3) экономические споры  между  Российской  Федерацией  и  субъектами

Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

 

Глава 23. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

 

     Статья 191. Порядок  рассмотрения  дел  об  оспаривании  нормативных

                 правовых актов

     1. Дела об оспаривании  нормативных  правовых  актов,  затрагивающих

права  и  законные  интересы  лиц  в  сфере    предпринимательской и иной

экономической деятельности, рассматриваются арбитражным  судом  по  общим

правилам искового производства,  предусмотренным  настоящим   Кодексом, с

особенностями, установленными в настоящей главе.

     2. Производство по делам об оспаривании нормативных  правовых  актов

возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся  с

требованием о признании такого акта недействующим.

     3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются  в

арбитражном суде, если  их  рассмотрение  в  соответствии  с  федеральным

законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

 

     Статья 192. Право на обращение в  арбитражный  суд  с   заявлением о

                 признании нормативного правового акта недействующим

     1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный

суд с заявлением о признании недействующим нормативного  правового  акта,

принятого государственным органом, органом местного самоуправления,  иным

органом, должностным лицом, если полагают, что  оспариваемый  нормативный

правовой акт или отдельные его  положения  не  соответствуют   закону или

иному нормативному правовому акту, имеющим большую  юридическую   силу, и

нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и  иной

экономической  деятельности,  незаконно  возлагают  на   них   какие-либо

обязанности   или   создают   иные    препятствия    для    осуществления

предпринимательской и иной экономической деятельности.

     2.  Прокурор,  а  также  государственные  органы,  органы   местного

самоуправления,  иные  органы  вправе  обратиться  в    арбитражный суд в

случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с  заявлениями  о  признании

нормативных правовых  актов  недействующими,  если  полагают,  что  такой

оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону  или

иному нормативному правовому акту, имеющим большую  юридическую   силу, и

нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере

предпринимательской и иной экономической деятельности.

     3.  Обращение  заинтересованного  лица  в  вышестоящий   в   порядке

подчиненности орган или к  должностному  лицу  не  является  обязательным

условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом

не установлено иное.

 

 

 

(ГК РФ ч.1) Статья 13. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления

 

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

 

(НК РФ ч.1) Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу

 

1. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

3) изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;

7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.

2. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

4. В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

 

 

Сайт управляется системой uCoz