КНИГА ВОСЬМАЯ О разложении принципов трех видов правления

ГЛАВА I Общая идея этой книги

Разложение каждого правления почти всегда начинается с разложения принципов.

ГЛАВА II  О разложении принципа демократии.

Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух ра­венства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители. В таком случае на­род отказывается признать им же самим назначенные власти и хочет все делать сам: совещаться вместо сената, управлять вместо чиновников и судить вместо судей.

Тогда в республике уже нет места для добродетели. Народ хочет исполнять обязанности правителей  -  значит правителей уже не уважают. Постановления сената не имеют более веса  -  значит нет более почтения к сенаторам, а следовательно, и к старцам. Но если нет почтения к старцам, то его не будет и к отцам; мужьям не повинуются, господам не подчиняются; все проникаются духом своеволия; труд управления становится таким же тягостным, как и обязанность повиноваться. Дети, женщины, рабы забывают о покорности. Нет более нравствен­ности, любви к порядку, нет более добродетели.

В Пире Ксенофонта есть очень наивное изображение рес­публики, где народ злоупотребляет равенством. Участники пира высказывают поочередно причины, почему каждый из них доволен собою. «Я доволен собою, -  говорит Хармид, -  потому что я беден. Когда я был богат, я вынужден был заискивать у клеветников, зная, что они могут причинить мне гораздо больше зла, чем я им; республика постоянно требовала от меня денег; я никуда не мог отлучиться. С тех пор как я обед­нел, я стал господином; никто мне не угрожает, я сам угрожаю другим; хочу - сижу дома, хочу - уйду. Богачи, завидя меня, поднимаются и уступают мне место. Я царь, а был ра­бом; я платил дань республике, а теперь она меня кормит; я уже не боюсь разориться, а надеюсь приобретать».

Это несчастье постигает народ, когда те, которым он дове­рился, стараются его развратить, желая этим скрыть свою собственную испорченность. Чтобы он не заметил их власто­любия, они говорят ему о его величии; чтобы он не заметил их алчности, они постоянно потакают его собственной алчности.

Разврат будет усиливаться среди развратителей и тех, ко­торые уже развращены. Народ разграбит казну, и, подобно тому, как он сумел совместить свою лень с заведыванием общественными делами, ему захочется совместить свою бед­ность с наслаждениями роскоши. Но при его лени и жажде роскоши единственной целью его стремлений может быть только общественная казна.

Не удивительно поэтому, что голоса начинают продаваться за деньги. Народу много дают только для того, чтобы полу­чить от него еще больше. Но чтобы получить это большее, необходимо произвести государственный переворот. Чем значи­тельнее будут казаться выгоды, извлекаемые народом из своей свободы, тем ближе он будет к моменту, когда придется ее утратить. Появляются мелкие тираны со всеми пороками круп­ных. Вскоре все, что осталось от свободы, становится невыно­симым бременем; тогда возвышается один тиран, и народ те­ряет все, вплоть до выгод от своей испорченности.

Итак, демократия должна избегать двух крайностей: духа неравенства, который ведет ее к аристократии или правлению одного, и доведенного до крайности духа равенства, который ведет к деспотизму одного так же неминуемо, как деспотизм одного заканчивается завоеванием.

Правда, люди, развращавшие греческие республики, не всегда становились тиранами. Это объясняется тем, что они были более опытны в красноречии, чем в военном искусстве; кроме того, в сердце каждого грека жила непримиримая ненависть ко всем, кто ниспровергал республиканское правле­ние. Вследствие всего этого анархия довела их до гибели, вместо того чтобы преобразоваться в тиранию.

Но Сиракузы, которые находились в центре множества мел­ких олигархий, превратившихся в тирании. Сиракузы, где был сенат, о котором почти не упоминают историки, подверглись бедствиям, превышающим последствия обыкновенной испорчен­ности. Этот город, вечно переходивший от безначалия к раб­ству, одинаково страдавший и от свободы и от порабощения, которые всегда налетали на него неожиданно, как буря; город, в котором, несмотря на его внешнее могущество, при малей­шей поддержке извне вспыхивали революции,  -  этот город вмещал в своих стенах громадное население, перед которым всегда стояла жестокая альтернатива: или подчиниться ти­рану, или самому стать тираном.

ГЛАВА III О духе крайнего равенства

Как небо от земли, дух истинного равенства далёк от духа крайнего равенства. Первый состоит не в том, чтобы повеле­вали все или не повелевал бы никто, а в том, чтобы люди по­виновались равным себе и управляли равными себе. Он стре­мится не к тому, чтобы над нами не было высших, но чтобы наши высшие были нам равны.

В природном состоянии люди рождаются равными, но они не могут сохранить этого равенства; общество отнимает его у них, и они вновь становятся равными лишь благодаря за­конам.

Различие между демократией правильной и неправильной заключается в том, что в первой люди равны только как граж­дане, между тем как во второй они равны еще и как прави­тели, как сенаторы, как судьи, как отцы, как мужья и как гос­пода.

Естественное место добродетели  -  рядом со свободой; но рядом с крайней свободой добродетель бывает только тогда, когда приближается к рабству.

ГЛАВА IV  Об одной особой причине испорченности народа

Великие успехи, особенно достигнутые при большом уча­стии народа, наполняют его такой гордостью, что руководить им становится невозможно. Завидуя должностным лицам и враждуя с правителями, он вскоре становится врагом всего государственного строя. Так победа над персами при Саламине развратила Афинскую республику; так победа сиракузян над афинянами погубила Сиракузскую республику.

Марсельская республика никогда не испытывала этих рез­ких переходов от унижения к величию, поэтому она всегда управлялась благоразумно и сохранила свои принципы.

ГЛАВА V  О разложении принципа аристократии

Аристократия терпит ущерб, когда власть знати становится произвольной; при этом уже не может быть добродетели ни у тех, которые управляют, ни у тех, которыми управляют.

Когда правящие фамилии соблюдают законы, аристократия подобна монархии с несколькими государями; это очень хоро­шая по своей природе форма правления. Почти все эти госу­дари ограничены в своей деятельности законами, но в случае несоблюдения законов это  -  деспотическое государство со многими деспотами.

В таком случае республика существует лишь для знати и среди знати. Республика - это правящие круги, между тем как класс управляемых живет в деспотическом государстве, что приводит к образованию двух самых разъединенных клас­сов в мире.

Испорченность достигает высшей степени, когда власть знати становится наследственной. Такие властители утрачи­вают всякую умеренность. Чем меньше их число, тем больше их власть и тем меньше их безопасность; чем больше их число, тем меньше у них власти и тем больше у них безопасности. Так власть возрастает, а безопасность уменьшается вплоть до самого деспота, в лице которого крайняя степень власти сое­диняется с крайней степенью опасности.

Поэтому когда аристократия имеет наследственный харак­тер, то при большом количестве знатных правление будет менее насильственным; но так как в нем будет мало до­бродетели, то государством овладеет дух легкомыслия, небрежности и лени, и оно лишится и сил, и стимулов для деятельности.

Аристократия может сохранить силу своего принципа, если законы установят такой порядок, что она будет более ощу­щать опасности и тяготы управления, чем доставляемые им наслаждения; если государство находится в таком положении, что ему все время приходится быть настороже против какой-нибудь угрожающей ему опасности; если эта опасность угрожает ему извне, а внутреннее положение является устой­чивым.

Чувство известной безопасности необходимо для славы и безопасности монархии; республика же, наоборот, должна всегда чего-нибудь опасаться, страх перед персами поддержи­вал соблюдение законов у греков. Карфаген и Рим взаимной угрозой укрепляли друг друга. Удивительная вещь! Чем более увеличивается безопасность этих государств, тем более они, как застоявшиеся воды, подвергаются порче.

ГЛАВА VI  О разложении принципа монархии

Как демократии погибают, когда народ лишает правителей и судей отправления служебных обязанностей, так монархии разлагаются, когда мало-помалу отменяются прерогативы со­словий и привилегии городов. В первом случае идут к деспо­тизму всех; во втором  -  к деспотизму одного.

«Династии Тзин и Суй, -  говорит китайский писатель, -  погибли по той причине, что государи, вместо того чтобы огра­ничиться единственным достойным самодержца делом  -  общим надзором за управлением, захотели всем управлять непосредственно сами»61. Китайский писатель приводит нам здесь причину порчи почти всех монархий.

Монархия гибнет, когда государь полагает, что он покажет большее могущество, изменяя порядок вещей, чем соблюдая его неизменным, когда он отнимает у одних принадлежащие им по праву должности, чтобы произвольно передать их дру­гим, и когда он более влюблен в свои фантазии, чем в реше­ния своей собственной воли.

Монархия погибает, когда государь, все относя единственно к самому себе, сводит государство к своей столице, столицу  -  к своему двору, а двор  -  к своей особе62.

Наконец, она гибнет, когда государь не имеет правильного представления о силе своей власти, о своем положении, о любви своего народа и когда он не проникся сознанием, что монарху столь же свойственно верить в свою безопасность, как деспоту считать себя в постоянной опасности.

ГЛАВА VII Продолжение той же темы

Принцип монархии разлагается, когда высшие должности в государстве становятся последними ступенями рабства, когда сановников лишают уважения народа и обращают их в жалкое орудие произвола.

Он разлагается еще более, когда утрачивается связь между честью и почестями, так что человек может быть в одно и то же время покрытым бесчестием и украшенным почестями.

Он разлагается, когда государь заменяет справедливость суровостью; когда он, подобно римским императорам, носит на груди голову Медузы; когда он усваивает себе тот грозный и устрашающий вид, который Коммод велел придавать своим статуям.

Принцип монархии разлагается, когда подлые души чва­нятся величием своего рабства и думают, что, будучи всем обязаны государю, они свободны от всяких обязанностей пред отечеством.

Во все времена по мере того, как власть государя станови­лась чрезмерной, безопасность его особы уменьшалась; но если это правда, то люди, развращающие его власть до изме­нения ее природы, не совершают ли против него преступления оскорбления величества?

ГЛАВА VIII  Опасное следствие разложения принципа монархического правления

Опасность возникает не тогда, когда государство от одного умеренного правления переходит к другому, также умерен­ному, правлению, как, например, от республики к монархии или от монархии к республике, а тогда, когда оно падает и устремляется от умеренного образа правления к деспотизму.

Большая часть народов Европы еще управляется обы­чаями. Но если вследствие долгого злоупотребления властью или крупной победы деспотизм утвердится там в каком-нибудь пункте, то никакие нравы и климаты не устоят перед ним и природа человека, по крайней мере на некоторое время, будет претерпевать такие же оскорбления в этой прекрасной части света, как и .в трех прочих.

ГЛАВА IX  О стремлении дворянства к защите трона

Английская знать похоронила себя вместе с Карлом I под обломками трона. И до того, как во время Филиппа II во Франции прозвучало слово «свобода», корона всегда находила себе поддержку со стороны знати, которая считает делом че­сти повиноваться королю, но сочла бы высшим бесславием для себя разделить свою власть с народом.

Известно, что дом австрийских государей непрестанно при­теснял венгерское дворянство. Он не предвидел, какие драгоценные услуги окажет ему это дворянство. Он искал у этого народа денег, которых у него не было, и не обратил внимания на людей, которые там были. Иностранные государи делили между собою его государство, и все составные части его импе­рии, так сказать, распадались, как инертные и безжизненные массы. Жизнь была только в дворянстве; движимое негодова­нием, оно забыло свои обиды и бросилось в бой, послушное голосу славы, призывавшей его прощать и умирать.

ГЛАВА X О разложении принципа деспотического государства

Принцип деспотического государства непрерывно разла­гается, потому что он порочен по самой своей природе. Дру­гие государства гибнут вследствие особенных обстоятельств, нарушающих их принципы; это же погибает вследствие своего внутреннего порока, если только какие-нибудь случай­ные причины не помешают его принципу разлагаться. Поэтому оно может держаться лишь в том случае, если по особенным условиям климата, религии, положения или народного духа оно оказывается вынужденным придерживаться какого-то порядка и подчиняться каким-то правилам. Все это противоре­чит его природе, но не изменяет ее; его свирепость остается прежней; она только на некоторое время укрощается.

ГЛАВА XI  Какие последствия вытекают в тех случаях, когда принципы крепки или же испорчены

Если принципы правления разложились, самые лучшие за­коны становятся дурными и обращаются против государства; когда же принципы здравы, то и дурные законы производят такие же последствия, как и хорошие; сила принципа все себе покоряет.

Чтобы заставить своих правителей подчиняться законам, критяне придумали весьма своеобразное средство, а именно -  восстание. Часть граждан восставала, возмущалась, обращала в бегство правителей и заставляла их вернуться к частной жизни. Это считалось законным образом действия. Кажется. что учреждение, обращавшее мятеж в средство противодей­ствия злоупотреблениям власти, должно было бы погубить лю­бую республику; но оно не разрушило республики Крита и вот почему.

Когда древние желали назвать народ, отличающийся са­мой сильной любовью к отечеству, они обыкновенно указы­вали на критян. Отечество - слово, столь дорогое критянам, говорит Платон. Они называли его словом, которое выражало любовь матери к своим детям. А любовь к отечеству исправ­ляет все.

Законы Польши тоже допускали восстание. По проистекав­шие от этого неудобства удостоверяют, что один только народ Крита был в состоянии с успехом пользоваться таким сред­ством.

Установленные у греков гимнастические упражнения также находились в зависимости от состояния принципа правления. «Лакедемоняне и критяне,  -  говорит Платон,  -  первые от­крыли эти знаменитые академии, которые дали им такое по­четное положение в свете. Стыдливость вооружилась было против них, но должна была склониться пред общественной пользой». Во время Платона это были превосходные учреждения, связанные с важным делом военного искусства. Но когда греки утратили добродетель, они обратились на пагубу са­мому этому искусству; гимнастическую арену стали посещать не для развития тела, а для того чтобы предаваться разврату.

Плутарх говорит, что современные ему римляне считали, что эти гимнастические игры были главной причиной рабства греков; на самом же деле было обратное: рабство греков яви­лось причиной извращения этих гимнастических игр. Во вре­мена Плутарха гимнастические бои в нагом виде и упражне­ния в борьбе развращали молодых людей, внушали им гнус­ную страсть и делали из них гаеров, между тем как во вре­мена Эпаминонда благодаря тем же самым упражнениям в борьбе фиванцы смогли одержать победу под Левктрами.

В государстве, не утратившем своих принципов, почти все законы хороши; «не жидкость в сосуде испортилась, а самый сосуд испорчен», - сказал Эпикур по поводу богатств.

ГЛАВА XII Продолжение той же темы

В Риме брали судей из сословия сенаторов. Гракхи пере­несли эту привилегию на всадников. Друз дал ее и сенаторам и всадникам. Сулла  -  одним сенаторам, Котта  -  сенаторам, всадникам и трибунам общественной казны (Tribuni aerarii). Цезарь исключил последних. Антоний образовал декурии из сенаторов, всадников и центурионов.

Когда республика испорчена, ни один из зарождающихся в ней недугов не может быть исцелен иначе, как посредством устранения этой испорченности и восстановления принципов; всякое другое лечение или будет бесполезно, или явится но­вым злом. Пока Рим сохранял свои принципы, можно было, не опасаясь злоупотреблений, поручить судебные приговоры сенаторам; когда же он начал разлагаться, то кому бы их ни поручали: сенаторам, всадникам, трибунам, двум ли из этих корпораций или всем трем вместе, или какой бы то ни было иной корпорации  -  все выходило плохо. У всадников было не больше добродетели, чем у сенаторов, у трибунов  -  не больше, чем у всадников, и у всех их  -  не больше, чем у центурионов.

Когда римский народ добился доступа к патрицианским должностям, естественно было ожидать, что его льстецы овла­деют правительством. Но этого не случилось: римляне, открыв­шие доступ плебеям к правительственным должностям, всегда избирали на эти должности патрициев. Поскольку этот народ был доблестен, он был великодушен; поскольку он был свобо­ден. он не гонялся за властью. Когда же он утратил свои принципы, то, чем более увеличивалась его власть, тем небреж­нее он становился; так что, наконец, он стал и своим собствен­ным тираном и своим собственным рабом. Он утратил силу свободы и впал в бессилие и распущенность.

ГЛАВА XIII  О силе присяги у добродетельного народа

Из всех народов, говорит Тит Ливий, римляне дольше всех противились разложению и держали в почете бедность и уме­ренность.

Присяга имела у этого народа такую силу, что не было лучшего средства заставить его соблюдать законы. Ради соблюдения присяги он неоднократно делал то, чего никогда не сделал бы ни ради славы, ни ради отечества. Консул Квинт Цинциннат, желая набрать в городе войско против эквов и вольсков, встретил сопротивление со стороны  трибунов. «Хорошо, - сказал он, - пусть же все, кто присягнул про­шлогоднему консулу, последуют за моими знаменами». На­прасно трибуны говорили, что эта присяга уже никого не свя­зывает, что она была принесена, когда Квннт был еще част­ным лицом; народ оказался религиознее своих руководителей, он не внял тонкостям и толкованиям трибунов.

Когда тот же народ захотел удалиться на Священную гору, он был удержан от этого клятвой, которую дал консу­лам,  -  следовать за ними на войну. Тогда он замыслил убить этих консулов, но ему разъяснили, что и после этого его клят­венное обещание останется во всей своей силе. Можно судить по задуманному им преступлению о том, каковы были его по­нятия о нарушении клятвы.

После битвы при Каннах испуганный народ хотел уда­литься в Сицилшо63, Но Сципион взял с него клятву не по­кидать Рима, и страх нарушить эту клятву превозмог все про­чие страхи. Рим был подобен кораблю, утвердившемуся во время бури на двух якорях: религии и нравственности.

ГЛАВА XIV  Как самые незначительные изменения в государственном строе могут повлечь за собою гибель принципов

Аристотель говорит о Карфагене как о республике весьма благоустроенной. Полибий сообщает, что во время второй пунической войны недостатком Карфагенской республики было то, что ее сенат утратил почти всю свою власть. Тит Ливии поведал нам, что, возвратившись в Карфаген, Ганнибал уви­дел, что чиновники и первые граждане республики расхищают государственные доходы и злоупотребляют своей властью. Итак, добродетель правителей исчезла вместе с властью се­ната; все вытекало из одного и того же принципа.

Известны чудесные действия цензуры у римлян. Было время, когда она казалась тягостной; однако ее все-таки сохранили, потому что в обществе было еще более роскоши, чем порока. Клавдий ослабил цензуру; в результате порока стало больше, чем роскоши, и цензура исчезла, так сказать, сама собою. Так на протяжении всего своего существования цензура то ослаблялась, то признавалась необходимой, то вновь вводилась и, наконец, была совсем приостановлена вплоть до времени, когда стала бесполезной, в царствования Августа и Клавдия.

ГЛАВА XV Весьма действенные средства для сохранения трех принципов

Чтобы надлежащим образом понять меня, надо прочесть следующие четыре главы.

ГЛАВА XVI Отличительные свойства республики

Республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится. В большой республике будут и большие богатства, а следовательно, и неумеренные желания. Круг общественных дел, поручаемых заботам гражданина, станет слишком обширным. Усилятся личные интересы. Сна­чала человек почувствует, что он может стать счастливым, великим и славным помимо своего отечества, а вскоре убе­дится, что он может достигнуть величия только один на разва­линах отечества.

В большой республике общее благо подчинено тысяче раз­ных соображений; не все могут им пользоваться; оно зависит от случайностей. В небольшой республике общее благо живее чувствуется, яснее сознается, ближе к каждому гражданину;

злоупотребления встречают там меньше простора, а следова­тельно, и меньше покровительства.

Лакедемон просуществовал так долго потому, что, несмотря на все свои войны, он сохранил неизменной свою территорию. Единственной целью Лакедемона была свобода, а единственным преимуществом его свободы  -  слава.

Довольствоваться своей территорией и своими законами  -  таков был дух греческих республик. Афины поддались често­любию и внушили его Лакедемону; но оно влекло их руково­дить свободными народами, а не управлять рабами, встать во главе союза, а не разрушить его. Однако все погибло, когда возникла монархия  -  образ правления, дух которого более склонен к расширению территории государства.

При обычных условиях в государстве, состоящем из одного города, трудно удержаться какому-нибудь иному правлению, кроме республиканского. Монарх в таком малом государстве будет обладать большой властью, но ничтожными средствами для того, чтобы воспользоваться ею и заставить ей повино­ваться; поэтому он, естественно, станет угнетать свой народ. б другой стороны, и сам он легко может подвергнуться напа­дению извне или даже со стороны внутренних сил; народ мо­жет в любой момент собраться и восстать против него. Но когда государь, царствующий в одном только городе, будет из этого города изгнан, то делу конец; если же у него много городов, то дело только начинается.

ГЛАВА XVII Отличительные свойства монархии

Монархическое государство должно быть средней вели­чины. Если бы оно было мало, оно сформировалось бы как республика; а если бы оно было слишком обширно, то первые лица в государстве, сильные по самому своему положению, находясь вдали от государя, имея собственный двор в стороне от его двора, обеспеченные от быстрых карательных мер зако­нами и обычаями, могли бы перестать ему повиноваться; их не устрашила бы угроза слишком отдаленной и замедленной кары.

Поэтому едва Карл Великий успел основать свою импе­рию. как ему тотчас же пришлось разделить ее; потому ли, что начальники провинций не повиновались, или для того, чтобы заставить их лучше повиноваться, империю оказалось необхо­димо разделить на несколько государств.

После смерти Александра империя его распалась. Что могло заставить повиноваться вельмож Греции и Македонии, свободных и победоносных вождей, рассеянных по громадному пространству завоеванных земель?

По смерти Аттилы его царство распалось: государи, осво­бодившиеся от подчинения, не могли долее мириться со своими цепями.

В таких случаях распад государства может быть пред­отвращен быстрым установлением неограниченной власти т. е. новым злом, следующим за злом завоевания!

Реки стремятся слиться с морем; монархии стремятся рас­твориться в деспотизме.

ГЛАВА XVIII  О том, что Испанская монархия находилась в исключительных условиях

Пусть не опровергают меня примером Испании; этот при­мер скорее подтверждает мою мысль. Чтобы удержать за собой Америку, Испания сделала то, чего не делает даже дес­потизм,  -  истребила ее обитателей. Для того чтобы сохранить свою колонию, она поставила ее в зависимость от себя даже в средствах пропитания.

Она попробовала править деспотически Нидерландами;

когда она от этого отказалась, ее затруднения увеличились. С одной стороны, валлоны не захотели, чтобы ими управляли испанцы, с другой  -  испанские солдаты отказывались повино­ваться офицерам-валлонам.

Она удержалась в Италии только потому, что разорялась для ее обогащения; люди, желавшие отделаться от испанского короля, не были расположены отказываться от его денег.

ГЛАВА XIX Отличительные свойства деспотического образа правления

Обширные размеры империи  -  предпосылка для деспоти­ческого управления. Надо, чтобы отдаленность мест, куда рас­сылаются приказания правителя, уравновешивалась быстротой выполнения этих приказаний; чтобы преградой, сдерживающей небрежность со стороны начальников отдаленных областей и их чиновников, служил страх; чтобы олицетворением закона был один человек; чтобы закон непрерывно изменялся с уче­том всевозможных случайностей, число которых всегда возра­стает по мере расширения границ государства.

ГЛАВА XX Выводы из предшествующих глав

Если небольшие государства по своей природе должны быть республиками, государства средней величины  -  подчи­няться монарху, а обширные империи - состоять под властью деспота, то отсюда следует, что для сохранения принципов правления государство должно сохранять неизменными свои размеры и что дух этого государства будет изменяться в зави­симости от расширения или сужения пределов его терри­тории.

ГЛАВА XXI  О китайской империи

Прежде чем закончить эту книгу, я отвечу на одно возра­жение, которое могут сделать против всего до сих пор мною сказанного.

Наши миссионеры рассказывают нам об обширной китай­ской империи, как о превосходном государстве, совмещающем в своем принципе страх, честь и добродетель. Выходит, что установленное мною различение принципов трех видов прав­ления неосновательно.

Я не знаю, что можно понимать под словом честь у наро­дов, которых ко всякому делу принуждают палочными уда­рами.

Сверх того, наши коммерсанты сообщают нам некоторые сведения об этой добродетели, которую так превозносят наши миссионеры. Послушайте, что они рассказывают о разбойни­честве мандаринов.

Сошлюсь также на свидетельство великого человека, ми­лорда Ансона.

Да и сами письма Пареннена о суде, учрежденном импера­тором над неугодными ему новообращенными принцами крови, обнаруживают перед нами тиранию, последовательно действующую по заранее составленному плану, и ряд оскорб­лений, нанесенных человеческой природе по правилу, т. е. хладнокровно.

Есть еще у нас письма Мэрана и того же Пареннена о правлении Китая. После весьма основательных ответов на за­данные вопросы все чудеса его исчезли.

Не могло ли случиться, что миссионеры были введены в заблуждение видимостью порядка, что они были поражены этим непрерывным, проявлением воли одного - воли, которая управляет и ими самими и которую им так приятно встречать при дворах государей Индии? По-видимому, посещая эти дворы с целью произвести там большие изменения, они нахо­дят, что гораздо легче уверить государей, что им все позволено делать, чем убедить народы, что они все должны выносить.

Наконец, доля истины часто бывает и в заблуждениях. Возможно, что в силу особенных и, может быть, единственных в своем роде обстоятельств китайское правление не так испор­чено, как оно должно было бы быть. Причины, зависящие главным образом от климата, могли пересилить действие моральных причин в этой стране и произвести в ней своего рода чудесные явления,

Климат Китая необыкновенно благоприятствует росту народонаселения. Женщины там так плодовиты, как нигде на земле, самая жестокая тирания не останавливает там про­цесса прироста населения. Государь Китая не может сказать, подобно фараону: «Будем притеснять их с благоразумием». Ему, скорее, приходится пожелать вместе с Нероном, чтобы у рода человеческого была только одна голова. Несмотря на тиранию, население Китая благодаря его климату не переста­нет размножаться и одолеет тиранию.

Китай, как и всякая страна, где возделывается рис, подвер­жен частым голодовкам. Умирающий от голода народ рассы­пается по стране искать средства существования; повсюду образуются воровские шайки из трех-четырех или пяти чело­век. Большую часть их тотчас же истребляют; другие увели­чиваются, но затем их тоже истребляют. Но при таком множе­стве областей, и притом столь отдаленных, может случиться, что какой-нибудь из этих шаек посчастливится. Она удержи­вается, усиливается, становится армией, идет прямо на сто­лицу, и вождь ее восходит на престол.

Такова природа вещей, что дурное правительство там прежде всех несет наказание. Смуты возникают там внезапно, когда народ лишается продовольствия. Если в других госу­дарствах злоупотребления исправляются так медленно, то это потому, что там их последствия менее чувствительны, и госу­дарь не получает о них такого быстрого и решительного изве­стия, как в Китае.

Китайский государь не будет, подобно нашим государям, печалиться о том, что если он дурно управляет, то будет менее блажен в той жизни и менее могуч и богат в этой: он знает, что если его управление дурно, то он лишится и пре­стола, и жизни.

Так как, несмотря на забрасывание детей, население Ки­тая все увеличивается, то необходим неустанный труд, чтобы извлечь из земли пропитание. Это требует усиленного внима­ния со стороны правительства. Собственный интерес побуж­дает его ежеминутно заботиться о том, чтобы люди могли ра­ботать без опасения лишиться плодов своего труда. Его упра­вление должно быть более домашним, чем гражданским.

Вот причина регламентации, о которых столько говорят. Царство закона хотели соединить с царством деспотизма, но все, что соединяется с деспотизмом, утрачивает свою силу. Тщетно этот деспотизм, преследуемый собственными бед­ствиями, попытался сам надеть на себя цепи: он вооружается этими цепями и становится еще ужаснее.

Итак, Китай есть государство деспотическое, принцип ко­торого  -  страх. Может быть, при первых династиях, когда государство не было еще так обширно, оно несколько отклоня­лось от этого образца, но теперь этого уже нет.

КНИГА ДЕВЯТАЯ О законах в их отношении к оборонительной силе

20.01  ГЛАВА I Как республики охраняют свою безопасность

Небольшие республики погибают от внешнего врага, а большие  -  от внутренней язвы 64.

Эти два бедствия свойственны и демократиям, и аристокра­тиям, независимо от того, хороши они или дурны. Зло лежит в самой сути вещей, и никакое изменение формы не может его искоренить.

Очень вероятно поэтому, что люди оказались бы в конце концов вынужденными жить всегда под управлением одного. если бы они не изобрели особого строя, который со всеми внутренними достоинствами республиканского правления сов­мещает внешнюю силу монархического правления. Я говорю о федеративной республике.

Эта форма правления есть договор, посредством которого несколько политических организмов обязываются стать граж­данами одного более значительного государства, которое они пожелали образовать. Это общество обществ, составляющих новое общество, которое может увеличиваться присоединением к нему новых членов до тех пор, пока оно не станет доста­точно сильным, чтобы обеспечить безопасность входящих в него государственных единиц.

Греция была обязана своим долгим процветанием этим союзам. Благодаря им римляне смогли выступить против всего мира, и только благодаря им мир смог защищаться от Рима. И когда Рим достиг вершины своего величия, именно благо­даря таким союзам, возникшим за Дунаем и Рейном под влиянием страха, варвары смогли ему сопротивляться.

Благодаря им Голландия, Германия и швейцарские союзы слывут в Европе вечными республиками.

В былые времена союзы городов были более необходимы. чем теперь. Город, недостаточно могущественный, подвергался величайшим опасностям. В случае завоевания он лишался не только, как ныне, исполнительной и законодательной вла­сти, но еще и всего того, что составляет собственность людей.

Такого рода республика, способная сопротивляться внеш­ней силе, может сохранять свои размеры, не подвергаясь вну­тренней порче. Форма этого общества спасает его.

Человек, стремящийся к захвату власти, не мог бы там пользоваться одинаковым доверием со стороны всех государств, входящих в союз. Если бы он чрезмерно усилился в одном из них, то возбудил бы тревогу всех прочих; и если бы он под­чинил своей власти какую-то часть союза, то другая, остав­шаяся свободной часть могла бы противиться ему, используя силы, независимые от тех, которые он захватил, и одолеть его прежде, чем он успел бы утвердиться.

Если случится какая-нибудь смута в одном из членов союза, то прочие могут прекратить ее. Если где-либо возник­нут какие-нибудь злоупотребления, то они могут быть исправ­лены свободными от подобных злоупотреблений членами феде­рации. Одна часть этого государства может разрушиться без разрушения другой части; союз может распасться, а члены его остаться независимыми государствами.

Состоя из небольших республик, федерация пользуется благами внутреннего управления каждой из них. а для отно­шений внешних она располагает благодаря объединению сил всеми выгодами крупных монархий.

ГЛАВА II  О том, что федерация должна состоять из государств одинаковой природы и в особенности из республик

Хананеяне погибли, потому что они были разделены на небольшие монархии, которые не заключили между собой союза и не защищались общими силами. Конфедерация не в природе малых монархий. Федеративная республика Германии состоит из вольных городов и небольших владений, подчинен­ных государям. Опыт показывает, что она менее совершенна, чем Голландия и Швейцария.

Дух монархии65  -  война и расширение территорий; дух республики  -  мир и умеренность. Оба эти вида правления не могут без насилия над своей природой совмещаться в феде­ративной республике.

Римская история говорит нам, что когда жители Вей избрали себе царя, все маленькие тосканские республики66 отшатнулись от них. Когда цари Македонии добились места среди Амфиктионов, все погибло в Греции.

Федеративная республика Германии, состоящая из вольных городов и государей, держится потому, что у нее есть глава, который является и чем-то в роде высшего должностного лица союза и чем-то в роде его монарха.

ГЛАВА III  Некоторые Другие требования, предъявляемые к федеративной республике

В голландской республике ни одна провинция не может заключать союза без согласия всех прочих. Для федеративной республики это очень хороший и даже необходимый закон. Его недостает конституции Германии, где он мог бы предупредить много бед, которые могут постигнуть всех членов из-за неосто­рожности, честолюбия или жадности одного из них. Респуб­лика, примкнувшая к политической федерации, отдается ей всецело и ничего уже не может более дать.

Трудно ожидать, чтобы государства, вступившие в союз, были все равны по величине и могуществу. Республика ликийцев была ассоциацией 23 городов. Большие города имели в общем совете по три голоса каждый; средние  -  по два, а ма­лые - по одному. Голландская республика состоит из семи провинций, различных по величине, каждая из которых имеет по одному голосу.

Налоги, уплачиваемые городами Ликии, были пропорцио­нальны количеству голосов. Провинции Голландии не могут следовать этой пропорции: они должны платить пропорцио­нально своему могуществу.

В Ликии судьи и городские власти избирались общим со­ветом по указанной выше пропорции. В голландской респуб­лике они не избираются общим советом, но каждый город сам назначает своих должностных лиц. Если бы надо было приве­сти образец прекрасной федеративной республики, я указал бы на республику Ликии.

ГЛАВА IV  Как обеспечивают свою безопасность деспотические государства

Республики охраняют себя, соединяясь друг с другом. а деспотические государства ради той же цели отделяются и, так сказать, изолируются друг от друга. Они жертвуют частью своей страны, опустошают ее окраины и обращают их в пу­стыню, вследствие чего ядро государства становится недоступ­ным неприятелю.

По закону геометрии  -  чем больше объем тела, тем отно­сительно меньше его поверхность. Поэтому практика опусто­шения окраин более выгодна для больших государств, чем для средних.

Такое государство само причиняет себе все то зло, которое мог бы причинить ему жестокий и неотразимый враг.

Деспотическое государство, охраняя себя, использует еще и другой вид отделения; оно передает свои отдаленные провин­ции в управление вассальным государям. Могол, Персия, императоры Китая имеют вассалов; турки с большими для себя выгодами поместили между собою и своими неприяте­лями татар, молдаван, валахов и некогда - трансильванцев.

глава V  Как обеспечивает свою безопасность монархия

Монархия не разрушает сама себя, как деспотическое го­сударство, Но государство средних размеров может подверг­нуться нашествию. Поэтому у монархии есть крепости для защиты границ и армии для защиты этих крепостей. Малей­ший клочок земли обороняется там с большим искусством, упорством и мужеством. Деспотические государства совер­шают друг против друга нашествия; войны ведутся только между монархиями.

Крепости составляют принадлежность монархии; деспотиче­ские государства боятся заводить их у себя. Они никому не решаются доверить их, так как там никто не любит ни госу­дарства, ни государя.

ГЛАВА VI  Об оборонительной силе государств вообще

Чтобы государство было сильным, оно должно иметь такие размеры, чтобы быть в состоянии отразить любое нападение с такой же быстротой, с какой оно будет предпринято. Так как нападения можно ожидать, то и защита должна быть го­това явиться повсюду, что возможно только при ограничен­ных размерах государства. Размеры государства должны со­ответствовать степени скорости, которую природа дала чело­веку для его передвижений с места на место.

Испания и Франция имеют именно такие размеры. Связь между их военными силами налажена так хорошо, что они легко могут быть переброшены в любую сторону; их войска быстро соединяются и переходят от одной границы к другой, и никакое дело, требующее известного времени для своего выполнения, не внушает там опасений.

Во Франции по счастливому совпадению близость столицы государства к его различным границам находится в прямом отношении к их слабости; таким образом, государь из своей столицы видит все части страны и лучше всего те, которые наиболее беззащитны.

Другое дело, когда приходится защищаться от нападения такому обширному государству, как Персия. Ему понадобится несколько месяцев, чтобы собрать рассеянные войска; и оно не может заставить их идти столько времени таким ускорен­ным маршем, который возможен в продолжение каких-нибудь двух недель. Если находящаяся на границе армия разбита, она непременно рассеется, ибо пункты ее отступления находятся слишком далеко. Победоносное войско, не встречая сопротив­ления, подвигается большими переходами, подходит к столице и осаждает ее, в то время как государь едва успевает уведо­мить правителей провинций о необходимости присылки по­мощи. Те. кто думает, что переворот близок, ускоряют его, отказывая государю в повиновении, так как люди, верность которых основана только на страхе близкой кары, изменяют. когда угроза кары отдаляется. Они действуют только в своих личных интересах. Империя распадается, столица переходит в руки врага, и победитель начинает борьбу с правителями областей из-за провинций.

Истинное могущество государя состоит не столько в том, что он легко завоевывает, сколько в том, что на него трудно нападать; оно заключается, если можно так выразиться, в неиз­менности его положения. Но с увеличением государства откры­ваются новые пункты для нападения на него.

Итак, если государи нуждаются в мудрости для того. чтобы увеличивать свое могущество, то не менее нуждаются они в благоразумии для того, чтобы предписать этому могуществу надлежащие границы. Устранив неудобства, связанные с ма­лыми размерами государства, они никогда не должны упу­скать из виду тех неудобств, которые связаны с чрезмерной его обширностью.

ГЛАВА VII  Размышления

Недруги великого государя, столь долго царствовавшегоб7, тысячу раз обвиняли его (как я полагаю, более вследствие своих опасений, чем на основании серьезных рассуждений) в том, что он составил проект всемирной монархии и стремился его осуществить. Ничто не могло бы быть пагубнее для Европы, для его подданных, для него самого и его семейства, чем успех такого намерения. Небо, которому лучше известно истинное благо, устроило так, что он более выиграл от своих поражений, чем мог бы выиграть от своих побед. Вместо того чтобы сделать его единственным государем Европы, оно сде­лало его самым могущественным изо всех ее государей, что было для него гораздо лучше.

Народ этого государя, который в чужих странах думает только о том, что он оставил в своей; который, покидая родину, считает славу верховным благом, а попав в далекие края, смотрит на славу лишь как на препятствие к своему воз­вращению домой; народ, в котором даже хорошие качества кажутся отталкивающими, так как к ним примешивается пре­небрежение; который может выносить рапы, опасности и вся­кие лишения, за исключением лишения своих удовольствий, который больше всего любит свою веселость и мирится с про­игранным сражением, если ему удается высмеять своего воена­чальника, - такой народ, говорю я, никогда не был бы в со­стоянии довести до конца предприятие, которое не может потерпеть неудачи в одной стране и в один определенный момент, чтобы не потерпеть се во всех странах и навсегда.

ГЛАВА VIII  Случай, когда оборонительная сила государства слабее его наступательной силы

Сир Куси сказал королю Карлу V, что «англичане всего слабее у себя дома и легче всего могут быть побеждены именно там». То же говорилось о римлянах, то же самое испытали кар­фагеняне, и то же самое случится со всяким государством, которое посылает в далекие страны армии, чтобы силой воен­ной власти и дисциплины объединить людей, разъединенных у себя дома политическими и гражданскими интересами. Госу­дарство, ослабленное своей постоянной болезнью, ослабляется к тому же и лекарством от этой болезни.

Замечание сира Куси есть исключение из общего правила, запрещающего предпринимать отдаленные войны. Но это исключение отлично подтверждает правило, так как оно при­меняется лишь к тем, которые сами нарушили правило.

ГЛАВА IX   Об относительной силе государств

Всякое величие, всякая сила, всякое могущество  -  явления относительные. Стремясь увеличить действительное величие. следует всегда остерегаться, чтобы при этом не уменьшилось величие относительное.

Около середины царствования Людовика XIV Франция была на высшей точке своего относительного величия. Герма­ния еще не имела тех великих государей, которые явились там впоследствии. Италия была в таком же положении. Шот­ландия еще не составляла единой монархии с Англией, а Арагония с Кастилией, части, отделенные от Испании, были слабы и в свою очередь ослабляли Испанию. Москва была в Европе столь же мало известна, как Крым.

ГЛАВА Х  О слабости соседнего государства

Имея по соседству государство, находящееся в упадке, го­сударь отнюдь не должен ускорять его гибель, так как в та­ком случае он находится в самом счастливом из всех возмож­ных положений. Ничто не может быть для него выгоднее, чем иметь у себя под боком государя, который получает за него все удары и оскорбления фортуны. И очень редко бывает, чтобы в результате завоевания такого государства действи­тельная сила завоевавшего увеличилась настолько же, на­сколько при этом уменьшилась его относительная сила.

 



Сайт управляется системой uCoz