КНИГА ПЯТАЯ

Законы, издаваемые законодателем, должны соответствовать принципу образа правления

ГЛАВА I Идея этой книги

Мы уже установили, что законы воспитания должны соот­ветствовать принципу каждого правления. То же следует ска­зать и о законах, создаваемых законодателем для всего обще­ства. Это соответствие законов с принципом правления приво­дит в действие все пружины правления, и самый принцип получает от этого новую силу. Так в области физических дви­жений за всяким действием всегда следует противодействие. Мы рассмотрим это соответствие для каждого вида правления отдельно и начнем с государства республиканского, принцип которого  -  добродетель.

ГЛАВА II Что такое добродетель в политическом государстве

В республике добродетель есть очень простая вещь: это  -  любовь к республике, это  -  чувство, а не ряд сведений. Оно столь же доступно последнему человеку в государстве, как и тому, который занимает в нем первое место. Раз усвоив себе добрые правила, народ держится за них дольше, чем так на­зываемые порядочные люди. Разложение редко начинается с него, и часто из своих скудных познаний он черпает более силь­ную привязанность к тому, что установлено.

Любовь к отечеству порождает добрые нравы, а добрые нравы порождают любовь к отечеству. Чем менее мы можем удовлетворять наши личные страсти, тем более мы отдаемся общим. Что заставляет монахов так любить свои монашеские ордена? Именно то, чем они всего более несносны для них. Уставы орденов лишают их членов всего, что питает обычные страсти человека, оставляя место только одной страсти  -  к тому самому уставу, который удручает их. И чем он более суров, т. е. чем больше склонностей он урезывает, тем более силы придает он тем склонностям, которые не подвергаются его запрету.

ГЛАВА III Что такое любовь к республике в демократии

Любовь к республике в демократии есть любовь к демокра­тии, а любовь к демократии есть любовь к равенству.

Любовь к демократии есть, кроме того, любовь к умеренно­сти. Так как все должны там пользоваться одинаковым благо­получием и выгодами, то каждый должен иметь такие же удо­вольствия и предаваться таким же надеждам, что и прочие; а все это возможно только при общей умеренности.

Любовь к равенству в демократии ограничивает честолю­бие одним желанием, одним счастьем  -  послужить отечеству более важными деяниями, чем прочие граждане. Все не могут быть для него равно полезны, но все равно должны быть ему полезны. Граждане уже с самого рождения находятся в неоплатном долгу перед отечеством.

Таким образом, самые отличия вытекают там из принципа равенства, даже когда последнее, по-видимому, совсем устра­няется превосходством таланта или удачным служением.

Любовь к умеренности ограничивает в демократии стремле­ние приобретать желанием иметь необходимое для семьи, а излишек  -  для отечества. Богатство дает власть, которую гражданин не может употреблять для собственной пользы, потому что он перестал бы быть равным другим гражданам. Оно доставляет наслаждения, которыми он тоже не должен пользоваться, потому что этим также нарушалось бы равен­ство.

Поэтому благоустроенные демократии, утвердив умерен­ность в области домашней жизни, открыли двери для роскоши в области жизни общественной, как это и было в Афинах и в Риме. Так умеренность явилась источником изобилия и вели­колепия, и как религия требует, чтобы жертвы богам были приносимы чистыми руками, так законы устанавливают уме­ренность в нравах, чтобы была возможность приносить дары отечеству.

Здравый смысл и благополучие отдельных лиц в значи­тельной степени обусловливаются посредственностью их талан­тов и достатка. Республика, в которой законы воспитают боль­шое число людей посредственных, будет управляться благо­разумно, ибо она будет состоять из людей благоразумных; она будет очень счастлива, ибо ее население будет счастливо.

ГЛАВА IV  Как внушается любовь к равенству и умеренности

Любовь к равенству и умеренности доводится до высшей степени самими же равенством и умеренностью у людей, жи­вущих в обществе, где и то и другое установлено законом.

В монархиях и в государствах деспотических никто не стремится к равенству; даже мысль об этом никому не прихо­дит в голову; там каждый стремится к возвышению. Люди са­мого низкого положения желают выйти из него лишь для того, чтобы господствовать над другими людьми.

То же и с умеренностью: чтобы полюбить ее, надо наслаж­даться ею. И, конечно, не люди, развращенные роскошью, мо­гут полюбить воздержание; если бы этот переход был явле­нием естественным и обычным, то Алкивиад не стал бы пред­метом восхищения всего мира. Не полюбят умеренность и те, которые завидуют роскоши других людей или восхищаются ею; люди, которые имеют перед глазами только или богачей или таких же бедняков, как они сами, ненавидят свою бед­ность, не любя и не ведая того, что составляет середину между бедностью и богатством.

Итак, вполне истинно правило, что для развития любви к равенству и умеренности в республике нужно, чтобы они были там установлены законами.

ГЛАВА V  Как законы водворяют равенство в демократии

Некоторые древние законодатели, как, например, Ликург и Ромул, разделили земли поровну. Это могло произойти лишь при основании новой республики или когда старая была до того испорчена и состояние умов в ней было таково, что бед­ные считали необходимым домогаться подобного средства, а богатые  -  допустить его. Если законодатель, совершив такой раздел, не установит особых законов для его охранения, то создание его будет недолговечно: неравенство проникнет в него с той стороны, которая не защищена законом, и республика погибнет.

Поэтому для поддержания этого порядка необходимо регу­лировать приданое женщин, дарения, наследования, завеща­ния. наконец, все роды договоров. Ибо если бы было дозво­лено передавать свое имущество кому угодно и как угодно, то каждая отдельная воля подрывала бы положения основного закона.

Солон, дозволив афинянам в случае бездетности переда­вать имущество по завещанию кому угодно, пошел вразрез с древними законами, не дозволявшими выхода имущества из семьи завещателя. Он стал вразрез и со своими собствен­ными законами, так как, уничтожая долги, он добивался ра­венства.

Закон, запрещавший получать более одного наследства, был очень благоприятен для демократии. Он коренился в равном разделе земельных участков между гражданами. Он не допу­скал скопления в одних руках нескольких участков.

Из такого же источника вытекал закон, предписывавший брак наследницы с ее ближайшим родственником. Он был установлен у евреев после подобного же раздела. Платон, за­коны которого основаны на этом разделе, тоже дает этот закон; и это был закон Афинской республики.

В Афинах был один закон, дух которого, насколько мне известно, никто до сих пор не мог уяснить. Он разрешал же­ниться на сестре единокровной, но не на сестре единоутробной. Этот обычай вел свое происхождение от республик, которые согласно господствовавшему в них духу не допускали сосредо­точения в одних руках двух земельных участков, а следова­тельно, и двух наследств. Человек, вступивший в брак со своей сестрой с отцовской стороны, мог получить только одно наследство - от своего отца; но если он вступал в брак с сестрой единоутробной, то могло случиться, что отец этой сестры за неимением у него детей мужского пола сделал бы ее своей наследницей, вследствие чего ее брат, женившийся на ней, получил бы два наследства.

И пусть не возражают мне указанием на Филона, кото­рый говорит, что если в Афинах разрешалось жениться на сестрах единокровных, а не единоутробных, то в Спарте можно было жениться лишь на единоутробных, а не на единокровных сестрах. Ибо у Страбона мы читаем, что в Лакедемоне сестра, вышедшая замуж за брата, получала в приданое половину ча­сти, приходившейся на долю брата. Ясно, что этот закон был издан для предупреждения нежелательных последствий


нарушается только кажущееся равенство, так как человек, разорившийся на службе обществу, оказался бы в худшем положении, сравнительно с прочими гражданами, и этот самый человек, будучи вынужден необходимостью пренебрегать своими служебными обязанностями, мог бы этим поставить прочих граждан в положение, худшее даже по сравнению с его собственным, и т. д.

ГЛАВА VI Как законы должны поддерживать умеренность в демократии

В благоустроенной демократии земельные участки должны быть не только равными, но также и небольшими, как у рим­лян. «Не дай бог,  -  говорил Курий своим воинам,  -  чтобы гражданин почитал слишком малым кусок земли, достаточный для прокормления человека!»

Как равенство состояний поддерживает умеренность, так умеренность поддерживает равенство состояний. Хотя это две различные вещи, но они таковы, что одна без другой суще­ствовать не может; каждая из них есть и причина и следствие; если одна покидает демократию, другая всегда уходит вслед за нею.

Правда, в демократиях, которые основаны на торговле, мо­жет случиться, что отдельные лица будут обладать большими богатствами, а нравы, несмотря на это, останутся неповреж­денными. Дело в том, что дух торговли влечет за собою дух воздержания, бережливости, умеренности, трудолюбия, благо­разумия, спокойствия, порядка и исправности, поэтому, пока этот дух держится, богатства, производимые им, не оказывают никакого дурного влияния. Зло наступает лишь после того как этот дух торговли будет уничтожен излишним накопле­нием богатств. Тогда все неурядицы неравенства, которые до той поры не давали себя чувствовать, вдруг выступают на­ружу.

Чтобы поддержать этот дух торговли, надо, чтобы первые граждане сами занимались ею; чтобы этот дух господствовал безраздельно, не смешиваясь с другим; чтобы все законы охра­няли его; чтобы те же законы, распределяя богатства по мере того, как они увеличиваются торговлей, доставляли каждому бедному гражданину такое благосостояние, которое давало бы ему возможность работать, как прочие, а каждого богатого гражданина ставили бы в такое умеренное положение, которое заставляло бы его трудиться, чтобы приобретать и сберегать.

Закон, уделяющий всем детям равную долю из наследства их отца. очень благоприятен для торговой республики. Благо­даря этому закону, как бы ни был богат отец, дети всегда будут беднее его и потому будут склонны избегать роскоши и трудиться по примеру своего отца. Говоря это, я имею в виду лишь торговые республики; для прочих же есть немало дру­гих мер, о которых следует подумать законодателю.

В Греции было два рода республик: одни  -  военные, как Лакедемон, а другие  -  торговые, как Афины. В одних хотели сделать граждан праздными, в других им старались внушить любовь к труду. Солон считал праздность преступлением и хо­тел, чтобы каждый гражданин отдавал отчет в том, каким образом он приобретает средства к существованию. В самом деле, при хорошей демократии, в которой все должны ограни­чиваться необходимым, каждый должен приобретать средства к существованию своим трудом, так как никто не может их ему предоставить.

ГЛАВА VII Другие средства, содействующие принципу демократии

Равный раздел земель возможен не для всех демократий. Есть обстоятельства, когда такая мера была бы неудобоиспол­нима, опасна и даже могла бы поколебать государственное устройство. Не всегда необходимо прибегать к крайним ме­рам. И если этот раздел, цель которого  -  охранение нравов, окажется неподходящим для какой-нибудь демократии, -то надо обратиться к другим средствам.

Можно создать определенное учреждение, которое само собой явится образцом и правилом в области нравов, напри­мер, сенат, доступ в который открывается возрастом, добро­детелью, степенностью характера, заслугами. Такие сенаторы, поставленные перед лицом народа как некое подобие  богов, внушат ему чувства, которые глубоко укоренятся во всех семействах.

Особенно нужно, чтобы этот сенат отличался привер­женностью к учреждениям старины и действиями своими под­держивал любовь к ним в народе и его сановниках.

Нравы много выигрывают от этой приверженности к обы­чаям старины. Народы с испорченными нравами редко совер­шают великие дела; не они учреждают общества, основывают города, устанавливают законы; напротив, большая часть учреждений создана народами, нравы которых были суровы и просты; призывать людей к заветам старины значит в боль­шинстве случаев возвращать их к добродетели.

Сверх того, когда совершалась какая-нибудь революция и государству придавалась новая форма, то все это могло осу­ществиться лишь посредством бесконечных усилий и трудов и редко  -  при наличии испорченных нравов и праздности. Те самые люди, которые совершали революцию, желали сделать ее блага ощутимыми для всех, и они могли достигнуть этого лишь посредством установления хороших законов. Древние учреждения поэтому обыкновенно являются исправлением зла, а новые  -  злоупотреблениями. В течение долгого правления люди незаметно спускаются ко злу и могут снова подняться к благу только усилием.

Было много споров о том, должны ли члены сената, о кото­ром идет речь, избираться пожизненно или только на время. Конечно, пожизненно, как это было в Риме46, Лакедемоне, даже в Афинах, так как не надо смешивать того, что называли в Афинах сенатом, весь состав которого обновлялся через каж­дые три месяца, с ареопагом, члены которого избирались на всю жизнь в качестве постоянных образцов.

Общее правило: в сенат, созданный для того, чтобы слу­жить образцом и, так сказать, хранилищем нравов, сенаторов следует избирать пожизненно; в сенат, созданный для подго­товки дел, сенаторов можно избирать на срок.

Дух, говорит Аристотель, стареет так же, как и тело. Но это замечание верно только по отношению к единичному госу­дарственному деятелю и не может быть приложимо к собра­нию сенаторов.

В Афинах кроме Ареопага были еще стражи нравов и стражи законов. В Лакедемоне все старцы были цензорами. В Риме цензура принадлежала двум особым сановникам. Как сенат наблюдает за народом, так цензоры должны надзирать за народом и сенатом. Они обязаны исправлять всякий порок в республике, отмечать недостаток усердия, судить упущения, исправлять ошибки, подобно тому как законы карают престу­пления.

Римский закон, предписывавший, чтобы обвинение в пре­любодеянии предъявлялось публично, в высшей степени спо­собствовал охранению чистоты нравов; он устрашал женщин; он устрашал и тех, которые должны были надзирать за ними.

Ничто так не способствует охранению нравов, как крайнее подчинение молодых людей старикам. Оно сдерживает и тех и других; первых  -  в силу уважения к старцам, а послед­них  -  в силу уважения к самим себе.

Ничто не придает такой силы законам, как крайнее подчи­нение граждан их правителям. «Великое различие, которое Ликург установил между Лакедемоном и прочими государст­вами, - говорит Ксенофонт,  -  заключалось главным образом в том, что он заставил граждан повиноваться законам: на призыв правителя они устремляются бегом. В Афинах же богатый человек пришел бы в отчаяние, если бы на него по­смотрели как на лицо, зависящее от чиновника».

Отеческая власть  -  тоже очень полезное средство для охранения нравов. Мы уже сказали, что в республике нет той сдерживающей силы, которая есть в других видах правления, поэтому законы должны стараться возместить ее чем-нибудь, и это достигается отцовской властью.

В Риме отцы имели право жизни и смерти над своими детьми. В Лакедемоне каждый отец имел право наказать чу­жого ребенка.

Отцовская власть исчезла в Риме вместе с республикой. В монархиях, где нет никакой надобности в такой чистоте нра­вов, требуется, чтобы каждый жил под властью чиновников.

Римские законы, приучив молодых людей к зависимости, установили длительный период несовершеннолетия. Мы, мо­жет быть, напрасно усвоили этот обычай: монархия не нуж­дается в таких стеснениях47.

Во имя того же повиновения в республике может явиться надобность в законе, предоставляющем отцу пожизненное право распоряжаться имуществом своих детей, как это было в Риме. Но это не в духе монархии.

ГЛАВА VIII  Каково должно быть отношение законов к принципу правления в аристократическом государстве

Если в аристократическом государстве народ добродете­лен, то люди могут быть почти так же счастливы, как и при народном правлении, и государство будет могущественно. Но так как редко случается, чтобы там, где имущество граждан распределено так неравномерно, люди были бы очень доброде­тельны, то нужно, чтобы законы старались, насколько это от них зависит, водворить в этом государстве дух умеренности и восстановить в нем то равенство, которое неизбежно устра­няется самим характером его устройства.

Этот дух умеренности и есть то, что в аристократии зовется добродетелью; он занимает там место духа равенства в народ­ном государстве.

Если роскошь и великолепие, окружающие государя, со­ставляют часть его могущества, то скромность и простота обращения составляют силу аристократической знати. Если она ничем не старается отличить себя от других, если она сли­вается с народом, носит одинаковую с ним одежду и допускает его к участию в своих удовольствиях, народ забывает о своем бессилии.

У каждого правления есть своя природа и свой принцип, поэтому аристократия не должна усваивать себе природу и принцип монархии, что произошло бы в том случае, если бы одна группа знати имела какие-нибудь личные, особенные пре­рогативы, отличные от тех, которые принадлежат всему сосло­вию. Привилегии пусть даются сенату, а сенаторам  -  ничего, кроме простого уважения.

Есть два основных источника неурядиц в аристократиче­ских государствах: крайнее неравенство между теми, кото­рые управляют, и теми, которыми управляют; и такое же неравенство между членами сословия, которое управляет. Из этих двух неравенств рождается и зависть и ненависть, которые должны предупреждаться или пресекаться зако­нами.

Первое неравенство происходит по преимуществу в том случае, когда привилегии аристократии почетны лишь потому, что они позорны для народа. Таков был в Риме закон, кото­рый запрещал патрициям заключать браки с плебеями и един­ственные последствия которого состояли в том, что патриции стали, с одной стороны, более высокомерными, а с другой  -  более ненавистными. Нечего говорить о том, какую пользу нзвлекли трибуны для своих речей из этого закона,

Это неравенство является еще и тогда, когда граждане по­ставлены в неодинаковые условия по отношению к налогам, что происходит в следующих четырех случаях: когда дворяне дают себе привилегию не платить налогов, когда они обманом избавляются от платежа, когда они употребляют в свою пользу эти платежи под предлогом вознаграждения или жало­вания за отправляемые ими должности, наконец, когда они облагают народ данью и разделяют между собою налоги, взимаемые ими с него. Последнее случается редко; в таком случае аристократическое правление является самым тягост­ным изо всех.

Пока в Риме преобладало аристократическое направление, он очень успешно избегал этих неудобств. Его должностные лица никогда не получали жалования за свою службу. Пер­вые лица в республике были обложены, как м прочие, и даже больше прочих, а иногда только они одни и облагались. Наконец, они не только не присваивали себе доходов государ­ства, но все, что они могли извлечь из общественной казны, и все богатства, которыми их наделяла фортуна,  -  все это они распределяли в народе как бы в возмещение тех почестей, которыми они пользовались,

Одно из основных правил состоит в том, что такие подарки народу настолько же вредны в демократии, насколько они мо­гут быть полезны в аристократическом правлении. В первом случае они губят гражданский дух, а во втором  -  укрепляют его.

Если же эти доходы не распределяются в народе, то надо ему показать, что ими хорошо распоряжаются: даже видя их, он уже некоторым образом пользуется ими. Золотая цепь, ко­торую протягивали в Венеции, богатства, которые проносили на триумфах в Риме, сокровища, хранившиеся в храме Сатурна, были поистине богатствами народа.

В аристократическом государстве всего важнее то, чтобы взимание податей не было делом знати. В Риме первый раз­ряд граждан был свободен от этой обязанности: ее возложили на второй, но и тут обнаружились впоследствии большие неудобства. При аристократическом правлении, когда подати взимала бы знать, частные лица оказались бы оставленными на произвол должностных лиц, и над этими лицами не было бы никакого верховного суда. Люди, обязанные преследовать злоупотребления, предпочли бы пользоваться ими. Знать уподобилась бы деспотическим  государям, которые конфискуют имущества у всех, у кого только поже­лают.

Вскоре на получаемые таким образом доходы стали бы смотреть как на законную собственность, которую корыстолю­бие приумножало бы по собственному произволу. Доходы от откупов резко снизились бы, доходы государства были бы сведены почти к нулю. Вот причина того, почему некоторые государства без всяких заметных потрясений доходят до сла­бости, которая удивляет их соседей и даже их собственных граждан.

Законы должны также воспрещать знати заниматься тор­говлей, иначе такие могущественные купцы заведут всякого рода монополии. Торговля требует равенства между лицами, занимающимися ею, и из всех деспотических государств са­мые несчастные те, где государь занимается торговлей.

Законы Венеции запрещают дворянам торговлю, которая могла бы дать им возможность приобретать слишком большие богатства даже невинными средствами.

Законы должны во что бы то ни стало заставить знать ока­зывать правосудие народу. Если они не создали должности трибуна, то они сами должны быть трибуном.

Всякая возможность обойти закон губит аристократию и приближает тиранию.

Во все времена законы должны обуздывать высокомерие тех, кому принадлежит господство. Необходимо учреждение  -  временное или постоянное,  -  которое заставляло бы трепетать дворян, учреждение, подобное тем эфорам Спарты и государ­ственным инквизиторам Венеции, деятельность которых не была стеснена никакими формальностями. Это правление нуждается в крутых, сильно действующих мерах, В Венеции к услугам доносчиков была вечно открытая щель каменного ящика, словно разверстая пасть тирании.

Эти тиранические учреждения аристократии соответствуют цензуре в демократии, которая по своей природе не менее независима. В самом деле, цензоры не подлежат ответствен­ности за свои действия на протяжении всего срока исполнения ими своих обязанностей. Им надо доверять и никогда не уби­вать в них энергии. Римляне были замечательны в этом отно­шении: они позволяли требовать отчета у всех должностных лиц, за исключением цензоров.

Две вещи пагубны для аристократии: крайняя бедность знати и ее чрезмерное богатство. Чтобы предупредить обедне­ние знати, надо более всего стараться обязать ее к своевре­менной уплате долгов. Чтобы умерять ее богатство, необхо­димо прибегать к мерам благоразумным и незаметным, но от­нюдь не к конфискациям, аграрным законам, отмене долгов, что причиняет бесчисленные бедствия.

Законы должны отменить у дворян право первородства, дабы имущества уравнивались путем постоянного раздела на­следств,

Не следует допускать субституций, выкупа родовых име­ний, майоратов, усыновлений. Все средства, изобретенные в монархических государствах для поддержания могущества от­дельных родов, не должны иметь места в государствах аристократических.

Уравняв роды, закон должен еще поддерживать между ними дух единения. Раздоры между дворянами должны разре­шаться быстро, иначе споры между лицами обращаются в родовые распри. Эти споры могут разрешаться или преду­преждаться посредниками.

Наконец, законы отнюдь не должны покровительствовать тем различиям, которые устанавливает между семействами тщеславие под предлогом большей знатности или древности. Такие притязания следует рассматривать как проявление ме­лочности со стороны отдельных лиц.

Достаточно бросить взгляд на Лакедемон, чтобы увидеть, как умело справлялись там эфоры со слабостями царей, вель­мож и народа.

ГЛАВА IX О соответствии законов монархии их принципу

Так как принцип этого образа правления  -  честь, то за­коны его должны соответствовать этому принципу.

Они должны поддерживать знать, которая есть, так ска­зать, и создатель и создание этой чести.

Они должны установить наследственность дворянства, но для того чтобы оно было не стеной между силой государя и слабостью народа, а связью между ними.

Субституции, как средство, препятствующее переходу се­мейного имущества в чужие руки, очень полезны для этого образа правления, хотя неуместны в прочих.

Обязательный выкуп родового имущества возвращает в дворянские семьи земли, отчужденные мотовством какого-нибудь родственника.

Дворянские земли должны обладать привилегиями, по­добно лицам. Нельзя отделить достоинство государя от до­стоинства его государства, точно так же нельзя отделять и достоинство дворянина от достоинства его поместья.

Все эти прерогативы должны составлять особенности дво­рянства; их нельзя предоставлять народу, если не желаюг поколебать принцип правления и подорвать силы и дворян­ства и народа.

Право субституций стеснительно для торговли; выкуп ро­дового имущества порождает бесчисленные тяжбы; все запро­данные земли государства остаются по меньшей мере в про­должение года без владельца. Прерогативы, связанные с фео­дами, очень обременительны для тех, кто их получает, но все эти неудобства, связанные с существованием дворянства, исче­зают перед приносимой им общей пользой. Однако предоста­вить подобные привилегии народу значит поколебать без вся­кой необходимости все принципы правления.

В монархиях можно разрешить отцу завещать большую часть своего имущества одному из сыновей. Собственно, только здесь и уместно такое разрешение.

Законы должны покровительствовать всякой торговле, до­пускаемой этим образом правления, дабы подданные могли без крайнего разорения удовлетворять вечно возрождающиеся потребности государя и его двора.

Законы должны внести некоторый порядок в способ взима­ния налогов, дабы он не стал тяжелее самих налогов.

Тяжелые налоги вызывают непосильный труд; труд  -  изнурение; изнурение  -  дух лености.

ГЛАВА Х  О быстром выполнении дел в монархии

Монархическое правление имеет одно преимущество перед республиканским: так как дела там ведутся одним лицом, то они выполняются скорее. Но чтобы эта скорость не выроди­лась во вредную поспешность, законы должны внести в нее некоторые замедления. Они должны не только покровитель­ствовать природе каждого образа правления, но и противо­действовать тем злоупотреблениям, которые могут явиться следствием этой природы.

Кардинал Ришелье не хотел допускать в монархиях обра­зования промышленных компаний, которые создают так много затруднений. У этого человека деспотизм был не только в сердце, но и в голове.

Учреждения, обязанные охранять законы, всего лучше исполняют свои обязанности, когда они двигаются замедлен­ным шагом и вносят в обсуждение дел государя ту обдуман­ность, которой невозможно ожидать ни от малосведущих в за­конах государства придворных, ни от торопливых государ­ственных советов.

Что стало бы с самой лучшей в мире монархией 48, если бы должностные лица своей медлительностью, своими жалобами и просьбами не останавливали даже добрых порывов своих государей когда те, повинуясь только одним влечениям своей великои души, захотели бы награждать выше всякой меры за услуги, оказанные им мужеством и преданностью, также не знавшими меры?

ГЛАВА XI О преимуществах монархического образа правления

Монархическое правление имеет одно большое преимуще­ство перед деспотическим. Так как самая природа этого прав­ления требует наличия нескольких сословий, на которые опи­рается власть государя, то благодаря этому государство полу­чает большую устойчивость; его строй оказывается более проч­ным, а личность правителей  -  в большей безопасности.

Цицерон считает, что учреждение в Риме трибунов было спасением республики. «В самом деле, -  говорит он, - сила парода ужаснее, когда у него нет предводителя. Предводитель чувствует, что он за все будет в ответе, и озабочен этим, между тем как ослепленный страстью народ не видит опасностей, которым он себя подвергает». Это рассуждение приложимо и к деспотическому государству, которое есть народ без трибу­нов, и к монархии, где у народа есть нечто подобное трибунам.

В самом деле, мы всюду видим, что в волнениях, происхо­дящих в деспотических государствах, народ, предоставленный самому себе, доводит всякое дело до крайних пределов воз­можного, совершая ужасные беспорядки, между тем как в мо­нархиях такие крайности случаются очень редко. Предводи­тели боятся за себя; они опасаются быть покинутыми; зави­симые посредствующие власти не хотят, чтобы народ забрал слишком много силы. Государственные чины редко бывают полностью развращены; государь опирается на них, и бунтовщики, не имея ни желания, ни надежды ниспровергнуть госу­дарство, не могут и не хотят низвергнуть государя.

При таких обстоятельствах люди, обладающие благоразу­мием и властью, выступают в качестве посредников. Начи­наются переговоры, уступки, смягчения, законы снова всту­пают в силу и заставляют себе повиноваться.

Вот почему наша история полна рассказов о гражданских войнах без переворотов; история каждого деспотического госу­дарства изобилует переворотами без гражданских войн.

Те, кто писал историю гражданских войн в разных государ­ствах, и даже те, кто возбуждал эти войны, достаточно убеж­дают нас, насколько мало подозрительной должна казаться государям та власть, которую они предоставляют некоторым государственным сословиям, ибо и писатели, и народные пред­водители даже среди своих заблуждений не переставали взды­хать о законах и своем долге и более сдерживали пылкую стремительность мятежных элементов, чем содействовали ей.

Кардинал Ришелье. полагая, может быть. что он уже слиш­ком пренебрежительно относился к сословиям государства, обратился для поддержки государства к добродетелям госу­даря и его министров, требуя от них такой проницательности, такого просвещения, такого мужества и таких познаний, что надо поистине быть ангелом, чтобы иметь все это. Едва ли позволительно надеяться, что за все время от наших дней до исчезновения монархий будет когда-либо такой государь и такие министры.

Народы, которые живут под охраной хорошего управления, счастливее тех, которые, не зная ни законов, ни начальников, скитаются по лесам; подобно тому и монархи, которые подчиняются основным законам своего государства, счастливее тех деспотических государей, у которых нет ничего способного управлять сердцами их подданных и даже собственным сердцем.

ГЛАВА XII  Продолжение той же темы

Не ищите великодушия в деспотических государствах; госу­дарь не может передать там своим подданным величия, кото­рого нет у него самого; слава не живет в его владениях.

Только в монархиях мы видим вокруг государя подданных, озаряемых лучами его света; только тут каждый, занимая, так сказать, более значительное пространство, может прояв­лять те добродетели, которые, не развивая в душе чувства независимости, все же придают ей величие.

 

ГЛАВА XIII Идея деспотизма

Когда дикари Луизианы хотят достать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Таково деспоти­ческое правление.

ГЛАВА XIV  О соответствии законов деспотического правления их принципу

Принцип деспотического правления - страх; но для наро­дов робких, невежественных, угнетенных не нужно много за­конов.

Тут все должно держаться на двух, трех идеях  -  новых и не требуется. Обучая чему-нибудь животное, надо всего более остерегаться менять учителей, уроки и приемы обучения. Вы запечатлеваете в его мозгу два-три движения - не больше.

Если государь живет затворником, то он не может выйти из приюта своих наслаждений, не приведя в отчаяние всех, кто удерживает его там. Все эти люди боятся, чтобы его лич­ность и власть не перешли из их рук в другие, поэтому он редко ведет войну лично и тем более боится доверить руко­водство военными действиями своим полководцам,

Такой государь, не привыкший встречать в своем дворце никакого противодействия, возмущается сопротивлением, кото­рое ему оказывают с оружием в руках, поэтому он обыкно­венно действует в таких случаях под влиянием гнева или мсти­тельности. К тому же он не может иметь понятия об истинной славе. Поэтому войны здесь ведутся с первобытной свире­постью и международное право имеет менее влияния, чем при других правлениях.

Такой государь имеет столько пороков, что следует опа­саться выводить на показ его тупость. Его скрывают, и никто не знает, в каком он находится состоянии. К счастью, люди в этих странах таковы, что управлять ими можно и одним только именем государя.

Когда Карл XII, будучи в Вендорах, встретил некоторое противодействие своей воле со стороны сената Швеции, он на­писал сенаторам, что пришлет командовать ими свой сапог. Этот сапог командовал бы не хуже деспотического государя.

Если государь попал в плен, он считается умершим и на престол вступает другой. Договоры, заключаемые пленником, не имеют силы; его преемник не утвердит их. В самом деле, так как в его лице соединены и законы, и государство, и госу­дарь, то раз он не государь, то он уже ничто, и если бы его не сочли умершим, то государство оказалось бы разрушенным.

На решение турок заключить сепаратный мир с Петром I всего более повлияло то, что московиты сообщили визирю, будто в Швеции посадили на престол другого короля,

Охрана государства сводится здесь к охране государя, или, скорее, к охране дворца, где он пребывает безвыходно. Все, что не угрожает непосредственно этому дворцу или столице, не производит никакого впечатления на невежественные, над­менные и предубежденные умы; что же касается до взаимной связи событий, то эти люди не в состоянии ни следить за нею, ни предвидеть ее, ни даже думать о ней. Политика, ее средства и ее законы являются здесь в виде очень ограниченном, и поли­тическое управление тут столь же просто, как и гражданское.

Все сводится к тому, чтобы согласовать политическое и гражданское управление с домашним и объединить должност­ных лиц государства с должностными лицами сераля.

Самое лучшее положение для такого государства будет то, при котором оно как бы существует одно на свете, когда оно окружено пустынями и изолировано от других народов, кото­рых оно называет варварами. Поскольку оно не может пола­гаться на свои войска, оно иногда находит нужным уничто­жить некоторую часть самого себя.

Если принцип деспотического государства - страх, то цель его - тишина; но это не тишина мира, а затишье города, ожидающего вступления неприятеля.

Так как сила государства заключается не в нем самом, а в войске, которое его основало, то это войско необходимо сохранять для защиты государства, а между тем оно страшно самому государю. Как же согласовать безопасность государ­ства с безопасностью особы его государя?

Посмотрите, с каким усердием старается московское пра­вительство освободиться от деспотизма, который тяготит его даже более, чем его народы. Были уничтожены целые боль­шие отряды войска49, смягчены наказания за преступления, учреждены суды, начали знакомиться с законами и просве­щать народ. Но есть особые причины, которые, может быть, снова ввергнут его в то бедствие, которого оно старалось избежать.

В этих государствах религия имеет большее влияние, чем во всех прочих; она - страх, прибавленный к страху. Отчасти из ее источника и черпает народ в магометанских государ­ствах ту изумительную преданность, которую он питает к своим государям.

Религия же несколько исправляет и недостатки турецкого государственного строя. Подданные, не связанные с величием и славой своего государства принципами чести, связываются с ним силой и принципом религии.

Из всех деспотических государств нет ни одного, которое так обременяло бы самого себя, как то, где государь объяв­ляет себя собственником всех земель и наследником всех своих подданных. Неизбежным следствием этого бывает то, что земли перестают обрабатываться, а если государь к тому же занимается торговлей, то оказывается разрушенной и всякая промышленность.

В таких государствах ничего не исправляют, ничего не улучшают; дома строятся там лишь на время жизни их вла­дельца; там не роют канав, не сажают деревьев; там извле­кают из земли все, что она может дать, и ничего не отдают ей обратно; там все запущено, везде пустыня,

Быть может, вы думаете, что законы, отменяющие земель­ную собственность и наследование имуществ, ослабят скупость и жадность вельмож? Нет, это только еще более усилит их жадность и скупость. Они станут считать своим только то зо­лото или серебро, которое им удастся украсть и припрятать, и потому будут совершать тысячи вымогательств.

Чтобы не все погибло, надо, чтобы корыстолюбие государя умерялось каким-нибудь обычаем. Так, в Турции государь обыкновенно довольствуется взиманием трех процентов со всех наследств простого народа. Но так как великий государь раз­дает большую часть земель своей армии и располагает ими по собственному произволу, так как он захватывает все наслед­ства чиновников империи и так как в случае смерти человека, не оставившего после себя детей мужского пола, его имуще­ство становится собственностью великого государя, а дочери умершего имеют только право пользования им, то в конечном счете владение большей частью имуществ в государстве является весьма непрочным.

По закону Бантама50 царь получает в наследство даже жену, детей и дом покойного. Во избежание самого жестокого последствия этого закона там женят детей в возрасте десяти, девяти, восьми лет, а иногда и того моложе, чтобы избавить их от горькой участи стать частью отцовского наследства.

В государствах, не имеющих основных законов, не может быть определенного порядка наследования престола. Там го­сударь сам избирает себе преемника в своем семействе или вне его. Напрасно было бы устанавливать право престолонаследия за старшим сыном; государь всегда может избрать другого. Преемник определяется или самим государем, или его ми­нистрами, или междоусобной войной. Таким образом, в этом государстве по сравнению с монархией имеется еще одна лиш­няя причина для разложения.

Так как все члены семьи государя имеют равные права на избрание в преемники ему, то отсюда проистекает, что тот из  них, кто вступил на престол, первым делом или приказывает передушить своих братьев, как в Турции; или ослепляет их, как в Персии; или объявляет их сумасшедшими, как у Могола; если же ни одна из этих мер предосторожности не при­нята, как в Марокко, то каждый случай вакантности престола сопровождается ужасными междоусобиями.

В Московском государстве царь волен избрать себе в пре­емники кого хочет или в своем семействе, или вне его. Такое установление о преемственности порождает тысячи смут и де­лает положение престола настолько шатким, насколько произ­вольна его преемственность. Так как порядок престолонасле­дия принадлежит к вещам, которые всего важнее знать народу, то лучшим будет тот, который основан на фактах наиболее оче­видных, каковы, например, рождение или известный порядок родства. Такое установление прекращает интриги и пресекает замыслы властолюбия; при нем уже нет надобности стараться овладеть умом слабого государя и заставлять говорить уми­рающих.

Когда порядок престолонаследия установлен основным за­коном, наследником престола является только одно лицо и у братьев его нет уже никакого действительного или кажуще­гося права оспаривать у него корону. Никто уже не может строить догадок по поводу воли государя или ссылаться на нее; отнимать свободу или жизнь у брата государя так же мало надобности, как и у всякого другого подданного.

Но в деспотических государствах, где братья государя являются в одно и то же время и его рабами и его соперни­ками, осторожность велит держать их в руках, особенно в ма­гометанских странах, где в победе и удаче религия видит суд божий и где вследствие этого все государи царствуют не в силу права, а в силу факта.

В государствах, где принцы крови знают, что если они не захватят престол, то будут заключены в тюрьму или преданы смерти, стремление к власти сильнее, чем у нас, где принцы крови пользуются положением, достаточно удовлетворитель­ным если не для честолюбия, то для более скромных же­ланий.

Деспотические государи всегда злоупотребляли браком. Они обыкновенно берут себе несколько жен, особенно в той части света, где деспотизм, так сказать, натурализован, т. е. в Азии. И у них такое множество детей, что ни между отцом и детьми, ни между самими детьми не может существовать ни­какого родственного чувства.

Царская семья походит на государство: она слишком бес­сильна, а ее глава слишком могуществен; она обширна, но доведена до полного ничтожества, Артаксеркс умертвил всех  своих детей за то, что они составили против него заговор, Трудно, однако, поверить, чтобы 50 человек детей устроили заговор против отца, и еще менее правдоподобно, что они за­теяли этот заговор потому, что их отец не пожелал уступить своей наложницы старшему сыну. Гораздо проще объяснить все это одной из интриг сералей Востока, этих мест, где притворство, злоба и хитрость царствуют в тишине под покровом непроницаемого мрака и где дряхлый государь, глупеющий с каждым днем, является первым пленником дворца.

После всего сказанного естественно возникает мысль, что человеческая природа будет постоянно возмущаться против деспотического правления; но, несмотря на любовь людей к свободе, несмотря на их ненависть к насилию, большая часть народов все же подчинилась деспотизму. И нетрудно понять, почему это произошло. Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выпол­нить случаю и который редко позволяют выполнить благо­разумию. Напротив, деспотическое правление, так сказать, само бросается в глаза; оно повсюду единообразно, и так как, чтобы установить его, не нужно ничего, кроме страстей, то на это всякий пригоден.

ГЛАВА XV Продолжение той же темы

В жарких климатах, где обыкновенно царит деспотизм, страсти пробуждаются раньше и раньше затихают, умственные способности скорее достигают зрелости; там меньше соблаз­нов для расточительности, меньше возможностей отличиться, меньше общения между молодыми людьми, которые живут в своих домах, как затворники; там женятся раньше, и по­тому права совершеннолетия там предоставляют в более ран­нем возрасте, чем в наших европейских климатах. В Турции совершеннолетие считается с возраста пятнадцати лет.

Там нельзя освобождаться от долгов уступкой своего иму­щества кредитору. В государстве, где личность не имеет обес­печенного имущества, ссуды делаются более лицу, чем его имуществу.

Такого рода передача имущества естественна в правлениях умеренного типа, особенно в республиках, вследствие большего доверия к добросовестности граждан в этих государствах и большей мягкости нравов, порождаемой формой правления, которую каждый как бы сам для себя создал.

Если бы законодатели установили уступку имущества в римской республике, то эта республика не подверглась бы стольким мятежам и гражданским неурядицам и не изведала бы ни опасностей недугов, ни пагубных последствий лекарств.

Бедность и непрочность владения имуществами в деспоти­ческих государствах неизбежно приводят к развитию в них ростовщичества, так как цена денег там, естественно, увеличи­вается соответственно риску, которому подвергается каждый, кто их ссужает. Таким образом, нищета проникает в эти госу­дарства со всех сторон. Они лишены всего, даже возможности делать займы.

Поэтому купец не может там вести крупной торговли; он живет сегодняшним днем: если он сделает большие запасы товаров, то одна уплата процентов за ссуженные ему на эту покупку деньги превысит все его барыши от продажи товаров. Вследствие этого там не существует особых законов для тор­говли; они сводятся к простому полицейскому надзору.

Государство не может быть несправедливым, не имея в своем распоряжении рук, посредством которых эти неспра­ведливости совершаются. Но невозможно допустить, чтобы эти руки не порадели и о самих себе, поэтому расхищение государ­ственной казны становится в государствах деспотических явле­нием естественным.

Ввиду обычности этого преступления там полезны кон­фискации. Ими утешают народ; они доставляют государю обильную денежную дань, которую ему было бы трудно собрать со своего разоренного народа; в этих государствах нет ни одной семьи, которую желали бы сохранить.

Иное дело в государствах умеренного типа. Там конфиска­ции поколебали бы право собственности» разорили бы ни в чем неповинных детей, ради наказания одного виновного разрушили бы всю семью. В республиках конфискации, лишая гражданина всех средств к жизни, причинили бы зло наруше­нием равенства, которое составляет душу этого правления.

В Риме был закон, допускавший конфискацию только в случаях преступления оскорбления величества. Во многих случаях было бы очень благоразумно, следуя духу этого за­кона, ограничивать конфискации лишь известными видами преступлений. Воден51 вполне основательно говорит, что в стране, где раздельность имуществ супругов определена обы­чаем, конфискации должны бы подлежать только одни благо­приобретенные ими имущества, не состоящие в их общем вла­дении.

ГЛАВА XVI О передаче власти

В деспотических государствах власть переходит целиком в руки того, кому она доверена. Визирь есть сам деспот, и каждый чиновник есть визирь. В монархических правлениях власть не передается в такой непосредственной полноте. Пере­давая власть, государь ограничивает ее. Он так распределяет ее, что никогда не передаст другому какую-то долю своей власти, не удержав за собою большей части ее.

Так, в монархических государствах отдельные правители городов, будучи зависимы от правителей провинции, еще в большей степени зависят от государя, и начальники отдель­ных частей армии, находясь в подчинении у своих генералов, состоят еще в большем подчинении у государя.

В большинстве монархических государств благоразумно установлено, что лица, имеющие более или менее высокие военные звания, не числятся постоянными командирами той или иной части войска, так что, получая назначение лишь по специальному приказу государя, могут быть использованы на службе или оставлены не у дел; таким образом, они в одно и то же время находятся на службе и как бы оказываются вне ее.

Но это несовместимо с духом деспотического правления, так как допустить существование лиц, которые, не имея опре­деленного служебного положения, тем не менее обладали бы титулами и прерогативами, значило бы допустить в государ­стве существование лиц, которые значительны сами по себе, что противоречило бы природе этого государства.

Если бы правитель города был независим от паши, то для того, чтобы установить согласие между ними, пришлось бы прибегать к постоянным уступкам и смягчениям; предположе­ние нелепое при деспотическом правлении. Кроме того, если бы начальник города мог отказать в повиновении паше, то как же мог бы паша отвечать головой за свою провинцию?

В этом государстве власти не могут быть уравновешены  -  как власть последнего чиновника, так и власть самого деспота. В государствах умеренных закон везде разумен, он всем известен, и самые низшие должностные лица имеют возмож­ность руководствоваться им. Но при деспотическом правлении, где закон есть воля государя, как бы ни был мудр этот госу­дарь, чиновник все-таки не может руководствоваться его во­лей, потому что не может знать ее, и потому он руковод­ствуется собственной волей.

Мало того: так как закон есть то, чего желает государь, а государь может желать лишь того, что он знает, то является надобность в бесконечном множестве лиц, которые желали бы за него и так, как он.

Наконец, так как закон есть непредвиденное проявление воли государя, то необходимо, чтобы проявление воли тех, которые желают за него, было таким же быстрым и внезап­ным, как и его собственное.

ГЛАВА XVII  О подарках

В деспотических государствах существует обычай, со­гласно которому всякое обращение к высшему лицу и даже к самим государям должно сопровождаться приношениями. Император Могола не принимает просьб от своих подданных без какого-нибудь приношения с их стороны. Эти государи доходят до того, что за подарки продают свои милости.

Так оно и должно быть в государстве, где нет граждан, в государстве, где все убеждены, что высший не имеет ника­ких обязательств по отношению к низшему; в государстве, где люди думают, что единственная связь между ними состоит лишь в карах, которые одни налагают на других; в государ­стве, где мало делается дел и где редко встречается надоб­ность обращаться к высокопоставленному лицу с просьбами и еще того реже  -  с жалобами.

В республике эти подарки ненавистны, потому что добро­детель в них не нуждается. В монархии честь является более сильным двигателем, чем подарки. Но в деспотическом госу­дарстве, где нет ни добродетели, ни чести, человека можно побудить к деятельности лишь надеждой на умножение его житейских удобств.

Именно руководствуясь идеей республики, Платон требо­вал, чтобы лица, принимающие подарки за исполнение своего долга, были наказуемы смертью. «Не следует принимать по­дарков ни за хорошие, ни за дурные дела», -  говорит он.

Римский закон, дозволявший должностным лицам прини­мать небольшие приношения при том условии, чтобы их общая стоимость не превышала ста экю в год, был очень дурным законом. Кому ничего не дают, тот ничего и не желает; те же, кому дают мало, вскоре пожелают большего, а потом и мно­гого. К тому же легче вразумить того, кто, будучи обязан не брать ничего, берет нечто, чем того, кто берет больше, чем ему дозволено брать, всегда находя для этого какие-либо пред­логи, извинения, причины и оправдывающие его обстоятель­ства.

ГЛАВА XVIII О раздаваемых государем наградах

В деспотических государствах, где, как уже мы сказали, люди побуждаются к деятельности лишь надеждой на увеличе­ние своих житейских удобств, государь может награждать только деньгами. В монархии, где господствует одна честь, государь мог бы награждать только одними почетными отли­чиями, но так как эти установленные честью отличия связаны с роскошью, которая неизбежно порождает новые потреб­ности, то государь награждает там почестями, ведущими к бо­гатству. В республике же, где властвует добродетель, двига­тель самодовлеющий и исключающий все прочие, государство награждает только одним засвидетельствованием этой добро­детели.

Крупные награды служат признаком упадка  -  это общее правило как для республики, так и для монархии; появление таких наград указывает на то, что основные начала правления испорчены, что, с одной стороны, понятие чести утратило прежнюю силу, а с другой  -  ослабели гражданские доброде­тели.

Самые худшие из римских императоров были в то же время самыми щедрыми на награды. Таковы, например, Кали­гула, Клавдий, Нерон, Оттон, Вителлий, Коммод, Гелиогабал и Каракалла.

Лучшие же, как Август, Веспасиан, Антонин Пий, Марк Аврелий и Пертинакс, были, напротив, самыми экономными в этом отношении. При хороших императорах государство снова возвращалось к своим принципам и сокровище чести заменяло все прочие сокровища.

ГЛАВА XIX Другие последствия принципов трех видов правления

Не могу закончить этой книги, не сделав еще несколько применений моих трех принципов.

Первый вопрос. Должны ли законы понуждать гражданина к принятию общественных должностей? Отвечаю: да, должны, но только в республиканском правлении, а не монархическом. В республике общественная должность является свидетель­ством добродетели, драгоценным залогом, который отечество вверяет гражданину, и так как вся жизнь, деятельность и все мысли последнего должны принадлежать отечеству, то он и не может отказываться от этих должностей. В монархии они являются свидетельством чести, своеобразные правила  этой чести требуют, чтобы человек принимал их лишь тогда, когда это ему угодно, и в таком виде, в каком это ему угодно.

Покойный король Оардинии наказывал тех, которые отка­зывались от должностей и службы в его государстве. Сам того не сознавая, он действовал в духе республиканских идей. Впрочем, приемами своего правления он достаточно доказал, что осуществление этих идей не входило в его намерения.

Второй вопрос. Заслуживает ли одобрения правило, со­гласно которому можно обязать гражданина занять в войске место, низшее по сравнению с тем, которое он там занимал прежде? В Риме воину часто приходилось служить под на­чальством человека, который год тому назад был его подчи­ненным. Это потому, что республиканская добродетель тре­бует постоянного самопожертвования во всех отношениях ради государства. Но в монархическом государстве честь, истинная или ложная, видит в этом несовместимое с ее пра­вилами унижение человека.

В деспотических государствах, где равно злоупотребляют и честью, и местами, и рангами, с одинаковой легкостью превращают государя в батрака и батрака в государя.

Третий вопрос. Следует ли соединять в руках одного лица исполнение гражданской и военной должности? В республике надо их соединять, а в монархии разделять. В республике было бы опасно превращать армию в особое сословие, отлич­ное от гражданского, а в монархии не менее опасно было бы соединять исполнение обеих этих должностей в руках одного и того же лица.

В республике люди берутся за оружие лишь в качестве защитников законов и отечества; человек становится на неко­торое время солдатом именно потому, что он гражданин. При наличии же двух различных сословий каждому, кто, состоя в армии, продолжал бы считать себя гражданином, могли бы дать почувствовать, что он не более как солдат.

В монархиях военные стремятся только к славе или по меньшей мере к чести или богатству. Таким людям отнюдь не следует поручать гражданских должностей; необходимо, на­против, чтобы гражданские власти обуздывали их. Недопу­стимо, чтобы одни и те же лица обладали одновременно и доверием народа и силой, позволяющей злоупотреблять этим доверием.

Посмотрите, как опасаются возникновения обособленного военного сословия в государстве, где под формой монархии скрывается республика52; там воин не перестает быть гражда­нином и даже должностным лицом, дабы оба эти качества слу­жили залогом его преданности отечеству и постоянно напоми­нали ему о его обязанностях.

Разделение должностей на военные и гражданские, произ­веденное римлянами после падения республики, не было де­лом произвола. Оно явилось следствием изменения римского государственного строя; оно соответствовало природе монар­хического правления; дело, начатое при Августе53, должны были завершить последующие императоры для обуздания военного правления.

Прокоп, соперник Валента в борьбе за императорскую власть, совершенно не понимал этого, когда, возведя персид­ского царевича Гормизда в звание проконсула, он возвратил проконсулу принадлежавшее ему некогда командование вой­сками; возможно, впрочем, что у него были для этого особые причины. Человек, стремящийся к верховной власти, более за­ботится о собственной пользе, чем о пользе государства.

Четвертый вопрос. Следует ли допускать продажу долж­ностей? В деспотических государствах, где государь назначает и смещает должностных лиц по собственному произволу, должности не должны продаваться.

Но в монархических государствах их продажа полезна, по­тому что она заставляет людей заниматься, как семейным ремеслом, тем или иным видом деятельности, которым они не стали бы заниматься из любви к добродетели, ибо она каж­дому определяет его долг и придает более устойчивости и постоянства сословиям. Свида недаром сказал, что Анастасий посредством продажи всех государственных должностей сде­лал из империи нечто вроде аристократии.

Платон не терпел такой продажи. «Это то же самое, - гово­рит он, -  как если бы кого-либо приняли на корабль кормчим или матросом за его деньги». Может ли обычай, вредный для всякого житейского дела, оказаться полезным только для ру­ководства республикой? Однако Платон говорит о республике, основанной на добродетели, а мы говорим о монархии. Но если бы в монархии должности не продавались согласно пуб­лично установленным правилам, то они все-таки стали бы продажными вследствие корыстолюбия и жадности придвор­ных; случай доставит лучших покупателей, чем выбор госу­даря. Наконец, самый способ возвышаться посредством бо­гатства поддерживает и поощряет промышленность, в чем всегда очень нуждается этого рода правление.

Пятый вопрос. Для какого правления нужны цензоры? Они нужны для республики, где принцип правления  -  добродетель. Добродетель разрушается не одними только преступлениями, но также и небрежностью, ошибками, недостатком любви к отечеству, опасными примерами, семенами порчи, всем, что, не нарушая закона, обходит его и что, не уничтожая его силы, ослабляет ее. Все это должно быть исправляемо цензорами.

Нас удивляет наказание, которому подвергли члена Арео­пага за то, что он убил воробья, спрятавшегося у него на груди от преследования ястреба. Мы поражены тем, что Арео­паг предал смерти ребенка за то, что тот выколол глаза птичке. Но надо иметь в виду, что тут дело идет не о пригово­рах уголовного суда, а о решениях суда нравственного в рес­публике, основанной на нравственности.

Монархии не нуждаются в цензорах; эти правления осно­ваны на чести, а природа чести в том и состоит, что для нее весь мир  -  цензор. Всякий человек, преступивший правила чести, услышит упреки даже от тех, у кого ее совсем нет.

Тут сами цензоры были бы развращены теми, кого им сле­довало исправлять. Они были бы не в силах бороться с рас­пространенной в монархии испорченностью  -  эта испорчен­ность оказалась бы сильнее их.

Понятно, что для деспотического правления цензоры сов­сем не нужны. Китай, по-видимому, является исключением из этого правила; но мы изложим впоследствии особые причины этого обстоятельства.

 



Сайт управляется системой uCoz