КНИГА  ДВАДЦАТЬ   ШЕСТАЯ О законах с точки зрения их отношения к различным разрядам вопросов, входящих в область их постановлений

ГЛАВА   I Идея этой книги

Люди управляются различными законами: правом есте­ственным, божественным правом, которое есть право религии, правом церковным, иначе — каноническим, которое есть право религиозной дисциплины, правом международным, которое можно рассматривать как вселенское гражданское право, в том смысле, что каждый народ есть гражданин вселенной, общим государственным правом, которое имеет своим предме­том человеческую мудрость, создавшую все человеческие общества, частным государственным правом, имеющим в виду каждое отдельное общество, правом завоевания, которое основано на представлении, что один народ хотел, мог или должен был совершить насилие над другим народом, гражданским правом отдельных обществ, посредством которого гражданин может защищать свое имущество и жизнь против всякого дру­гого гражданина, наконец, семейным правом, которое является следствием разделения общества на отдельные семейства, тре­бующие особого управления.

Существуют, следовательно, различные разряды законов, и высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точ­ным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или другие вопросы, подлежа­щие определению закона, дабы не внести беспорядка в те на­чала, которые должны управлять людьми.

ГЛАВА   II   О божественных и человеческих законах

Не следует ни делать предметом постановлений божествен­ного закона то, что относится к законам человеческим, ни  ре­шать посредством человеческого закона то, что подлежит за­конам божественным.

Эти два рода законов отличаются один от другого своим происхождением, своей целью и своей природой.

Все согласны в том, что природа человеческих законов от­личается от природы религиозных законов. Это есть великий принцип, но он в свою очередь подчинен другим принципам, которые следует определить.

1. Человеческим законам свойственно от природы  подчи­няться всем видоизменяющимся обстоятельствам действитель­ности и следовать за всеми изменениями воли людей, напро­тив, свойство религиозных законов — никогда не изменяться. Постановления человеческих законов относятся к благу, уста­новления религии — к высшему благу. Благо может иметь какую-то иную цель, потому что существует много различных благ, но высшее благо едино и, следовательно, изменяться не может. Законы можно изменять, потому что они при­знаются законами только тогда, когда они хороши, но уста­новления религии всегда считаются наилучшими.

2. Есть государства, где законы ничего не значат и слу­жат лишь выражением прихотливой и изменчивой воли госу­даря. Если бы в таких государствах религиозные законы были однородны с человеческими законами, то они также не имели бы никакого значения. Между тем для общества необходимо, чтобы существовало что-то постоянное, это постоянное и есть религия.

3. Сила религии покоится главным образом на вере в нее, а сила человеческих законов — на страхе перед ними. Древ­ность существования благоприятствует религии, степень веры часто соразмеряется с отдаленностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом бывает свободен от побочных по­нятий той отдаленной эпохи, которые могли бы противоречить нашим верованиям. Человеческим законам, напротив, дает преимущество новизна их происхождения. Она указывает на особое, живое внимание законодателя, направленное на то, чтобы добиться их исполнения.

ГЛАВА  III О гражданских законах, противоречащих естественному праву

«Если раб, — говорит Платон, — защищаясь, убьет свобод­ного человека, его следует судить как отцеубийцу». Вот граж­данский закон, который карает за естественную самозащиту.

Закон, согласно которому при Генрихе VIII выносился обвинительный приговор над человеком без очной ставки со свидетелями, противоречит естественной самозащите. Действи­тельно, для того чтобы осудить человека, необходимо, чтобы свидетели удостоверились, что человек, против которого они показывают, и обвиняемый — одно и то же лицо, и чтобы обви­няемый имел право сказать: тот, о ком вы говорите, вовсе не я.

Закон того же царствования, осуждавший всякую девушку, которая состояла с кем-либо в недозволенной связи и не объ­являла о том королю до вступления с этим человеком в брак, нарушал естественную защиту стыдливости. В этом случае так же неразумно требовать от девушки признания, как и требо­вать от мужчины, чтобы он не защищался, когда жизни его угрожает опасность.

Закон Генриха II, осуждавший на смерть девушку в случае гибели ее ребенка, если она не объявила властям о своей беременности, не менее противоречит естественной защите. Было бы достаточно обязать ее объявить о том одной из своих ближайших родственниц, которая позаботилась бы о ребенке.

Какое другое признание могла бы она сделать под пыткой естественной стыдливости? Воспитание только усилило в ней сознание необходимости сохранять это чувство стыда, и в эти  ми-нуты у нее едва ли оставалось самое понятие об утрате жизни.

Много говорилось об английском законе, который позволял семилетней девочке избирать себе мужа. Закон этот был воз­мутителен в двух отношениях: он совершенно упускал из виду как время, определенное природой для умственной зрелости, так и время, определенное ею для зрелости физической.

У римлян отец мог заставить дочь развестись с мужем, хотя бы брак был заключен с его согласия. Между тем сов­сем не согласно с природой, чтобы развод мог состояться по воле третьего лица.

Если развод и оправдывается природой, то лишь при усло­вии согласия обеих сторон или по крайней мере одной из них, если же нет согласия ни той, ни другой стороны, развод яв­ляется чем-то чудовищным. Наконец, право развода может быть предоставлено только самим лицам, которые испытывают на себе неудобство брака и которые знают время, когда им всего лучше освободиться от этого неудобства.

ГЛАВА   IV Продолжение той же темы

Бургундский король Гундобад постановил, что жена или сын вора, которые не донесут о совершенном им престу­плении, должны быть обращены в рабство. Закон этот проти­воречил природе. Могла ли жена быть обвинительницей мужа? Мог ли сын сделаться обвинителем отца? Чтобы нака­зать одно преступное действие, он предписывал другое, еще более преступное.

Закон Ресессуинда разрешал детям женщины, повинной в прелюбодеянии, или детям ее мужа выступить против нее обвинителями и подвергнуть домашних рабов допросу с при­менением пытки. Этот закон был также несправедлив, ибо он ниспровергал в целях охранения нравственности самую при­роду, от которой ведет свое начало нравственность.

Мы с удовольствием смотрим в наших театрах на моло­дого героя, для которого мысль о том, чтобы обнаружить пре­ступление мачехи, кажется столь же ужасной, как и самое ее преступление. Его обвиняют, судят, приговаривают, изгоняют, клеймят позором, а он в смущении едва решается остано­виться на мысли об ужасном происхождении Федры. Он поки­дает все, что ему дорого, оставляет предмет самой нежной своей привязанности — все, что говорит его сердцу, все, что может вызвать его негодование, и предает себя мщению бо­гов, которого совсем не заслужил. Что доставляет нам при этом такое удовольствие? Голос природы, которому мы вни­маем, — голос самый привлекательный в мире.

ГЛАВА  V  Случаи, к которым можно применять принципы гражданского правя, видоизменяя при этом принципы естественного права

В Афинах был закон, который обязывал сына кормить неимущего отца. Но он делал исключение для детей, рожденных от куртизанки, для детей, целомудрие которых отец нару­шил, сделав их предметом постыдного торга, и для детей, ко­торых отец не научил никакому ремеслу, которое давало бы им средства к пропитанию.

Закон имел в виду в первом случае, что так как отцовство подлежит сомнению, то и естественные обязательства по отно­шению к отцу теряют свою определенность, во втором случае, что отец опозорил тех, кому дал жизнь, и причинил детям самое большое зло, какое только мог, лишив их принадлежащего им положения в обществе, в третьем случае, что он сделал невы­носимо тяжелой их жизнь, ибо они лишь с большим трудом могли поддерживать свое существование. Закон здесь смотрел на отца и сына как на двух граждан и в своих постановлениях руководился исключительно соображениями политического и гражданского характера. Он полагал, что хорошей республике прежде всего необходимы добрые нравы.

Я думаю, что закон Солона был хорош лишь в двух первых случаях, а именно, когда природа оставляла сына в неведе­нии, кто именно его отец, и когда она даже как бы повелевала сыну не признавать отца, но нельзя одобрить этого закона в третьем случае, когда отец нарушал только гражданское пред­писание.

ГЛАВА   VI  О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права

Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более неспра­ведливого закона, говорит святой Августин. Формула Ильфа называет нечестивым обычай, лишающий дочерей наследства после их отцов. Юстиниан называет варварским право наследования мужчин в ущерб дочерям. Эти понятия были следствием того, что на право наследования детей после отцов смотрели как на вывод из естественного права, чего с действительности нет.

Естественный закон требует от отцов, чтобы они кормили своих детей, но не обязывает делать их своими наследниками. Раздел имущества, законы, касающиеся этого раздела, насле­дование после лица, участвовавшего в этом разделе, — все это может быть урегулировано только обществом, т. е. политиче­скими или гражданскими законами.

Правда, соображения политического или гражданского порядка часто (но не всегда) требуют, чтобы дети наследовали после родителей.

Наши законы о феодах могли иметь известное основание, когда они устанавливали, что старший сын или ближайший мужской родственник получал все, а дочери — ничего. Равно могли иметь основание и лангобардские законы, определяв­шие, что сестры, побочные дети и прочие родственники, — а за неимением их казна — должны принимать участие в наслед­стве вместе с дочерьми.

Некоторыми китайскими династиями было принято за пра­вило, что императору должны наследовать его братья и что дети ему не наследуют. Если к составлению такого закона по­буждало желание иметь государем человека, обладающего известной опытностью, опасение последствий несовершенноле­тия императора, намерение предотвратить постоянное занятие престола детьми вследствие происков евнухов, — этот порядок наследования мог вполне соответствовать цели. Некоторые пи­сатели, считавшие братьев этих государей узурпаторами, руко­водствовались в своих суждениях понятиями, заимствован­ными из законов наших стран.

Согласно обычаю, существовавшему в Нумидии, царю Гале наследовал брат его Эльзаций, а не сын Масинисса. Еще и в настоящее время у берберских арабов, где каждое селение имеет своего вождя, наследником ему в силу этого древнего обычая избирается дядя или иной родственник.

Есть монархии чисто избирательные, и, поскольку опреде­ление порядка наследования есть дело политических или граж­данских законов, монархии эти сами должны решать, в каких случаях рассудок требует, чтобы наследовали дети, и в каких наследование должно быть предоставлено другим родствен­никам.

Там, где существует многоженство, у государя бывает много детей. В одних странах их бывает больше, в других меньше. Есть государства, где содержание детей государя было бы не по силам народу. В них естественно было утвер­диться порядку, устраняющему от престолонаследия детей государя в пользу детей его сестры.

Слишком большое количество детей подвергает государ­ство опасности страшных междоусобий. Порядок престолона­следия, предоставляющий корону детям сестры, у которой их будет не более, чем мог бы иметь государь при одной жене, предотвращает это неудобство.

Есть народы, у которых соображения государственной пользы или какое-либо религиозное правило требуют, чтобы престол принадлежал неизменно одному и тому же роду. Таким же побуждением в Индии служит привязанность к своей касте и страх утратить принадлежность к ней. Это при­вело к мнению, что наследника следует брать из детей старшей сестры государя, чтобы иметь всегда государей цар­ской крови.

Общее правило, кормление детей есть обязанность, уста­новленная естественным правом, предоставление им наслед­ства есть обязанность, возлагаемая гражданским или государ­ственным правом. Отсюда различия в постановлениях относи­тельно незаконнорожденных детей в разных странах, так как постановления эти следуют за гражданскими или политиче­скими законами каждой отдельной страны.

ГЛАВА  VII  О том, что не следует разрешать вопроса на основании предписаний религии, когда дело идет о предписаниях естественного закона

Абиссинцы соблюдают 50-дневный очень строгий пост, ко­торый до такой степени ослабляет их, что они после него долго не в состоянии ничего делать, и турки, пользуясь этим, не упускают случая нападать на них после поста. Религии в интересах естественной защиты следовало бы ограничить этот обычай.

Евреям было предписано соблюдать субботу, но они дошли при этом до такого безрассудства, что не сочли воз­можным защищаться, когда враги выбрали этот день для на­падения на них.

Камбиз, осаждая Пелузий, выставил в первом ряду мно­жество животных, считавшихся у египтян священными, и гар­низон поэтому не решался стрелять. Для кого не очевидно, что требования естественной самозащиты выше всех предпи­саний!

ГЛАВА  VIII  О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права

По римскому гражданскому праву человек, похитивший из священного места вещь, принадлежащую частному лицу, под­лежал наказанию только за кражу, по праву каноническому он подвергался наказанию за святотатство. Каноническое право имеет в виду место, гражданское право — вещь. Но обращать внимание только на место значит упускать из виду как при­роду и определение краж, так и природу и определение свя­тотатства.

Как муж может требовать развода по причине неверности жены, так и жена в прежнее время могла требовать развода

по причине неверности мужа. Обычай этот, противный римским законам, проник в церковные суды, принимавшие к руковод­ству лишь правила канонического права. И действительно, если относиться к браку с точки зрения исключительно духов­ной, в связи с представлениями о будущей жизни, оба случая нарушения брака будут тождественны,  но политические и гражданские законы почти у всех народов с полным основа­нием различают эти два случая. Они требуют от женщины скромности и воздержания в такой мере, в какой вовсе не тре­буют их от мужчины, потому что потеря стыдливости предпо­лагает у женщины отречение от всех добродетелей, потому что жена, нарушившая брачные законы, выходит из состояния естественной зависимости, потому что природа отмечает невер­ность жен ясными признаками, не говоря уже о том, что рож­денные в прелюбодеянии дети жены по необходимости достаются мужу и поступают на его попечение, тогда как рож­денные в прелюбодеянии дети мужа не достаются жене и не поступают на ее попечение.

ГЛАВА   IX  О том, что вопросы, которые должны быть подчинены принципам  гражданского права, редко могут быть подчинены принципам религиозных законов

Законы религии более величественны, законы гражданские обладают большей широтой.

Законы совершенства, заимствованные из религии, имеют в виду не столько качества общества, в котором они соблю­даются, сколько качества отдельного человека, который их соблюдает. Гражданские законы, напротив, имеют в виду бо­лее нравственное достоинство людей вообще, чем отдельного человека.

Таким образом, как бы почтенны ни были сами по себе понятия, вытекающие непосредственно из религии, они не всегда должны служить руководящим началом для граж­данских законов, потому что эти последние имеют иное руко­водящее начало — благо общества в его целом.

Римляне издавали постановления для охранения в респуб­лике нравственности женщин, это были постановления поли­тического характера. Когда утвердилась монархия, они стали издавать. по тому же предмету гражданские законы, придер­живаясь при этом принципов гражданского управления. После принятия христианства вновь появившиеся законы имели уже менее связи с чистотой нравов вообще, чем со святостью брака.

Союз двух полов рассматривался уже не столько с граждан­ской, сколько с духовной точки зрения.

Во-первых, по римскому закону муж, принявший жену в свой дом после того, как она была обвинена в прелюбодея­нии, подвергался наказанию как ее соучастник в разврате. Юстиниан, руководствуясь иным взглядом, постановил, что муж может в продолжение двух лет взять жену из мона­стыря.

Если жена не получала никаких сведений о муже, который находился на войне, она могла в прежние времена беспрепят­ственно вступить в новый брак, потому что имела право на получение развода. Закон Константина потребовал, чтобы она ждала четыре года, после чего могла послать начальнику мужа письменное требование о расторжении брака, если муж возвращался позднее, он уже не мог обвинять ее в прелюбо­деянии. Но Юстиниан постановил, что, сколько бы времени ни прошло после отлучки мужа, жена не могла вступить в но­вый брак, если только не представляла доказательства его смерти в форме удостоверения в том его военного начальника под присягой. Юстиниан имел при этом в виду нерасторжи­мость брака, но можно сказать, что он придавал ей чрезмер­ное значение. Он требовал положительного доказательства там, где было совершенно достаточно доказательства отрица­тельного, он ставил трудно выполнимое требование представ­ления отчета о судьбе человека, находящегося в отдаленной стране и подвергающегося всякого рода случайностям, он предполагал преступление, именно дезертирство мужа, когда всего естественнее было бы прийти к заключению, что его нет в живых, он погрешал против общественного блага, лишая женщину права вступить в брак, он нарушал ее частные инте­ресы, подвергая ее бесчисленным опасностям.

Закон Юстиниана, принимавший за один из поводов к раз­воду согласие мужа и жены на вступление в монастырь, не имел ничего общего с основными началами гражданского права. Развод следует признать в порядке вещей, если при­чины его кроются в таких препятствиях, которые нельзя было предвидеть до брака, но желание сохранить целомудрие можно было предвидеть, потому что оно заключено в нас са­мих. Этот закон покровительствует непостоянству в таком состоянии, которое по природе своей должно быть постоян­ным, он нарушает основное начало развода, которое терпит расторжение брака только в виду надежды на новый брак. Наконец, даже с точки зрения чисто религиозной он совершает заклание богу без жертвы.

ГЛАВА   X  В каком случае должно следовать гражданскому закону, который разрешает, а не закону религии, который воспрещает

. Когда религия, воспрещающая многоженство, проникает в страну, где оно дозволено, то исключительно с точки зрения политической нельзя утверждать, что закон должен допустить принятие новой религии человеком, имеющим несколько жен, если только власти или муж не вознаградили их, возвратив им, тем или другим способом, их прежнее гражданское состоя­ние, иначе они оказались бы в самом плачевном положении: они, которые повиновались только законам, лишились бы важ­нейших общественных преимуществ.

ГЛАВА   XI  Не следует подчинять человеческие суды   правилам   судов, имеющих в виду загробную жизнь

Суд инквизиции, учрежденный христианскими монахами на основании представления о суде над кающимися грешниками, противен всякому гражданскому порядку. Он вызвал против себя всеобщее негодование и уступил бы протесту, если бы сторонники его не воспользовались этим самым протестом в своих интересах.

Этот суд невыносим при всех образах правления. В монар­хиях он только создает доносчиков и изменников, в республи­ках плодит бесчестных людей, в деспотическом государстве является таким же разрушителем, как и само это государ­ство.

ГЛАВА  XII Продолжение той же темы

Одно из злоупотреблений этого суда состоит в том, что из двух обвиняемых в одинаковых преступлениях тот, кто отри­цает преступление, приговаривается к смерти, а тот, кто сознается в нем, избавляется от смертной казни. Это осно­вано на монашеских понятиях, согласно которым несознаю­щийся считается нераскаянным и осужденным грешником, а сознающийся — кающимся и спасенным. Но такое толкование не может быть применено к человеческому суду. Человеческое правосудие, которое смотрит на одни только поступки, распо­лагает по отношению к людям лишь одним условием для оправдания — условием невинности. Божественное правосудие, которое читает мысли человека, имеет их два — условие невинности и условие раскаяния.

ГЛАВА   XIII  В каких случаях следует относительно брака держаться законов религии и в каких — гражданских законов

Во всех странах и во все времена мы встречаемся с вмеша­тельством религии в брачные дела. Коль скоро известные от­ношения считались нечистыми или недозволенными, и в то же время были необходимы, приходилось прибегать к религии, чтобы в одних случаях их узаконить, а в других — отвергнуть. С другой стороны, необходимо было подчинить правилам гражданских законов брак, как такое человеческое действие, в котором общество заинтересовано более, чем в каком-либо другом.

Все, что касается существа брака, — его форма, способ его заключения, сообщаемое им плодородие, которое почитается у всех народов благословением, не всегда сопровождающим брак, но составляющим проявление особой, высшей благо­дати, — все это подлежит ведению религии.

Последствия брачного союза по отношению к имуществу, взаимные выгоды супругов, все, что имеет отношение к новой семье, к семье, из которой она вышла, и семье, которая дол­жна от него произойти, — все это касается гражданских за­конов.

Так как одна из главнейших целей брака заключается в том, чтобы устранить всю неопределенность, связанную с неза­конными сожительства-ми, то религия налагает на него свою печать, а гражданские законы присоединяют свою с целью окончательно, насколько это возможно, установить его подлин­ность. Таким образом, кроме тех условий, которых требует религия для установления действительности брака, граждан­ские законы могут со своей стороны требовать еще других.

Власть эту дает гражданским законам то обстоятельство, что сообщаемые ими признаки суть добавочные, а не проти­воречащие. Религиозный закон требует известных обрядов, гражданский закон — согласия родителей, таким образом, гражданский закон требует в этом отношении несколько больше, чем закон религиозный, но не требует ничего такого, что было бы противно этому последнему.

Отсюда следует, что разрешение вопроса — будет ли союз нерасторжимым или нет, принадлежит религиозному закону, потому что если бы религиозные законы постановили, что брачные узы нерасторжимы, а гражданские — что они могут быть расторгнуты, то получилось бы два противоречивых опре­деления.

Иногда признаки, сообщаемые браку гражданскими зако­нами, не являются абсолютно необходимыми. Сюда относятся

постановления   закона, которые   вместо    расторжения   брака ограничиваются наказанием супругов.

У римлян законы Папия объявляли все воспрещенные ими браки незаконными и подвергали за них только наказаниям, сенатское же решение, состоявшееся по поводу речи импера­тора Марка Антонина, отменило эти законы. Не стало ни бра­ков, ни жен, ни приданого, ни мужей. Гражданский закон сообразуется с обстоятельствами, обращая внимание в одних случаях преимущественно на исправление зла, в других — на его предупреждение.

ГЛАВА   XIV  В каких случаях браки между родственниками должны подчиняться законам природы и в каких — требованиям гражданских законов

В деле воспрещения браков между родственниками весьма трудно определить с точностью ту границу, на которой пре­кращается действие законов природы и наступает действие гражданских законов. Для этого необходимо установить руко­водящие начала.

Брак сына с матерью ниспровергает всякий естественный порядок: сын должен питать безграничное почтение к матери, а жена к мужу, брак матери с сыном извратил бы естествен­ное состояние обоих.

Кроме того, природа дала женщине способность иметь де­тей в более раннем возрасте, чем мужчине, по той же при­чине женщина теряет эту способность ранее мужчины. Если бы был дозволен брак между матерью и сыном, то почти всегда случалось бы, что мужчина сохранял бы еще способ­ность служить продолжению рода, после того как женщина эту способность уже утратила.

Брак между отцом и дочерью также противоречит природе, хотя и в меньшей мере, ибо не представляет двух последних препятствий. Потому-то татары, которые могут жениться на дочерях, никогда не вступают в брак с матерями, как мы это видим в донесениях.

 Всегда считалось естественным, чтобы родители наблюдали за целомудрием детей. Вместе с обязанностью устраивать будущее детей на родителей ложится обязанность сохранять их тело возможно совершенным, а их душу — наименее раз­вращенной, т. е. делать все, что наиболее способствует воз­буждению желаний и развитию нежности. В постоянной за­боте об охранении нравов детей родители, естественно, дол­жны удалять от них все, что может их развратить. Брак не есть развращение, возразят на это, конечно, но прежде вступления в брак надо уговаривать, надо заставить полюбить себя, пади обольстить. Вот это-то обольщение и должно было казаться отвратительным.

Явилась таким образом необходимость создать непреодо­лимую преграду между воспитывающими и воспитываемыми, избегать всякого рода развращения даже по законным побуж­дениям, почему родители и стараются удалять дочерей своих от общения и близкого знакомства с людьми, которые должны вступить с ними в брак.

Отвращение, вызываемое мыслью о кровосмешении между братом и сестрой, должно было произойти из того же источ­ника. Достаточно со стороны отцов и матерей желания сохра­нить нравы детей и дома свои чистыми, чтобы побудить их поселить в детях страх ко всему, что ведет к сближению между двумя полами.

Запрещение браков между двоюродными братьями и сестрами того же происхождения. В первобытные времена, т. е. во времена священные, в те века, когда люди не знали рос­коши, все дети_оставались в доме и устраивались в нем, так как достаточно было очень малого дома для большого семей­ства. Дети двух братьев, или двоюродные братья, почитались всеми наравне с родными братьями и сами так смотрели друг на друга. Отвращение к браку между родными братьями и сест­рами распространялось и на двоюродных братьев и сестер.

Причины эти так могущественны и естественны, что они действовали почти повсеместно на земле, независимо от сно­шений между народами. Не римляне, конечно, внушили жите­лям Формозы, что браки между родственниками в четвертой степени являются кровосмешением, не римляне поведали об этом арабам и научили тому же малдивов.

Правда, некоторые народы не отвергали браков между родителями и детьми и между братьями и сестрами, но, как уж было замечено в первой книге, одаренные разумом суще­ства не всегда следуют своим законам. Кто бы мог думать, что часто причиной того, что люди впадали в эти заблуждения, были религиозные понятия! Если ассирийцы и персы женились на своих матерях, то первые делали это из религиозного бла­гоговения к Семирамиде, а вторые потому, что религия Зоро­астра предпочитала эти браки другим. Если египтяне жени­лись на сестрах, то это опять-таки было заблуждением египет­ской религии, которая посвящала эти браки Изиде. Так как религия по природе своей побуждает нас к напряжению на­ших сил для совершения великих и трудных дел, то не следует считать вещи естественными только потому, что они освящены ложной религией.

Приняв за основное начало, что браки между родителями и детьми и между братьями и сестрами запрещены в интересах сохранения естественного целомудрия в семье, мы можем сделать отсюда вывод о том, какие именно браки воспре­щаются естественным законом и какие могут быть воспре­щены только гражданским законом.

Так как дети живут или считаются живущими в доме отца, и, следовательно, в одном доме живут и зять с тещей, и тесть с невесткой или падчерицей, то браки между ними воспре­щены законами природы. В этом случае фикция родства имеет то же значение, что и действительное родство, потому что имеет ту же причину. Гражданский закон не может и> не должен допускать таких браков.

Есть народы, у которых, как я уже сказал, на двоюродных братьев и сестер смотрят как на родных братьев и сестер, по­тому что те и другие живут в одном и том же доме, у других народов такого обычая нет. У первых браки между двоюрод­ными братьями и сестрами следует рассматривать как против­ные природе, у вторых — нет.

Законы природы не могут быть местными законами. По­этому, когда эти браки воспрещены или дозволены, они, смотря по обстоятельствам, бывают воспрещены или дозво­лены гражданским законом.

Далеко не всегда шурин и золовка живут в одном доме, следовательно, цель сохранения целомудрия в доме вовсе не требует воспрещения брака между ними, и закон, воспре­щающий или дозволяющий такой брак, не есть закон природы, но закон гражданский, который подчиняется обстоятель­ствам и зависит от обычаев каждой отдельной страны: это те случаи, когда законы находятся в зависимости от нравов и обычаев.

Гражданские законы воспрещают браки, когда в силу обы­чаев, действующих в данной стране, браки эти оказываются в таких же условиях, как и те, которые воспрещены законами природы, и разрешают их, когда они не находятся в этих условиях. Запрещения, налагаемые законами природы, не подлежат изменениям, потому что зависят от неизменяю­щихся обстоятельств: отец, мать и дети всегда живут в одном доме. Но запрещения гражданских законов случайны, потому что зависят от случайных обстоятельств: двоюродные братья и сестры и другие родственники живут в одном доме слу­чайно.

Этим объясняется, почему законы Моисея, египтян и мно­гих других народов дозволяют браки между шурином и зо­ловкой, тогда как те же браки запрещены у других народов.

В Индии существуют вполне естественные основания к разрешению этих браков. На дядю в этой стране смотрят как на отца, он обязан содержать и пристраивать племянников.

как собственных детей. Таков уже нрав этого доброго и чело­веколюбивого народа. Этот закон, или обычай, породил дру­гой: муж, потерявший жену, всегда женится на ее сестре, и это совершенно естественно, потому что вторая жена, став матерью детей своей сестры, не будет им злой мачехой.

ГЛАВА   XV  Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права

Подобно тому как люди отказались от естественной неза­висимости, чтобы жить под политическими законами, они отка­зались и от естественной общности имуществ, чтобы жить под гражданскими законами.

Первые из этих законов дали им свободу, вторые — соб­ственность. Не следует решать по законам свободы, являю­щейся, как мы уже сказали, господством гражданского обще­ства, вопросов, которые должны решаться по законам соб­ственности. Если говорят, что благо частное должно уступать благу общественному, то это лишь ложное умозаключение. Правило это имеет место только в том случае, когда дело идет о господстве гражданского общества, т. е. о свободе гражданина, но оно неуместно в применении к вопросам соб­ственности, потому что общественное благо всегда требует, чтобы каждый неизменно сохранял право на собственность, обеспеченное ему гражданскими законами.

Цицерон утверждал, что действие аграрных законов было пагубно, потому что гражданский порядок был установлен единственно с той целью, чтобы всякий мог сохранить свое имущество.

Итак, в деле общественного блага примем за правило, что благо это никогда не может состоять в том, чтобы лишить че­ловека имущества или даже самой ничтожной части его по­средством политического закона или распоряжения. В этом случае следует в точности держаться гражданского закона, составляющего верховную охрану собственности.

Поэтому, когда общество нуждается в имуществе частного лица, не следует прибегать к строгости политического закона. В этих случаях должен одерживать верх гражданский закон, который, как добрый отец, с одинаковой любовью взирает на все общество и на каждого его члена в отдельности.

Если правительство захочет построить общественное здание или проложить новую дорогу, необходимо, чтобы оно воз­местило все убытки частных лиц. Общество в этом отношении есть как бы частное лицо, вступающее в сделку с другим частным лицом. Достаточно уже того, что оно может заставить гражданина продать свое имущество, лишая его этим дарован­ной ему гражданскими законами привилегии, по которой никто не может принуждать его к отчуждению его собствен­ности.

Народы, разрушившие Римскую империю, некоторое время злоупотребляли завоеванием, но дух свободы заставил и их вернуться к справедливости: они стали пользоваться самыми варварскими правами с умеренностью, и те, которые сомне­ваются в этом, пусть прочтут прекрасное сочинение Бома-ыуара137, писавшего о юриспруденции в XII веке.

В его время исправление больших дорог производилось так же, как и теперь. Он говорит, что, когда большая дорога не могла быть восстановлена, пролагали новую возможно ближе к старой, но при этом вознаграждали частных собствен­ников за счет тех лиц, которым проведение дороги доставляло какие-нибудь выгоды. Итак, в то время дела эти решались гражданским законодательством, тогда как теперь они ре­шаются государственным правом.

ГЛАВА   XVI  О том, что не следует применять  постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права

Мы сможем глубоко понять все относящиеся к данной теме вопросы, если только не станем смешивать правил, вытекаю­щих из собственности граждан, с правилами, порождаемыми свободой граждан.

Допустимо ли отчуждение государственных имуществ или нет? Ответ на этот вопрос должно дать государственное право, а не гражданские законы. Этот вопрос не должны решать гражданские законы, потому что государственные имущества так же необходимы для содержания государства, как необхо­димы государству гражданские законы для определения пра­вил распоряжения имуществами.

Таким образом, если отчуждается государственное имуще­ство, государство вынуждено создать новый фонд для приоб­ретения другого имущества. Но эта мера опять-таки нарушает государственный порядок, потому что согласно природе самого предмета с образованием нового государственного имущества подданным придется платить более, а государю получать ме­нее прежнего, короче, государственные имущества необходимы, а отчуждение их нет.

 Порядок престолонаследия в монархиях имеет своим осно­ванием благо государства, которое требует прочного установления этого порядка для предотвращения зол, свойственных, как я уже говорил, деспотическому правлению, в котором все изменчиво, потому что все произвольно.

Порядок престолонаследия устанавливается не в интере­сах царствующего дома, но в интересах государства, которое требует существования царствующего дома. Закон, опреде­ляющий порядок наследования для частных лиц, есть граж­данский закон и имеет предметом интересы частных лиц. Закон же, определяющий порядок престолонаследия в монархии, есть политический закон и имеет предметом своим благо и сохра­нение государства.

Из этого следует, что если государственное право устано­вит порядок престолонаследия в государстве и этот порядок сам собою прекратится, то в таком случае будет бессмысленно предъявлять права на престолонаследие на основании граж­данского закона какого бы то ни было народа. Одно общество не может предписывать законов другому. Гражданские законы римлян в этом случае так же мало применимы, как и всякие другие гражданские законы. Сами римляне не прибегали к ним, когда судили государей, правила же, которым они сле­довали в последнем случае, так гнусны, что отнюдь не следует воскрешать их.

Из этого следует также, что если бы государственное право заставило какой-либо род отказаться от престолонаследия, то было бы бессмысленно добиваться восстановления его прав при помощи гражданских законов. Права восстановления существуют в законе и могут иметь силу против тех, кто нахо­дится под властью этого закона, но они недействительны про­тив лиц, которые сами поставлены для установления закона и живут для закона.

Смешно притязание на решение правовых вопросов, касаю­щихся государств, народов и всего мира, на основании правил, по которым, говоря словами Цицерона, решается спор между частными лицами о праве на кровельный желоб.

ГЛАВА   XVII   Продолжение той же темы

Об остракизме следует судить на основании указаний госу­дарственного, а не гражданского права. Обычай этот далеко не ложится позорным пятном на народное правление, напро­тив, он скорее свидетельствует о его мягкости.

Мы легко поняли бы это, если бы изгнание не было у нас карательной мерой, и мы были бы в состоянии отделить поня­тие остракизма от понятия наказания, Аристотель говорит нам, что все были согласны в тoм, что обычай этот заключал в себе нечто гуманное и согласное с на­родными воззрениями. Если в те отдаленные времена и в тех странах, где применялись эти приговоры, их не находили чудо­вищными, то, конечно, не нам, смотрящим на вещи издалека, судить об этом деле иначе, чем судили обвинители, судьи и сами осужденные.

Если затем мы обратим внимание на то, что народный при­говор покрывал славой гражданина, против которого был направлен, что, когда этим обычаем злоупотребили, применив его к человеку без всяких заслуг, его перестали употреб­лять, — мы убедимся, как ошибочно было наше мнение на этот счет и как прекрасен был закон, который предупреждал воз­можность дурных последствий славы гражданина, покрывая его новой славой.

ГЛАВА   XVIII  О тoм, что когда законы кажутся противоречащими один другому( следует рассмотреть, одного ли они порядка

В Риме дозволено было передавать на время свою жену другому. Плутарх положительно утверждает это. Известно, что Катон уступил на время свою жену Гортензию, а Катон уж отнюдь не принадлежал к числу тех, кто нарушал законы своей страны.

С другой стороны, муж, терпевший распутное поведение своей жены, не предававший ее суду или принимавший ее на­зад после обвинения ее по суду, подвергался наказанию. Эти законы кажутся противоречащими друг другу, но в действи­тельности противоречия нет. Закон, разрешивший римлянину отдавать свою жену на время другому, имеет, очевидно, лаке ­демонское происхождение, целью его было доставлять респуб­лике людей хорошей породы, если позволено будет так выра­зиться, другой же закон охранял чистоту нравов. Первый был законом политическим, а второй — гражданским.

ГЛАВА   XIX  О том, что не следует применять гражданских законов к вопросам, решение которых подлежит семейным законам

Закон вестготов ставил рабам в обязанность связать муж­чину и женщину, застигнутых ими при совершении прелюбо­деяния, и доставить их мужу и судье — закон ужасный, так как он возлагал на этих низких людей заботу о мщении обще­ственном, семейном и частном.

Этот закон годился бы только для восточных сералей, где раб, поставленный стражем, считается нарушителем порядка, коль скоро порядок нарушен. Там раб останавливает преступ­ников не столько для суда над ними, сколько для суда над собою, чтобы по рассмотрении всех обстоятельств дела могли решить, не заслуживает ли он снятия подозрения в нерадении. Но там, где женщин не держат под замком, нельзя не при­знать безумным, когда их — хозяек, которые управляют до­мом, — гражданский закон подчиняет инквизиционному пресле­дованию со стороны их собственных рабов.

Это могло быть допустимо, самое большее, лишь в некото­рых случаях в качестве частного семейного закона, но ни­когда — в качестве гражданского закона.

ГЛАВА  XX  О том, что не следует решать по гражданским законам вопросов, относящихся к международному праву

Свобода заключается главным образом в том, чтобы чело­века не принуждали совершать действия, которых закон ему не предписывает. Это состояние возможно только потому, что мы управляемся гражданскими законами. Следовательно, мы свободны, ибо мы живем под властью гражданских законов.

Но государи в своих взаимных отношениях не подчиняются гражданским законам, следовательно, они не свободны. Они управляются силой и могут постоянно совершать насилия или сами им подвергаться, а отсюда вытекает, что договоры, за­ключенные ими по принуждению, столько же обязательны для них, как и те, которые они заключили добровольно. Если мы, живущие под властью гражданских законов, берем на себя по принуждению обязательство, которого закон от нас не тре­бует, то можем с помощью закона нарушить его. Но государь, который постоянно находится в положении насилующего, не может жаловаться на договор, навязанный ему силой. Это то же, как если б он стал жаловаться на свое естественное состоя­ние или захотел бы быть государем над другими государями, так чтобы другие государи сделались гражданами по отноше­нию к нему. Иными словами, все это противно природе вещей.

ГЛАВА  XXI  О том, что не следует решать по принципам государственного права вопросов, относящихся  к международному  праву

Начала государственного права требуют, чтобы всякий че­ловек подчинялся уголовному и гражданскому суду той страны, в которой он находится, и нарушения им законов этой страны выносились бы на рассмотрение ее государя.

Международным правом установлено, чтобы государи по­сылали друг к другу послов, причем по самой природе вещей не могло быть допущено, чтобы послы находились в зависи­мости от государя, к которому они посланы, или подчинялись его судам. Они — голос пославшего их государя, и этот голос должен быть свободен. Никакие препятствия не должны стес­нять их действий. Они могут часто не правиться, потому что говорят от имени лица независимого. Можно было бы припи­сать им преступление, если бы их разрешалось наказывать за преступления, можно было бы начислить на них долги, если бы их разрешалось задерживать за долги. Если бы послы не были независимы, создалось бы противоречие: государь — лицо, которое по самой природе отличается гордостью, говорил бы устами человека, который должен всего бояться. Поэтому относительно послов следует держаться соображений, заим­ствованных из международного, а не государственного права. Если же они злоупотребляют своим положением представи­теля, то их лишают этого положения, отсылая обратно на родину. Можно даже принести на них жалобу их государю, который в таком случае становится их судьей или соучаст­ником.

ГЛАВА   XXII Несчастная участь инки Атуальпа

Установленные нами выше начала были жестоко нарушены испанцами. Инку Атуальпа можно было судить только на основании международного права, они судили его на основа­нии государственного и гражданского права. Они обвинили его в лишении жизни некоторых из его подданных, в много­женстве и т. д. Но верхом их безрассудства было то, что они осудили его на основании государственных и гражданских за­конов не его, а своей страны.

ГЛАВА  XXIII  О том, что если почему-либо политический закон действует на государство разрушительно, следует применить другой   закон, который

охранял бы государство, и этот новый закон становится иногда

законом международным

Когда политический закон, установивший порядок престо­лонаследия в государстве, начинает оказывать разрушительное действие на политический организм, для которого он 6ы„л создан, не следует опасаться того, что другой политический


закон может изменить этот порядок. Этот второй закон не толь­ко не будет противоречить первому, но в основе своей будет вполне с ним согласен, потому что оба закона исходят из одного и того же принципа: благо народа есть верховный закон.

Я уже говорил, что крупное государство, подчинившись другому, обессиливает этим и себя, и даже то государство, от которого зависит. В интересах каждого государства, чтобы его глава пребывал в нем, чтобы управление государствен­ными доходами совершалось правильно, чтобы монета госу­дарства не уходила из его пределов для обогащения другой страны. Важно, чтобы тот, кто правит государством, не увле­кался иноземными порядками, они менее пригодны, чем те, которые уже укоренились в стране. К тому же люди обыкно­венно крепко держатся своих законов и обычаев, потому что в них заключается благополучие всякого народа, и их редко удается изменить без больших потрясений и кровопролитий, как это доказывает история всех стран.

Отсюда следует, что если наследник престола крупного государства является правителем другого крупного государ­ства, первое может отстранить его от престолонаследия, потому что для обоих государств полезно, чтобы порядок престолона­следия был изменен. Так, русский закон, изданный в начале царствования императрицы Елизаветы, очень благоразумно лишал права занимать престол всякого наследника, являю­щегося государем другой монархии, а португальский закон отвергает всякого иностранца, который мог бы получить пре­стол по праву крови.

Но если нация может отстранить от престолонаследия, то г еще большим основанием она может потребовать отречения от престола. Если она опасается, что известный брачный союз по своим последствиям может послужить угрозой для ее неза­висимости или повести к разделу ее территории, она вполне может заставить вступающих в брак отказаться за себя лично и за свое потомство от всех прав, которые они могут иметь на ее престол. Тот, кто отказывается, и те, за которых отказы­ваются, не имеют оснований жаловаться, ведь государство могло бы устранить их от престола и путем издания соответ­ствующего закона.

ГЛАВА XXIV  О том, что полицейские правила относятся к иной области, чем прочие гражданские законы

Есть преступники, которых власть наказывает, и есть та­кие, которых она исправляет. По отношению к первым закон проявляет свою власть, по отношению ко вторым — свой авто-


ритет, первые  исключаются  из общества, вторых   заставляют жить согласно порядку, установленному в обществе.

В деятельности полиции карает скорее власть, чем закон, в деятельности уголовного суда наказывает скорее закон, чем власть. Ведению полиции подлежат повседневные дела, ка­сающиеся обыкновенно мелочей и потому не требующие фор­мальностей. Действия полиции быстры и касаются поступков, повторяющихся изо дня в день, поэтому она не может нала­гать суровых наказаний. Она постоянно занята подробностями, и крупные нарушения закона не входят в ее компетенцию. Она руководствуется больше распоряжениями, чем законами. Ее служащие находятся всегда па глазах у начальства, поэтому, если они впадают в крайности, виновато это последнее. Итак, не следует смешивать крупных нарушений закона с мел­кими нарушениями полицейских правил, это вещи разного по­рядка.

Из сказанного следует заключить, что совершенно про­тивно природе вещей, если ношение огнестрельного оружия наказуется как уголовное преступление, так что злоупотреб­ляющий оружием не подвергается большей ответственности, чем тот, кто его только носит при себе, как мы это видим в одной итальянской республике 138.

Из сказанного следует еще, что столь прославленны!! поступок одного императора, который приказал посадить на кол булочника, уличенного им в обмане, ость поступок сул­тана, не умеющего чинить правосудие без того, чтобы не выйти из его пределов.

ГЛАВА   XXV  О том, что не должно следовать общим положениям гражданского права

в таких делах, которые должны  быть  подчинены частным   правилам,

вытекающим из особенностей их природы

Хорош ли закон, признающий недействительными все гражданские обязательства для матросов корабля па время плавания? Франсуа Пнрар говорит, что в его время закон этот не соблюдался португальцами, по действовал у францу­зов. Люди, соединившиеся лишь на короткое время, не нуж­дающиеся ни в чем, потому что государь обеспечивает все их потребности, люди, не имеющие другой цели, кроме своего пу­тешествия, не находящиеся более в обществе, но сделавшиеся гражданами корабля, не должны нести обязательств, которые введены лишь с целью облегчить перенесение тяг остей граж­данского общества.

Такой же смысл имел закон, действовавший на острове Ро­досе еще в те времена, когда существовало только каботажное 19*

плавание. Закон этот определял, что людям, оставшимся на корабле во время бури, принадлежит и корабль, и груз, а те, которые его покинули, не получают ничего.

 



Сайт управляется системой uCoz