КНИГА   СЕМНАДЦАТАЯ Об отношении законов о политическом рабстве к природе климата

ГЛАВА   I   О политическом рабстве

Политическое рабство, как это будет сейчас показано, не менее, чем гражданское и домашнее, зависит от природы климата.

ГЛАВА   II О различии между народами в отношении мужества

Мы уже сказали, что чрезмерная жара подрывает силы и бодрость людей и что холодный климат придает уму и телу известную силу, которая делает людей способными к дей­ствиям продолжительным, трудным, великим и отважным. Это различие можно наблюдать не только при сравнении одного народа с другим, но и при сравнении различных областей одной и той же страны. Народы Северного Китая мужествен­нее, чем народы Южного Китая; народы Южной Кореи усту­пают в этом отношении жителям Северной Кореи.

Не надо поэтому удивляться, что малодушие народов жар­кого климата почти всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу. Все это следствия, вытекающие из их естественной причины.

То же самое оказалось справедливым в отношении Аме­рики; деспотические государства Мексики и Перу лежали близ экватора, а почти все свободные племена жили и теперь еще живут ближе к полюсам.

ГЛАВА   III О климате Азии

В сообщениях путешественников говорится, что «север Азии, этот обширный материк, который простирается от соро­кового градуса или около того до полюса и от границ Московии до Великого океана, лежит в очень холодном кли­мате; что эта громадная область пересечена от запада к во­стоку горной цепью, к северу от которой находится Сибирь, а к югу — великая Татария; что климат Сибири до того суров, что в этой стране, за исключением немногих мест, земледелие

невозможно; что хотя у русских по всему течению Иртыша есть поселения, но они там ничего не возделывают; что в этой стране растут лишь низкорослые ели да кустарник, а туземцы разделены на несколько бедствующих народцев, подобных тем, которые встречаются в Канаде; что причина этого холода за­ключается, с одной стороны, в гористом характере местности, а с другой — в том, что горы идут там, понижаясь от юга к северу, так что северный ветер, не встречая препятствия, дует в ней повсюду; что этот ветер, сделавший необитаемой Новую Землю, обдувая Сибирь, делает ее непригодной для земледелия; в Европе же, напротив, горы Норвегии и Лаплан­дии составляют превосходные преграды, прикрывающие от этого ветра северные страны; по этой причине в Стокгольме, который находится на 59-м градусе широты или около того, почва производит плоды, зерновые хлеба, растения, а вокруг Або, который лежит на 61-м градусе, точно так же как и в местностях 63-го и 64-го градусов, есть серебряные рудники и почва довольно плодородна». -

Из тех же сообщений мы узнаем, что «великая Татария, лежащая к югу от Сибири, тоже очень холодна и земля там не возделывается; что там нет ничего, кроме пастбищ для стад, а вместо деревьев имеются только редкие кустарники, как в Исландии; что близ Китая и Монголии есть несколько стран, где растет род проса, но ни пшеница, ни рис там не дозревают; что в китайской Татарии, на 43-м, 44 и 45-м градусах, нет ни одного места, где бы морозы не держались в течение семи или восьми месяцев в году, так что там так же холодно, как в Исландии, хотя должно бы быть теплее, чем на юге Франции; городов, за исключением четырех или пяти у Восточного моря и нескольких городов, которые китайцы по политическим соображениям построили близ Ки­тая, здесь совсем нет, а во всей остальной великой Татарии есть лишь несколько городов, расположенных в Бухаре, Турке­стане и Хиве; что причина этого чрезвычайного холода заклю­чается в свойствах почвы, пропитанной селитрой и песчаной, и, кроме того, — в высоте места. Патер Верби нашел, что одна местность, в 80 милях к северу от великой стены, у истока Кавамизрама, лежит на 3 тысячи геометрических шагов выше морского берега близ Пекина и что эта высота является при­чиной того, что, хотя в этой стране находятся истоки почти всех больших рек Азии, она испытывает недостаток в воде, так что население в ней возможно лишь близ рек и озер».

Установив эти факты, я вывожу из них следующее заклю­чение: Азия, собственно говоря, совершенно не имеет умерен­ного пояса, и ее страны, расположенные в очень холодном климате, непосредственно соприкасаются с теми, которые на-

ходятся в Климате очень жарком, каковы Турция, Персия, Китай, Корея, Япония и государство Могола.

В Европе, напротив, умеренный пояс очень обширен; н хотя он охватывает страны с весьма различными климатами, например, Испанию с Италией и Норвегию со Швецией, однако так как климат становится более холодным от юга к северу лишь постепенно, почти пропорционально широте каж­дой страны, то каждая страна по своему климату весьма сходна с соседней; в этом отношении там не встречается рез­ких различий, и, как я только что сказал, умеренный пояс занимает там очень большое пространство.

Отсюда следует, что в Азии народы противостоят друг другу, как сильный слабому; народы воинственные, храбрые и деятельные непосредственно соприкасаются с народами изне­женными, ленивыми и робкими, поэтому один из них неиз­бежно становится завоевателем, а другой — завоеванным. В Европе, напротив, народы противостоят друг другу как сильный сильному; те, которые соприкасаются друг с другом, почти равно мужественны. Вот где великая причина слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии, при­чина, насколько мне известно, никем еще не выясненная. Вот отчего в Азии свобода никогда не возрастает, между тем как в Европе она возрастает или убывает, смотря по обстоятель­ствам.

Хотя знать Московского государства ' и была обращена в рабство одним из своих государей, но в ней все-таки посто­янно замечаются признаки неудовольствия, которое не встре­чается в климатах юга. Мы видели, что там в течение несколь­ких дней было создано аристократическое правление. И если другое государство севера утратило свои законы, то климат его может служить нам порукой, что оно утратило их не окон­чательно,

ГЛАВА   IV Следствия всего этого

Все сказанное нами согласуется с историческими собы­тиями. Азия была покорена 13 раз: 11 раз северными наро­дами и 2 раза — южными. В отдаленные времена ее 3 раза завоевывали скифы, потом по одному разу — мидяне и персы, а также греки, арабы, монголы, турки, татары, персы и аф­ганцы. Я говорю лишь о верхней Азии и совсем не упоминаю о нашествиях, которым подвергались южные области этой ча­сти света, постоянно претерпевавшие великие перевороты.

Наоборот, в Европе со времени основания в ней греческих и финикийских поселений нам известны лишь четыре великих

переворота: первый был вызван завоеваниями римлян, вто­рой— наплывом варваров, уничтоживших римлян, третий — победами Карла Великого и последний — нашествиями норман­нов. И если хорошенько вникнуть во все это, то мы увидим, что в самих этих переворотах сказалось присутствие общей силы, разлитой по всем частям Европы. Известно, как трудно было римлянам покорять Европу и как легко они овладевали Азией. Известно, каких усилий стоило народам севера разру­шить Римскую империю, известны войны и подвиги Карла Великого и различные предприятия норманнов. Разрушители сами постоянно терпели поражения.

ГЛАВА   V  О  том, что завоевания,  произведенные народами  Северной   Азии, имели иные последствия, чем завоевания, произведенные народами

Северной  Европы

Народы Северной Европы покорили ее как свободные люди; народы Северной Азии покорили ее как рабы и одер­жали победы лишь для своего господина.

Причина тут в том, что татарский народ — естественный завоеватель Азии — сделался сам рабом. Он непрестанно совершает завоевания на юге Азии, он создает империи. Но часть этого народа, пребывающая в своей стране, находится в подчинении у великого хана, который, властвуя деспотически на юге, хочет так же властвовать и на севере и, подчинив своему произволу побежденные народы, распространяет эту произвольную власть и на своих подданных — победителей. Все это ясно обнаруживается в наши дни на примере обшир­ной страны, которую называют Китайской Татарией и которой император управляет почти так же деспотически, как самим Китаем, постоянно расширяя ее пределы своими завоева­ниями.

Из истории Китая видно, что императоры устраивали в Татарии китайские колонии. Эти колонисты-китайцы сделались татарами и смертельными врагами Китая, что не помешало им внести в Татарию дух китайского правления.

Нередко часть татарского народа, совершившая завоевание, в свою очередь изгоняется из завоеванной ею страны и вно­сит в свои пустыни дух рабства, который она усвоила в кли­мате рабства. Яркие примеры этого дает нам история Китая, а также и наша древняя история.

Вот почему дух татарского, или гетского народа был всегда сродни духу, господствовавшему в империях Азии. Народы этих империй управлялись палкой, а татарские народы —

длинной плетью. Эти нравы всегда были противны духу Европы, и во все времена то, что народы Азии называли нака­занием, народы Европы называли тяжким оскорблением.

Татары, разрушив греческую империю, установили в завое­ванных странах рабство и деспотизм, а готы 95, покорившие Римскую империю, основали повсюду монархии и свободу.

Я не знаю, указал ли пресловутый Рудбек, столь восхва­лявший в своей Атлантике Скандинавию, на то великое пре­имущество, которое ставит народы, населяющие эту страну, выше всех народов в мире: именно на то, что они были источ­ником свободы Европы, т. е. им мы обязаны почти всей той свободой, которой пользуются в настоящее время люди.

Гот Иордан назвал север Европы фабрикой человеческого рода. Я бы скорее назвал его фабрикой орудий, которыми сокрушают выкованные на юге цепи. Здесь образуются те мощные народы, которые выступают из своей страны для того, чтобы уничтожать тиранов н рабов и заявить людям, что по­скольку природа создала их равными, то разум может побу­дить их стать зависимыми только ради их собственного благо­получия.

ГЛАВА   VI Еще одна физическая причина рабства Азии и свободы Европы

В Азии всегда были обширные империи; в Европе же они никогда не могли удержаться. Дело в том, что в известной нам Азии равнины гораздо обширнее и она разрезана горами и морями на более крупные области; а поскольку она распо­ложена южнее, то ее источники скорее иссякают, горы менее покрыты снегом и не очень многоводные реки составляют бо­лее легкие преграды.

Поэтому власть в Азии должна быть всегда деспотической, и если бы там не было такого крайнего рабства, то в ней очень скоро произошло бы разделение на более мелкие госу­дарства, несовместимое, однако, с естественным разделением страны.

В Европе в силу ее естественного разделения образовалось несколько государств средней величины, где правление, осно­ванное,, на законах, не только не оказывается вредным для прочности государства, но, напротив, настолько благоприятно в этом отношении, что государство, лишенное такого правле­ния, приходит в упадок и становится слабее других.

Вот что образовало тот дух свободы, благодаря которому каждая страна в Европе с большим трудом подчиняется по­сторонней силе, если эта последняя не действует посредством торговых законов и в интересах ее торговли.

Напротив, в Азии царит дух рабства, который никогда ее не покидал; во всей истории этой страны невозможно найти ни одной черты, знаменующей свободную душу; в ней можно увидеть только героизм рабства.

ГЛАВА VII Об Африке и Америке

Вот что я могу сказать об Азии и Европе. Африка лежит в климате, сходном с климатом южной Азии, и находится в таком же рабстве. Америка, опустошенная и вновь населен­ная народами Европы и Африки, не может еще в настоящее время проявить своего собственного духа; но все, что мы знаем о ее древней истории, вполне согласуется с нашими основными положениями.

ГЛАВА VIII О столице империи

Одно из последствий только что сказанного нами заклю­чается в том, что для государя очень большого государства весьма важен хороший выбор места для своей столицы. Тот, кто поместит ее на юге, рискует утратить север; а кто поме­стит ее на севере, легко сохранит за собою и юг. Я не говорю о частных случаях: в механике часто приходится сталкиваться с силой трения, которая изменяет или опрокидывает выводы теории; подобная сила трения действует и в политике.

КНИГА   ВОСЕМНАДЦАТАЯ О законах в их отношении к природе почвы

ГЛАВА   I Как природа почвы влияет на законы

В стране с подходящей для земледелия почвой, есте­ственно, устанавливается дух зависимости. Крестьяне, состав­ляющие главную часть ее населения, менее ревнивы к своей свободе; они слишком заняты работой, слишком поглощены своими частными делами. Деревня, которая изобилует всеми благами, боится грабежей, боится войска. «Кого следует счи­тать добрыми гражданами? — говорил Цицерон Аттику. — Уж не торговцев ли и земледельцев, которых по крайней мере нельзя считать противниками монархии, так как для них все правления равны, лишь бы сами они были спокойны?»

Таким образом, в странах плодородных всего чаще встре­чается правление одного, а в странах неплодородных — прав­ление нескольких, что является иногда как бы возмещением за неблагоприятные природные условия.

Бесплодная почва Аттики породила там народное правле­ние, а на плодородной почве Лакедемона возникло аристокра­тическое правление, как более близкое к правлению одного — правлению, которого в те времена совсем не желала Греция.

Плутарх говорит нам, что, «после того как в Афинах был усмирен мятеж Килона, город снова возвратился к своим ста­рым раздорам и разделился на столько партий, сколько было разных сортов земель в Аттике. Горцы хотели во что бы то ни стало иметь народное правление; жители равнин требовали правления знати; а те, которые жили близ моря, стояли за правление, смешанное из двух первых».

ГЛАВА  II Продолжение той же темы

Эти плодородные страны — равнины, где ничего нельзя за­щитить от посягательств более сильного — поэтому ему подчи­няются; а раз ему подчинились, дух свободы уже не может вернуться; имущества деревни являются залогом ее верности. Но в стране гористой можно сохранить свою собственность, да там немногое приходится и сохранять. Свобода, т. е. суще­ствующее правление, есть единственное благо, которое там стоит защищать, поэтому она и царит главным образом в странах горных и неудобных, а не в тех, которые, повидимому, всего более облагодетельствованы природой.

Горцы пользуются более умеренным правлением, потому что им менее грозит опасность завоевания. Защищаться им легко, а нападать на них трудно; собирание и доставка воен­ного снаряжения и провианта в войне с ними требуют боль­ших издержек, так как в их стране ничего этого добыть нельзя. Таким образом, вести с ними войну труднее, а пред­принимать ее опаснее, поэтому там нет такой надобности в законах, которые издаются для охранения безопасности на­рода.

ГЛАВА  III О странах с высокоразвитым земледелием

Степень развития земледелия в стране зависит не от ее плодородия, а от ее свободы. Если мы мысленно разделим землю, то удивимся, так как увидим по большей части пу­стыни в наиболее плодородных областях и густое население там, где земля, кажется, ничего не дает человеку.

Весьма естественно, что народ покидает плохую страну, чтобы искать лучшей, а не хорошую страну в поисках худшей. Поэтому нашествиям чаще всего подвергаются страны, кото­рые созданы природой для счастливой жизни; и так как нет ничего столь близкого к опустошению, как нашествие, то опустошению чаще всего подвергаются наиболее благодатные страны, между тем как ужасные страны севера всегда бы­вают населены именно по той причине, что они почти непри­годны для жизни человека.

Из того, что нам говорят историки о переходе народов Скандинавии на берега Дуная, видно, что это было не завое­вание, а только переселение на пустующие земли.

Очевидно, эти благодатные страны некогда были опусто­шены прежними переселенцами, и мы ничего не знаем о тра­гедиях, которые разыгрывались там.

Аристотель говорит, что «Сардиния, судя по многим ее памятникам, есть греческая колония. Некогда она была очень богата, и Аристей, столь прославленный своею любовью к земледелию, дал ей законы. Но с тех пор она пришла в упа­док, потому что завладевшие ею карфагеняне разрушили в ней все, что могло давать пищу людям, и под страхом смертной казни запретили обрабатывать там землю». Сардиния еще не оправилась во времена Аристотеля; она не оправилась и до сих пор.

Самые умеренные по климату части Персии, Турции, Мо­сковского государства и Польши не смогли оправиться от опустошений больших и малых татарских орд.

ГЛАВА   IV Прочие следствия плодородия и бесплодия страны

Бесплодие земли делает людей изобретательными, воздер­жанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне; ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит им вместе с довольством изнеженность и некоторое нежелание рисковать жизнью.

Было замечено, что немецкие войска, набранные в местах, где крестьяне богаты, как в Саксонии, уступают по качеству прочим. Военные законы могут восполнить этот недостаток посредством более строгой дисциплины.

ГЛАВА   V   Об островитянах

Островитяне более склонны к свободе, чем жители конти­нента. Острова бывают обыкновенно небольших размеров; там труднее употреблять одну часть населения для угнетения дру­гой; от больших империй они отделены морем, и тирания не может получить от них поддержку; море преграждает путь завоевателям; островитянам не угрожает опасность быть по­коренными, и им легче сохранять свои законы.

ГЛАВА   VI О странах, созданных трудолюбием людей

Страны, которые стали обитаемы благодаря труду человека и существование которых поддерживается этим же трудом, стремятся к умеренному правлению. Есть три главные страны этого рода: две прекрасные провинции Китая (Цзаннань' и Чжзузян), Египет и Голландия.

Древние императоры Китая не были завоевателями. Пер­вое дело, которое они совершили для увеличения территории своей страны, более всего доказало их мудрость. Благодаря им выступили из вод две самые прекрасные провинции импе­рии; они созданы людьми, и они-то своим беспримерным пло­дородием и внушили Европе представление о благоденствии этой обширной страны. Но необходимость постоянно забо­титься об охране столь значительной части империи от разру­шения требовала скорее благоразумия народа, чем изнежен­ности, скорее законного правления монарха, чем тираниче­ской власти деспота. Эта страна нуждалась в умеренной вла­сти, какая некогда была в Египте, какая есть в настоящее время в Голландии, которую природа создала для того, чтобы она заботилась о себе самой и не предавалась беспечности или прихотям.

Таким образом, несмотря на климат Китая, по природе своей располагающий к рабскому повиновению, несмотря на ужасы, связанные с чрезмерной обширностью империи, пер­вые законодатели Китая были вынуждены издать очень хоро­шие законы, а правительство часто оказывалось вынужден­ным соблюдать их.

ГЛАВА VII О делах человеческих рук

Посредством труда и хороших законов люди сделали землю более удобной для обитания. Реки протекают там, где прежде были лишь озера да болота. Это благо, которое не создано природой, но ею поддерживается. Сделавшись вла­стителями Азии, персы дозволяли всякому, кто проведет воду на земли, еще не пользовавшиеся орошением, владеть ими в течение пяти поколений; и люди не останавливались ни перед какими издержками для проведения воды из бесчисленных ручьев, стекающих с гор Тавра. Теперь они находят эту воду в своих полях и садах, не зная, откуда она течет.

Подобно тому как есть народы-разрушители, причиняю­щие зло, которое переживает их самих, есть и народы трудо­любивые, творящие добрые дела, которые не погибают вместе

с   ними.

ГЛАВА VIII Общее соотношение законов

Законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни. Народ, занимающийся торговлей и мореплаванием, нуждается в более обширном своде законов, чем народ, который довольствуется возделыванием своих земель; последний в более обширном, чем народ, живущий скотоводством; и скотоводческий в свою очередь— в более обширном, чем народ, который живет охотой.

ГЛАВА   IX    О землях Америки

В Америке потому так много диких народов, что там земля сама собою „производит много плодов, которыми можно питаться. Кусок земли вокруг хижины, обрабатываемый жен­щинами, доставляет людям маис, а охота и рыбная ловля довершают их изобилие. Сверх того, животные травоядные, как, например, быки и буйволы, там более распространены, чем плотоядные. Царством последних была всегда Африка.

Я думаю, что Европа не имела бы ни одного из этих пре­имуществ, если бы ее земли не обрабатывались. В таком слу­чае она была бы покрыта лесами дубов и прочих неплодовых деревьев.

ГЛАВА  X  Об отношении между народонаселением и способами, которыми люди добывают себе пропитание

У народов, не возделывающих землю, народонаселение определяется следующей пропорцией: число дикарей одной страны относится к числу земледельцев другой страны, как

продукт невозделанной земли относится к продукту земли возделанной. Если же народ, который возделывает землю, за­нимается, кроме того, ремеслами, то получается пропорция, требующая более сложного расчета.

Такие племена не могут образовать большого народа. Если они занимаются скотоводством, то для существования в опре­деленном количестве они нуждаются в большом пространстве земли; если они живут охотой, то они еще малочисленнее, и для того, чтобы жить, должны образовать еще меньшую группу.

Страна их обыкновенно покрыта лесами, и так как люди там не осушают почвы, то она усеяна болотами, среди кото­рых мелкие племена образуют отдельные небольшие народцы.

ГЛАВА  XI  О диких и варварских народах

Между дикими и варварскими народами та разница, что первые представляют собой малые, рассеянные народцы, ко­торые по каким-либо особым причинам не могут объединиться, между тем как варвары — это малые народцы, которые смогли объединиться. К первым обыкновенно принадлежат народы охотничьи, ко вторым — народы пастушеские. Все это мы ви­дим на севере Азии. Народы Сибири не могут вести совмест­ного образа жизни, потому что в таком случае им нечем было бы питаться. Татары способны к совместной жизни на некото­рое время, потому что они могут на некоторое время сгонять свои стада в одно место. Итак, все татарские орды могут объединиться. Это объединение и происходит, когда какой-нибудь их вождь подчинит своей власти многих других вож­дей, после чего им остается одно из двух: или снова разойтись, или отправиться совершать завоевания в пределах какой-нибудь империи юга.

ГЛАВА  XII О международном праве у народов, не занимающихся земледелием

Так как эти народы не занимают определенного простран­ства с точно обозначенными границами, то у них всегда будет много причин для раздоров. Они будут спорить из-за невоз­деланных земель, как у нас спорят из-за наследств. Они будут вести частые войны друг с другом за места для охоты или рыбной ловли, за корм для скота, за похищение их рабов и, не имея определенной территории, должны будут тем чаще разрешать свои столкновения путем международного права, чем реже можно будет разрешать их посредством граждан­ского права.

ГЛАВА   XIII О гражданских законах у народов, не занимающихся земледелием

Раздел земель — вот главная причина, увеличивающая объем гражданского свода законов народов. У народов, не имеющих этого раздела, гражданских законов очень мало. Учреждения этих народов скорее можно назвать обычаями, чем законами 96.

У таких народов старики, помнящие дела минувших лет, пользуются большим авторитетом; там люди приобретают по­чет не богатством, а силой рук и разумными советами.

Эти народы ведут кочевой образ жизни и рассеяны по ле­сам и пастбищам. Брак у них не так прочен, как у нас, где он скрепляется общим жилищем и где женщина принадлежит к дому; поэтому им легче менять жен, обзаводиться несколь­кими женами, а иногда и иметь с женщинами беспорядочные сношения наподобие животных.

Пастушеские народы не могут разлучаться со своими ста­дами, которые дают им пропитание, а потому не могут разлу­чаться и со своими женами, которые ухаживают за этими стадами. Все это должно быть неразлучно, тем более, что в противном случае их жены, дети и стада сделались бы добы­чей неприятеля, так как они обыкновенно живут на больших равнинах, где имеется мало мест, защищенных природой.

Законы их должны установить правила дележа добычи и, подобно нашим салическим законам, обратить особое внима­ние на воровство.

ГЛАВА  XIV О политическом состоянии  народов, не занимающихся земледелием

Эти народы пользуются большой свободой, так как, не за­нимаясь возделыванием земли, они и не связаны с нею. Они ведут кочевой образ жизни, и если бы какой-нибудь из их вождей захотел лишить их свободы, то они или стали бы искать свободы под главенством другого вождя, или удали­лись бы в леса, чтобы жить там со своими семьями. У этих народов свобода личности так велика, что она естественно влечет за собой и свободу гражданина.

ГЛАВА  XV О народах, которым известно употребление денег

Аристипп, потерпев кораблекрушение, достиг вплавь бли­жайшего берега и, увидав там начерченные на песке геометрические фигуры, очень обрадовался, заключив, что он попал в страну, населенную греками, а не варварами.

Если какой-нибудь случай забросит вас к неизвестному вам народу, то, увидев монету, можете быть уверены, что вы нахо­дитесь в стране с благоустроенными гражданскими поряд­ками.

Возделывание земель требует употребления денег. Оно требует большого искусства и знаний; вслед за искусствами и знаниями всегда идут потребности, и все это приводит к уста­новлению денежных единиц.

Благодаря потопам и пожарам мы узнали, что земля со­держит металлы, которые легко вошли в употребление после того, как были открыты.

ГЛАВА   XVI  О гражданских законах у народов, которым неизвестно  употребление денег

У народа, не знающего употребления денег, существуют лишь те несправедливости, которые порождаются насилием; слабые люди объединяются между собой, чтобы защищаться от насилия. Подобные объединения носят чисто политический характер. Но у народа, употребляющего деньги, люди подвер­гаются несправедливостям, которые порождаются хитростью. Несправедливости такого рода могут совершаться самыми разнообразными способами; отсюда возникает необходимость в хороших гражданских законах, которые рождаются вместе с новыми способами делать зло.

В странах, где нет денег, похититель похищает только вещи, а вещи всегда различны. В странах, где есть деньги, похититель похищает денежные знаки, а они всегда сходны. В первых странах ничего нельзя утаить, потому что похити­тель всегда носит с собой улику своей вины, но в других стра­нах дело обстоит иначе.

ГЛАВА XVII О политических законах у народов,  не знающих употребления денег

У народов, не возделывающих землю, свобода более всего поддерживается тем обстоятельством, что они не знают денег. Продукты охоты, рыбной ловли или скотоводства не могут быть ни накоплены в достаточно большом количестве, ни сохраняться достаточно долго для того, чтобы дать возмож­ность человеку подкупать других; между тем как богатство в форме денежных знаков можно накапливать в любом количе­стве и раздавать кому угодно.

У народов, не употребляющих денег, потребности не ве­лики, и удовлетворяются они легко, причем все делится поровну. Таким образом, равенство у них вынужденное, почему их вожди и не являются деспотами.

ГЛАВА  XVIII Сила предрассудков

Исключение из этого правила составляет народ начесы в Луизиане, если справедливо то, что сообщают нам о его госу­дарственном устройстве путешественники. Глава этого народа располагает по своему усмотрению всем имуществом своих подданных и заставляет их работать по собственному произ­волу. Он властен над их жизнью; он подобен турецкому сул­тану. Когда у него рождается наследник, то все грудные мла­денцы назначаются новорожденному в слуги на всю его жизнь. Можно подумать, что это — сам великий Сезострис. В своем шалаше он окружен таким же церемониалом, как японский и китайский императоры в своих дворцах.

Предрассудки суеверия сильнее всех прочих предрассуд­ков, и его суждения одерживают верх над всеми прочими суждениями. Так, хотя дикие народы вообще не знают деспо­тизма, этот народ знает его. Дело в том, что он боготворит солнце, и если бы его вождь не выдумал назвать себя братом солнца, то остался бы в глазах своих подданных таким же ничтожеством, как они сами.

ГЛАВА   XIX О свободе арабов и рабстве татар

Арабы и татары — два пастушеских народа. Арабы нахо­дятся в тех общих условиях, о которых мы только что гово­рили, и пользуются свободой; между тем татары (самый свое­образный народ на земле) находятся в политическом рабстве. Я уже привел некоторые причины этого обстоятельства, вот еще несколько других.

У них нет ни городов, ни лесов; у них мало болот, их реки почти всегда скованы льдом; они живут на громадной рав­нине; у них есть пастбища и стада, а следовательно, имуще­ства, но нет ничего, что могло бы служить убежищем или за­щитой. Если какой-нибудь хан терпит поражение, ему отру­бают голову, таким же образом поступают с его детьми, и все его подданные отныне уже принадлежат победителю. Их не об­ращают в гражданское рабство; такие рабы были бы только

в тягость народу, который ведет простой образ жизни, не обрабатывает землю и не нуждается в домашней прислуге; поэтому они входят в состав этого народа, умножая его численность. Но понятно, что вместо гражданского рабства в этом народе должно было водвориться рабство политиче­ское.

В самом деле, в стране, где различные орды постоянно воюют друг с другом, беспрерывно покоряя друг друга, где политический организм каждой побежденной орды вследствие смерти ее вождя всегда разрушается, народ вообще не может быть свободным, потому что нет ни одной части его, ко­торая не перебывала бы множество раз под игом завоева­теля.

Побежденные народы могут сохранить некоторую долю свободы лишь в том случае, если они в силу своего положения в состоянии заключать договоры с победителем. Но всегда без­защитные татары, потерпев поражение, никогда не могли пред­лагать своих условий победителю.

Во II главе я сказал, что земледельческие народы, жившие на равнинах, редко бывали свободны; в силу особо сложив­шихся обстоятельств татары, населяющие невозделываемые земли, разделяют их судьбу.

ГЛАВА   XX О международном праве у татар

Татары в своих взаимоотношениях друг с другом мягки и человечны, но как завоеватели они очень жестоки. Они истре­бляют жителей взятых ими городов и думают, что оказывают им милость, когда продают их или раздают своим солдатам. Они опустошили Азию — от Индии до Средиземного моря; весь край, составляющий восточную часть Персии, обратился в пустыню в результате их завоеваний.

Вот чем, по моему мнению, было порождено такое между­народное право. У этих пародов не было городов, и все их войны были стремительны и быстры. Они сражались, если на­деялись победить, и присоединялись к войскам сильнейшего, если этой надежды не было. В силу таких обычаев они видели нечто противное своему международному праву, когда какой-нибудь город, который не мог им противостоять, задерживал их продвижение вперед. В городах они видели не скопление жителей, а места, способные устоять перед их властью. Осад­ного искусства они совсем не знали и, неся большие потери при осаде, мстили кровью за пролитую кровь.

ГЛАВА   XXI  Гражданские законы татар

Отец Дюгальд говорит, что у татар всегда бывает наслед­ником младший из детей мужского пола по той причине, что старшие, по мере того как они становятся способными вести пастушеский образ жизни, уходят из дома с некоторым коли­чеством скота, полученным от отца, и основывают новое хо­зяйство. Поэтому последний из сыновей, который остается в доме вместе со своим отцом, становится его естественным наследником.

Я слышал, что подобный обычай существовал в некоторых малых округах Англии, встречается он еще в Бретани и в гер­цогстве Роганском у простонародья. Это, без сомнения, один из законов пастушеского быта, заимствованный у какого-нибудь бретонского народца или занесенный каким-нибудь германским народом. Как известно из Цезаря и Тацита, гер­манцы мало занимались земледелием.

ГЛАВА  XXII Об одном гражданском законе германских народов

Я объясню здесь, каким образом то своеобразное положе­ние салического закона, которое обыкновенно и называют са­лическим законом в узком смысле, вытекает из учреждений народа, который совсем не занимался земледелием или во всяком случае мало им занимался.

По салическому закону салическую землю после умершего отца наследует мужское потомство, дочери исключаются.

Чтобы узнать, чем были эти салические земли, надо рас­смотреть, что представляло собою право собственности и вла­дения землями у франков до их выхода из Германии.

Эккар убедительно доказал, что слово салический происхо­дит от слова sala, которое значит дом, и что, следовательно, салическая земля была землей, принадлежащей дому (усадеб­ная земля). Я пойду далее и рассмотрю, чем были дом и уса­дебная земля у германцев.

«Они не живут в городах,— говорит Тацит,— и не могут терпеть, чтобы их дома соприкасались друг с другом; каждый оставляет вокруг своего дома небольшое пространство огоро­женной и замкнутой земли». Правильность сообщения Тацита подтверждается тем, что многие законы из варварских кодек­сов содержат различные наказания для тех, кто разрушит эту ограду, и для тех, кто проникнет в самый дом.

Мы знаем по Цезарю и Тациту, что земли, которые гер­манцы обрабатывали, давались им только на одни год, по истечении которого они снова становились общественной соб­ственностью. Их наследственную собственность составлял только дом и участок земли в ограде около дома. Вот эта част­ная собственность и принадлежала лицам мужского пола, В самом деле, не было оснований для того, чтобы она при­надлежала дочерям. Ведь они переходили в другой дом, в другую семью.

Салической землей, следовательно, была та окружавшая дом германца земля, которая находилась в этой ограде. И это была его единственная собственность. Когда после за­воевания франки приобрели в собственность новые земли, усадьбы продолжали называться салическими землями.

Пока франки жили в Германии, их имущества состояли из рабов, стад, лошадей, оружия и т. д. Дом вместе с окру­жавшим его небольшим участком земли, естественно, переда­вался детям мужского пола, которые должны были жить там. Но когда после завоевания франки приобрели большие земли, им уже показалось несправедливым не выделять из них ника­кой части дочерям и детям этих дочерей. Образовался обычай, который дозволял отцу оставлять наследство дочери и ее де­тям. Закон заставили умолкнуть. И наследование такого рода, конечно, было весьма обычным делом, судя по тому, что они было облечено в формулы.

Между всеми этими формулами я нахожу одну весьма своеобразную: дед назначает наследниками после себя вместе со своими сыновьями и дочерьми и своих внуков. Что же ста­лось при этом с салическим законом? Одно из двух: или этот закон в те времена перестал соблюдаться, или вследствие уко­ренившегося обычая оставлять наследство дочерям такого рода наследование казалось всем самым обычным делом.

Салический закон не имел предметом узаконить преимуще­ства одного пола пред другим и еще менее того — сохранить семью, имя или узаконить передачу земель: ничего подобного не могло прийти на ум германцам. Закон, отдававший дом вместе с зависевшей от него землей мужчинам, которые дол­жны были там жить и потому являлись его естественными обладателями, был законом чисто экономическим.

Чтобы убедиться в этом, достаточно привести здесь статью
салического закона о поместьях, эту знаменитую статью, о ко­
торой столь многие рассуждали и которую столь немногие
прочли.                 

«1) Если человек умер бездетным, то ему наследуют его отец или его мать. 2) Если у него нет ни отца, ни матери, то ему наследуют его брат или его сестра. 3) Если у него нет ни брата, ни сестры, то ему наследует сестра его матери. 4) Если у его матери нет сестры, то ему наследует сестра его отца. 5) Если у его отца* нет сестры, то ему наследует его ближай­ший родственник мужского пола. 6) Ни одна часть салической земли не переходит к женщинам; она должна принадлежать мужчинам, т. е. наследниками по отцу будут его дети муж­ского пола».

Ясно, что первые пять пунктов касаются наследования иму­щества человека, умершего бездетным, а шестой — имущества человека, у которого остались дети.

Когда человек умирал бездетным, то закон только в неко­торых случаях давал преимущества одному полу перед дру­гим. В первых двух степенях наследования оба пола имели равные права, в третьей и четвертой преимущество принадле­жало женскому полу, а в пятой — мужскому.

Я нахожу древнейшие следы этих странностей у Тацита. «Дядя, — говорит он, — заботится о детях своей сестры, как их родной отец. Есть люди, которые почитают эту степень родства более близкой и даже более священной; при получе­нии заложников они отдают ей предпочтение». Вот почему наши первые историки так много говорят нам о любви франк­ских королей к их сестрам и детям их сестер. Если в доме на детей сестры смотрели, как на собственных, то и дети, есте­ственно, относились к тетке, как к собственной матери.

Сестре матери оказывалось предпочтение перед сестрой отца. Это объясняется другими текстами салического закона: вдова попадала под опеку родственников своего мужа, и за­кон оказывал предпочтение для этой опеки родственникам по женской линии перед родственниками по мужской линии. В самом деле, женщина, вступившая в семью, живя в обще­стве лиц своего пола, была более тесно связана с родственни­ками по женской линии, чем по мужской. Сверх того, когда человек, убивший другого человека, не был в состоянии упла­тить полагавшийся за это денежный штраф, закон дозволял ему прибегнуть к уступке своего имущества, причем его род­ственники должны были доплатить то, чего не доставало до суммы штрафа. После отца, матери и брата доплата произво­дилась сестрою матери, как будто эта родственная связь за­ключала в себе нечто более нежное; но родство, налагавшее обязанности, должно было доставлять также и выгоды.

Салический закон требовал, чтобы после сестры отца на­следовал ближайший родственник по мужской линии; но род­ственники далее пятой степени наследовать не могли. Так, жен­щина в пятой степени родства наследовала предпочтительно перед мужчиной в шестой степени родства. Этот порядок мы находим в законе рипуарских франков, который дает верное

истолкование салического закона о поместьях, следуя шаг за шагом за всеми его постановлениями по этому предмету.

Если после отца оставались дети, то салический закон тре­бовал, чтобы дочери не наследовали салической земли и чтобы эта земля переходила к сыновьям.

Мне не трудно будет доказать, что салический закон устранял дочерей от наследования салической земли не во всех случаях, но лишь тогда, когда в числе наследников име­лись и сыновья.

1) Это видно из самого салического закона, который, сказав, что салической землей должны владеть не женщины, а только мужчины, истолковывает и ограничивает это положение, говоря: «т. е., что наследником отца должен быть сын».

2) Текст салического закона объясняется законом рипуар­ских франков, который тоже заключает в себе статью о по­местьях, очень сходную со статьей салического закона.

3) Законы этих варварских народов, которые были все уроженцами Германии, объясняют друг друга тем более, что все они проникнуты почти одним и тем же духом. Закон сак­сов требует, чтобы отец и мать оставляли наследство сыну, а не дочери, но если есть только дочери, то все наследство должно принадлежать им.

4) Мы имеем две старинные формулы, в которых опреде­ляется случай, когда по салическому закону дочери исклю­чаются в пользу мужчин, а именно тогда, когда после умер­шего остаются и дочери, и сыновья.

5) Другая формула доказывает, что дочь наследовала предпочтительно перед внуком, из чего следует, что ей пред­почитался только сын.

6) Если бы дочери были вообще отстранены салическим законом от наследования земель, то были бы необъяснимы все истории, формулы и хартии, в которых постоянно гово­рится о принадлежащих женщинам имениях и землях при ко­ролях первой династии.

Напрасно    утверждали,    что     салические    земли    были феодами, так как: 1)  Эта статья носит заглавие: об аллодах.

2) Первоначально   феоды   совсем   не   были наследственными.

3) Если бы салические земли были феодами, то как мог бы Маркульф назвать безбожным обычай, устранявший женщин от их наследования, тогда как феоды не наследовались даже и мужчинами? 4) Документы, на которые ссылаются в дока­зательство того, что салические земли были феодами, доказы­вают только то, что они были свободными землями, не платя­щими налогов. 5) Феоды были учреждены уже после завоева­ния, а салические обычаи существовали еще до переселения франков из Германии. 6) Не салический закон, ограничив наследование женщин, привел к учреждению феодов, а, наобо­рот, учреждение феодов ограничило наследование женщин и действие салического закона.

Кто поверит после всего сказанного нами, что постоянное наследование французского престола лицами мужского пола было обусловлено салическим законом? И тем не менее это было именно так. Я доказываю это ссылками на различные кодексы варварских народов. По салическому закону и за­кону бургундов дочери не имели права наследовать земли вместе со своими братьями, не наследовали они также и пре­стола. Закон вестготов, напротив, допускал дочерей к насле­дованию земель вместе с их братьями. Там женщины имели и право престолонаследования. У этих народов определенное постановление гражданского закона обусловливало политиче­ский закон.

И это не единственный   случай, когда, политический закон отступал у франков перед гражданским законом. По саличе­скому закону все братья имели равное право на наследование земли; такое же постановление содержит и закон бургундов. Поэтому в монархии франков,  а также и бургундов престол переходил по наследству ко всем братьям, не считая некото­рых случаев захвата, насилий и убийств у бургундов.

ГЛАВА   XXIII О длинных волосах франкских королей

Народы, не возделывающие земель, не имеют даже поня­тия о роскоши. Читая Тацита, удивляешься простоте жизни германских народов. Искусство не трудилось над их украше­нием; свои украшения они находили в природе. Если им надо было отметить семейство своего вождя каким-нибудь отличи­тельным признаком, то они обращались с этой целью все к той же природе. Королям франков, бургундов и вестготов их длинные волосы заменяли диадему.

ГЛАВА  XXIV О браках франкских королей

Выше я сказал, что у народов, не возделывающих земель, браки гораздо менее прочны и что у них в обычае многожен­ство. «Из всех варваров, — говорит Тацит, — почти одни только германцы довольствовались одной женой, за исключе­нием отдельных лиц, которые имели по нескольку жен, но не ради распутства, а в знак своего благородства».

Этим объясняется, почему короли первой династии имели так много жен. Такие браки были у них не столько свидетель­ством невоздержанности, сколько признаком достоинства, и лишить их этого преимущества значило бы нанести им весьма чувствительный удар. Отсюда понятно, почему подданные не следовали примеру своих королей.

ГЛАВА   XXV Хильдерик

«У германцев браки соблюдаются строго, — говорит Та­цит, — там не видят ничего потешного в пороках и не назы­вают разврата обычаем или образом жизни; среди этого столь многочисленного народа редко встречаются случаи нарушения супружеской верности».

Этим объясняется изгнание Хильдерика: он оскорблял строгость нравов, которую не успело еще изменить завоева­ние.

ГЛАВА   XXVI О совершеннолетии франкских королей

Варварские народы, не возделывающие земель, не имеют земельной собственности и, как мы сказали, руководствуются более международным, чем гражданским правом, поэтому они почти всегда вооружены. Тацит говорит, что «германцы отправ­ляли все частные и общественные дела с оружием в руках. Они подавали голоса, потрясая копьями. Как только юноша оказывался в состоянии носить оружие, его представляли собранию и давали ему в руки копье. С этого момента он переставал быть ребенком; до этого он был членом семьи, отныне он становился членом республики».

«Орлы, — говорил король остготов, — перестают кормить своих птенцов, как только окрепнут их крылья и когти; они уже не нуждаются в чужой помощи, когда могут сами выле­тать на поиски добычи. И было бы недостойно считать наших молодых людей, находящихся в нашем войске, слишком ма­лолетними для того, чтобы распоряжаться своим имуществом и управлять своими поступками. У готов совершеннолетие определяется доблестью».

Хильдеберту II было 15 лет, когда его дядя Гонтран объя­вил его совершеннолетним и способным управлять самостоя­тельно.

Из закона рипуарских франков видно, что юноша считался совершеннолетним и способным носить оружие с пятнадцатилетнего возраста. «Сын рипуария,—сказано там, — отец ко­торого умер или был убит, не может ни прибегать к защите суда, ни привлекаться к судебной ответственности, прежде чем ему исполнится 15 лет; с этой же поры он или отвечает за себя сам, или избирает себе защитника». Нужен был зрелый ум, чтобы защищаться на суде, и достаточно окрепшее тело, чтобы защищаться в сражении. Для бургундов, у которых тоже существовал обычай судебных поединков, совершенноле­тие наступало также в 15 лет.

Агафий говорит, что оружие у франков было легкое, а по­тому они и могли быть совершеннолетними уже в пятнадцати­летнем возрасте. Впоследствии оружие стало тяжеловеснее, оно было очень тяжелым уже при Карле Великом, как это видно из наших капитуляриев и романов. Те, которые имели феоды и вследствие этого были обязаны нести военную службу, считались тогда совершеннолетними лишь в возрасте 21 года.

ГЛАВА  XXVII Продолжение той же темы

Мы видели, что у германцев несовершеннолетние не прини­мали участия в собрании; они были членами семьи, но еще не были членами республики. Поэтому-то дети Хлодомира, ко­роля Орлеанского и завоевателя Бургундии, не были объяв­лены королями, так как по причине своего юного возраста они не могли быть представлены собранию. Они еще не были ко­ролями, но должны были стать ими, как только будут спо­собны носить оружие; пока же государством управляла их бабка Клотильда. Их дяди — Лотарь и Хильдеберт — умерт­вили их и разделили между собою их государство. Этот слу­чай послужил причиной того, что впоследствии несовершенно­летние принцы провозглашались королями тотчас после смерти своих отцов. Так, герцог Гундовальд, спасая Хильде­берта II от жестокостей Хильдерика, провозгласил его коро­лем в пятилетнем возрасте.

Но даже и на этой перемене сказалось влияние первона­чального народного духа, так как все дела и распоряжения совершались помимо малолетних королей и даже не от их имени. Так у франков возникла двойная администрация: од:;а, связанная с особой малолетнего короля, а другая, относив­шаяся к королевству. Внутри феодов тоже появилось различие между делами личной опеки и делами управления.

ГЛАВА   XXVIII Об усыновлении у германцев

Германцы становились совершеннолетними, получая ору­жие; таким же точно способом они усыновлялись. Так, Гон­тран, желая объявить совершеннолетним своего племянники Хильдеберта и сверх того усыновить его, сказал ему: «Я вло­жил тебе в руки это копье в знак того, что отдаю тебе все мое королевство». И, обратившись к собранию, добавил: «Вы ви­дите, что сын мой Хильдеберт стал мужем, повинуйтесь ему». Теодорих, король остготов, желая усыновить короля герулов, писал ему: «Наш обычай усыновлять посредством оружия пре­красен, так как одни только мужественные люди достойны на­зываться нашими детьми. В этом обряде заключается такая сила, что всякий, над кем он был совершен, согласится скорее умереть, чем вынести какой-либо позор. Итак, по обычаю на­рода и потому, что ты муж, мы усыновляем тебя этими щи­тами, мечами и конями, которых посылаем тебе».

ГЛАВА  XXIX   О жестокости франкских королей

Из франкских королей не один только Хлодвиг предприни­мал походы в Галлию. Многие его родственники совершали походы туда во главе отдельных племен; но так как он имел больший успех и мог лучше вознаграждать тех, кто следовал за ним, то франки стекались к нему из всех племен, а прочие вожди были не в силах ему сопротивляться. Он замыслил истребить весь свой род и привел в исполнение этот замысел. Он опасался, говорит Григорий Турский 97, чтобы франки не взяли себе другого вождя. Его дети и преемники следовали, насколько могли, его примеру: брат, дядя, племянник, даже сын и отец беспрерывно составляли заговоры против всей своей семьи. Закон постоянно разделял монархию, а страх, честолюбие и жестокость стремились воссоединить ее.

ГЛАВА   XXX   О народных собраниях у франков

Выше было сказано, что народы, не возделывающие зе­мель, пользуются большой свободой. Таковы были германцы. Тацит говорит, что они предоставляли своим королям или вождям лишь весьма умеренную власть, а Цезарь - что во время мира у них не было общего начальника, но что в каждом селении старейшины вершили правосудие над своими односельчанами. Поэтому в Германии франки и не имели ко­роля, как это прекрасно доказывает Григорий Турский.

Старейшины, говорит Тацит, совещаются о незначитель­ных делах, а о важных совещается весь народ; однако дела, которые обсуждаются народом, представляются также и на рассмотрение князей. Как свидетельствуют все памятники, этот обычай сохранился и после завоевания.

Тацит говорит, что уголовные дела могли вноситься на рассмотрение собрания. Так было и после завоевания, и знат­нейшие вассалы судились на собрании.

ГЛАВА   XXXI О  власти духовенства при  королях  первой династии

У варварских народов духовенство пользуется обыкновенно большой властью, так как оно обладает и авторитетом, свя­занным с религией, и могуществом, которое у подобных наро­дов порождается суеверием; потому мы и видим у Тацита, что у германцев жрецы пользовались большим уважением; так, они наблюдали за порядком в народных собраниях. Только им одним было дозволено карать, вязать и бить, что они и де­лали, но не по приказу государя и не для наложения наказа­ния, а как бы по вдохновению божества, всегда присутствую­щего среди воинов.

Поэтому не надо удивляться тому, что с самого воцарения первой династии епископы являются верховными судьями, что они присутствуют в народных собраниях, что они оказывают большое влияние на решения королей и что их осыпают та­кими богатствами.

 



Сайт управляется системой uCoz