КНИГА ПЕРВАЯ О законах вообще

ГЛАВА I О законах в их отношениях к различным существам

Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все, что существует, имеет свои законы: они есть и у божества, и у мира материального, и у су­ществ сверхчеловеческого разума, и у животных, и у человека.

Те, которые говорят, что все видимые нами в мире язления произведены слепою судьбою, утверждают великую нелепость, так как что может быть нелепее слепой судьбы, создавшей разумные существа?

Итак, есть первоначальный разум; законы же - это отно­шения, существующие между ним и различными существами, и взаимные отношения этих различных существ.

Бог относится к миру как создатель и охранитель; он тво­рит по тем же законам, по которым охраняет; он действует по этим законам, потому что знает их; он знает их, потому что создал их, и он создал их, потому что они соответствуют его мудрости и могуществу.

Непрерывное существование мира, образованного движе­нием материи и лишенного разума, приводит к заключению, что все его движения совершаются по неизменным законам, и какой бы иной мир мы себе ни вообразили вместо существую­щего, он все равно должен был бы или подчиняться неизмен­ным правилам, или разрушиться.

Таким образом, дело творения, кажущееся актом произ­вола, предполагает ряд правил, столь же неизбежных, как рок атеистов. Было бы нелепо думать, что творец мог бы управ­лять миром и помимо этих правил, так как без них не было бы и самого мира.

Эти правила  -  неизменно установленные отношения. Так, все движения и взаимодействия двух движущихся тел воспри­нимаются, возрастают, замедляются и прекращаются согласно отношениям между массами и скоростями этих тел; в каждом различии есть единообразие, и в каждом изменении  -  посто­янство.

Единичные разумные существа могут сами для себя созда­вать законы, но у них есть также и такие законы, которые не ими созданы. Прежде чем стать действительными, разум­ные существа были возможны, следовательно, возможны были отношения между ними, возможны поэтому и законы. Зако­нам, созданным людьми, должна была предшествовать воз­можность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверж­дать, что до того, как был начерчен круг, его радиусы не были равны между собою.

Итак, надо признать, что отношения справедливости пред­шествуют установившему их положительному закону. Так, например, если существует общество людей, то справедливо, чтобы люди подчинялись законам этого общества; если разум­ные существа облагодетельствованы другим существом, они должны питать к нему благодарность; если разумное существо сотворено другим разумным существом, то оно должно оста­ваться в той же зависимости, в какой оно находилось с пер­вого момента своего существования; если разумное существо причинило зло другому разумному существу, то оно заслужи­вает, чтобы ему воздали таким же злом, и т. д.

Но мир разумных существ далеко еще не управляется с таким совершенством, как мир физический, так как, хотя у него и есть законы, по своей природе неизменные, он не сле­дует им с тем постоянством, с которым физический мир сле­дует своим законам. Причина этого в том, что отдельные разумные существа по своей природе ограниченны и потому способны заблуждаться и что, с другой стороны, им свой­ственно по самой их природе действовать по собственным по­буждениям. Поэтому они не соблюдают неизменно своих пер­воначальных законов, и даже тем законам, которые они со­здают сами для себя, они подчиняются не всегда.

Неизвестно, находятся ли животные под управлением общих или каких-нибудь особенных законов движения. Как бы то ни было, они не связаны с богом более близкими отно­шениями, чем остальной материальный мир; способность же чувствовать служит им лишь для их отношений друг к другу, к другим существам и к самим себе.

В свойственном им влечении к наслаждению каждое из них находит средство для охраны своего отдельного бытия, и это же влечение служит им для сохранения рода. Они имеют естественные законы, потому что соединены способностью чувствовать и не имеют законов положительных, потому что не соединены способностью познавать. Но они не следуют неизменно и своим естественным законам; растения, у которых мы не замечаем ни чувства, ни сознания, лучше их следуют последним.

Животные лишены тех высоких преимуществ, которыми мы обладаем, но зато у них есть такие, которых нет у нас. У них нет наших надежд, но нет и наших страхов; они, подобно нам, умирают, но не сознают этого; большая часть их даже охра­няет себя лучше, чем мы себя, и не так злоупотребляет своими страстями, как мы.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим телам, управляется неизменными законами; как существо, ода­ренное умом, он беспрестанно нарушает законы, установлен­ные богом, и изменяет те, которые сам установил. Он должен руководить собою, и, однако, он существо ограниченное; как всякое смертное разумное существо, он становится жертвою неведения и заблуждения и нередко утрачивает и те слабые познания, которые ему уже удалось приобрести, а как суще­ство чувствующее, он находится во власти тысячи страстей. Такое существо способно ежеминутно забывать своего созда­теля  -  и бог напоминает ему о себе в заветах религии; такое существо способно ежеминутно забывать самого себя  -  и философы направляют его законами морали; созданный для жизни в обществе, он способен забывать своих ближних  -  и законодатели призывают его к исполнению своих обязанно­стей посредством политических и гражданских законов.

ГЛАВА II О законах природы

Всем этим законам предшествуют законы природы, назван­ные так потому, что они вытекают единственно из устройства нашего существа. Чтобы основательно познакомиться с ними, надо рассмотреть человека во время, предшествовавшее обра­зованию общества. Законы, по которым он жил в том состоя­нии, и будут законами природы.

Тот закон, который, запечатлев в нас идею творца, влечет нас к нему, в ряду естественных законов занимает первое ме­сто по своей важности, но не по порядку законов во времени. Человек в природном состоянии обладает не столько позна­ниями, сколько способностью познания. Ясно, что первые идеи его не будут носить умозрительного характера: прежде чем размышлять о начале своего бытия, он думает о его охране­нии. Такой человек вначале чувствует лишь свою слабость. Он будет крайне боязлив; если бы для подтверждения этого по­требовались примеры, то они уже найдены в лесах, обитаемых дикарями: все заставляет их трепетать, все обращает в бег­ство.

В таком состоянии каждый чувствует себя низшим по от­ношению к другим людям и лишь с трудом доходит до чув­ства равенства с ними. Стремление нападать друг на друга чуждо таким людям; следовательно, мир является первым естественным законом человека.

Гоббс29 неправ, когда приписывает первобытным людям желание властвовать друг над другом. Идея власти и господ­ства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что она не может быть первой во времени идеей чело­века.

Если война не есть естественное состояние людей, то по­чему же, спрашивает Гоббс, люди всегда ходят вооруженными и запирают на ключ свои жилища? Однако не следует припи­сывать людям, жившим до образования общества, такие стремления, которые могут возникнуть у них только после образования общества, вместе с которым у них появляются поводы для нападения и защиты.

С чувством своей слабости человек соединяет ощущение своих нужд. Поэтому второй естественный закон человека  -  стремление добывать себе пищу.

Я сказал, что страх побуждает людей бежать друг от друга; но как только они увидят, что страх их является взаим­ным, у них появится желание подойти друг к другу. Кроме того, их влечет к сближению и чувство удовольствия, испыты­ваемое каждым животным при встрече с животным той же породы, причем то очарование, которое связано с различием двух полов, еще более увеличит это удовольствие. Таким обра­зом, просьба, обращенная одним человеком к другому, состав­ляет третий естественный закон человека.

Первоначально человек обладает способностью чувствовать; в дальнейшем он доходит до приобретения познаний. Таким образом, людей связывает вторая нить, которой нет у животных; отсюда возникает новый повод к сближению. Желание жить в обществе  -  четвертый естественный закон человека.

ГЛАВА III О положительных законах

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости, существовавшее между ними равен­ство исчезает и начинается война, Каждое отдельное общество начинает сознавать свою силу  -  отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица в каждом обществе начи­нают ощущать свою силу и пытаются обратить в свою пользу главные выгоды этого общества  -  отсюда война между от­дельными лицами,

Появление этих двух видов войны побуждает установить законы между людьми. Как жители планеты, размеры кото­рой делают необходимым существование на ней многих раз­личных народов, люди имеют законы, определяющие отноше­ния между этими народами: это международное право. Как существа, живущие в обществе, существование которого нуж­дается в охране, они имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них еще законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.

Международное право, естественно, основывается на том принципе, согласно которому различные народы должны во время мира делать друг другу как можно более добра, а во время войны причинять насколько возможно менее зла, не на­рушая при этом своих истинных интересов.

Цель войны - победа; цель победы - завоевание; цель за­воевания - сохранение. Из этого и предшествующего принци­пов должны проистекать все законы, образующие международ­ное право.

Международное право имеется у всех народов, оно есть даже у ирокезов, поедающих своих пленников: они отправляют и принимают послов, у них существуют определенные правила ведения войны и поведения в период мира; плохо только, что это международное право основано не на истинных прин­ципах.

Кроме международного права, относящегося ко всем обще­ствам, есть еще политическое право для каждого из них в от­дельности. Общество не может существовать без правитель­ства. «Соединение всех отдельных сил, - как прекрасно гово­рит Гравина,  -  образует то, что называется политическим состоянием (государством)».

Эта соединенная сила может быть отдана в руки или одному лицу или нескольким лицам. Основываясь на том, что отеческая власть установлена самой природой, некоторые по­лагают, что правление одного - самое естественное из всех. Но пример отеческой власти ничего не доказывает, ибо если власть отца и представляет некоторое соответствие с правле­нием одного, то власть братьев по смерти отца или по смерти братьев власть двоюродных братьев соответствует правлению нескольких лиц. Политическая власть необходимо предпола­гает союз нескольких семейств.

Вернее будет сказать, что правительство наиболее сооб­разно с природой в том случае, если его особенные свойства больше всего соответствуют характеру народа, для которого оно установлено.

Силы отдельных людей не могут объединиться, пока не пришли к единству их воли; это последнее единство и есть то, что, опять-таки по прекрасному выражению Гравина, называется гражданским состоянием.

Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли; а политические и граж­данские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума.

Эти законы должны находиться в таком тесном соответ­ствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного на­рода могут оказаться пригодными и для другого народа.

Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого правитель­ства, имеют ли они целью устройство его,  -  что составляет задачу политических законов,  -  или только поддержание его существования,  -  что составляет задачу гражданских законов.

Они должны соответствовать физическим  свойствам страны, ее климату  -  холодному, жаркому или умеренному, -  качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов  -  земледельцев, охотников  или  пастухов,  -  степени свободы, допускаемой устройством государства, рели­гии населения, его склонностям, богатству, численности, тор­говле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются. Их нужно рассмотреть со всех этих точек зрения.

Это именно я и предполагаю сделать в настоящей книге. В ней будут исследованы все эти отношения; совокупность их образует то, что называется Духом законов.

В этом исследовании я не отделяю политических законов от гражданских, так как, занимаясь исследованием не зако­нов, а Духа законов, который заключается в различных отно­шениях законов к различным предметам, я должен был сообразоваться не столько с естественным порядком законов, сколько с естественным порядком этих отношений и пред­метов.

Я начну с рассмотрения тех отношений, в которых законы состоят к природе и принципу каждого правительства, уделяя особое внимание изучению этого принципа, ввиду того что он оказывает решающее влияние на законы. И если мне удастся установить этот принцип, я покажу, что законы вытекают из него, как из своего источника. Затем я перейду к рассмотре­нию других, по-видимому, более частных отношений.

КНИГА ВТОРАЯ О законах, вытекающих непосредственно из природы правительства

ГЛАВА I О природе трех различных образов правления

Есть три образа правления: республиканский, монархиче­ский и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, доста­точно и тех представлений, которые имеют о них даже наиме­нее осведомленные люди. Я предполагаю три определения или, вернее, три факта: «республиканское правление  -  это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; монархическое,  -  при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных за­конов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Вот что я называю природой правления. Предстоит рас­смотреть, каковы законы, непосредственно вытекающие из этой природы и, стало быть, имеющие значение основных крае­угольных законов.

ГЛАВА II О республиканском правлении и законах, относящихся к демократии

Если в республике верховная власть принадлежит всему народу, то это демократия. Если верховная власть находится в руках части народа, то такое правление называется аристо­кратией.

В демократии народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых отношениях  -  подданным.

Государем он является только в силу голосований, коими он изъявляет свою волю. Воля государя есть сам государь. Поэтому законы, определяющие право голосования, являются основными для этого вида правления. В самом деле, для рес­публики столь же важно определить, как, кем, пред кем и о чем будут производиться голосования, как для монархии -  знать, кто государь и как он должен управлять.

Либаний говорит, что в Афинах иностранец, вмешавшийся в народное собрание, подлежал смертной казни; он был вино­вен в узурпации прав верховной власти.

Существенно важно определить число граждан, из коих состоит народное собрание, ибо без этого во многих случаях было бы неизвестно, высказался ли весь народ в целом или только часть его. В Лакедемоне требовалось 10 тысяч граж­дан. В Риме, рожденном в ничтожестве и возвысившемся до величия, в Риме, которому было суждено изведать все пре­вратности фортуны, в Риме, который то видел всех своих граждан вне своих стен, то заключал в своих стенах всю Ита­лию и часть земного шара, это число не было определено, и в этом заключалась одна из важных причин его падения 30.

Народ, обладающий верховной властью, должен делать сам все, что он в состояния хорошо выполнить, а то, чего он не может выполнить, он должен делать через посредство своих уполномоченных.

Но эти уполномоченные не будут таковыми, если они не назначены самим народом; поэтому основной принцип этого вида правления состоит в том, что народ сам избирает своих уполномоченных, т. е. должностных лиц государства.

Подобно монархам и даже в еще большей степени народ нуждается в руководстве со стороны совета или сената. Но чтобы иметь к ним доверие, он должен сам избирать членов этих учреждений или непосредственно, как в Афинах, или чрез посредство особого учреждения, созданного народом для того, чтобы их выбирать, как это делалось в некоторых случаях в Риме.

Народ в высшей степени удачно избирает тех, кому он должен поручить часть своей власти. Тут ему нужно руково­диться лишь обстоятельствами, которых он не может не знать, и самыми очевидными фактами. Он знает, например, что такой-то человек часто бывал на войне и воевал успешно  -  и вот. он уже способен избрать полководца. Он знает, что такой-то судья усердно исполняет свои обязанности, никогда не был уличен в подкупности и что люди вообще довольны им,  -  и он уже достаточно осведомлен для избрания претора. Он поражен роскошью и щедростью какого-нибудь гражда­нина, и это все, что ему нужно знать для выбора эдила. Все это факты, о которых он узнает на своих площадях гораздо лучше, чем монархи в своих дворцах. Но сумеет ли он сам выполнить какое-нибудь дело, изучить места, возможности, благоприятные моменты, воспользоваться этими знаниями? Нет, этого он не сумеет сделать.

Если бы кто-либо усомнился в естественной способности народа распознавать достоинства избираемых им лиц, то пусть он бросит взгляд на непрерывный ряд поразительно удачных выборов, которые были произведены афинянами и римлянами и которые, конечно, невозможно объяснять случайностью.

Известно, что, хотя в Риме народ и завоевал себе право поручать отправление государственных должностей плебеям, он так и не мог решиться выбирать их, и, хотя в Афинах по закону Аристида дозволялось избирать на эти должности лиц из всех классов, простой народ, по словам Ксенофонта31, никогда не претендовал на те должности, от которых зависело его благополучие и его слава.

Подобно тому, как большинство граждан вполне способно быть избирателями, но не имеет всех нужных качеств для того, чтобы быть избираемыми, народ способен контролиро­вать деятельность других лиц, но неспособен вести дела сам.

Необходимо, чтобы дела шли, и шли не слишком скорым и не слишком замедленным шагом; но народ всегда или не в меру деятелен или совсем безучастен. Иногда он все ниспро­вергает своими сотнями тысяч рук, но бывает и так, что на своих сотнях тысяч ног он ползет, как насекомое.

В демократическом государстве народ разделен на опреде­ленные классы. В различных способах производить это разде­ление особенно наглядно проявился гений великих законода­телей. Именно от правильности этого разделения и зависели всегда прочность и процветание демократии.

Сервий Туллий создавал свои классы, руководствуясь ари­стократическим принципом. Тит Ливии и Дионисий Галикарнасский рассказывают нам, как он сосредоточил право голосо­вания в руках первых граждан государства. Он разделил рим­ский народ на сто девяносто три центурии, образовавшие шесть классов. Поместив богатых в относительно меньшем количестве в первые центурии, а менее богатых в количестве сравнительно большем в следующие, он отбросил всю массу бедняков в одну последнюю центурию. И так как центурии имели только по одному голосу каждая, то выходило, что право голоса принадлежало не столько лицам, сколько влия­нию и богатству.

Солон32 разделил афинский народ на четыре класса. Руко­водствуясь демократическим духом, он образовал эти классы для того, чтобы обозначить не тех, которые должны избирать, а тех, которые могут быть избраны; предоставив каждому гражданину право избирать, он разрешил избирать судей из граждан всех четырех классов, между тем как на более высо­кие государственные должности могли быть избраны лица только первых трех классов, в которые входили зажиточные граждане.

Итак, разделение на классы населения, имеющего право голоса, составляет основной закон республики. Другим основ­ным ее законом является способ подачи голосов.

Назначение по жребию свойственно демократии; назначе­ние по выборам  -  аристократии.

Жребий представляет самый безобидный способ избрания:

он предоставляет каждому гражданину возможность послу­жить отечеству.

Но так как в этом именно состоит недостаток этого спо­соба, то великие законодатели затратили большие усилия для того, чтобы его исправить и упорядочить.

В Афинах Солон постановил, чтобы назначения на все военные должности производились по выбору, а сенаторы и судьи назначались по жребию.

Далее, он постановил, чтобы те гражданские должности, которые были связаны с большими расходами, замещались по выбору, а прочие  -  по жребию.

Но для исправления недостатков, связанных с назначением по жребию, он определил, что избирать следует только из чи­сла тех граждан, которые сами выставят свои кандидатуры, что достоинство избранного таким образом лица подлежит рассмотрению судей и что каждый гражданин может выдви­нуть против него обвинение в том, что он недостоин избрания. Таким образом, получалось нечто среднее между избранием и жребием. Наконец, по истечении установленного срока снова производилось обсуждение деятельности данного должност­ного лица. Все это должно было в значительной степени удер­живать неспособных людей от согласия баллотироваться по жребию.

Закон, определяющий самую форму подачи избирательных бюллетеней, также принадлежит к числу основных законов демократии. Здесь особую важность имеет вопрос, будет ли голосование открытым или тайным. Цицерон пишет, что за­коны, установившие в последние времена римской республики тайное голосование, были одною из главных причин ее паде­ния. Ввиду того что этот вопрос решается в различных рес­публиках неодинаково, вот что, полагаю я, следует сказать о нем.

Когда голоса подает народ, то голосование, несомненно, должно быть открытым, и в этом следует видеть один из ос­новных законов демократии. Нужно, чтобы руководители вра­зумляли простой народ и чтобы известные лица сдерживали его своим авторитетом. Поэтому, когда в римской республике было введено тайное голосование, все в ней стало разру­шаться; не было уже более возможности вразумить погибаю­щий народ. Когда же голоса подаются в аристократии знатью или в демократии сенатом и когда поэтому все дело сводится лишь к предупреждению происков честолюбия, то в этих слу­чаях находит применение самая строгая тайна голосования.

Происки честолюбия опасны в сенате и в знати, но они не опасны в народе, которому свойственно действовать по влечению страсти. В государствах, где народ не имеет ника­кого участия в управлении, он будет увлекаться каким-нибудь актером, так же как в других случаях увлекался бы госу­дарственными делами. Полное отсутствие честолюбивых стре­млений  -  большое несчастье для республики. Оно постигает ее, когда народ развращен подкупами; он становится тогда равнодушным, пристращается к деньгам, но уже больше не интересуется государственными делами, не думает ни о правительстве, ни о его намерениях и пребывает в тупом спо­койствии.

К основным законам демократии принадлежит и тот, в силу которого власть издавать законы должна принадлежать только народу. Однако есть тысячи случаев, когда бывают необходимы постановления сената; часто полезно даже испро­бовать закон, прежде чем установить его окончательно. Кон­ституции Рима и Афин отличались в этом отношении большой мудростью. Определения сената имели там силу закона в про­должение года и обращались в постоянный закон только по воле народа.

ГЛАВА III О законах, относящихся к природе аристократии

В аристократии83 верховная власть находится в руках группы лиц. Эти лица издают законы и заставляют исполнять их; остальной народ является по отношению к ним тем же, чем в монархии подданные по отношению к государю.

Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные стороны. В самом деле, в правлении, которое уже установило самые прискорбные различия между людьми, должностное лицо не станет менее ненавистным от­того, что оно выбрано по жребию: тут завидуют не служебной должности человека, а его знатности.

Если число знатных очень велико, то является необходи­мость в сенате для решения дел, которые знать не в состоянии решать сама, и для подготовки тех дел, которые подлежат ее решению. В этом случае можно сказать, что сенат представ­ляет собою аристократию, знать  -  демократию, а народ  -  ничто.

В аристократическом государстве отрадны случаи, когда народ каким-нибудь косвенным способом оказывается выведенным из такого состояния небытия. Так, вследствие того что генуэзский банк св. Георгия управляется в основном почет­ными лицами из народа, народ получает возможность оказывать некоторое влияние на правительство, от чего зависит все его благосостояние.

Сенаторы не должны иметь права замещать по собствен­ному выбору вакантные места в сенате: это повело бы к боль­шим злоупотреблениям. В Риме, который первоначально был аристократическим государством, сенат не имел права изби­рать своих членов, новые сенаторы назначались34 цензорами.  Чрезмерная власть, внезапно предоставленная в респуб­лике гражданину, образует монархию и даже больше чем монархию. В монархии законы охраняют государственное устройство или приспосабливаются к нему, так что тут прин­цип правления сдерживает государя; в республике же граж­данин, завладевший чрезвычайной властью, имеет гораздо больше возможностей злоупотреблять ею, так как тут он не встречает никакого противодействия со стороны законов, не предусмотревших этого обстоятельства.

Исключение из этого правила допустимо лишь в том слу­чае, когда самое устройство государства таково, что оно нуж­дается в должности, сопряженной с чрезвычайною властью. Таков был Рим со своими диктаторами; такова Венеция со своими государственными инквизиторами: это страшные вла­сти, насильственно возвращающие государство к утраченной свободе. Но чем объясняется столь существенное различие между обоими учреждениями в этих двух республиках? Тем. что в Риме диктатура защищала остатки его аристократии против народа, тогда как Венеция пользуется своими государ­ственными инквизиторами, чтобы поддерживать свою аристо­кратию против знати. Отсюда проистекают все различия: в Риме диктатура была кратковременной, потому что народом двигают не обдуманные намерения, а вспышки страсти; она должна была действовать гласно и торжественно, потому что имела в виду устрашить, народ, а не карать его; диктатор на­значался только для одного определенного дела и только в гра­ницах этого дела пользовался своей неограниченной властью, потому что назначение диктатора всегда вызывалось каким-нибудь непредвиденным случаем. Наоборот, в Венеции инкви­зиция должна быть учреждением постоянным: здесь намерения зарождаются, развиваются, откладываются на время и снова возрождаются, здесь честолюбивые стремления одного лица овладевают всем семейством, а от одного семейства пере­даются многим. Здесь необходимо тайное судилище, потому что преступления, которые оно карает, имеют глубокие корни и зарождаются в тишине и тайне. Власть этого судилища должна распространяться на все дела, потому что цель его  -  не только пресекать уже известное зло, но и предупреждать то зло, которое еще никому неизвестно. Наконец, инквизиция установлена, чтобы мстить даже за те преступления, о суще­ствовании которых она только подозревает, между тем как римская диктатура действовала более угрозами, чем карами, даже против тех преступлений, в которых виновные уже сознались.

Во всех установлениях подобного рода обширность власти должна иметь свой противовес в кратковременности ее суще­ствования. большинство законодателей назначает ей срок в один год. Большая продолжительность была бы опасна, а меньшая  -  не соответствовала бы существу дела. Кто со­гласился бы управлять на таких условиях даже домашними делами? В Рагузе глава республики сменяется каждый месяц, прочие должностные лица  -  каждую неделю, а комендант крепости  -  каждый день. Но это может иметь место лишь в небольшой республике, окруженной могущественными державами," которые легко могли бы подкупать мелких должност­ных лиц.

Лучшая аристократия та, где часть народа, не принимаю­щая никакого участия во власти, настолько бедна и малочис­ленна, что господствующая часть народа не может извлечь никакой выгоды из того, чтобы угнетать ее. Так, Антипатр своим постановлением, лишавшим в Афинах права голоса всех, у кого не было двух тысяч драхм, образовал лучшую из возможных аристократий, потому что этот ценз был так мал, что исключал лишь очень немногих и не затронул никого из граждан, пользовавшихся некоторым почетом в городе.

Итак, аристократические роды должны, насколько это воз­можно, сближаться с народом. Аристократия будет тем лучше, чем она более приближается к демократии и тем хуже, чем она более приближается к монархии.

Худшая из аристократий та, где часть народа, которая по­винуется, находится в гражданском рабстве у той, которая повелевает, какова, например, аристократия Польши, где кре­стьяне - рабы дворянства.

ГЛАВА IV, О законах в их отношении к природе монархического правленияз5

Власти посредствующие, подчиненные и зависимые обра­зуют природу монархического правления, т. е. такого, где пра­вит одно лицо посредством основных законов. Я сказал: по­средствующие, подчиненные и зависимые потому, что в монар­хии источником всякой политической и гражданской власти является сам государь. Эти основные законы необходимо пред­полагают существование посредствующих каналов, по которым движется власть, так как если в государстве нет ничего, кроме изменчивой и капризной воли одного, то в нем ничего не мо­жет быть устойчивого, а следовательно, не может быть и ни­какого основного закона.

Самая естественная из этих посредствующих и подчинен­ных властей есть власть дворянства. Она некоторым образом содержится в самой сущности монархии, основное правило ко­торой: «Нет монарха, нет и дворянства, нет дворянства, нет и монарха». В монархии, где нет дворянства, монарх становится деспотом.

Есть люди, которые в некоторых государствах Европы за­думали полностью отменить юрисдикцию сеньоров. Они не ви­дели, что добивались того, что было сделано английским пар­ламентом. Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов, и вы скоро получите в результате государство либо народное, либо деспотическое.

Трибуналы одной великой европейской державы 36 на про­тяжении нескольких веков наносят удары исключительной юрисдикции господ и духовенства. Мы не хотим критиковать столь мудрых судей, но предлагаем подумать о том, до какой степени может измениться от этого государственное устройство.

Я не питаю чрезмерного пристрастия к привилегиям духо­венства, но мне хотелось бы, чтобы его юрисдикция была раз навсегда точно определена. Вопрос не в том, следовало ли ее устанавливать, а в том, установлена ли она, составляет ли она часть законов страны, связанную со всеми прочими ее учреж­дениями, не должно ли существовать соответствие в положе­нии двух властей, признаваемых независимыми, и не все ли равно для доброго подданного  -  защищать ли юстицию госу­даря или те пределы, на которые она всегда претендовала.

Насколько власть духовенства опасна в республике, на­столько она уместна в монархиях и в особенности в тех из них, которые склоняются к деспотизму. Что сталось бы с Ис­панией и Португалией после утраты их законов без этой вла­сти, которая одна только сдерживает могущество произвола? За неимением других преград хороша и эта, так как в виду ужасных зол, которые деспотизм причиняет природе человека, даже зло, которое ограничивает его, есть уже благо.

Подобно тому как море, готовое, кажется, затопить всю землю, останавливается, встретив на своем пути травы и кро­шечные камешки, рассыпанные по его берегам, так и монархи с их, невидимому, безграничной властью останавливаются перед малейшими препятствиями, смиряя свойственную им гордость перед обращенной к ним жалобой и мольбой.

Чтобы создать благоприятные условия для свободы, англи­чане уничтожили все посредствующие власти, входившие в со­став их монархии. И они совершенно правы, сохраняя эту сво­боду; утратив ее, они стали бы самым рабским народом на земле.

Г. Ло, не понимавший ни республиканского, ни монархи­ческого государственного устройства, был одним из величай­ших поборников деспотизма, каких когда-либо видела Европа. Кроме произведенных им изменений, столь резких, столь необычных и неслыханных, он хотел устранить все посред­ствующие классы и уничтожить политические сословия; своими химерическими выкупами он подрывал монархию и чуть ли не замышлял выкупить и самую конституцию.

Недостаточно, чтобы в монархии были посредствующие власти; она еще нуждается в учреждении, охраняющем за­коны.» Таким учреждением могут быть лишь политические кол­легии, которые обнародуют вновь изданные законы и напоми­нают о существующих, когда о них забывают. Свойственное знати невежество, ее невнимательность и презрение к граждан­ской власти вызывают необходимость в учреждении, которое постоянно извлекало бы законы из тьмы забвения, в которой они были бы погребены. Состоящий при государе совет не го­дится для этой цели. По самой природе своей он есть испол­нитель и блюститель тех распоряжений монарха, которые имеют временный характер, а не охранитель основных законов. Сверх того, совет государя постоянно меняется, он не дей­ствует непрерывно, не может быть многочисленным, наконец, он не пользуется в достаточно высокой степени доверием народа и потому не в состоянии ни вразумить его в затрудни­тельных обстоятельствах, ни привести его к повиновению.

В деспотических государствах, где нет основных законов, нет также и охраняющих их учреждений. Этим объясняется та особенная сила, которую в этих странах обычно приобре­тает религия: она заменяет непрерывно действующее охрани­тельное учреждение; иногда же место религии занимают обычаи, которые там почитаются вместо законов.

ГЛАВА V О законах, относящихся к природе деспотического государства3?

Из природы деспотической власти следует, что одно лицо, обладающее ею, поручает осуществлять ее также одному только лицу. Человек, которому все его пять чувств постоянно говорят, что он  -  все, а прочие люди  -  ничто, естественным образом, ленив, невежествен, сластолюбив. Поэтому он сам не занимается делами. Но если он поручит их нескольким лицам, то между ними пойдут распри, начнутся интриги из-за чести быть первым между рабами, и государю снова придется вмешиваться в дела правления. Поэтому гораздо проще предоставить все дела визирю, наделив его всей полнотой власти. Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства.

Говорят, что некий папа. проникнутый во время избрания сознанием своей неспособности, очень долго отказывался от сана. Наконец, он согласился и поручил вести все дела своему племяннику. Он был в восторге и говорил: «Я и не думал, что это так просто». То же и с государями Востока. Когда из затвора, где евнухи расслабляли их ум и сердце, часто остав­ляя их даже в полном неведении об их сане их извлекают для того, чтобы возвести на трон, они сначала бывают озада­чены; но после того как они назначили визиря, удовлетворили свои необузданные страсти в серале да увидели, как легко выполняются все самые бессмысленные их капризы раболеп­ным двором, они тоже находят, что «это так просто».

Чем обширнее государство, тем обширнее сераль и тем, следовательно, более государь упивается наслаждениями; так что, чем большим количеством народов приходится в этих государствах управлять государю, тем меньше он озабочен делами правления; чем значительнее дела, тем меньше о них рассуждают.



Сайт управляется системой uCoz