Место или, быть может роль, разума в жизни Человека.

Достижения Человека в рациональном (с помощью разума) познании Мира, предоставили в его распоряжение многократно увеличить свое могущество, и тем самым подвергают его, Человека, великому искушению, искушению быть сильным, быть могущественным и с позиции этой силы попытаться навязать свою волю другим. При этом не столь важно, кто эти другие – Люди, твари или Природа. Рациональное познании Мира в представлениях людей европейской культурной традиции, а именно она является сегодня господствующей в мире, который принято называть цивилизованным, ассоциируется с «научным» познанием.

Научное же познание во-первых очень неоднородно по уровню, степени своего развития, и во-вторых, по умолчанию предполагает, что другого вида знания, кроме научного нет и быть не может. В рамках данного комментария, нет возможности вдаваться в детальное рассмотрение этих особенностей научного познания, хотя, оно несомненно его достойно, ограничимся лишь следующими замечаниями. На сегодня наиболее высокого уровня развития и его осознания достигла физика, особенно «атомная физика», где наиболее четко просматриваются границы применимости имеющихся знаний и в достаточной мере выработалась привычка к тому, что отраслевое научное знание находиться в состоянии постоянного развития, и следовательно ни в какой конкретный момент не может претендовать на владение абсолютной или почти абсолютной истины. Но в виду своей крайней малочисленности теоретические физики оказывают очень незначительное влияние на мнение научной общественности, а значит и на общественные представления о Мире вообще. Их это и не очень беспокоит. Авторитет научного знания базируется на достижениях, лежащих в основе технических достижений, находящихся постоянно и повсеместно на виду абсолютного большинства людей цивилизованного Мира, тем самым способствую формированию иллюзии, что научный подход есть единственный метод познания Мира.

В основе научного метода познания заложена аксиома или догмат о  материальности всех явлений. При этом под материальностью понимается вещественность, все в Мире состоит из вещества. И следовательно обладают его атрибутами, свойствами. Устойчивостью – постоянством во времени и пространственным постоянством – формой, которая сама не обязательно должна быть постоянной, но постоянно ее наличие. Следствием вещественности является их воспроизводимость и ощутимость, непосредственно или опосредованно.

Абсолютное большинство явлений изучаемых современной Наукой этими свойствами действительно обладает. И несмотря на то, что современной физике известно множество явлений не укладывающихся в схему подобных представлений, в силу отмеченных особенностей,  это не изменяет общественного представления о научности.

Другой особенностью научного познания является наличие формальных, вербальных (изложимых словами) логических правил, определяющих возможные, допустимые преобразования одного/одних явления в другое/другие. Для конкретной научной дисциплины на сегодня не все правила могут быть известны, выявлены, но изначально предполагается, что все они будут обладать вербальностью, которая есть атрибут сознания. Названные особенности научного подхода способствуют формированию представления – иллюзии, что практически любое явление может быть предсказано, рассчитано, необходимо лишь учесть все исходные данные и выполнить без ошибок все необходимые «вычисления». Благо жизнь мира машин и механизмов давала, дает и будет давать тому многочисленные подтверждения.

И не смотря на то, что жизнь, бытиё представляют Человеку множество примеров не укладывающихся в данную схему, слишком велика ее притягательность, особенно в молодости, благодаря преимуществам, которые она сулит. Слишком наглядны преимущества, которые получает человек имеющий, (рассчитавший и построивший) тачку по сравнению с тем, у кого ее нет, уж не говоря об автомобиле, пулемете или атомной бомбе.

В основе такого мировоззрения лежит представление, догмат – «Окружающий Человека Мир вещественен, то есть, материален и никаких других субъектов кроме Человека, способных по своей воле, «сознательно, целенаправленно» создавать, творить нечто в этом Мире не существует». То есть концепция атеистического мировосприятия.

Подобного рода иллюзии, даже если они основаны на добросовестных заблуждениях, крайне опасны потому, что, по умолчанию, предполагают, что и отношения между Человеком и Природой, равно как и отношения между Человеком и другим Человеком могут быть построены на тех же основаниях, на которых строятся машины и механизмы. И не важно признается ли эта концепция на словах, главное, что именно ей руководствуется большинство людей цивилизованного мира при принятии каждодневных решений.

Необходимо особо подчеркнуть, что это не особенности научного мышления, а особенности рационального мировоззрения на его начальной фазе развития, когда развивающееся сознание, как молодой человек, упоен ощущением своего «роста», своих все возрастающих возможностей, полагает что все в Мире предуготовано для него, а все что не укладывается в такое представление, досадные мелочи или подлежащие устранению (это революционеры) или просто не достойные его внимания (это обыкновенная человеческая гордыня).

Мировоззрение религиозного Человека отличается тем, что его сознание преодолев гордыню не игнорирует явлений выходящих за рамки вещественной модели Мира, а накапливая их расширяет «сознательную картину Мира», находя в ней место и для других творящих субъектов, помимо Человека. Сколько их, Один или несколько, каковы их имена и взаимоотношения между Собой и Человеком не суть важно, это особенности конкретного религиозного учения, которые, однако, имеют существенное значение для Человека.

В человеческой жизни это проявляется в различной побудительной мотивации при принятии решений, как повседневных, так и ключевых, основополагающих. Или другими словами определяет систему жизненных ценностей Человека. На какой из позиций религиозной или атеистической находиться Человек, определяет основу на которой формируется система его жизненных ценностей. Но важны и ценности других, более низких уровней. Важнейшими факторами влияющими на их формирование являются религиозное или идеологическое для атеистов учение и система образования, которые формируют соответствующие подсистемы. В России, как стране с сугубо атеистическим мировоззрением, значимость религиозного учения в процессе формирования системы жизненных ценностей Человека, далее системы Ценностей, уместно рассматривать на примере соответствующего влияния системы Образования.

Хорошо поставленная, классическая система Образования позволяет развить заложенные от Природы способности и таланты Человека через научение, реализуемое Школой, с высоким значением критерия эффективность/затраты. Критерий этот достаточно трудно формализуется, но ввиду его важности и отсутствия альтернативы, будем понимать под затратами главным образом расходы времени и денег осуществленных в период, когда образование являлось основной жизненной программой Человека, он был учащимся. А под эффективностью системы Образования предлагается понимать среднегодовой уровень благополучия, в первую очередь материального, в период, когда создание материальных ценностей является важнейшей или просто важной жизненной программой Человека, например через пять лет после того как Человек перестал быть учащимся и до выхода на пенсию. Предлагаемую форму критерия оценки качества предполагается использовать главным образом для сравнения различных вариантов системы Образования. При этом важно не только соотношение доходов и затрат, но и их абсолютный уровень. При этом по умолчанию предполагается, что Человек при рождении обретает, как минимум способности и таланты среднего, обычного человека, патологии не рассматриваются. При этом предполагается, что стремление познать окружающий мир, любознательность изначально присуща, имманентна Человеку и является его внутренним побудительным мотивом.

Полагая, что «религиозное чувство», то есть стремление разместить в своей картине Мира творящих субъектов не являющихся людьми также имманентно Человеку, можно оценить значимость религиозного Учения. Требования к «хорошему религиозному Учению» концептуально аналогичны требованиям к «хорошей системе Образования», а требования к «хорошей Церкви» концептуально аналогичны требованиям к «хорошей Школе».

Представляется, что не только составляющие системы Ценностей, но основные понятия, такие как система Образования, Школа являются Символами, в понимании наиболее близком к юнговскому (смотри на этом сайте), психическая энергетика, которых зависит от ряда факторов. То есть не только являются генераторами лучшего содержания, но генераторами психической энергетики эмоций Человека. Высокий уровень энергетики в системе система Образования – Школа – система Ценностей Человека возможен, когда входящие в нее элементы соответствуют друг другу, согласуются между собой. Из чего проистекает ряд следствий:

1.      Как каждый из элементов, так и вся конструкция в целом существенно зависят от времени и места.

2.      По крайней мере для дня сегодняшнего обучение есть процесс коллективный и следовательно предполагает определенный уровень согласования систем Ценностей обучающихся. Это конечно, не ахти, какая новость, в лучших учебных заведениях существует не столько тщательный отбор учащихся, сколько тщательный подбор обучаемых в группы.

Следствия эти важны в том смысле, что через их призму будут рассматриваться все составляющие подсистемы системы Ценностей. Система Ценностей будучи одной из основополагающих составляющих Человека должна основываться на естественных и фундаментальных атрибутах Человека, коими являются Вера, Надежда, Любовь. На них вырастают Религиозное чувство, стремление к Познанию (чувство любознательности), Семейное чувство и соответствующие им Ценностные подсистемы. Цельность или гармония такого рода конструкции обеспечивается их объединением, слиянием в «высшей точке» - в Боге.

Но нельзя и забывать о том, что система Ценностей это продукт труда не только Человека, но и Мира, в котором осуществляется его Бытие, то есть Жизнь, имеющую свою историю и особенности характерные для того региона, в котором она проходит. На сколько качественным является этот продукт можно судить по качеству жизни людей.

Неразвитость одной из подсистем делает ущербной всю конструкцию, отсутствие стимулирует появление соответствующего суррогата. А поскольку система Ценностей это «компас» повсеместно и постоянно направляющий Человека в его жизненном пути, нетрудно представить последствия, обусловленные его неточностью, тем более полной неработоспособностью.

Возвращаясь к теме комментария, можно сказать «Проблемы возникают у Человека тогда, когда он изменяя себе самому, необоснованно смещает свое Я либо в сторону сознания, разума либо в сторону своего Бессознательного, рефлексов и чувств». Для того, чтобы не потеряться на жизненных путях Человек должен научиться понимать Себя и быть частным с самим Собою. Эту главную проблему нельзя назвать ни рациональной, ни естественной. Но ее крайне трудно решать, если отсутствует ее осознание. Как представляется именно осознанию этой проблемы и посвящена философия Фомы Аквинского, рассматриваемой в книге Этьена Жильсона «Томизм». Проблема эта занимает умы людей многие столетия, и будет занимать их еще очень долго. Дополнительные трудности, как представляется, обусловлены, во-первых, тем, что рассмотрение ведется в рамках Христианского религиозного Учения и во-вторых происходило более семисот лет тому назад, в течении которых претерпели значительные перемены и Бытие и Мировоззрение и язык. Постижение подобных произведений великий труд, но и великое наслаждение.

P. S.

Долго преследовало некое странное ощущение «какого-то неудобства», нарушенной гармонии. Представляется, что его источник связан с попытками доказать существование (в том числе Фомой Аквинским) или несуществование (например Федором Достоевским в «Братьях Карамазовых» глава о «Великом Инквизиторе») Бога рациональным образом. Думается, что сама постановка вопроса, пользуясь терминологией физиков, является «не корректной». Источник некорректности, как представляется, находиться во-первых, в Христианском мировоззрении, Теологии, точнее в ее практически полном отсутствии, и, во-вторых, в нерационольной природе Бога. Нерационольной, потому, что «природа» Бога «несравненно шире природы разума», поэтому «рационального» доказательства не может быть по определению. Человек, как совокупность всех его составляющих – тела Души и Духа в христианской культурной традиции (в восточно буддиской культурной традиции таких составляющих семь) есть то «место», где Бог и Человек «пересекаются», но только в том случае, если Человек сумел сформировать и развить не только свое физическое, плотное тело, но и свою Душу и свой Дух; все свои тонкие тела в восточно буддиской культурной традиции.

Вера в существование Бога появляется или не появляется у Человека по мере прохождения его жизненного пути. Примерно то же можно сказать и о Любви. Рациональное доказательство служит основанием Знания, а не Веры. Вера формируется в процессе проживания – это результат жизни или ее  этапа. Истинная Вера, как и зрелая Любовь, приходят, если приходят к человеку во второй половине жизни.

Сайт управляется системой uCoz