КНИГА ШЕСТАЯ Влияние, оказываемое принципами различных образов правления на простоту гражданских и уголовных законов, на формы судопроизводства и определение наказаний

ГЛАВА  I  О простоте гражданских законов в различных видах правления

При монархическом правлении законы не могут отличаться такой простотой, как при деспотическом правлении. Здесь нужны суды. Эти суды выносят приговоры. Приговоры эти надо хранить и изучать для того, чтобы суд действовал се­годня так же, как он действовал вчера, и чтобы собственность и жизнь граждан были столь же прочно и определенно обес­печены, как и само государственное устройство.

В монархии отправление правосудия, решениям которого подлежат не только имущество и жизнь, но также и честь че­ловека, требует тщательных изысканий. Чем шире ведомство суда, чем важнее интересы, подлежащие его решениям, тем внимательнее и осмотрительнее становится судья.

Поэтому не следует удивляться, что законы этого государ­ства отличаются таким обилием правил, оговорок и распространений, благодаря которым умножается количество част­ных случаев и самый разум обращается, по-видимому, в осо­бого рода искусство.

Установленное в монархиях различение людей по их зва­нию, происхождению, положению часто приводит к установле­нию различий в характере их имущества, и законы этого госу­дарственного строя могут увеличивать количество таких раз­личий. Так, у нас имеется имущество собственное и общее или сообща приобретенное, полученное в приданое и принад­лежащее исключительно жене, отцовское и материнское, раз­ного рода движимость, имущество свободное и ограниченное субституцией, родовое или неродовое, имущество дворян­ское  -  белопоместное и простонародное, ренты поземельные или денежные. Каждый вид имущества подчинен особым пра­вилам, согласно которым им располагают, и все это еще бо­лее усложняет дело,

В наших государствах феоды стали наследственными поместьями. Надо было обеспечить дворянство в имуществен­ном отношении, т. е. придать некоторую прочность феоду для того, чтобы собственник его был в состоянии нести службу государю. Это неизбежно породило множество различий: в одних странах, например, феоды не могли быть разделены между братьями, в других  -  младшие братья получали более значительное обеспечение.

Монарх, знающий положение каждой из своих провинций, может создавать различные законы и допускать существова­ние разнообразных обычаев. Но деспот ничего не знает и ни за чем не может следить; его приемы всегда одинаковы; он всем управляет своею суровою волею, которая всюду одина­кова; все уравнивается под его стопами.

По мере того как в монархиях деятельность судов расши­ряется, их приговоры становятся предметом изучения юриспру­денции, так как в этих приговорах иногда встречаются проти­воречия или вследствие того, что сменявшие друг друга судьи не все были одинакового мнения; или потому, что из двух одинаковых дел одно было проведено более умело, чем другое; или, наконец, по причине бесчисленных злоупотребле­ний, которые неминуемо вкрадываются во все дела рук чело­веческих. Это неизбежное зло, которое законодатель от вре­мени до времени исправляет, как нечто противное духу уме­ренного образа правления, так как деятельность судов должна быть обусловлена природой государственного устройства, а не противоречиями и неопределенностью законов.

В правлениях, где имеются необходимые различия между лицами, должны существовать и привилегии. Это еще более вредит простоте и порождает тысячи исключений.

Одна из привилегий, наименее обременительных для обще­ства и в особенности для тех, кто ее предоставляет, состоит в праве быть подсудным определенному суду предпочтительно перед всеми остальными. И вот возникает новый ряд дел, предмет которых состоит в том, чтобы установить, к какому именно суду должен обратиться истец.

В деспотических государствах положение народа совсем иное. Я даже не нахожу там никакого повода для деятель­ности законодателя или судьи. Так как все земли принадлежат государю, то там нет почти никаких гражданских законов о земельной собственности. Так как государь наследует своим подданным, то нет там также и законов о наследстве. Принад­лежащее государю исключительное право торговли в некото­рых странах устраняет надобность во всяком торговом зако­нодательстве. Браки, заключаемые с рабынями, делают ненуж­ными гражданские законы о приданом и о правах жены. Из этого всеобщего рабства вытекает еще и то следствие, что там почти вовсе нет людей, которые имели бы собственную волю и поэтому могли бы отвечать перед судьей за свое поведение. Большая часть нравственных действий обусловлена там волей отца, мужа, господина и определяется ими, а не судьями.

Я забыл сказать, что так как то, что мы называем честью, почти неизвестно в этих государствах, то все дела, касающиеся этого предмета и занимающие у нас такое огромное место, там совсем не существуют. Деспотизм является самодовлею­щим, вокруг него все пусто; поэтому путешественники, описы­вая страны, где он царствует, редко говорят нам о граждан­ских законах.

Итак, там устранены всякие поводы к тяжбам и процес­сам. Этим отчасти объясняется, почему там так сурово обра­щаются с тяжущимися; несправедливость их притязаний, не будучи прикрыта, ограждена и замаскирована бесконечным множеством законов, выступает во всей своей наготе.

ГЛАВА I I  О простоте уголовных законов в различных видах правления

Постоянно приходится слышать, что следовало бы везде отправлять правосудие так, как в Турции. Неужели только самые невежественные народы ясно уразумели то, что всего важнее в мире понимать людям?

Если вы взглянете на судейские формальности с точки зре­ния тех затруднений, которые встречает в них гражданин, добивающийся возвращения своего имущества или получения удовлетворения за нанесенную ему обиду, то вы, конечно, найдете, что их слишком много. Если вы рассмотрите их с точки зрения их отношения к свободе и безопасности граж­дан, то вы нередко найдете, что их слишком мало, и увидите, что все эти затруднения, издержки, проволочки и самые ошибки правосудия являются той ценой, которою каждый гражданин оплачивает свою свободу.

В Турции, где очень мало заботятся об имуществе, жизни и чести подданных, все тяжбы оканчиваются тем или другим решением очень быстро. Самый способ решения безразли­чен  -  лишь бы только решить. Паша, собрав некоторые све­дения о деле, распределяет по внушению собственной фанта­зии палочные удары по пяткам тяжущихся и отсылает их по домам.

И там было бы очень опасно увлекаться страстью к тяж­бам: эта страсть предполагает жгучую жажду добиться пра­восудия, ненависть, неугомонную деятельность ума, постоян­ство в преследовании цели. Всего этого следует избегать в го­сударстве, где не разрешается иметь никакого иного чувства, кроме страха, и где все внезапно и непредвиденно приводит к революциям. Здесь каждый должен понимать, что для него лучше, если должностные лица вовсе не будут знать о его су­ществовании, и что безопасность его личности зависит от ее ничтожества.

Но в умеренных государствах голова малейшего из граж­дан имеет определенную ценность; здесь гражданина лишают имущества и чести только после долгого и внимательного рас­следования; здесь у него отнимают жизнь только тогда, когда само отечество выступает против него; но, выступив против него, оно предоставляет ему всевозможные средства защищать себя.

Поэтому всякий человек, власть которого близится к абсо­лютизму, начинает прежде всего заботиться об упрощении законов. В таком государстве обращают более внимания на устранение разных отдельных неудобств, чем на свободу под­данных, о которой совсем перестают заботиться.

Мы видим, что в республике необходимо по меньшей мере такое же количество формальностей, как и в монархии. В том и другом правлении число их увеличивается с возрастанием уважения к чести, имуществу, жизни и свободе граждан.

Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах: в первом случае  -  по­тому, что они  -  все, во втором  -  потому, что все они  -  ничто.

ГЛАВА III  В каких правлениях и в каких случаях должно судить по букве закона

Чем более правление приближается к республиканскому, тем определеннее и точнее становится способ отправления пра­восудия. Большим недостатком Спартанской республики было то, что эфоры судили там произвольно, не руководствуясь ни­какими законами. В Риме первые консулы судили, как эфоры;

неудобства этого суда вскоре стали очевидными, и были созданы определенные законы.

В деспотических государствах нет закона: там сам судья -  закон. В монархических государствах есть законы, и если они ясны, то судья руководится ими, а если нет, то он ста­рается уразуметь их дух. Природа республиканского правле­ния требует, чтобы судья не отступал от буквы закона. Там нельзя истолковывать закон во вред гражданину, когда дело идет о его имуществе, его чести или его жизни.

В Риме судьи выносили решения только по вопросу о ви­новности  подсудимого в известном преступлении, а наказание назначал закон, как это видно из различных созданных там законов. Точно так же и в Англии присяжные решают лишь вопрос о том, доказан или нет проступок, представленный на их рассмотрение; если он доказан, судья произносит наказа­ние, установленное законом за такой проступок, для чего ему нужны только глаза.

 

ГЛАВА IV  О способах вынесения судебных приговоров

Отсюда следуют различные способы вынесения приговоров. В монархиях судьи действуют по образцу посредников; они сообща обсуждают, обмениваются мнениями, советуются, ста­раются согласовать свои суждения. Мнения самого незначи­тельного меньшинства принимаются в расчет большинством. Все это не в природе республики. В Риме и в городах Греции судьи не общались друг с другом: каждый заявлял свое мне­ние в одной из трех формул: Оправдываю, Осуждаю, Сомне­ваюсь, так как там судил или предполагалось, что судит, на­род. Но народ не юрист. Все эти судейские оговорки и сред­ства к примирению сторон для него не годятся. Ему надо предъявить только один предмет, один только факт и требо­вать от него лишь того, чтобы он решил, следует ли ему обви­нить, оправдать или отложить приговор.

Римляне по примеру греков ввели у себя особые формулы для исков и признали необходимым вести каждее дело по соответствующей ему исковой формуле. Это было необходимо при их способе вершить правосудие: надо было определить состояние вопроса с неизменной точностью, чтобы он был всегда на глазах у народа. Иначе в ходе какого-нибудь круп­ного процесса состояние вопроса будет непрестанно изме­няться, и его нельзя будет узнать. Именно по этой причине у римлян судьи принимали просьбы только по точно опреде­ленному предмету, который уже не подлежал никаким добав­лениям, ограничениям и видоизменениям. Но преторы изобрели другие исковые формулы, которые получили назва­ние добросовестных. Эти формулы давали судье большую сво­боду в вынесении приговора, что более соответствовало духу монархии. Поэтому французские юристы говорят: Во Франции «все процессы ведутся по доброй совести».

ГЛАВА V  При каком образе правления государь сам может быть судьей

Макиавелли54 приписывает утрату свободы Флоренции тому, что там преступления оскорбления величества, совершае­мые против народа, не судились, как в Риме, в народных собраниях. Эти дела рассматривались особым судом из восьми судей. Но, говорит Макиавелли, немногие и развращаются немногим. Я охотно согласился бы с этим великим человеком, но так как в данном случае политический интерес, так ска­зать, оказывает давление на интерес гражданский (потому что всегда возникают неудобства, если народ сам становится судьей в причиненных ему обидах), то для противодействия этому необходимо, чтобы законы сделали все возможное для ограждения безопасности частных лиц.

Законодатели Рима вынесли с этой целью два постановле­ния: они дозволили обвиняемым избегать суда посредством добровольного изгнания и определили посвящать богам иму­щество осужденных, чтобы избежать его конфискации в пользу народа. В одиннадцатой книге будут изложены прочие поста­новления, ограничивавшие принадлежавшее народу право судопроизводства.

Солон отлично сумел предотвратить злоупотребления, ко­торые могли бы возникнуть вследствие того, что народу при­надлежало право судить преступления; он постановил, чтобы Ареопаг пересматривал дела, чтобы он снова обвинял перед народом того, кого считал несправедливо им оправданным, и, остановив исполнение приговора над тем, кого считал неспра­ведливо обвиненным, требовал бы пересмотра его дела. Это был прекрасный закон: он подчинял народ контролю со сто­роны наиболее уважаемой им власти и заставлял его кон­тролировать себя самого.

В ходе таких дел, особенно с момента ареста обвиненного, необходима некоторая медлительность для того, чтобы народ мог успокоиться и судить хладнокровно.

В деспотических государствах государь может судить сам, но он не должен быть судьей в монархиях: государственное устройство было бы разрушено, посредствующие и зависимые власти уничтожены и все формальности судопроизводства прекращены; во всех умах воцарился бы страх, на всех ли­цах бледность; исчезло бы взаимное доверие, исчезла бы честь, исчезла бы любовь; не было бы более безопасности, не было бы более монархии.

Вот и другие соображения. В монархических государствах государь является стороной, которая преследует обвиняемых, требует, чтобы они были наказаны или оправданы. Если бы он судил сам, то был бы в одно и то же время и судьей, и стороной.

В этих же государствах конфискованное имущество часто поступает в пользу государя: если бы он судил преступления, то опять-таки стал бы и судьей и заинтересованной стороной.

Сверх того, он лишился бы прекраснейшего атрибута своей власти  -  права помилования; было бы неразумно, если бы он выносил решения и затем сам же их отменял; он не пожелал бы противоречить самому себе. Не говоря уже о том, что при таком порядке оказались бы спутанными все понятия: никогда нельзя было бы знать, оправдан ли человек по суду или помилован государем.

Когда Людовик XIII пожелал сам быть судьей в процессе герцога де Лавалетта и, созвав для того в свой кабинет не­сколько парламентских чиновников и государственных советни­ков, предложил им высказать свое мнение об аресте обвиняе­мого, президент Белльевр сказал, «что ему странно видеть госу­даря, принимающего участие в процессе одного из своих под­данных; что короли только милуют, предоставляя обвинять своим чиновникам; что Его Величеству не может быть приятно смотреть на сидящего перед ним на скамье подсудимых чело­века, который через час уйдет по его приговору на смертную казнь! Что особа государя, рассыпающая милости, не может вы­носить такого зрелища; что при одном его виде отменяются цер­ковные интердикты и что все должны выходить от государя не иначе как довольными». Когда стали рассматривать дело по существу, тот же президент подал такое мнение: «Этот суд не имеет себе примера и даже противоречит всем примерам прошлого по сей день, ибо никогда еще не было видано, чтобы король Франции в качестве судьи и в силу своего при­говора осудил дворянина на смерть».

Личный суд государя явился бы неисчерпаемым источни­ком несправедливостей и злоупотреблений. Назойливость при­дворных стала бы вынуждать государя выносить приговоры. Некоторые римские императоры были одержимы страстью судить, и они-то более всех удивили мир своими несправед­ливостями.

Тацит говорит, что Клавдий, завладев делами и обязан­ностями судей, подал этим повод ко всевозможным хищениям. Поэтому следующий за Клавдием император Нерон, желая расположить к себе умы, заявил, «что он никогда не станет сам судить все дела, так как иначе обвинители и обвиняемые могли бы оказаться оставленными в стенах дворца на произ­вол нескольких вольноотпущенников».

«В царствование Аркадия, -  говорит Зосима, -  размножив­шаяся порода клеветников окружила и осквернила дворец го­сударя. Когда человек умирал, его объявляли бездетным и раздавали его имущество по указу государя; так как сам импе­ратор был необычайно глуп, а слишком предприимчивая импе­ратрица потакала ненасытной жадности своих слуг и прия­тельниц, то честным людям оставалось только желать смерти».

«В прежнее время, -  говорит Прокопий, -  при дворе было немного людей, но когда при Юстиниане судьи лишены были свободы вершить правосудие, суды стояли пустыми, между тем как дворец государя оглашался криками тяжущихся, ко­торые хлопотали там о своих делах». Всему миру известно, как там продавали приговоры и даже законы.

Законы  -  это глаза государя; благодаря им он видит то, чего без них не мог бы увидать. Присваивая себе обязанности судьи, он действует не в свою пользу, а в пользу своих оболь­стителей, во вред самому себе.

 

ГЛАВА VI  О том, что в монархии министры не должны быть судьями

В монархиях возникают большие затруднения от того, что министры берутся сами решать спорные дела. И теперь еще мы видим государства, где есть множество судей для произ­водства дел, касающихся казны, и где  -  кто бы этому пове­рил!  -  министры все еще хотят сами решать эти дела. Много можно было бы сказать против этого, но я ограничусь одним следующим соображением.

Между советом монарха и его судами существует некото­рое противоречие, вытекающее из самой природы вещей. Совет короля должен состоять из немногих лиц, а суды тре­буют большого количества судей. Причина этого в том, что в первом случае за дела надо приниматься и вести их с неко­торою страстью, чего можно ожидать лишь от группы, со­стоящей не более как из четырех или пяти лиц, всецело посвя­тивших себя этим делам.

Наоборот, для ведения судебных дел необходимы деятели хладнокровные, для которых все дела были бы в известном смысле безразличны.

ГЛАВА VII  О единоличном судье

Такой судья возможен лишь в деспотическом государстве. Мы видим из истории Рима, до какой степени могут доходить злоупотребления подобного судьи. Как было Аппию не прези­рать законов в своем суде, когда он нарушил даже тот, кото­рый сам создал? Тит Ливии рассказал нам о бесчестной уловке этого децемвира. Он встретил человека, домогавшегося выдачи ему некоей Виргинии, как принадлежащей ему ра­быни. Родственники Виргинии требовали, чтобы Аппий на основании изданного им же самим закона вручил Виргинию им впредь до окончательного приговора суда. Аппий объявил, что его закон издан лишь в пользу отца, а так как Виргиния находится в отсутствии, то этот закон не может быть приме­нен к данному случаю.

ГЛАВА VIII  О способах обвинения в различных правлениях

В Риме дозволялось гражданину обвинять гражданина. Это было установлено в духе республики, где от каждого гражданина требуется безграничное рвение к общественному благу и где предполагается, что каждый гражданин обладает всеми правами своего отечества. При императорах продол­жали следовать правилам республики, что немедленно вызвало появление гнусной породы людей  -  своры доносчиков. Всякий, кто с большими пороками совмещал в себе большие способ­ности и с низкой душой  -  честолюбивый ум, стал разыскивать преступника, осуждение которого было бы приятно государю. Это был путь к почестям и богатству, -  вещь у нас невоз­можная.

Теперь у нас есть превосходный закон  -  тот именно закон, который требует, чтобы государь, обязанность которого  -  добиваться соблюдения законов, приставил к каждому суду чиновника для преследования от его имени всех преступлений. Таким образом, функция доносчика у нас неизвестна; а если этого публичного обвинителя заподозрят в злоупотреб­лении своей должностью, то его обяжут назвать человека, который сделал ему донос.

По законам Платона, всякий, кто не уведомил властей об известном ему преступлении или отказал им в содействии, подлежал наказанию. В настоящее время этот порядок был бы неуместен. Государство бодрствует за граждан; оно действует, и они спокойны.

ГЛАВА IX  О строгости наказаний в различных правлениях

Строгость в наказаниях более уместна в деспотических го­сударствах, принцип которых  -  страх, чем в монархиях и рес­публиках, которые имеют своим двигателем честь и доброде­тель.

В умеренных государствах любовь к отечеству, стыд, боязнь порицания заключают в себе обуздывающую силу, ко­торая в состоянии удержать от многих преступлений. Самое тяжелое наказание за совершение дурного поступка состоит там именно в том, чтобы быть уличенным в этом поступке. Поэтому гражданские законы могут там легче исправлять лю­дей и они не нуждаются в особенной суровости.

В этих государствах хороший законодатель не столько за­ботится о наказаниях за преступления, сколько о предупреж­дении преступлений; он постарается не столько карать, сколько улучшать нравы.

Китайские писатели постоянно замечали, что умножение казней в их империи всегда предвещало приближение револю­ции: в самом деле, казни умножались по мере того, как порти­лись нравы.

Нетрудно было бы доказать, что во всех или почти во всех государствах Европы наказания усиливались или смягчались в зависимости от того, насколько там приближались к сво­боде или удалялись от нее.

В деспотических государствах люди так несчастны, что они не столько дорожат жизнью, сколько боятся смерти, поэтому казни там должны быть более жестокими. В умеренных госу­дарствах люди более дорожат жизнью, чем боятся смерти, поэтому там достаточны казни, заключающиеся в простом ли­шении жизни.

Люди чрезмерно счастливые и люди чрезмерно несчастные одинаково склонны быть жестокими, доказательство  -  мо­нахи и завоеватели. Только в посредственности и состоянии, смешанном из счастья и несчастья, встречаются кротость и со­страдание.

То, что мы видим у отдельных лиц, наблюдается также и у целых народов. Мы встречаем одинаковую жестокость у на­родов диких, жизнь которых очень сурова, и у народов, живу­щих под деспотическим правлением, где только один чело­век  -  баловень судьбы, а все прочие  -  ее пасынки. Кротость царит лишь в государствах с умеренным правлением.

Читая в истории о свирепых расправах султанов, мы с ду­шевной болью чувствуем пороки человеческой природы.

В государствах с умеренным правлением хороший законо­датель все может использовать в качестве наказания. Не уди­вительно ли, что в Спарте одно из главных наказаний состояло в запрещении предоставлять на время свою жену дру­гому, получать на время чужую жену и в предписании быть окруженным у себя дома только девственницами? Одним сло­вом, все, что закон называет наказанием, действительно является наказанием.

ГЛАВА Х О старинных французских законах

В этих старинных французских законах более всего прояв­ляет себя дух монархии. По делам, наказуемым денежными штрафами, простые люди наказывались легче, чем благород­ные. В уголовных делах, наоборот, благородных лишали чести и права заседания в суде, между тем как для простого чело­века, у которого нет чести, предметом наказания было тело.

ГЛАВА XI    О том, что если народ добродетелен, то не требуется много наказаний

Римский народ был прямодушен. Это прямодушие обла­дало такой силой, что законодателю часто достаточно было указать людям путь добра, чтобы заставить их идти этим пу­тем. Казалось, им нужны были не приказания, а только советы.

Почти все кары, установленные законами царей и зако­нами двенадцати таблиц, во время республики были отменены или законом Валерия, или законом Порция. Но не было заме­чено, чтобы от этого ухудшилось управление республикой или пострадал общественный порядок.

Закон Валерия запрещал судьям применять силу против гражданина, апеллировавшего к народу, и единственное нака­зание за его проступок заключалось в репутации дурного человека.

ГЛАВА XII   О силе наказаний

Опыт показал, что в странах, где наказания не жестоки, они производят на ум гражданина не менее сильное впечат­ление, чем самые жестокие наказания  -  в других странах.

Заметив какой-нибудь беспорядок в государстве, крутое и склонное к насильственным мерам правительство желает его прекратить тотчас же и вместо того, чтобы постараться вос­становить силу старых законов, вводит новую жестокую казнь, которая разом пресекает зло. Но слишком туго натянутые бразды правления скоро ослабевают. Воображение привыкает к этой большей каре, как оно привыкло к прежней меньшей; и так как в результате ослабевает страх перед этой меньшей карой, то является необходимость распространить большую на все случаи. В некоторых государствах55 стали обычным явлением грабежи на больших дорогах. Для прекращения их придумали казнь посредством колесования, которая и приоста­новила их на некоторое время. Но потом на больших дорогах снова стали так же грабить, как и прежде.

В наши дни участились случаи дезертирства; за дезертир­ство установили смертную казнь, но оно не уменьшилось. При­чина этого весьма естественна: солдат, привыкший ежедневно рисковать своею жизнью, презирает или считает делом чести презирать опасности. Его ежедневно приучают бояться стыда, поэтому следовало отвергнуть наказание, налагавшее неизгла­димое пятно стыда на всю его жизнь. Думая усилить наказа­ние, на самом деле ослабили его.

Не следует править людьми с помощью крайних мер; надо экономно использовать предоставленные нам природой сред­ства руководства ими. Вникните в причины всякой распущен­ности, и вы увидите, что она - проистекает от безнаказанности преступлении, а не от слабости наказаний. Последуем при­роде, которая вместо бича дала человеку стыд, и пусть самая чувствительная часть наказания будет заключаться в позоре быть подвергнутым стыду.

Если же есть страны, где наказание не влечет за собой чувства стыда, то в этом виновата тирания, которая подвергает одинаковым .наказаниям и преступников, и честных людей.

И если есть другие страны, где люди сдерживаются лишь жестокими наказаниями, то будьте уверены, что это по боль­шей части происходит от жестокости правительства, налагав­шего эти наказания за легкие провинности.

Часто законодатель, желающий прекратить какое-нибудь зло, только и думает о достижении этой цели. Он видит лишь одну сторону дела и не замечает сопряженных с ней неудобств.

В результате после того, как зло пресекается, все видят только жестокость законодателя; в государстве остается зло, произве­денное этой жестокостью: она извратила умы, она приучила людей к деспотизму.

После победы, одержанной Лисандром над афинянами, победители стали судить пленников. Афинян обвинили в том, что они побросали в море с двух галер всех своих пленников и постановили на всенародном собрании отрубать кисти рук у всех, кого захватят в плен. Все они были умерщвлены, за исключением Адиманта, протестовавшего против этого поста­новления. Прежде чем предать смерти Филоклеса, Лисандр упрекнул его в том, что он развратил умы и дал уроки жесто­кости всей Греции. «Когда аргосцы, -  говорит Плутарх, -  умертвили полторы тысячи своих граждан, афиняне принесли очистительные жертвы богам, умоляя их отвратить от сердец афинян такую жестокую мысль».

Есть два рода испорченности: один, когда народ не соблю­дает законов; другой, когда он развращается законами; пос­ледний недуг неизлечим, ибо причина его кроется в самом ле­карстве.

ГЛАВА XIII Бессилие японских законов

 Чрезмерные наказания могут обессилить самый деспотизм. Взглянем на Японию.

 Там наказывают смертью почти за все преступления, по­тому что неповиновение такому великому императору, как японский, рассматривается как страшное преступление. Цель наказания не в исправлении виновного, а в отмщении государя.

 Эти идеи порождены раболепием и возникли главным обра­зом потому, что так как император является там собственни­ком всех имуществ, то почти все преступления оказываются прямым нарушением его интересов.

 Там наказывают смертью за всякую ложь перед властями, т. е. за самый естественный прием самозащиты.

Там строго наказывают даже за одну только видимость преступления; так, человек, принявший участие в азартной игре на деньги, подлежит смертной казни.

Правда, на первый взгляд может показаться, что необычай­ный характер этого народа, упрямого, капризного, решитель­ного, причудливого, презирающего всякие опасности и бед­ствия, оправдывает свирепые постановления законодателей; но можно ли постоянным зрелищем мучительных казней испра­вить или сдержать людей, которые по натуре своей, естественно, презирают смерть и вспарывают себе животы по ма­лейшему поводу? Не освоятся ли они скорее с этими каз­нями?

В рассказах о воспитании у японцев говорится, что с детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их; что не следует слишком сурово обходиться с рабами, так как этим ставят их в необходимость защи­щаться. По духу, который должен господствовать в домашнем управлении, не следует ли заключить и о том, который необ­ходимо бы внести в политическое и гражданское управление?

Благоразумный законодатель постарался бы умиротворить умы справедливой умеренностью наказаний и наград, прави­лами философии, морали и религии, соответствующими харак­теру данного народа, разумным применением правил чести, наказанием посредством стыда, радостями постоянного житей­ского благополучия и мирного благоденствия; и если бы он опасался, что людей, привыкших к жестоким карам, не будут сдерживать более легкие наказания, то стал бы действовать постепенно и осторожно и, начав со смягчения наказаний за легкие провинности, дошел бы до видоизменения их за все виды преступлений.

Но деспотизм не знает этих приемов; не такими путями ведет он людей. Он может злоупотреблять собою  -  и только. В Японии он напряг все свои силы и превзошел в жестокости себя самого.

Чтобы продолжать управлять людьми, напуганными и освирепевшими, ему пришлось непрестанно усиливать жесто­кость своего управления.

Таков источник, таков дух законов Японии. Но в этих зако­нах больше ярости, чем силы. Им удалось искоренить хри­стианство, но самая чрезмерность их усилий служит доказа­тельством их слабости. Они хотели создать хорошую полицию и еще более обнаружили свое бессилие.

Прочитайте сообщение о свидании императора с дейро в Меако. Там было задушено и убито невероятное количество людей. Негодяи похищали молодых девушек и мальчиков. Потом похищенных находили каждый день в самые неожидан­ные часы, выставленными в публичных местах нагими и заши­тыми в холщовые мешки, чтобы они не знали мест, по кото­рым их проводили; там грабили все, что хотели; распары­вали животы лошадям, чтобы повергнуть на землю всадников; опрокидывали кареты, чтобы обобрать женщин. Когда гол­ландцам сказали, что им нельзя провести ночь на подмостках, не рискуя быть убитыми, они спустились оттуда и т. д.

Попутно я хочу отметить еще одну своеобразную черту. Император, предаваясь гнусным наслаждениям, не помышлял о браке: он рисковал умереть, не оставив наследника. Дейро прислал ему двух очень красивых девушек; он женился на одной ради приличия, но не имел с нею никаких сношений. Его кормилица приводила к нему самых красивых женщин империи, но и это не помогло: дочь оружейника, наконец, его пленила; он решился и имел от нее сына. Придворные дамы, возмущенные тем, что он предпочел им особу столь низкого происхождения, задушили ребенка. Это преступление скрыли от императора: иначе он пролил бы потоки крови. Так самая жестокость законов препятствует их соблюдению. Когда нака­зание безмерно, ему часто приходится предпочитать безнака­занность.

ГЛАВА XIV О духе римского сената

В консульство Ацилия Глабрия и Пизона был издан закон Ацилия для прекращения происков искателей должностей. Дион говорит, что сенат побудил консулов предложить этот закон потому, что трибун К. Корнелий задумал ввести ужас­ные кары против этого преступления и народ ему сочувство­вал, Сенат полагал, что неумеренные кары, конечно, устрашат умы, но вместе с тем будут иметь и то последствие, что никто уже не решится ни обвинять, ни осуждать, между тем как при более умеренных наказаниях найдутся и судьи, и обвинители.

ГЛАВА XV О наказаниях в римском законодательстве

Я убеждаюсь в правильности моих основных положений, видя, что они подтверждаются историей римлян; я не могу сомневаться в том, что характер наказаний зависит от при­роды правления, когда вижу, что этот великий народ изменял в данном отношении свои гражданские законы по мере того, как он изменял политические законы.

Законы царей, которые были созданы для народа, состоя­щего из беглецов, рабов и разбойников, были очень суровы. Дух республики требовал, чтобы децемвиры не включали этих законов в свои двенадцать таблиц; но люди, мечтавшие о ти­рании, не считали нужным руководствоваться духом респуб­лики.

Тит Ливии говорит, что мучительная казнь Метия Суффей, и  диктатора Альбы, который по приговору Тулла Гостилия был разорван двумя телегами, явилась первой и последней казнью, свидетельствовавшей о забвении чувства человечности. Он ошибается: законы двенадцати таблиц изобилуют очень жестокими постановлениями.


Яснее всего обнаруживается замысел децемвиров в назна­чении смертной казни поэтам и авторам памфлетов. Это сов­сем не в духе республики, где народ любит видеть унижение сильных. Но люди, замышлявшие уничтожить свободу, опаса­лись писаний, которые могли напомнить о духе свободы.

После изгнания децемвиров исчезли почти все их законы, устанавливавшие наказания. Формально они не были отме­нены. но и не применялись после того, как закон Порция за­претил казнить смертью римского гражданина.

Вот эпоха, к которой можно отнести заявление Тита Ливия, сказавшего о римлянах, что никогда еще ни один народ не проявил большего, чем они, сочувствия к смягчению кар.

Прибавив к мягкости наказаний право обвиняемого уда­литься до суда в изгнание, мы увидим, что римляне неуклонно руководились этим духом, столь естественным, как я уже го­ворил, в республике.

Сулла, смешавший свободу с анархией и тиранией, создал законы Корнелия. Он, по-видимому, создавал законы только для того, чтобы создавать преступления. Так, назвав множе­ство действий убийством, он везде находил убийц, и, действуя способами, нашедшими в дальнейшем столько последователей, ставил ловушки, сеял тернии и разверзал пропасти на пути каждого гражданина.

Почти все законы Суллы угрожали только лишением воды и огня. Цезарь добавил к этому конфискацию имущества ввиду того, что богачи, сохраняя в изгнании свои богатства, совер­шали преступления с большей смелостью.

Учредив военное правление, императоры вскоре почувство­вали, что оно столь же пагубно для них самих, как и для их подданных; они стали придумывать средства смягчить его и сочли нужным установить различные звания и внушить почет к этим званиям.

Правление несколько приблизилось к монархическому, и наказания были разделены на три класса: самые легкие -  для первых людей в государстве, более суровые  -  для лиц ме­нее высокого ранга и, наконец, самые тяжелые - для людей самого низкого положения.

Жестокий и глупый Максимин вместо того, чтобы смягчить военное правление, только, так сказать, раздражил его. Сенат, говорит Капитолин, то и дело слышал, что одних казнили рас­пятием, других выставляли на растерзание зверям или заши­вали в кожи только что убитых зверей, нисколько не считаясь с их званием. Он, по-видимому, вдохновлялся идеалом военной дисциплины, по образцу которой думал управлять делами гражданскими.

В Размышлениях о причинах величия и падения римляне рассказано, как Константин преобразовал военный деспотизм в деспотизм военно-гражданский и приблизился к монархии;

там же можно проследить различные перевороты в этом госу­дарстве и увидеть, как в нем постепенно совершался переход от строгости к беспечности и от беспечности к безнаказан­ности56.

ГЛАВА XVI О точном соответствии между наказанием и преступлением

Необходимо, чтобы между наказаниями существовала взаимная гармония; законодатель должен стремиться к тому, чтобы в первую очередь не совершалось крупных преступле­ний, которые наносят обществу больший вред, чем менее серьезные.

Один самозванец, назвавшийся Константином Дука, под­нял крупное восстание в Константинополе. Он был схвачен и приговорен к плетям; но за то, что он обвинял высокопостав­ленных особ, его приговорили за клевету к сожжению. Это очень странное распределение кар за преступление оскорбле­ния величества и за преступление клеветы.

Этот пример приводит нам на память слова Карла II, ко­роля Англии. Однажды он увидал на дороге человека, привя­занного к позорному столбу, и спросил, за что он наказан. «Государь, -  отвечали ему, -  он сочинял пасквили на ваших министров». -  «Вот глупец, -  сказал король, -  отчего он не со­чинял их против меня? Ему бы ничего не сделали».

«Семьдесят человек составили заговор против императора Василия. Он велел их подвергнуть бичеванию; им опалили волосы на голове и теле. Однажды олень ухватил его рогами за пояс. Некто из его свиты обнажил меч, разрезал пояс и выручил императора. Он приказал отрубить этому человеку голову за то, что тот обнажал против него меч». Кто бы мог подумать, что оба эти приговора были вынесены при одном и том же государе?

У нас очень дурно делают, что назначают равное наказа­ние за грабеж на большой дороге и за грабеж, сопровождаю­щийся убийством. Очевидно, что тут следовало бы в видах общественной безопасности установить некоторое различие в наказаниях.

В Китае разбойников рассекают на части, а простых во­ров  -  нет: благодаря этому различию там воруют, но не уби­вают.

В Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством. Мерт­вые, говорят там, ничего не расскажут.

Если нет различия в наказаниях, то надо внести различие в надежду на облегчение участи. В Англии не убивают, по­тому что воры могут надеяться на ссылку в колонии. а убийцы  -  нет.

Указы о помиловании  -  великий рычаг умеренной монар­хии. Право помилования, которым обладает государь, при бла­горазумном применении может приводить к весьма благотвор­ным последствиям. Принцип деспотического государства, кото­рое не прощает и которому также никогда не прощают, лишает его этих выгод.

ГЛАВА XVII О пытке преступников или допросе с пристрастием

Вследствие того, что люди дурны, закон обязан считать их лучшими, чем они есть. Так, заявление двух свидетелей пола­гается достаточным для наказания всех преступлений. Закон верит им, как будто устами их говорит сама истина. Положено также считать законным всякого ребенка, зачатого во время брака; закон доверяет матери, как будто она  -  воплощенное целомудрие. Но пытка преступников не является такой же необходимостью. Мы знаем ныне очень благоустроенное госу­дарство 57, которое отменило ее без всяких для себя неудобств. Следовательно, она не является необходимой по своей природе.

Против этого обычая писало столько искусных писателей и великих гениев, что я не смею говорить после них. Я хотел было сказать, что он может быть уместным в деспотических государствах, где все, что внушает страх, становится одной из пружин правления; я хотел было сказать, что у греков и рим­лян рабы.... Но я слышу голос природы, вопиющий против меня.

ГЛАВА XVIII О денежных и телесных наказаниях

Наши отцы, германцы, допускали только денежные наказа­ния. Эти воинственные и свободные люди полагали, что их кровь должна проливаться лишь на поле битвы. Японцы, на­против, отвергают такого рода наказания под тем предлогом, что они не затронут богатых людей. Но разве богатые люди не боятся утраты своих имуществ? Разве денежные наказания не могут быть соразмерны богатству? И, наконец, разве нельзя соединить эти наказания с бесчестием?

Хороший законодатель избирает средний путь: он не всегда карает денежными штрафами и не всегда приговаривает к те­лесному наказанию.

ГЛАВА XIX О законе талиона

Деспотические государства, где любят простые законы, ши­роко пользуются законом талиона. Государства умеренные также иногда его допускают; но здесь есть та разница, что в первых он действует со всею строгостью, между тем как вто­рые почти всегда его смягчают.

Законы двенадцати таблиц допускали два решения в де­лах такого рода; они присуждали к талиону только в таком случае, когда жалобщик не соглашался на иное удовлетворе­ние. После приговора можно было уплатить протори и убытки, и телесное наказание превращалось в денежное.

ГЛАВА XX О наказании детей их отцами

В Китае наказывают отцов за проступки их детей. Тот же обычай был в Перу. Это опять-таки одно из проявлений идей деспотизма.

Сколько бы ни говорили, что в Китае наказывают отцов за то, что они не пользовались отеческою властью, которая уста­новлена природой и усилена в этой стране законами, все же этот обычай предполагает, что у китайцев нет чести. У нас и отцы, дети которых присуждены к казни, и дети, отцы кото­рых подверглись той же участи, настолько же наказаны сты­дом. насколько в Китае они были бы наказаны лишением жизни 58.

ГЛАВА XXI О милосердии государя

Милосердие есть отличительное качество монархов, В рес­публике, принцип которой  -  добродетель, оно менее необхо­димо. В деспотическом государстве, где царствует страх, оно встречается реже, так как там надо сдерживать высокопостав­ленных лиц государства примерами строгости. В монархиях. где управляет честь, часто требующая того, что запрещает чакон, милосердие более необходимо. Опала там равносильна каре; даже формальности судопроизводства являются наказа­ниями. Стыд подкрадывается там со всех сторон и создает самые своеобразные роды наказаний.

Высокопоставленные лица чувствуют себя столь сильно на­казанными немилостью государя, потерей  -  часто лишь вооб­ражаемой  -  своего благополучия, репутации, привычек, удо­вольствий, что строгость по отношению к ним становится излишней; она могла бы только привести к утрате подданными той любви, которую они питают к особе государя, и того ува­жения, которое они должны иметь к положению в обществе.

Непрочность положения высокопоставленных лиц соответ­ствует природе деспотического правления, безопасность их соответствует природе монархии.

Монархи могут так много выиграть милосердием, оно вы­зывает к ним такую любовь, приносит им столько славы, что почти всегда возможность оказать милосердие есть для них счастье; а в наших странах в этих возможностях нет недостатка,

У них могут оспаривать какую-нибудь часть их власти, но почти никогда не восстают против всей их власти; и если им иногда приходится бороться за корону, то они никогда не имеют надобности бороться за жизнь.

Но, спросят нас, когда же следует наказывать? Когда следует прощать? Это легче почувствовать, так как никаких предписаний на этот счет дать нельзя. Случаи, когда миловать опасно, вполне ясны, и не трудно увидеть разницу между ми­лосердием и тем слабодушием, которое заставляет государя пренебрегать наказаниями и доводит его до невозможности налагать их.

Император Маврикий решил никогда не проливать крови своих подданных. Анастасий совсем не карал преступников. Исаак-Ангел поклялся никого не лишать жизни в течение своего царствования. Греческие императоры забыли, что они не напрасно носят меч.

 



Сайт управляется системой uCoz