КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ О законах, которые устанавливают политическую свободу в ее отношении к гражданину

ГЛАВА I Основная мысль этой книги

Недостаточно рассмотреть политическую свободу в ее от­ношении к государственному строю, надо еще рассмотреть ее в отношении к гражданину.

Я уже сказал, что в первом случае она устанавливается известным распределением трех властей, но во втором случае ее следует рассматривать с иной точки зрения; тут она заключается в безопасности или в уверенности гражданина в своей безопасности.

Может случиться, что и при свободном государственном строе гражданин не будет свободен, или при свободе гражда­нина строй все-таки нельзя будет назвать свободным. В этих случаях свобода строя бывает правовая, но не фактическая, а свобода гражданина фактическая, но не правовая.

Свобода по отношению к государственному строю устанав­ливается только законами и даже законами основными; но по отношению к гражданину она может явиться результатом известных нравов, обычаев, усвоенных примеров при благо­приятном характере некоторых гражданских законов, как мы все это увидим в настоящей книге.

Кроме того, так как в большей части государств свобода стесняется, нарушается и подавляется более, чем это требуется их устройством, то следует обратить внимание на те отдель­ные законы, которые в каждом государстве могут оказывать полезное или вредное влияние на принцип свободы, в зависи­мости от того, отрицают ли они его или нет.

ГЛАВА II   О свободе гражданина

Свобода философская состоит в беспрепятственном прояв­лении нашей воли, или по крайней мере (по общему смыслу всех философских систем) в нашем убеждении, что мы ее проявляем беспрепятственно. Свобода политическая заклю­чается в нашей безопасности или по крайней мере в нашей уверенности, что мы в безопасности.

Эта безопасность всего более подвергается нападениям в уголовных процессах по обвинениям публичного или частного характера. Поэтому свобода гражданина зависит главным образом от доброкачественности уголовных законов.

Уголовные законы усовершенствовались не сразу. Даже там, где наиболее усердно искали свободы, не всегда нахо­дили ее. Аристотель говорит, что в Кумах родственники обви­нителя могли выступать свидетелями на суде. В Риме эпохи царей закон был еще настолько несовершенным, что Сервий Туллий вынес приговор над детьми Анка Марция, обвинен­ными в убийстве царя, который был тестем Сервия Туллия. В эпоху первых королей Франции Хлотарь издал закон, по которому обвиненный не мог быть осужден, не будучи предва­рительно выслушан. Это доказывает, что в некоторых слу­чаях или у некоторых варварских народов такие осуждения имели место. Наказания за лжесвидетельство были впервые установлены Харондом. Если не ограждена невиновность гра­ждан, то не ограждена и свобода.

Сведения о наилучших правилах, которыми следует руко­водствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобре­тены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими.

Только на применении к делу этих сведений и может быть основана свобода. В государстве, которое обладает в этом отношении самыми лучшими законами, человек, которого суд приговорил повесить на следующий день, будет более свобо­ден, чем паша в Турции.

ГЛАВА III   Продолжение той же темы

Законы, допускающие гибель человека на основании пока­заний одного только свидетеля, пагубны для свободы. Разум требует двух свидетелей, потому что свидетель, который утверждает, и обвиняемый, который отрицает, уравновеши­вают друг друга, и нужно третье лицо для решения дела.

У греков и римлян можно было осуждать большинством одного голоса. Наши французские законы требуют двух голо­сов. Греки говорили, что их обычай был установлен богами, но с большим основанием это можно сказать о нашем.

ГЛАВА IV О том, каким образом характер и степень строгости наказаний благоприятствуют свободе

Свобода торжествует, когда уголовные законы налагают кары в соответствии со специфической природой преступлений. Здесь нет места произволу; наказание зависит уже не от кап­риза законодателя, но от существа дела, и оно перестает быть насилием человека над человеком.

Есть четыре рода преступлений: к первому роду принад­лежат преступления против религии, ко второму  -  преступле­ния против нравов, к третьему  -  преступления против обще­ственного спокойствия, к четвертому  -  преступления против безопасности граждан. Налагаемые за них наказания должны вытекать из природы каждого рода преступлений.

Я отношу к разряду преступлений против религии только те, которые затрагивают религию непосредственно, каково, например, всякое святотатство. Так как преступления, нару­шающие исповедание религии, по природе своей принадлежат к тем, которые нарушают спокойствие и безопасность граж­дан, они должны быть причислены к последнему разряду.

Чтобы наказание за святотатство проистекало из природы преступления, оно должно заключаться в лишении всех доставляемых религией преимуществ: в изгнании из храмов, в отлучении от общества верных на время или навсегда. в том, чтобы избегать присутствия преступника, выражать по отношению к нему чувства омерзения, отвращения, отчу­ждения.

В делах, нарушающих спокойствие или безопасность госу­дарства, тайные действия подлежат ведению человеческого правосудия; но в преступлениях против божества, там, где нет публичного действия, нет и материала для преступления: все происходит между человеком и богом, который знает время и меру своего отмщения. Если же судья, не обратив внимания на это различие, станет разыскивать и скрытое святотатство, то он внесет иск в область таких деяний, где в нем нет ника­кой необходимости, он разрушит свободу граждан, вооружив против них религиозное рвение и робких, и смелых душ.

Зло произошло от представления, что надо мстить за божество. Но божество надо почитать, и никогда не следует мстить за него. В самом деле, если бы люди стали руковод­ствоваться этим последним правилом, то когда же наступил бы конец казням? Если человеческие законы должны будут мстить за существо бесконечное, то они будут сообразоваться с бесконечностью этого существа, а не со слабостями, невеже­ством и непостоянством человеческой природы.

Один провансальский историк приводит факт, отлично рисующий, какого рода действие может произвести на слабые умы эта мысль о мщении за божество. Еврей, обвиненный в хуле на святую деву, был присужден к казни через сдирание кожи. Несколько рыцарей в масках и с ножами в руках под­нялись на эшафот и прогнали палача, чтобы самим ото­мстить за честь святой девы... Не хочу предвосхищать мнение читателя.

Второй разряд состоит из преступлений против нравов. Таковы оскорбления публичной и частной благопристойности, т. е. установленных способов пользования чувственными удо­вольствиями и половыми сношениями. Здесь наказания тоже должны вытекать из природы преступления. Они должны заключаться в лишении выгод, которые общество связывает с чистотой нравов, в штрафах, позоре, необходимости скры­ваться, публичном посрамлении, в изгнании из города и обще­ства, наконец, все наказания, относящиеся к области исправи­тельной юстиции, достаточны для борьбы с распущенностью обоих полов. В самом деле, основание этих преступлений ле­жит не столько в злой воле, сколько в забвении своего досто­инства и в неуважении к самому себе.

Но здесь идет речь лишь о тех преступлениях, которые касаются исключительно нравов, а не о тех, которые кроме того нарушают и общественную безопасность, каковы изнаси­лование и похищение. Эти уже принадлежат к четвертому разряду.

К преступлениям третьего разряда относятся те, которые нарушают спокойствие граждан. Наказания за них должны соответствовать природе преступления, следовательно, они дол­жны быть связаны с общественным спокойствием. Таковы:

тюрьма, ссылка, исправительные меры и другие наказания, которые укрощают беспокойные умы и возвращают их в гра­ницы установленного порядка.

Преступления против спокойствия я отношу к простым на­рушениям благочиния, так как те из этих преступлений, кото­рые, нарушая спокойствие, направлены в то же время и против безопасности, должны быть отнесены к четвертому разряду.

Наказания за эти последние преступления состоят в том, что именуется казнью. Это своего рода талион, посредством которого общество лишает безопасности гражданина, лишив­шего или покушавшегося лишить безопасности других. Это наказание извлечено из природы вещей, оно почерпнуто из разума и из самого источника добра и зла. Гражданин заслу­живает смерти, если он нарушил безопасность до такой сте­пени, что лишил кого-нибудь жизни или покушался это сде­лать. Смертная казнь является тут как бы лекарством для больного общества. Могут быть причины, оправдывающие ее применение и к преступлениям, нарушающим безопасность собственности; но, может быть, было бы лучше и сообразнее с природой, если бы преступления против собственности наказы­вались только лишением собственности. Так и должно бы быть, если бы собственность состояла в общем владении или была равно распределена. Но так как всего охотнее покушаются на чужую собственность те, кто не имеет своей, то явилась на­добность добавить к денежному наказанию еще и телесное.

Все сказанное мною почерпнуто из самой природы и весьма благоприятствует свободе гражданина.

ГЛАВА V  О некоторых обвинениях, которые требуют особенной умеренности и осмотрительности

Вот важное правило: надо быть очень осмотрительным в деле преследования волшебства и ереси. Обвинения в этих преступлениях могут иметь самые пагубные последствия для свободы и породить бесчисленные акты тирании, если законодатель не сумеет ввести их в надлежащие границы. Поскольку эти обвинения основываются не непосредственно на действиях гражданина, а скорее на мнении, составившемся о его харак­тере, они становятся тем опаснее, чем невежественнее народ, и являются вечной угрозой для гражданина, так как самое безукоризненное в мире поведение, самая чистая нравствен­ность, выполнение всех обязанностей не могут защитить чело­века от подозрения в этих преступлениях.

В царствование Мануила Компина протестатор был обви­нен в заговоре против императора и в употреблении для этой цели тайных средств, с помощью которых можно делать лю­дей невидимками. Аарон, сказано в жизнеописании этого императора, был застигнут над книгой Соломона, чтением ко­торой вызывались легионы демонов. Но если исходить из представления о волшебстве как о средстве повелевать адом, то, естественно, на того, кого называют волшебником, будут смотреть как па человека, более чем кто бы то ни было спо­собного возмущать и разрушать общество и потому заслужи­вающего безмерного наказания.

Негодование против волшебства возрастает, когда ему приписывается способность разрушать религию. В истории Константинополя сообщается, что некий епископ имел откро­вение о том, что некоторое чудо перестало совершаться вслед­ствие волшебства одного человека; в результате этот человек и его сын были приговорены к смерти. Чтобы такое преступле­ние могло совершиться, надо было признать наличие целого ряда необычайных фактов: что нередко бывают откровения, что епископ имел такое откровение, что это откровение было истинным, что совершалось чудо, что это чудо перестало со­вершаться, что виною этому было волшебство, что волшеб­ство может разрушать религию, что этот человек был волшеб­ник, что он, наконец, действительно совершил этот акт вол­шебства.

Император Феодор Ласкарис приписал свою болезнь волшебству; обвиняемые могли оправдаться, только взяв рас­каленное железо без обжога рук. Таким образом, надо было быть волшебником, чтобы очиститься от обвинения в волшеб­стве. Эти люди были до такой степени неразумны, что самое сомнительное в мире преступление обставляли столь же сом­нительными доказательствами.

В царствование Филиппа V евреи были изгнаны из Фран­ции, так как их обвинили в отравлении колодцев посредством прокаженных. Казалось бы, это нелепое обвинение должно было бы заставить усомниться в правдивости всех обвинений, основанных на общественной ненависти.

Я не говорю, что ересь совсем не надо наказывать, я хочу только сказать, что ее следует наказывать очень осмотри­тельно.

ГЛАВА VI   О преступлении против естества

Избави бог, я отнюдь не намерен ослабить ужас, внушае­мый преступлением, которое одинаково осуждается религией, нравственностью и политикой. Это преступление надо было бы преследовать в том случае, если бы оно только сообщало сла­бости одного пола другому и посредством постыдно проводи­мой юности подготовляло бесславную старость. Я вовсе не собираюсь ослабить заслуженный им позор; все, что я хочу сказать, будет направлено лишь против тирании, которая способна употребить во зло даже самое отвращение, которое вызывает к себе это преступление.

Так как это преступление в силу самой своей природы всегда тщательно скрывается, то случалось, что законодатели наказывали его на основании свидетельского показания ребенка. Этим они открывали двери клевете. «Юстиниан,  -  сообщает Прокопий,  -  издал закон против этого преступления и приказал разыскивать всех, которые провинились в нем не только после обнародования его закона, но и ранее. Пока­зания одного свидетеля, иногда ребенка, иногда раба, было достаточно для осуждения человека, особенно если он был богат или принадлежал к партии зеленых».

Замечательно, что три преступления: волшебство, ересь и преступление против естества, из коих о первом можно сказать, что оно вовсе не существует, о втором, что оно подлежит множе­ству различении, истолкований и ограничений, а о третьем, что его часто очень трудно определить, -  что все эти три преступле­ния одинаково наказывались у нас сожжением на костре.

Надо сказать, что преступления против естества никогда не получат большого распространения в обществе, если склон­ность к ним не будет развиваться каким-нибудь существую­щим у народа обычаем, как это было у греков, где молодые люди совершали все свои гимнастические упражнения обна­женными; как это есть у нас, где домашнее воспитание стало редкостью; и как мы видим у народов Азии, где некоторые лица имеют большое количество жен, которыми они пренебре­гают, между тем как прочие люди не могут иметь ни одной. Не создавайте благоприятных условий для развития этого преступления, преследуйте его строго определенными полицей­скими мерами наравне с прочими нарушениями правил нрав­ственности, и вы скоро увидите, что сама природа встанет на защиту своих прав или вернет их себе. Эта кроткая, ласковая и очаровательная природа щедрою рукой рассыпала удоволь­ствия и, окружив нас наслаждениями, готовит нам в наших детях, в которых мы, так сказать, возрождаемся, еще более значительные радости, чем все эти наслаждения.

ГЛАВА VII О преступлении оскорбления величества

Законы Китая осуждают на смерть всякого, кто провинится в неуважении к императору. Так как они не определяют, в чем состоит это неуважение, то любое действие может послужить предлогом для того, чтобы лишить жизни какого угодно чело­века и истребить какое угодно семейство.

Два лица, на обязанности которых лежало составление придворной газеты, при изложении какого-то факта сообщили некоторые подробности, оказавшиеся неверными, и были за это преданы смерти на том основании, что лгать в газете, предназначенной для двора, значит выказывать неуважение к двору. Принц крови, сделавший по рассеянности несколько заметок на документе, подписанном государем красной кистью, был обвинен в неуважении к императору и навлек на всю свою семью одно из жесточайших преследований, о которых когда-либо сообщала история.

Итак, если преступление оскорбления величества не опре­делено точно, этого уже достаточно, чтобы правление выроди­лось в деспотизм. Я остановлюсь на этом подробнее в книге О составлении законов.

ГЛАВА VIII О неправильном применении терминов «святотатства» и «оскорбления величества»

Одно из жесточайших злоупотреблений заключается в том, что иногда определение «оскорбления величества» относят к действиям, которые не заключают в себе этого преступления. Один закон римских императоров преследовал как виновных в святотатстве, тех, кто критиковал приговор государя или сомневался в достоинстве назначенных им на какую-нибудь должность чиновников. Конечно, закон этот был установлен кабинетом и фаворитами государя. Другой закон определил, что лица, покушающиеся на жизнь министров или чиновников государя, виновны в преступлении оскорбления величества, как бы совершившие покушение на особу самого государя. Мы обязаны этим законом двум государям, знаменитым в истории своей слабостью, двум государям, которыми управляли министры, как пастухи управляют своими стадами, двум госу­дарям, которые во дворце были рабами, а в совете - детьми, которые были чужды своим армиям и сохраняли власть только потому, что ежедневно поступались ею. Некоторые из этих фаворитов составляли заговоры против своих императоров. Они делали больше: составляли заговоры против самой импе­рии, призывая в нес варваров. Когда, наконец, решились взять их под стражу, государство было уже так ослаблено, что при­шлось нарушить изданный ими закон и совершить преступле­ние оскорбления величества для того, чтобы наказать их.

Тем не менее именно на этом законе основывался доклад­чик по делу Сен-Мара; доказывая, что Сен-Мар виновен в пре­ступлении оскорбления величества, потому что стремился отстранить от дел кардинала Ришелье, он говорил: «Преступ­ление против министра государя признано законами импера­торов равносильным преступлению против особы самого импе­ратора. Министр служит своему государю и государству;

устранить его значит нанести ущерб и тому и другому; это то же самое, как если бы государя лишили руки, а государ­ство - части его могущества». Олицетворенное рабство не го­ворило бы иным языком.

Другой закон, Валентиниана, Феодосия и Аркадия, объявил фальшивомонетчиков виновными в преступлении оскорбления величества. Но не значило ля это смешивать разнородные вещи? Не будет ли ослаблено страшное понятие оскорбления величества, если это название будут применять к преступле­ниям иного рода?

ГЛАВА IX Продолжение той же темы

Павлин доложил императору Александру, «что он намерен преследовать по обвинению в оскорблении величества судью за произнесение приговора, противного постановлениям импе­ратора». Император ответил ему, что «в веке, ознаменованном его царствованием, косвенные преступления оскорбления вели­чества не имеют места».

Фаустиниан писал тому же императору, что однажды он поклялся жизнью государя никогда не простить своего раба и теперь видит себя вынужденным держать этого раба в веч­ной опале, дабы не оказаться виновным в оскорблении величе­ства. «Ваши страхи напрасны, - отвечал ему император, - и вам неизвестны мои правила».

Один сенатусконсульт повелел не приравнивать к оскорбле­нию величества расплавку неудачно отлитых статуй императора. Императоры Север и Антонин писали Понтию, что человек, продающий непосвященные статуи императора, не совершает преступления оскорбления величества. Те же императоры писали Юлию Кассиану, что того, кто нечаянно попадет камнем в статую императора, не следует преследовать как виновного в оскорблении величества. Особенно нуждался в подобных смягчениях закон Юлия, так как он признавал оскорблением величества не только переплавку статуй импе­раторов, но и всякое подобное этому действие, что давало возможность произвольных истолкований. После того как были установлены преступления оскорбления величества, появилась необходимость установить различия между этими преступле­ниями. Так, юрисконсульт Ульпиан, сказав, что преступление оскорбления величества не погашается даже смертью винов­ного, прибавил, что это относится не ко всем преступлениям оскорбления величества, установленным законом Юлия, но только к тем из них, которые содержат покушение на безопас­ность империи или на жизнь императора.

ГЛАВА Х Продолжение той же темы

Один английский закон, проведенный при Генрихе VIII, объявлял виновным в государственной измене всякого, кто предсказывает смерть короля. Вот, поистине, недостаточно ясный закон. Деспотизм так ужасен, что губит даже самих деспотов. Во время последней болезни этого короля медики ни разу не осмелились сказать, что он находится в опасности, и, конечно, сообразно с этим лечили его.

ГЛАВА XI   О помышлениях

Некто Марсий видел однажды во сне, что перерезал горло Дионисию. Последний предал его за это смерти, рассудив, что ему не приснилось бы ночью то, о чем он не помышлял днем. Это был акт грубой тирании, так как если бы он даже и по­мышлял об этом, то он все-таки не покушался этого сделать. Законы обязаны карать одни только внешние действия.

ГЛАВА XII  О нескромных словах

Нет ничего произвольнее преступления оскорбления вели­чества в тех случаях, когда предметом его становятся нескром­ные слова. Речи людей так легко могут быть превратно истолкованы, различие между несдержанностью и злоумышле­нием так велико, а различие между словами, в которых они выражаются, так мало, что закон не должен назначать смерт­ной казни за слова, не обозначив по крайней мере в точности те слова, за которые она назначается.

Слова не входят в состав преступления, они остаются в сфере мысли. Значение их по большей части заключается не в них самих, а в тоне, которым они высказаны. Часто одни и те же слова повторяются в различном смысле: смысл слов зависит от их связи с другими вещами. Иногда молчание бы­вает выразительнее всяких речей. Все это совершенно неуло­вимо. Как же можно создавать из такого материала преступ­ление оскорбления величества? Везде, где установлен такой закон, нет не только свободы, но даже и тени ее.

По манифесту покойной царицы 78, изданному против семьи Долгоруких, один из этих князей был приговорен к смерти 79 за произнесение неприличных слов против ее особы, а дру­гой  -  за злонамеренное истолкование ее мудрых государствен­ных мер и оскорбление ее священной особы непочтительными отзывами.

Я вовсе не намерен ослабить негодование, которое люди дол­жны чувствовать к тем, кто хочет омрачить славу своего го­сударя; но скажу не обинуясь; для того чтобы умерить деспо­тизм, в таких случаях более уместно простое исправительное наказание, чем обвинение в оскорблении величества, всегда страшное даже для самой невинности,

Такие деяния совершаются не каждый день; они могут быть замечены многими, и ложное обвинение, опирающееся на те или иные факты, может быть легко выяснено. Слова, сопро­вождающиеся действием, получают свой смысл от этого дей­ствия. Так, человек, призывающий подданных на площади к восстанию, виновен в оскорблении величества, потому что слова его сопровождаются действием и составляют часть этого действия. В таком случае карают не за слова, а за совершен­ное действие, при котором эти слова употребляются. Слова становятся преступлением лишь тогда, когда они подготов­ляют преступное деяние, сопровождают его или следуют за ним. Но делать из слов преступление, подлежащее смертной казни, вместо того чтобы видеть в них один из признаков такого преступления, значит все извратить и пере­путать.

Императоры Феодосии, Аркадий и Гонорий писали пре­фекту Руфину: «Человека, который сказал бы что-либо дурное о нашей особе или о нашем правлении, не следует подвергать наказанию: если он сказал это по легкомыслию, то этим де­лом надо пренебречь, если по безумию, то надо его пожалеть, если это брань с целью оскорбления, то надо его простить. Поэтому, ничего не предпринимая со своей стороны, доведите его дело до нашего сведения, дабы мы могли, оцени­вая слова по людям, основательно взвесить, следует ли пре­дать этих людей суду или пренебречь ими».

ГЛАВА XIII  О литературных произведениях

Литературные произведения представляют собой нечто бо­лее прочное, чем устное слово; но если они не подготавливают к преступлению оскорбления величества, то и не являются материалом для этого преступления.

Август и Тиберий наказывали за них, однако, именно как за оскорбление величества; первый  -  в деле о некоторых памфлетах, направленных против знаменитых мужей и жен­щин; а второй  -  в деле о сочинениях, которые, как он думал, были направлены против него самого. Это имело самые роко­вые последствия для римской свободы. Кремуций Корд был обвинен за то, что в своих анналах назвал Кассия последним из римлян,

Сатирические сочинения совсем неизвестны в государствах деспотических, где вследствие подавленности, с одной стороны, и невежества  -  с другой, ни у кого нет ни желания, ни спо­собности заниматься ими. В демократиях им не препятствую!» по той же причине, по которой они запрещаются в правлении одного. Эти произведения, обыкновенно направленные против людей могущественных, приятно щекочут в демократии зло­радство самодержавного народа. В монархии80 их запре­щают, но там они бывают более предметом полицейских мер, чем уголовных кар. Их насмешки забавляют общество, они могут доставить утешение недовольным, ослабить зависть к людям высокопоставленным, дать народу силу терпеливо переносить свои страдания и даже заставить его смеяться над ними.

Аристократическое правление ревностнее всех прочих пре­следует сатирические произведения. Правители его  -  малень­кие монархи, неспособные возвыситься до того, чтобы отвечать на брань презрением. В монархии государь стоит так высоко, что стрелы сатиры не досягают до него, между тем как аристократического сановника они пронизывают насквозь;

поэтому-то децемвиры, представлявшие собой аристократию, и наказывали смертью за сатирические произведения.

ГЛАВА XIV  Оскорбление стыдливости при наказании преступников

Существуют определенные правила стыдливости, соблюдае­мые почти всеми народами мира, и было бы нелепо нару­шать их при наказании преступлений, которое всегда должно иметь предметом восстановление порядка,

Жители Востока, отдававшие женщин в жертву слонам, выдрессированным для совершения чудовищной казни, ка­жется, задались целью нарушать закон посредством закона.

Древний обычай Рима запрещал предавать смертной казни девственниц, но Тиберий сумел обойти этот обычай, приказав палачам изнасиловать их перед казнью. Этот хитрый и свире­пый тиран разрушал нравы ради сохранения обычаев.

Японское правительство, выставив в публичных местах раздетых донага женщин и приказав им ходить, подобно скотам, на четвереньках, заставило содрогнуться человеческую стыдливость; но когда оно захотело принудить мать..., когда оно захотело принудить сына..., я не в силах продолжать, -оно заставило содрогнуться самую природу.

ГЛАВА XV Об освобождении раба с целью дать ему возможность обвинять своего господина

Август постановил, чтобы рабы господ, составляющих за­говоры против него, продавались с торгов, чтобы они могли показывать против своего господина. Ради раскрытия важного преступления не надо ничем пренебрегать. Поэтому в госу­дарстве, где есть рабы, они, естественно, могут быть доносчи­ками, но они не могут быть свидетелями.

В индекс донес о составленном в пользу Тарквиния за­говоре; но он не мог быть свидетелем против детей Брута. Человеку, оказавшему столь великую услугу отечеству, по справедливости даровали свободу, но он получил ее не для того, чтобы иметь возможность оказать эту услугу.

Поэтому император Тацит издал закон, воспрещавший ра­бам свидетельствовать против своих господ даже в случае преступления оскорбления величества. Закон этот не был вне­сен в сборник Юстиниана.

ГЛАВА XVI   Клеветническое обвинение в оскорблении величества

Надо отдать справедливость цезарям: изданные ими мрач­ные законы не были плодом их собственной изобретательности. Оставлять клеветников безнаказанными научил их Сулла. Вскоре этих клеветников стали даже награждать.

ГЛАВА XVII  О раскрытии заговоров

«Если твой брат или твой сын, или твоя дочь, или жена твоя возлюбленная, или твой друг, который тебе, как душа твоя, скажет тебе втайне: обратимся к другим богам, то по­бей его камнями: сперва твоя рука да поднимется на него, а затем и рука всего народа». Это постановление Второзако­ния не может быть гражданским законом у большей части известных нам народов, так как оно -открыло бы у них двери для всевозможных преступлений.

Существующий во многих государствах закон, который требует под страхом наказания, чтобы человек доносил даже о тех заговорах, в которых он сам не участвовал, не менее жесток, чем вышеприведенный. Если он вводится в монархи­ческом государстве, то необходимо подвергнуть его ограниче­ниям.

Там он должен применяться во всей своей строгости лишь к преступлениям оскорбления величества по первому пункту. В этих государствах очень важно не смешивать различные виды этого преступления.

В Японии, где законы опрокидывают все понятия человече­ского разума, обвинение в недонесении применяется к самым обыденным случаям.

Мы читаем о двух девушках, которых там продержали до смерти в утыканном гвоздями сундуке, - одну за ее любовные похождения, а другую за то, что она не донесла на первую.

ГЛАВА XVIII  Как опасно в республиках наказывать слишком строго за преступление оскорбления величества

Когда республике удалось уничтожить тех, кто хотел ее ниспровергнуть, она должна поспешить положить конец мще­нию, наказаниям и даже наградам.

Нельзя осуществлять больших наказаний, а следовательно, и больших изменений, не доверяя нескольким гражданам боль­шой власти; поэтому в таких случаях лучше много прощать, чем много наказывать, лучше изгонять немногих, чем многих, лучше вовсе не лишать имущества, чем производить массовые конфискации. Иначе под предлогом мщения за республику установится тирания мстителей. Надо уничтожать не того, кто господствует, а господство. Надо как можно скорее возвра­титься к обычному порядку правления, при котором закон все охраняет и никого не угнетает.

Греки не полагали никаких пределов мщению тиранам или тем, кого они считали тиранами. Они предавали смерти детей, иногда  -  пятерых ближайших родственников осужденного. Они изгнали бесчисленное количество семейств. Их республики были потрясены этим до основания, и возвращение сосланных всегда было эпохой, знаменовавшей  перемену государствен­ного строя.

Римляне поступали благоразумнее. Когда Кассий был осужден за стремление к тирании, был поставлен вопрос: не следует ли умертвите его детей, но их не подвергли никакому наказанию. «Те,  -  говорит Дионисий Галикарнасский,  -  кото­рые в конце марсийской войны и гражданской войны хотели изменить этот закон и не допускать к должностям детей лиц, изгнанных Суллой, были настоящими преступниками».

Из войн Мария и Суллы видно, до какой степени мало-по­малу извратились души римлян. События этого времени были так ужасны, что, казалось, они уже не повторятся. Но во время триумвиров люди хотели быть более жестокими и в то же время казаться менее жестокими; можно прийти в отчая­ние от софизмов, которыми оправдывала себя эта жестокость. Аппиан сообщает нам формулу проскрипций. Можно поду­мать, что единственным их предметом было благо республики, так хладнокровно говорится там об интересах общества, о пре­восходстве принятых мер над всеми прочими, о безопасности богачей и спокойствии простого народа, об опасении подверг­нуть угрозе жизнь граждан, о желании умиротворить солдат и, наконец, о том, как все будут счастливы.

Рим был залит потоками крови, когда Лепид праздновал свой триумф после побед в Испании; несмотря на это, он отдал беспримерный по нелепости приказ, повелевавший граж­данам радоваться под угрозой проскрипции.

ГЛАВА XIX Как приостанавливают пользование свободой в республике

В государствах, где наиболее дорожат свободой, суще­ствуют законы, дозволяющие нарушить свободу одного, дабы сохранить ее для всех. Таковы в Англии так называемые ЬШз от аиатйег. Они принадлежат к одному разряду с теми афин­скими законами, которые создавались против отдельного лииа голосованием 6 тысяч граждан. Они принадлежат к одному разряду с теми законами, которые создавались в Риме против отдельных граждан и назывались там привилегиями. Право создавать их принадлежало лишь большим собраниям народа. Но каким бы образом народ их ии создавал, Цицерон требо­вал, чтобы они были уничтожены, на том основании, что вся сила закона заключается в его всеобщем применении. При­знаюсь, однако, что ввиду обычая, существующего у самых свободных народов мира, я склонен думать, что в некоторых случаях на свободу следует набросить покрывало, подобно тому как закрывали иногда статуи богов.

ГЛАВА XX  О законах, благоприятствующих свободе гражданина в республике

В народных государствах обвинения часто бывают публич­ными, так что каждому дозволяется обвинять, кого он захочет. Это вызвало установление законов, ограждающих невинность граждан. В Афинах обвинитель, не поддержанный пятой частью голосов собрания, уплачивал штраф в 5 тысяч драхм. К такому штрафу был приговорен Эсхин, обвинявший Ктесифона. В Риме недобросовестный обвинитель считался опозоренным, и ему клеймили лоб литерой К. Чтобы обвинитель не мог под­купить судей или свидетелей, к нему приставляли стражу.

Я уже говорил об афинском и римском законе, который дозволял обвиненному избавляться от суда добровольным изгнанием.

ГЛАВА XXI  О жестокости законов против должников в республике

Гражданин, ссудивший деньги другому гражданину, кото­рый занял их для того, чтобы израсходовать, и потому уже не имеет их, в силу одного этого обстоятельства получает над ним большое превосходство. Что же произойдет в республике, если это превосходство будет еще более усилено законами?

В Афинах и в Риме первоначально дозволялось продавать несостоятельного должника. Солон отменил этот обычай в Афинах; он постановил, что кредитор не имеет власти над личностью должника. Но в Риме децемвиры не отменили этого обычая; имея перед глазами реформу Солона, они не захотели последовать его примеру, и это не единственный пункт в за­конах двенадцати таблиц, где обнаруживается намерение де­цемвиров поколебать дух демократии.

Эти жестокие законы против должников не раз подвергали опасности Римскую республику. Человек, покрытый ранами, выбежал из дома своего кредитора на площадь. Народ был потрясен этим зрелищем. Тогда и другие граждане вышли из тюрем своих кредиторов, которые не решились их задержи­вать. Им надавали обещаний, но ничего этим не добились, и народ удалился на Священную Гору. Он добился не отмены законов, а назначения особого должностного лица, на обязан­ности которого лежало защищать народ. Общество вышло из состояния .анархии, но ему угрожала тирания. Манлнй заду­мал для приобретения популярности вырвать из рук кредито­ров граждан, которых они обратили в рабство. Замыслы Манлия были предупреждены; но старое зло продолжало существовать. Было издано несколько отдельных законов, облегчавших уплату долгов, и в 428 году от основания Рима консулы провели закон, который лишил кредиторов права держать своих должников в рабстве у себя в доме. Ростовщик Папирий попытался 0бесчестить молодого человека по имени Публий, которого он держал в оковах, и, подобно тому как преступление Секста дало Риму политическую свободу, пре­ступление Папирия дало ему гражданскую свободу.

Такова была судьба этого города, что новые преступления упрочили в нем свободу, доставленную ему старыми преступ­лениями. Покушение Аппия на Виргинию вновь пробудило в народе то отвращение к тиранам, которое вселила в него несчастная участь Лукреции. Через 37 лет после позорного преступления Папирия подобное же преступление заставило народ удалиться на Яникульский холм и придало новую силу закону, созданному для ограждения должников.

С этого времени не столько кредиторы преследуют своих должников за неуплату долгов, сколько должники  -  своих кредиторов за нарушение законов против ростовщичества.

ГЛАВА XXII  О мерах, нарушающих свободу в монархиях

В монархиях свобода часто терпела ущерб от меры, бесполез­ной в первую очередь для самого государя, а именно  -  от назна­чения особых комиссаров для суда над отдельной личностью.

Государь получает так мало пользы от комиссаров, что не стоило бы из-за этого изменять обычного порядка вещей. В моральном отношении он должен быть уверен, что у него больше честности и справедливости, чем у его комиссаров, которые всегда считают себя достаточно оправданными его приказами, сомнительными требованиями государственной пользы, оказанным им предпочтением и даже своей трусостью.

При Генрихе VIII для суда над пэрами назначали комисса­ров из палаты пэров, в результате были казнены все пэры, от которых желательно было отделаться.

ГЛАВА XXIII О шпионах в монархии

Нужны ли шпионы в монархии? Хорошие государи обычно не пользуются их услугами. Человек, который соблюдает за­коны, выполняет все, чего может требовать от него государь;

надо, чтобы по крайней мере он мог найти убежище в соб­ственном доме и спокойно заниматься своими делами, по­скольку это не связано с каким-либо нарушением законов. Шпионаж, может быть, и был бы терпим, если бы шпионами были честные люди. Но по позору, который неизбежно ло­жится на лицо, можно судить о позоре самого дела. Государь должен проявлять по отношению к своим подданным кротость, прямоту и доверие. Тот, кто много тревожится, подозревает и опасается, подобен актеру, который затрудняется выполнить свою роль. Видя, что законы в общем остаются в силе и ува­жаются, государь может считать себя в безопасности. Поведе­ние всех служит ему порукой за повеление каждого. Пусть он только оставит страх - и он сам поразится тому, как его будут любить. Да и в самом деле, почему бы его не любить? В нем видят лишь источник чуть ли не всего добра, которое со­вершается в государстве, между тем как все кары ставятся в счет законам. Государь показывается народу всегда с ясным выражением лица. Даже его славу мы считаем нашей славой и в его могуществе видим нашу силу. Одно из доказательств любви к государю заключается в том доверии, которое питают к нему: когда министр откажет в просьбе, думают, что госу­дарь удовлетворил бы ее. Даже в пору общественных бедствий его не обвиняют, но только сожалеют о том, что он многого не знает или находится «под влиянием дурных людей. Если бы государь знал/ - говорит народ. Эти слова - призыв к госу­дарю и доказательство доверия, которым он пользуется.

ГЛАВА XXIV  Об анонимных письмах

Татары должны надписывать свои имена на стрелах, чтобы можно было узнать, чья рука выпустила их. Филипп Македон­ский был ранен при осаде города дротиком, на котором было написано: этот смертельный удар Филиппу нанес Астер. Если бы те, которые обвиняют человека, имели в виду обще­ственное благо, то они обращались бы со своими обвинениями не к государю, который может быть легко предубежден, а к судьям, которые действуют по правилам, страшным только для одних клеветников. Если же обвинитель не хочет допустить между собою и обвиненным посредничества законов, то это значит, что он имеет основание бояться их, и самое малейшее наказание, которого он заслуживает в таком случае, состоит в том, чтобы не верить ему. Можно удостоить его внимания лишь в тех случаях, которые не терпят медлительных приемов обычного судопроизводства и когда дело идет о безопасности государя. В таком случае можно предположить, что тот, кто обвиняет, сделал над собой усилие, чтобы заставить себя гово­рить, Во всех же прочих случаях следует сказать вместе с императором Констанцием: «Мы не можем подозревать того, кто, имея врага, не имел обвинителя».

ГЛАВА XXV  О приемах правления в монархии

Королевская власть есть великий двигатель, действия кото­рого должны совершаться легко и без шума. Китайцы про­славляют одного из своих императоров, который, по их сло­вам, правил, как само небо, т. е. своим личным примером.

Есть случаи, когда власть должна действовать со всею своею силой, и другие, когда она должна действовать, огра­ничивая себя. Высшее искусство управления состоит в том, чтобы твердо знать, каковы должны быть пределы власти, которую следует применять при различных обстоятельствах.

В наших монархиях все наше благоденствие состоит в мнении, которое составил себе народ о кротости правления. Неискусный министр любит заявлять вам, что вы рабы. Но если бы это было и так, то он должен был бы стараться скры­вать это от вас. Он только и знает, что извещает вас и сло-весно, и письменно о том, что государь разгневался, что он возмущен, что он наведет порядок. Дело управления может быть сильно облегчено; для этого надо, чтобы государь обод­рял, а угрожали только законы.

ГЛАВА XXVI  О том, что монарх должен быть доступным

Легче всего это понять из примера противоположного:

«Царь Петр I,  -  рассказывает г. Перри,  -  издал новый указ, по которому подавать ему жалобы разрешается лишь после того, как уже будут поданы две жалобы его чиновникам. Тогда в случае отказа в правосудии можно подать ему третью;

но тот, чья жалоба окажется несправедливой, подвергается смертной казни. С тех пор никто не подавал царю жалоб».

ГЛАВА XXVII О нравах монарха

Нравы государя содействуют свободе в такой же степени, как и законы. Государь, как и закон, может обращать людей в животных и животных в людей. Если он любит свободные души - у него будут подданные; если ему нравятся низкие души - у него будут рабы. Если он желает постигнуть вели­кое искусство царствовать, пусть приближает к себе честь, добродетель, пусть поощряет личные заслуги. Он даже может иногда обратить взор и на таланты. Ему незачем бояться со­перничества так называемых достойных людей; он равен им, коль скоро он их любит. Пусть он покоряет сердца, но не на­лагает оковы на разум. Пусть он станет популярным. Ему должна быть приятна любовь малейшего из его подданных, ибо они тоже люди. Народ так радуется малейшему проявле­нию внимания к нему, что было бы несправедливо отказать ему в этом: бесконечное расстояние, которое отделяет его от монарха, не позволит ему стать назойливым. Пусть монарх будет благосклонен к просьбам и непреклонен перед требова­ниями, и пусть он знает, что народ радуется, когда он отказы­вает придворным, а придворные радуются его милостям.

ГЛАВА XXVIII  Об уважении монархов к своим подданным

Монархи должны соблюдать большую осторожность в шут­ках. Умеренная шутка приятна, потому что она устанавливает более непринужденные отношения, но колкая шутка менее дозволительна для них, чем для последнего из их подданных, так как только в их устах она всегда наносит смертельные раны.

Еще менее позволительно им подвергать подданного явному оскорблению: они поставлены для того, чтобы про­щать или наказывать, но отнюдь не для того, чтобы оскорб­лять.

Оскорбляя своих подданных, они поступают с ними более жестоко, чем повелители турок или московитов - со своими. Эти последние своими оскорблениями унижают, но не бес­честят людей; а они и унижают, и бесчестят их.

Азиаты по свойственному им предрассудку видят в причи­ненной им государем обиде доказательство его отеческого внимания; а в нас по свойственному нам образу мыслей жгу­чая боль от перенесенного оскорбления усугубляется отчая­нием от невозможности смыть его.

Государи должны радоваться, что имеют подданных, для которых честь дороже жизни, для которых она является сти­мулом не только мужества, но и верности.

Вспомним о несчастьях, постигших государей, которые оскорбили своих подданных: о мести Херея, евнуха Нарсеса и графа Юлиана, наконец, о герцогине Монпансье, которая, обидевшись на Генриха III за то, что он разгласил некоторые ее тайные недостатки, нарушала его спокойствие в продолже­ние всей его жизни.

ГЛАВА XXIX О гражданских законах, которые могут внести немного свободы в деспотическое правление

Хотя деспотическое правление по своей природе везде оди­наково, но различные обстоятельства, религиозные убеждения, предрассудки, полученные примеры, свойства ума, обычаи, нравы могут внести в него значительные различия.

Весьма полезно, если в таком государстве имеются опреде­ленные укоренившиеся понятия. Так, в Китае на императора смотрят, как на отца народа, а в начале существования госу­дарства арабов государь был там проповедником.

Хорошо также, если там есть какие-нибудь священные книги, которые могут служить правилом поведения, каковы Коран у арабов, книги Зороастра у персов, Ведды у индийцев, классические книги у китайцев. Религиозный кодекс воспол­няет недостатки гражданского и ограничивает произвол.

Уместно также, чтобы судьи в сомнительных случаях сове­щались с духовными властями, как это делается в Турции, где кади вопрошают мулл. В случаях же преступлений, караемых смертью, желательно, чтобы судья, если он есть, уведомлял и губернатора, дабы гражданские власти и церковные умерялись еще и политической властью.

ГЛАВА XXX  Продолжение той же темы

Деспотизм в своем неистовстве распространил опалу отца на его детей и жен. Но последние и так уже несчастны, не будучи виновными. Кроме того, надо, чтобы между государем и обвиняемыми стояли лица, которые могут своими мольбами смягчить его гнев или побудить его вынести более справедли­вое решение.

У малдивов есть хороший обычай, чтобы сановник, впавший в немилость, ежедневно являлся ко двору своего государя до тех пор, пока он снова не завоюет его благосклонность: его присутствие обезоруживает разгневанного государя.

Есть деспотические государства, где полагают, что хода­тайствовать за опального перед государем значит нарушать должное почтение к последнему. Эти государи как будто употребляют все усилия для того, чтобы лишить себя добро­детели милосердия.

Аркадий и Гонорий объявили в законе, о котором я столько говорил, что они не будут щадить тех, кто осмелится умолять их за виновных. Это очень дурной закон, так как он нехорош даже для деспотизма.

Очень хорош обычай Персии, дозволяющий всем, кто этого пожелает, покидать государство, хотя противоположный обы­чай имеет свое начало в деспотизме, который смотрит на под­данных, как на рабов, а на тех, кто покидает государство, как на беглых рабов. Этот персидский обычай очень выгоден для деспотизма, так как опасение ухода плательщиков останавли­вает или ограничивает притеснения пашей и сборщиков по­датей.

 



Сайт управляется системой uCoz