КНИГА СЕДЬМАЯ  Влияние различных принципов трех видов правления на роскошь и законы против роскоши, а также на положение женщин

 

ГЛАВА I    О роскоши

Роскошь всегда пропорциональна неравенству состояний. - При равном распределении богатств в государстве роскоши не будет, так как она основана лишь на тех удобствах, которые люди доставляют себе посредством труда других людей.

Для равного распределения богатств надо, чтобы закон да­вал каждому лишь необходимое для жизни. Имея больше этого, одни будут тратить, другие приобретать, и установится неравенство.

Если мы определим необходимое для жизни некоторой сум­мой, то роскошь тех, которые имеют одно необходимое, будет равна нулю; у тех, которые имеют вдвое больше, чем первые, она будет равна единице; у тех, которые имеют вдвое больше, чем вторые, она будет равна трем; у тех, которые имеют вдвое больше, чем третьи, она будет равна семи; так что, при пред­положении, что имущество каждого последующего лица вдвое больше имущества лица предыдущего, роскошь будет воз­растать путем удвоения каждой предшествующей цифры с при­бавлением единицы, по прогрессии: О, 1, 3, 7, 15, 31, 63, 127.

В республике Платона роскошь могла быть определена с полной точностью. Там было установлено четыре разряда ценза  -  первый на той границе, где кончается бедность, а вто­рой, третий, четвертый были вдвое, втрое и вчетверо больше первого. В первом разряде роскошь равнялась нулю, во вто­ром она была равна единице, в третьем  -  двум, в четвер­том  -  трем, т. е. возрастала в арифметической прогрессии.

Что же касается до сравнения роскоши у разных народов, то она в каждом государстве определяется отношением нера­венства богатств различных граждан к неравенству богатств различных государств. В Польше, например, неравенство состояний доведено до крайности; но бедность страны в целом не допускает в ней такой роскоши, которая встречается в бо­лее богатых государствах.

Роскошь пропорциональна также и величине городов, осо­бенно столиц, так что она определяется отношением богатства государства к неравенству состояний отдельных лиц и к ко­личеству людей, собранных в известных местах.

Чем больше собрание людей, тем люди тщеславнее и тем сильнее ощущают они желание выделиться какими-нибудь ме­лочами. Если количество их так велико, что они в большинстве незнакомы друг с другом, то стремление выделиться у них усу­губляется, так как увеличивается надежда на успех. Надежду эту подает роскошь; каждый усваивает себе признаки положе­ния, которое выше его собственного. Но усиленная жажда отличий приводит к равенству, которое уничтожает возмож­ность отличиться; так как все хотят быть заметными, то уже никого нельзя заметить.

Все это порождает большие неудобства. Лица, отличаю­щиеся в какой-нибудь профессии, назначают за произведения своего искусства какую им угодно цену; самые посредственный дарования следуют их примеру; нет более соответствия между средствами и потребностями. Если я вынужден вести тяжбу, то необходимо, чтобы у меня были средства нанять адвоката;

если я болен, надо, чтобы я имел возможность пригласить доктора.

Некоторые полагали, что при таком скоплении народа в столице слабеет торговля вследствие того, что люди уже не находятся на известном расстояния друг от друга. Я этого не думаю: у людей больше становится желаний, больше потреб­ностей. больше прихотей, когда они собираются вместе.

ГЛАВА II О законах против роскоши при демократическом правлении

Я только что сказал, что в республике, где имущества рас­пределены поровну, совсем не может быть роскоши; так как это равное распределение было, как показано в пятой книге, причиной превосходного состояния одной республики, то отсюда следует, что республика тем совершеннее, чем меньше в ней роскоши. Ее не было у древних римлян, не было и у спартанцев; и в республике, где равенство не совсем утра­чено, дух торговли, трудолюбия и добродетели дает каждому и возможность, и желание обходиться собственными сред­ствами, вследствие чего там не бывает большой роскоши.

Законы о переделе земель, которых так настойчиво домо­гались в некоторых республиках, были по своей природе очень благодетельны. Они могут быть опасны лишь как мероприятие внезапное. Внезапно уменьшая богатства одних и увеличивая состояния других, они производят переворот в каждой семье и должны привести к общему перевороту во всем госу­дарстве.

По мере того как в республике водворяется роскошь. умами овладевают частные интересы. Людям, которые доволь­ствуются одним необходимым, не остается желать ничего, кроме славы для себя и отечества. Но душа человека, развра­щенного роскошью, имеет много иных желаний. Она вскоре станет врагом законов, которые стесняют ее. Роскошь, с кото­рой познакомился гарнизон Реджии, побудила его к избиению жителей.

Когда римляне развратились, желания их стали безмерны. Об этом можно судить по росту цен- Кружка фалернского вина стоила 100 римских динариев; бочонок понтийской соло­нины  -  400 динариев; хороший повар  -  4 таланта; молодые мальчики и цены не имели. И когда всех увлекло неудержимое стремление к роскоши, что стало с добродетелью?

ГЛАВА III О законах против роскоши при аристократическом правлении

Дурно устроенная аристократия несчастна тем, что таи знать обладает богатствами, а пользоваться ими не может. Роскошь, так как она противна духу умеренности, должна быть изгнана из этого государства. Население такого госу­дарства состоит из людей очень бедных, которые не имеют возможности получать, и очень богатых, которые не имеют воз­можности тратить.

В Венеции законы принуждали знатных людей к умерен­ности, и те так привыкли к бережливости, что одни только куртизанки умели выманивать у них деньги. Этим пользова­лись для поддержания промышленности. Презренные жен­щины безопасно предавались роскоши, между тем как их дан­ники вели самую скромную и незаметную жизнь.

Благоустроенные греческие республики имели на этот счет превосходные установления. Богачи тратили свои деньги на устройство празднеств и музыкальных хоров, на колесницы и лошадей для состязаний в беге, на исполнение должностей, сопряженных с большими расходами. Богатство было столь же тягостно, как и бедность.

ГЛАВА IV О законах против роскоши в монархиях

Сейоны59, народ германского племени, почитают богатства, говорит Тацит, вследствие чего они живут под управлением одного. Это значит, что роскошь особенно свойственна монар­хии и что в монархии не должно быть законов против роскоши.

Так как неравное распределение богатств вытекает из са­мого устройства монархии, то роскошь там неизбежна. Если богатые будут мало тратить, то бедным придется умирать с го­лоду. Необходимо даже, чтобы траты богатых были пропор­циональны неравенству состояний и чтобы, как мы уже ска­зали, роскошь возрастала в той же самой пропорции. Отдель­ные богатства увеличились только потому, что часть граждан была лишена необходимого для жизни; надо, следовательно, чтобы эти граждане вновь получили утраченное.

Итак, для поддержания  монархического  государства роскошь должна возрастать от земледельца к ремесленнику  -  к торговцу  -  к знати  -  к чиновникам  -  к вельможам  -  к главным откупщикам государственных доходов  -  к госу­дарю; иначе все погибнет.

В правление Августа римскому сенату, состоявшему из важ­ных сановников, юристов и людей, преданных идеям прошлого, было предложено заняться исправлением нравов и ограниче­нием роскоши среди женщин. Интересно читать у Диона о том, как искусно отклонил император неуместные требования сена­торов: ведь он основывал монархию и уничтожал республику.

В царствование Тиберия эдилы внесли в сенат предложе­ние о восстановлении древних законов против роскоши. Госу­дарь, не лишенный проницательности, воспротивился этому. «При настоящем положении вещей, -  сказал он, -  это погубило бы государство. Как стал бы существовать Рим? Как стали бы существовать провинции? Мы были умеренны, пока мы были гражданами одного только города, теперь же мы потребляем богатства всего мира и заставляем работать на себя господ и рабов». Он ясно видел, что в законах против роскоши уже не было надобности.

Когда при том же императоре сенатору предложили запре­тить губернаторам брать с собою в провинции своих жен вследствие производимых ими там соблазнов, это предложение также было отвергнуто. Возразили, что «суровость древних те­перь уже уступила место более приятному образу жизни». Люди чувствовали, что теперь нужны иные нравы.

Итак, роскошь необходима для монархических государств;

необходима она также и для государств деспотических. В пер­вых государствах она является особым видом употребления предоставленной людям свободы; во-вторых - особым видом злоупотребления теми выгодами, которые люди могут извле­кать из своего рабства; раб, поставленный своим господином в качестве тирана над его другими рабами и неуверенный в своем завтрашнем дне, не знает другого наслаждения, кроме удовлетворения своего тщеславия, сладострастия и своих ми­нутных прихотей.

Все это приводит к заключению, что республики погибают от роскоши, а монархии  -  от бедности.

ГЛАВА V В каком случае законы против роскоши полезны в монархии

Законы против роскоши, появившиеся в половине XIII сто­летия в Арагонии, были созданы в духе республики, если только при этом не преследовалось каких-то особых целей. Иаков I приказал, чтобы король .и все его подданные не имели за своими обедами более двух сортов мяса, приготовленных каждое по одному только способу, за исключением убитой ими самими дичи.

В наши дни в Швеции тоже издаются законы против рос­коши, но с иною целью, чем в Арагонии.

Государство может создавать законы против роскоши в целях безусловной умеренности; таков дух этих законов в республике, и, судя по характеру законов Арагонии, они преследовали такую именно цель.

Но законы против роскоши могут также иметь целью лишь относительную умеренность в том, например, случае, когда го­сударство запрещает ввозить иностранные товары, видя, что ввоз этих товаров вследствие их высоких цен потребует такого вывоза его собственных товаров, что ему придется испытывать больше лишений вследствие вывоза, чем удовлетворения вследствие ввоза. Таков дух законов, созданных в наши дни в Швеции, и это единственные законы против роскоши, кото­рые уместны в монархиях.

Вообще, чем государство беднее, тем более оно разоряется от относительной роскоши и тем более, следовательно, оно нуждается в законах против относительной роскоши. Чем го­сударство богаче, тем более оно обогащается относительной роскошью и тем более оно должно воздерживаться от законов против этого вида роскоши. Все это мы подробнее объясним в книге о торговле. Здесь же речь идет лишь о роскоши безу­словной.

ГЛАВА VI О роскоши в Китае

В некоторых государствах существуют особые причины, требующие издания законов против роскоши. Народонаселение вследствие благоприятного климата может настолько возрасти. а средства к его существованию могут стать настолько нена­дежными, что явится необходимость заставить его заниматься исключительно земледелием. В таких государствах роскошь опасна, и законы против нее должны быть очень строги. Таким образом, желая узнать, следует ли поощрять роскошь или противодействовать ей, надо прежде всего взвесить соотноше­ние между численностью населения и его средствами к жизни. В Англии земля производит гораздо больше хлеба, чем нужно для прокормления как тех, кто обрабатывает землю, так и тех, кто изготовляет одежду; поэтому там могут существовать раз­ные бесполезные ремесла, а следовательно, и роскошь. Во Франции родится довольно хлеба для пропитания земледель­цев и людей, занятых мануфактурой. Кроме того, торговля с иностранцами может дать в обмен на предметы роскоши столько необходимых вещей, что там совсем не следует опа­саться роскоши.

В Китае, напротив, женщины так плодовиты и народона­селение увеличивается с такой быстротой, что земля, как бы ее ни обрабатывали, едва может его прокормить. Поэтому роскошь там пагубна, а дух трудолюбия и экономии столь же желателен, как в любой республике. Люди должны там зани­маться производством предметов необходимости, избегая про­изводства предметов роскоши.

Вот образчик прекрасных указов китайских императоров. «Наши предки,  -  говорит один из императоров династии Ганг, -  держались того правила, что если есть мужчина, кото­рый не пашет, и женщина, которая не прядет, то кто-нибудь в империи вследствие этого страдает от холода или голода...» И в силу этого правила он повелел разрушить множество мо­настырей бонз.

Третий император двадцать первой династии, которому показали несколько драгоценных камней, найденных в шахте. велел эту шахту закрыть, не желая обременять свой народ работой на дело, которое не могло ему доставить ни пищи. ни одежды.

«Наша роскошь дошла до того, -  говорит Киявенти, -  что народ украшает шитьем башмаки тех самых мальчиков и де­вочек, которых ему приходится продавать вследствие нищеты». Когда столько людей занято изготовлением одежды для одного, то как не быть людям, которые нуждаются в одежде? Когда на одного возделывающего землю приходится десять поедающих ее плоды, то как не быть людям, которые нуж­даются в пище?

ГЛАВА VII Роковые последствия роскоши в Китае

Из истории Китая видно, что там было двадцать две сме­нивших друг друга династии; это значит, что Китай испытал двадцать две революции общего характера, не считая множе­ства частных. Три первые династии были у власти довольно долго, потому что они управляли благоразумно и государство не было так обширно, как впоследствии. Вообще же можно сказать, что все династии начинали довольно хорошо. Добро­детель, осмотрительность, бдительность необходимы в Китае;

ими знаменовалось начало правления каждой династии, но под конец они исчезали. Весьма естественно, в самом деле, что императоры, которые были воспитаны в суровой военной обста­новке и только что низвергли с престола род, погрязший в на­слаждениях, сохраняли добродетель, которая принесла им столько пользы, и страшились наслаждений, гибельные послед­ствия которых они видели. Но после трех-четырех таких государей преемники их снова начинают предаваться разврату, роскоши, праздности, наслаждениям. Они замыкаются в дворце, ум их слабеет, они рано умирают, семья клонится к упадку;

сановники усиливаются, возрастает влияние евнухов, на пре­стол начинают возводить только детей; дворец становится вра­гом империи, праздные люди, населяющие его, разоряют тех, кто трудится; наконец, появляется узурпатор, который свер­гает или убивает императора и основывает новую династию;

третий или четвертый правитель этой династии уходит в тот же дворец на новое затворничество.

ГЛАВА VIII О публичной пристойности

Утрата женщинами добродетели связана с таким множе­ством пороков, вся душа их так глубоко извращается, исчезно­вение этой главной опоры нравственности влечет за собою утрату стольких других добродетелей, что публичную непри­стойность можно рассматривать как величайшее из несчастий народного государства и верный признак скорого изменения в его устройстве.

Поэтому хорошие законодатели требовали от женщин известной строгости нравов. Они изгоняли из своих республик не только порок, но даже видимость порока. Они изгнали даже эти порождаемые праздностью галантные отношения, которые делают женщин способными развращать других. прежде чем они сами успеют развратиться, которое придают цену всевозможным мелочам и обесценивают то, что действи­тельно важно. Под влиянием таких отношений люди начинают руководствоваться в своем поведении лишь правилами боязни показаться смешными  -  этими правилами, которые так ма­стерски умеют устанавливать женщины.

ГЛАВА IX О положении женщин в различных государствах

В монархиях женщины не отличаются скромностью, так как, будучи по условиям своего общественного положения призваны ко двору, они заражаются там духом вольного обра­щения, можно сказать, единственным, который там поощряется. Каждый стремится использовать их благосклонность и страсти в целях карьеры. И так как по свойственной им слабости гор­дость заменяется у них тщеславием, то роскошь всегда цар­ствует вместе с ними.

В деспотических государствах женщины не вносят роскоши, но они сами становятся там предметом роскоши. Рабство их должно достигать крайних пределов. Каждый приноравли­вается к духу правления и перенимает то, что видел у других. Так как законы там очень строги и применяются без промед­лений, то люди боятся, чтобы свобода женщин не наделала им хлопот. Их ссоры, их болтливость, их злобность, их склон­ности, их ревность, их подстрекательство - это искусство мел­ких душ подчинять себе великие души  -  не могли бы там остаться без последствий.

Кроме того, властители этих государств, издевающиеся над человеческой природой, имеют по нескольку жен. которых по тысяче причин они вынуждены держать взаперти.

В республиках женщины свободны по закону, но порабо­щены правилами нравственности; роскошь изгнана из этих го­сударств, а вместе с нею  -  разврат и пороки.

В греческих городах, где люди не исповедовали той рели­гии, которая почитает добродетелью чистоту нравов даже у мужчин; в греческих городах, где темный порок господство­вал во всей своей необузданности, где любовь приняла формы, о которых мы не решаемся даже упоминать, между тем как чистая дружба находила себе приют только в браке, -  добродетель, простота, целомудрие женщин достигли такой высоты, что не видано было в мире народа, столь благо­устроенного в этом отношении.

ГЛАВА Х О домашнем суде у римлян

У римлян не было, как у греков, особых должностных лиц для надзора за поведением женщин. Цензоры наблюдали за ними так же, как и за всеми прочими жителями республики. Установленную у греков должность заменял домашний суд. Муж созывал родственников жены и судил ее в их присут­ствии. Этот суд поддерживал чистоту нравов в республике, но и сам он поддерживался этими нравами. Он должен был судить не только за нарушение законов, но и за безнравствен­ность. Но чтобы судить за безнравственность, надо иметь безу­пречные нравы.

Наказания, налагаемые этим судом, могли быть только произвольными, какими они на самом деле и были, так как все, что касается нравов, все, что относится к правилам скром­ности, не может быть определено в своде законов. Законами можно определять наши обязанности к другим; но трудно обнять ими все наши обязанности к себе самим.

Ведению домашнего суда подлежало все поведение жен­щин. Но в числе преступлений, выносившихся на его рассмот­рение, было одно, которое подлежало еще и публичному обвинению; таким преступлением было прелюбодеяние  -  потому ли. что в республике такое нарушение законов нрав­ственности по важности своей должно было обратить на себя особое внимание правительства, или потому, что развратное поведение жены заставляло подозревать в том же и ее мужа. или, наконец, вследствие опасения, что порядочные люди пред­почтут скрывать и оставлять без последствий это преступле­ние, чем карать и мстить за него.

ГЛАВА XI  Как в Риме изменялись учреждения вместе с образом правления

Как домашний суд, так и публичное обвинение исходили из нравов, вследствие чего оба эти учреждения пали с падением нравов и исчезли вместе с республикой.

Установление questiones perpetuae, т. е. разграничение юрисдикции преторов, и все более утверждавшийся обычай, по которому все дела подлежали суду этих преторов, ослабили деятельность домашнего суда до такой степени, что когда Тиберий обратился к нему для решения нескольких дел, исто­рики уже увидели в этом нечто совсем необычное, как бы вос­становление древнего обычая.

С установлением монархии и переменой в нравах прекрати­лось и публичное обвинение. Можно было опасаться, что в ряде случаев бесчестный человек, оскорбленный презрением к нему со стороны женщины, раздосадованный ее упорством, озлобленный самой ее добродетелью, мог воспользоваться этим обычаем, чтобы ее погубить. Закон Юлия предписал, чтобы каждому обвинению женщины в прелюбодеянии пред­шествовало обвинение ее мужа в потворстве ее распутству, что значительно сократило число этих обвинений и, так сказать, подорвало их.

Сикст V хотел, повидимому, восстановить публичное обви­нение. Но не требуется долгих размышлений, чтобы понять, что в такой монархии, как его собственная, этот закон был еще более неуместен, чем во всякой другой монархии.

ГЛАВА XII  Об опеке над женщинами у римлян

По римским законам женщина находилась под постоянной опекой, если она не состояла под властью мужа. Эта опека поручалась ближайшему родственнику мужского пола и, судя по народной поговорке, очень стесняла их. Это было хорошо для республики, но не было необходимо в монархия.

Различные сборники варварских законов содержат указа­ния на то, что у первобытных германцев женщины тоже со­стояли в постоянной опеке. Этот обычай перешел в основанные ими монархии, но не удержался там.

ГЛАВА XIII О законах, установленных императорами против распутства женщин

Закон Юлия назначил наказание за прелюбодеяние. Но как этот закон, так и созданные вслед за ним законы против прелюбодеяния не только не свидетельствовали о чистоте нра­вов, но, напротив, служили признаком их испорченности.

Все прежние установления относительно женщин измени­лись во время монархии. Речь шла уже не о том, чтобы воспи­тать в них чистоту нравов, а о том, чтобы наказывать их за преступления. Новые законы о наказаниях за эти преступ­ления издавались только потому, что уже перестали наказы­вать нарушения, не входившие в разряд этих преступлений.

Ужасающая распущенность нравов обязывала императоров создавать законы для того, чтобы положить некоторый предел бесстыдству. Но общее исправление нравов не входило в их намерения. Положительные факты, сообщаемые историками, служат тому доказательством, которого не опровергнут ника­кие законы. Можно видеть у Диона, каково было в этом отно­шении поведение Августа и как он в должности претора и цен­зора отклонял обращенные к нему требования но этому пред­мету.

У историков, правда, упоминается немало суровых пригово­ров, вынесенных при Августе и Тиберии против бесстыдного поведения римских дам; но, знакомя нас с духом царствова­ния этих императоров, они ознакомили нас и с духом этих при­говоров.

Август и Тиберии заботились главным образом о наказа­нии распутства своих родственниц. Они карали не разнуздан­ность нравов, но определенные преступления нарушения бла­гочестия или оскорбления величества, которые они выдумали сами, как средства восстановить почтение к власти и удобные предлоги для своей мести. Вот почему римские писатели так сильно восстают против этой тирании.

Кары, установленные законом Юлия, не были суровы. Императоры требовали, чтобы суд усиливал наказания, установленные созданным ими законом. За это они навлекли на себя обвинение историков. Они заботились не о том, спра­ведливо ли были наказаны женщины, а о том. был ли нару­шен закон для того, чтобы наказать их.

Одним из излюбленных тиранических приемов Тиберня было злоупотребление древними законами. Желая наказать одну римлянку строже, чем следовало по закону Юлия, он восстановил для этого случая домашний суд.

Все эти меры относительно женщин касались не народа. а только семейств сенаторов. Они были внушены желанием найти поводы для обвинения сильных, а дурное поведение женщин могло доставить бесчисленное множество таких по­водов.

Наконец, сказанное мною о том, что чистота нравов не есть Принцип единоличного правления, находит лучшее подтвержде­ние в царствование этих первых императоров; достаточно по­читать Тацита, Светония, Ювенала и Марциала. чтобы в этом убедиться.

ГЛАВА XIV О законах против роскоши у римлян

Мы говорили о публичной непристойности потому, что она связана с роскошью, всегда предшествует ей и за нею сле­дует. Дав полную свободу порывам сердца, будете ли вы в си­лах противиться заблуждениям рассудка?

В Риме независимо от учреждений общего характера по настоянию цензоров было издано несколько частных законов с целью удержать женщин в границах умеренности. Эту цель преследовали законы Фанния, Лициния и Оппия. Надо видеть у Тита Ливия, в какое возбуждение пришел сенат, когда от него потребовали отмены закона Оппия. Валерий-Максим счи­тает начало роскоши у римлян со времени уничтожения этого закона.

ГЛАВА XV О приданом и об имущественных отношениях, связанных с браком в разных правлениях

В монархиях приданое женщин должно быть значительным, чтобы мужья их могли поддерживать образ жизни, соответ­ствующий их положению и общепринятым требованиям рос­коши. Оно не должно быть велико в республиках, где роскошь не должна царствовать. Оно должно почти совсем отсутство­вать в деспотических государствах, где женщины находятся в более или менее рабском состоянии.

Установленная французскими законами общность имуще­ства между мужем и женой весьма уместна в монархическом государстве, так как она пробуждает в женщинах интерес к хозяйству и как бы невольно привлекает их к домашним заботам. Она менее уместна в республике, где женщины более добродетельны. Она была бы нелепостью в деспотических го­сударствах, где женщины сами почти всегда являются частью имущества своего господина

Так как женщины по самому положению своему достаточно склонны к замужеству, то нет никакой надобности поощрять их к этому законами, предоставляющими им долю в имуще­стве мужа. В республике такие законы были бы даже очень вредны ввиду того, что обладание отдельным имуществом порождает среди женщин роскошь. В деспотических государ­ствах все выгоды брака для женщин должны заключаться лишь в предоставлении им средств к существованию и ни в чем более.

ГЛАВА XVI Прекрасный обычай самнитян60

У самнитян существовал обычай, который в небольшой рес­публике и особенно при том положении, в каком она находи­лась, должен был иметь превосходные последствия. Там соби­рали всех молодых людей и оценивали их достоинства. Тот, кого объявляли самым лучшим, брал себе в жены любую девицу, какую хотел; следующий за ним по достоинству делал такой же выбор и т. д. Великолепен был этот обычай ценить в молодых людях выше всего их личные достоинства и за­слуги, оказанные ими отечеству. Кто был богаче всех достоин­ствами такого рода, тот мог выбрать любую девушку во всем государстве, Любовь, красота, целомудрие, добродетель, происхождение, даже богатство  -  все это, так сказать, шло в приданое к добродетели. Трудно было бы изобрести награду более благородную, более великую, менее обременительную для небольшого государства и более способную влиять на лиц того и другого пола.

Самнитяне происходили от спартанцев, и Платон, учрежде­ния которого представляют собой не более как усовершенство­вание законов Ликурга, тоже создал почти такой же закон.

ГЛАВА XVII  О правлении женщин

Противно и разуму, и природе ставить женщин во главе дома, как это было у египтян, но нет ничего противоестественкого в том, чтобы они управляли государством. В первом слу­чае свойственная им слабость не позволяет им преобладать; во втором же случае эта самая слабость придает -их управле­нию ту кротость и умеренность, которые гораздо нужнее для хорошего управления, чем суровые и жестокие нравственные качества.

В Индии люди прекрасно чувствуют себя под управлением женщин; там установлено, что если дети мужского пола не происходят от матери той же крови, то на престол вступают женщины, рожденные от матери царской крови. Чтобы облег­чить им бремя правления, им дают известное количество по­мощников. По М. Смиту, африканцы тоже очень довольны женским правлением. Прибавив к этому примеры Московского государства и Англии, мы увидим, что женщины с одинаковым успехом управляют в государствах умеренного образа правле­ния и в деспотических государствах.

 



Сайт управляется системой uCoz