Приложение F

ЗАМЕТКИ ОБ ЭКОНОМИКЕ И АНТРОПОЛОГИИ НАСЕЛЕНИЯ

Проблемы, рассмотренные в гл. 8, занимали экономическую науку со дня ее возникновения. Не будет ошибкой сказать, что экономическая наука родилась в 1681 г., когда сэр Уильям Петти (один из основателей Королевского общества, коллега сэра Исаака Ньютона, который был чуть моложе его) обратил пристальное внимание на причины стремительного разрастания Лондона. К всеобщему удивлению, он обнаружил, что Лондон разросся настолько, что стал больше Парижа и Рима вместе взятых. В работе Другой опыт по политической арифметике, рассматривающий рост города Лондона" он объяснял, как более высокая плотность населения сделала возможным большее разделение труда:

„Каждая мануфактура будет разделяться на столько частей, сколько это возможно... При производстве часов один человек будет делать колесики, другой — пружину, третий — гравировать циферблат... и часы будут лучше и дешевле, чем когда вся работа возложена на одного человека.

И мы видим также, что в таких городах и на таких улицах большого города, где почти все жители заняты одним и тем же ремеслом, изготовляемый товар лучше и дешевле, чем где-либо в ином месте. Более того, когда все виды мануфактур сосредоточены в одном месте, каждое отходящее судно может очень быстро получить необходимый ему груз, составленный из стольких продуктов разного рода, сколько может их взять у него порт, в который оно направляется" (1681/1899: 11, 453 и 473 <Петти, 1940: 231 >).

Петти осознавал также, что „малочисленность населения есть истинный источник нищеты; и нация, насчитывающая

263

восемь миллионов человек, вдвое богаче нации, обладающей такой же территорией, но при четырех миллионах населения; а что до правителей, на которых возложена великая ответственность, то они могут служить как большему, так и меньшему числу людей" (1681/1899: II, 454-455 и 1927: II, 48). Как жаль, что специально написанное им эссе о „Приумножении человечества", по-видимому, утеряно (1681/1899:

I, 454-455 и 1927: I, 43). Но общая концепция, несомненно, перешла от него через Бернарда Мандевиля (1715/1924: I, 356 <Мандевиль, 1974: 318>) к Адаму Смиту, заметившему, как указано в гл. 8, что разделение труда ограничено емкостью рынка и что рост населения имеет решающее значение для процветания страны.

Если экономисты с самого начала поглощены рассмотрением этих вопросов, то антропологи в последнее время не уделяли достаточного внимания эволюции моральных норм („наблюдать" которую, разумеется, почти невозможно); а попытки следовать эволюционному подходу пресекались не только топорным социал-дарвинизмом, но и социализмом с его предрассудками. И все-таки мы обнаруживаем, что знаменитый антрополог-социалист в исследовании „Урбанистическая революция" определяет „революцию" как „кульминацию прогрессивных изменений экономической структуры и социальной организации сообществ, что вызывало драматический рост населения или сопровождалось им" (Childe, 1950: 3). Важные для нас мысли можно найти и в работах М.Ж-Герсковица: „Связь численности населения с окружающей средой и технологией, с одной стороны, и уровнем производства на душу населения — с другой — представляется величайшей проблемой, когда речь идет о поиске комбинаций, обеспечивающих данному народу экономический выигрыш...

В общем, похоже, что вопрос о выживании острее всего стоит в малочисленных обществах. И наоборот, как раз в группах большей численности, когда появляется специализация,

264

столь существенная для производства такого количества товаров, которого более чем достаточно для обеспечения всех средствами существования, общество получает возможность наслаждаться досугом (1960: 398).

То, что часто изображается биологами (например, Carr-Saunders, 1922; Wynne-Edwards, 1962; Thorpe, 1976) как в первую очередь механизм, ограничивающий рост населения, с таким же успехом можно представить как механизм увеличения или, скорее, приведения его численности к долговременному равновесию с ресурсами территории — механизм, который приводится в действие как при появлении возможностей, благоприятных для поддержания жизни большего числа людей, так и при всевозможных затруднениях, обусловленных временным избытком населения. Природа достаточно изобретательна и в том, и в другом, а человеческий мозг, видимо, стал самой эффективной структурой, позволившей одному виду сделаться могущественнее и распространеннее всех других.


Приложение G

СУЕВЕРИЯ И СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Книга была уже подготовлена к печати, когда д-р Д.А. Рис, давая дружеский отзыв о прочитанной мною лекции, привлек мое внимание к замечательному небольшому исследованию сэра Джеймса Фрэзера (1909) — „Задача для души" — с подзаголовком, который я вынес в название настоящего раздела. В нем, пояснял Фрэзер, он попытался „отделить зерна от плевел". Там рассматриваются вопросы, ставшие основным предметом моего исследования, причем рассматриваются примерно с тех же позиций. Однако, будучи выдающимся антропологом, Фрэзер в своем исследовании приводит такое количество эмпирического материала (особенно касающегося ранних ступеней развития собственности и семьи), что, имей я такую возможность, я бы привел здесь все 84 страницы его работы в качестве наглядного приложения к своей книге. Из заключений Фрэзера, имеющих прямое отношение к предмету моей книги, следует выделить объяснение того, как суеверия, укрепляя уважение к браку, способствовали более строгому соблюдению правил половой морали — и среди состоящих в браке, и среди холостых. В главе о частной собственности (17) Фрэзер подчеркивает, что „вследствие наложения на вещь табу, она наделялась сверхъестественной или магической силой, что практически делало ее не доступной ни для кого, кроме владельца. Таким образом табу становилось мощным средством, закрепляющим отношения — наши

266

друзья-социалисты, возможно, скажут: заковывающим в цепи частной собственности". И далее (19) он приводит сообщение более раннего автора о том, что в Новой Зеландии „форма табу служила надежным стражем собственности", и еще раньше  — о Маркизских островах, где „первейшей миссией табу, несомненно, было утверждение собственности как основы всего общества".

Есть у Фрэзера и вывод (82), что „суеверие оказало человечеству огромную услугу. Многим оно послужило основанием, пусть и ложным, для правильных действий; и, конечно же, для мира лучше, когда вредные мотивы приводят людей к правильным поступкам, чем когда из лучших побуждений совершаются вредные дела. Для общества важно не то, как думают, а то, как себя ведут; и коль скоро наши поступки добры и справедливы, для ближнего не имеет ни малейшего значения: ошибочны наши взгляды или нет".


ОТ РЕДАКТОРА

Редактор выражает свою признательность прежде всего секретарю профессора Хайека г-же Шарлотте Кубитт за неоценимую помощь, оказанную ею при подготовке этой рукописи к публикации. Хотелось бы также поблагодарить своих собственных научных ассистентов Тимоти Брайена, Тимоти Гросклоуза, Кеннета Рокка, Кристин Мойнихен и Лейфа Венара из Стэн-фордского университета за работу над текстом; своих коллег: д-ра Михаила Бернстама (Гуверовский институт), г-на Джеффри Фридмана (Калифорнийский университет, Беркли), д-ра Ханнеса Гиссурарсона (Исландский университет), д-ра Роберта Гессена (Гуверовский институт), г-жу Жене Оптон (Беркли), профессора Ге-рарда Радницкого (Трирский университет), профессора Джулиана Саймона (Мдрилендский университет) и профессора Роберта Уэссона (Гуверовский институт) за то, что они внимательно прочли рукопись и помогли полезными советами. Разумеется, никто из них не несет ответственности за какие-нибудь ошибки, оставшиеся неисправленными.

У.У.Бартли, III Стэнфорд, Калифорния Май 1987


БИБЛИОГРАФИЯ

Alchian, Armen (1950), "Uncertainty, Evolution and Economic Theory", Journal of Political Economy 58, reprinted in revised form in Alchian (1977).

Alchian, Armen (1977), Economic Forces at Work (Indianapolis: Liberty Press).

Alland, A.,Jr. (1967), Evolution and Human Behavior (New York: Natural History Press).

Alvarez, Louis W. (1968), "Adress to Students", in Les Prix Nobel .

Babbage, Charles (1832), On the Economy of Machinery and Manufacture (London: C. Knight).

Baechler, Jean (1975), The Origin of Capitalism (Oxford:

Blackwell).

Bailey, S. (1840), A Defence of Joint-Stock Banks and Country Issues (London: James Ridgeway).

Barker, Ernest (1948), Traditions of Civility (Cambridge:

Cambridge University Press).

Barry, Brian M. (1961), "Justice and the Common Good", Analysis 19.

Bartley, W.W., Ill (1962/84), The Retreat to Commitment (New York: Alfred A. Knopf, Inc., 1962), 2nd, revised and enlarged edition (La Salle: Open Court, 1984).

Bartley, W.W., Ill (1964), "Rationality versus the Theory of Rationality", in Mario Bunge, ed.: The Critical Approach to Science and Philosophy (New York: The Free Press).

Bartley, W.W., Ill (1978), "Consciousness and Physics:

Quantum Mechanics, Probability, Indeterminism, the Body-MindProblem", in Philosophia, 1978, pp. 675-716.

269


БИБЛИОГРАФИЯ

Hartley, W.W., Ill (1982), "Rationality, Criticism and Logic", Philosophic!, 1982, pp. 121-221.

Bartley, W.W., Ill (1985/87), "Knowledge Is Not a Product Fully Known to Its Producer", in Kurt R. Leube and Albert Zlabinger, eds.. The Political Economy of Freedom (Munich: Philosophia Verlag, 1985); and in revised and expanded form as "Alienated Alienated: The Economics of Knowledge versus the Psychology and Sociology of Knowledge", in Radnitzky and Bartley (1987).

Bateson, William (1913), Problems of Genetics (New Haven: Yale University Press).

Bauer, Peter (1957), Economic Analysis and Policy in Underdeveloped Countries (London: Cambridge University Press).

Bauer, Peter (1971), "Economic History as a Theory", Economica NJ5. 38, pp. 163-179.

Bauer, Peter (1972), Dissent on Development (Cambridge, Mass.: Harvard University Press).

Bauer, Peter (1981), Equality. The Third World and Economic Delusions (Cambridge, Mass.: Harvard University Press).

Bauer, Peter and Basil S. Yamey (1957), The Economics of Underdeveloped Countries (Chicago: University of Chicago Press).

Baumgardt, D. (1952), Bentham and the Ethics of Today (Princeton: Princeton University Press).

Bell, Daniel and Irving Kristol, eds. (1971), Capitalism Today (New York: Basic Books, Inc.).

Bentham, Jeremy (1789/1887), Works, ed. John Bowring (Edinburgh: W.Tait).

Bloch, Ernst (1954-59), Das Prinzip Hoffnung (Berlin:

Aufbau Verlag; English translation. The Principle of Hope (Cambridge, Mass.: MIT Press, 1986)).

Blum, H.F. (1951), Time's Arrow and Evolution (Princeton:

Princeton University Press).

Bonner, John Tyier (1980), The Evolution of Culture in Animals (Princeton: Princeton University Press).

270


БИБЛИОГРАФИЯ

Bopp, F. (1927), Geschichte der indogermanischen Sprachwissenschaft (Berlin: GrundriB der indogermanischen Sprach und Altertumskunde).

Born, Max (1968), My Life and My Views (New York: C. Scribner), <русск. перевод: Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., Прогресс, 1973>.

Boserup, Esther (1965), The Conditions of Agricultural Growth (London: George Alien & Unwin).

Boserup, Esther (1981), Population and Technological Change. A Study of Long Term Trends (Chicago: University of Chicago Press).

Braudel, Fernand (1981), Civilization and Capitalism:

15th-18th Century, Vol. 1, The Structures of Everyday Life: The Limits of the Possible (New York: Harper & Row), <русск. перевод: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XV111 вв. — T.I, "Структуры повседневности: возможное и невозможное". М., Прогресс, 1986>.

Braudel, Fernand (1982a), Civilization and Capitalism:

15th-18th Century, Vol. 11, The Wheels of Commerce (New York: Harper & Row) <русск. перевод: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XV111 вв. — Т. 2, "Игры обмена". М., Прогресс, 1988>. Braudel, Fernand (1982b), in Le Monde, March 16. Braudel, F. (1984), Civilization and Capitalism: 15th-18th Century, Vol 111, The Perspective of the World (New York:

Harper & Row).

Bullock, Allan and Oliver Stallybrass, eds. (1977), The Harper Dictionary of Modern Thought (New York: Harper & Row). Published in Britain as The Fontana Dictionary of Modern Thought.

Burke, E.P. (1816), "Letter to a Member of the National Assembly", in Works (London: F.C. & J.Rivington).

Butler, Samuel (1663-1678), Hudibras, Part 1 (London:

J.G. for Richard Marriot under Saint Dunstan's Church in Fleet Street, 1663); Part 11 (London: T.R. for John Martyn and James Allestry at the Bell in St. Paul's Church Yard, 1664); Part 111 (London: Simon Miller at the Sign of the Star at the West End of St. Paul's, 1678).

271


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Айронс, Уилмм 33, 272, 273

Аквинскмй, Фома (Святой) 84,86,

248

Актон, лорд 93

Алланд.А.мл.33,269

Алчян, Армен 65, 204, 269

Альварес, Луис У. 252, 269

Аристотель 24, 58, 81—84, 86, 93,

158, 182, 190, 243, 248

Баббедж, Чарльз 152, 269 Баркер, Эрнст 269 Баррет, Поль 46 Барри, Брайан 90, 96. 269 Бартли. У.У, III 12, 14, 22, 108, 129, 159,268.269,284 Батлер, Самюал 69, 271 Баумгардт, Д. 270

Бауэр, пор» (Питер Бауэр) 215, 270 Башлер, Жан 60, 80, 269 Бейли, Сэмюал 30, 269 Бейтсон, Унльям 251, 270 Беккер, Г.С. 65 Белл, Д. 270

Бсм-Баверк, Е. фон 172. 255 Бентам, Иеремия 92, 93, 111, 114, 187. 248, 270,274

Берк, Эдмунд 53, 64, 94, 271 Бернал, Дж.Д. 106 Бернстам, Михаил 268 Блох, Эрнст 185, 270 Бланделл, Джон 12 Блум, Х-Ф. 256. 270 Боннер, Джон Тайлер 33, 48, 270 Бопп, Франц 250, 271 Борн, Макс 105, 108, 271

Босуалл, Джеймс 58 Боузруп, Эстер 215, 271 Брайен, Тимоти 268 Бродель, фернан 175, 180, 188, 192,271

Быоллок, Аллан 271 Бэкон 9

Вальрас,Леон 169

Венар, Лейф 268

Визе, Леопольд фон 197, 198

Виэср, Фридрих фон 172

Вико, Джамбаттиста 122, 288

Виланд, KM. 47, 250. 288

Винн-Эдвардс, В. 265, 289

Вольтер 111. 114'

Ворциммер, Петер Дж. 249, 288

Вуд,ДжонБ. 12

Вулф, Вирджиния 101, 102

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих 187, 189

Гексли, Томас Генри 278 Гельвеций, КА. 248

Гердер, Иоганн Готфрид фон 47, 122, 250,277

Герсковиц, М.Дж. 71, 264, 277 Гессен, Роберт 268

Гете, Иоганн Вольфганг фон 24, 185 Гиссурарсон, Ханнес 268 Гоббс, Томас 25 Госсен, ГТ. 152, 254, 274 Грин, С. 71

Гриндер, Уолтер 12 Гросклоуэ, Тимоти 268 Грубер, Говард Э. 46. 249, 276

290

Гумбольдт, Вильгельм фон 47, 140, 250,251,277, 278

Дарвин, Чарльз 45, 46, 50, 122, 187,

188,249—251, 276

Декарт, Рене 87, 92

Демандт, Александр 190, 273

Демсетц, Гарольд 65

Дерен, Серж 60, 273

Джевонс, Уильям Станли 169,

171, 255

Джей, Мартин 237, 279

Джонс, сэр Уильям 45, 250, 279

Джонсон, Сэмюал 58

Джоунс, Э.Л. 279

Дюрам, Уильям 33, 273

Жувеналь, Бертран де 196, 279 Зомбарт, Вернер 192, 287

Камара, (архиепископ) Хелден 182

Кант, Иммануил 128, 129, 279

Карлейль, Томас 160, 250, 272

Каррен, Чарльз 202, 273

Карр-Сондерс, AM. 33, 265, 272

Катон Старший 179

Квинтон, лорд (Энтони Квинтон)

107, 284

Кейнс, Джон Мейнард 10, 100—103,

109, 117, 118, 133,260,279

Келлер, Рудольф Э. 249, 251, 279

Керферд, дж.б. 243, 279

Кирш, Г. 93, 279

Кларк, Грэхем 272

Кларк, Р.У. 104, 272

Клиффорд, У.К. 188, 272

Колумб, Христофор 36

Кон, Норман 273

Конт, Огюст 49, 92, 120, 187, 273

Конфуций 184, 190, 273

Коуз, Р.Х. 65, 272, 273

Коэн,Дж.Э.220,273

Коэн, Моррис Р.100, 105, 190, 273

Кристол, Ирвинг 270

Кубитт, Шарлотта 14, 268

Кэмпбелл, Б.Дж. 33, 272

КэмпбСАА, Дональд Т. 36, 272


Кэмпбелл, У-Гленн 11

Лидделл, Г.Г. 194, 279 Лиджио, Леонард П. 12 Лики, Р.Э.70,279 Локк, Джон 61, 87, 207, 279, 280

Майер, Г. 48, 201, 280

Майр, Эрнст 81,280

Мак-Клири, Дж.Ф. 209, 280

Мак-Нейл, Уильям Г. 158, 280

Максвелл, Джеймс Клерк 252

Малиновский, Б. 234, 280

Мальтус, Томас 206, 209, 210

Мандевиль, Бернард 26—28, 122, 150,

157,232,248,264,276, 280

Маркс Карл 49, 90, 93, 160, 162,

187—189, 192, 194, 212, 253, 255, 260

Маркуэе, Герберт 236

Маршалл, Альфред 101, 102, 171, 253

Мах, Эрнст 157

Махлуп, Фриц 10, 67, 280

Медик, Ганс 247, 280

Менгер, Антон 162

Менгер, Карл 13, 53, 122, 162, 166,

169, 172,249,255,281

Миэес, Людвиг фон 15, 132, 153, 174,

193, 281

Милликен, Р.Э. 106

Миллер, Дэвид 202, 281

Милль, Джеймс 253

Милль, Джон Стюарт 93, 102, 114,

140, 162, 163,171,253, 254, 281

Мойнихен, Кристин 268

Моно, Жак 98—100, 103, 108, 118,

282

Монтень, Мишель де 24

Монтескье, Шарль Луи де Секондае

61,69,282

Моррис, Уолтер С. 12

Мур, ГЭ. 103, 282

Мэн, Генри Самнер 53, 54, 64, 280

Мюрдаль, Гуннар 90, 282

Найт, Фрэнк X. 261, 279 Науман, Фридрих 201 Нидам, Джоэеф 59, 80, 100, 282 Норт, Дуглас Ч. 215, 282


291


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ


Ньютон, сэр Исаак 263

(УБрайен, Ч.Ч. 237, 282 Оптон, Жене 268 Оруалл, Джордж 98, 282 Остмльд, Вильгельм 106

Патген, Симон В. 250. 282

Пей, Марио 201, 282

Пейович, Став 65

Петти, сэр Уильям 263, 282, 283

Пиаже, Жан 85, 186. 283

Пигготт, Стюарт 72, 283

Пиренн, Жак 60.71. 283

Пирсон, НТ. 153, 283

Ллант, сэр Арнольд 65, 190

Платон 58, 93, 158

Полани, Карл 80, 283

Поппер, сэр Карл Р. 10, 22, 33, 47,

49, 87,88,108,119. 121,159,272.276.

283.284

Прибран, К. 284

Пригожий, Илья 284

Прудон, Пьер Жоэеф 112

Радницкий, Герард 22, 268, 284

Райл, Гилберт 137. 285

Рассел, лорд (Бертран Рассел) 51,

104. 109, 111, 114. 118. 149. 182,285

Рейт, Иоахим 255

Ренфрю, Колин 71, 284, 285

Рикардо, Давид 174, 253

Рис, ДА 266

Роберте, П.К. 153, 285

Рокк, Кеннет 268

Ролс.Джон 131,284

Ростовцев, М. 80, 285

Рузвельт, Теодор 201

Руссо, Жан-Жак 28, 88, 89, 91—93,

113,136,149,258,260,285

Рутленд, Питер 153, 285

Савиньи, Ф.К. фон 64. 122, 285, 286 Саймон, Джулиан Л. 216, 268. 286 Салливан, Джеймс 207, 288 Сегерстедт, Торни 91, 286 Сен-Симон, Клод Анри де 90, 93 Сенека 179


Сетон-Уотсон, Г. 96. 286

Симпсон, ДжГ. 33. 286

Скиннер, Б.Ф.286

Скотт, Р.194, 279

Смит, Адам 29. 30, 46, 63, 150, 154,

187, 206, 207, 232, 248—250, 253, 264,

275,286

Содди, Ф. 106

Сольвей, Э. 106

Стейн, Питер 251, 287

Стефен, сэр Лесли 102

Столлибрас, Оливер 271

Страбон 55, 287

Стюарт, Дугалд 46, 247. 287

Сцитовсхи, Тибор 258, 286

Тайлор, Эдвард Б. 90, 288 Тейяр де Шарден, П. 288 Токвиль, Алексис де 93 Торп, УТ. 265, 288 Троттер, Уилфред 33, 86, 288

Уикстид, Филип Генри 171 Уильямс, Джордж К. 289 Уильямс, Раймонд 198. 289 Улльман-Маргалит, Эдна 249, 288 Уотли, (архиепископ) Ричард 193, 194

Уэйли. Артур 190 Уэллс, ГДж. 98, 117, 288 Уэссон, Роберт Г. 268 Уэстермарк, ЭА. 90, 289

Фарб, Питер 33, 274

Финли, сэр Моэес А. 54, 274

Ферпосон, Адам 13, 63 247, 248, 274

Ферри, Энрико 91, 274

Флю, А.ГН. 51, 208, 274

Форд, Генри 163

Форстер, Э.М. 103, 117

Франклин, Норман 12

Фрейд, Зигмунд 8, 36, 260, 274

Фридман, Джеффри 268

Фрэзер, сэр Джеймс Г. 266, 267, 274

Фукидид 83

Фуко, Мишель 113

Хабермас, Юрген 113


292


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ


Хайек, ФА. фон 7—12, 14, 20, 22, 62, 81,102,111,127,129,131, 138, 153, 165,181,248,254,261,268,274—277 Хаксли, Джулиан 47, 208, 278 Хардин, Гаррет Джеймс 31, 227, 249,275

Харрис Высокого Креста, лорд (Ральф Харрис) 12 Хейэинга, Иохан 261, 277 Хейл, сэр Мэттыо 63 Хейлброннер, Роберт 42, 277 Хиршманн, Альберт О. 277 Хобхаус,Л.Т. 191,277 Ховард,Дж.Г.ЗО,277 Хоконссен, Кнуд 275 Холдсуорт, У.С. 277 Хоукс, Давид 190 Хоффер, Эрик 158

Цицерон Марк Тулий 24, 58, 179

Чайлд, ВТордон 42, 71, 264, 272 Чапмеи,Дж.У. 1%, 272 Чеунг, Стивен Нгшеонг 65 Чизхольм, Дж-Б. 103, 117

Шаньон, Наполеон А. 33, 272, 273 Шафаревич, Игорь Ростиславович 286 Шекспир, Уильям 200 Шельский, X. 190 286 Шиллер, Фридрих фон 58, 250, 286 Шоек, Гельмут 64, 190, 286 Шредингер, Эрвин 286 Шульце, Г.250, 286 Шумахер, Э.Ф. 258, 286 Шумпетер, Иоэеф А. 191. 286

Эванс-Причард, 33. 188, 274 Эверетт, К.У. 248, 274 Эддингтон, сэр Артур 106 Эдмондс.Дж.М.273 Эинауди, Луиджи 80, 273 Эйнштейн, Альберт 103—105, 109, 118, 182,272,273 Экклз, сэр Джон 33 Эммет, Дороги М. 249, 274 Энгельс. Фридрих 222


Эрхард, Людвиг 201

Юм, Давид 13, 19, 20, 28, 61—63, 84, 117,118,122,128,133,150,246—248, 275, 276, 278


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


 


Австрийская школа в экономической теории, 171—172; см. также предельная полезность

Альтруизм, как источник несчастья, 112; может препятствовать формированию расширенного порядка, 142; в малых группах, 35

Анимизм, отказ от него при трансцендентном процессе самоупорядочения, 127; в коннотациях слов, 185; при интерпретировании сложных структур, 144; сохранение А. в исследованиях человеческого взаимодействия, 186; в религии, 100

Антропоморфизм, см. анимизм

Бентама традтрм, 92, 187 Биологическая эволюция, отличия от культурной эволюции, 48; не предшествует полностью культурной эволюции, 43; как в Б.з. происходят изменения, 32; не подчиняется незыблемым законам, 48; и исследования развития культуры, 47 Благожелательная деспотия, 202 Благоприятные результаты, абсурдность требования пред


варительной уверенности в Б.р. в качестве предпосылки действия в условиях расширенного порядка,142

Благородный дикарь, миф о Б-д. в коллективистской традиции, 33; у Руссо, 88—89; не свободный и не могущественный, 89, 114

Блумсберийсхая группа, 102

Богатство, увеличение его, 15, 159.173

Босуэлла "Жизнь" (Д-р Самюэл Джонсон), 58

"Вектор времени", 256 Взаимодействие, сложность В., 252—255

Генетический, в значении генетического наследования, 251 Генетическое развитие, 47 Гражданские свободы, 53

Деньги, их гипнотическое воздействие, 176; двойственное отношение к Д., 177; отвращение к Д.,179—180;гл.6 и далее

Дифференциация, ее преимущества, 140; в системах обмена,


294


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


161; и рост населения, 209, 216—217, 263—264

Доход, его распределение, 16; и справедливость, 17

"Естественное", 243; сведение к врожденному или инстинктивному, 243, 258; приложение А

Естественные науки, 259, 251

Замысел, человеческий, его пределы, 15, 16, 132—133; замысел и цель, К-Клиффорд о 3. и цели,188

Знание, роль в конкуренции, 160;

развитие 3; 132; 3. и правила морали,238

Игра, в культурной эволюции, приложение Е

Индивидуализированная собственность, 25; преимущества в распространении информации, 149;приносит широко рассеянные выгоды как собственникам, так и несобственникам, 136—137;

как основа роста, 58; И.с. и цивилизация, 51; осуждается во имя свободы, 205; развитие понятия, 54; после Руссо все больше попадает под подозрение, 89; современная антропология пренебрегает изучением И.с-, 90; и свобода, 54; как предпосылка торговли, 55; поддерживается выжившими в процессе эволюционного отбора религиями, 236; неизвестна дикарю, 60; гл. 2


Индивидуализм, и миф об одиноком дикаре, 25

Индивидуальная собственность, и древние орудия труда, 55—56; земля как И-с., 56;

непризнание И.с- спартанцами, 58

Индивиды, могут лучше судить об использовании собственных ресурсов, 55, 152—153;

не понимают правил поведения, которым следуют, 26;

живут в двух системах правил, 36, 37; могут быть уничтожены из-за неправильных представлений о разумном, 50, 51; в рыночном порядке производительные усилия И. идут на пользу незнакомым им людям, 140; возмущаются ограничениями инстинктивного поведения, 25

Инстинкт, апелляция к нему социализма, 17; как основа для сотрудничества древних групп, 24; как лучшее руководство к сотрудничеству между людьми (мнение Руссо), 88, 89; конфликт И. с усвоенными правилами, 36, 37; сохранение воздействия И-, 35; И. способствует созданию правил микрокосма, 36; недостаточность И. как основы для расширенного порядка, 123; как источник ненависти к ограничениям, необходимым для жизни цивилизации, 25—26; древнее обычаев и традиций, 44; приводит к тому, что видимые затраты физических усилий


295


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


ценятся выше, чем "таинственная" торговая деятельность, 159

Интеллект, не изобретал норм морали,235, 236

Инфляция, и общая теория Кейнса, 100—103

Информация, доступ к ней, 15;

обладание И. дает преимущества в торговле, 156—157;

плотность населения способствует разнообразию И., 218—219; в распространении порядка, 148; индивидуальное использование в торговле, 79, 135; и рынки, 16; быстрая передача, 230; превосходство спонтанных образований в распространении, 155; предрассудки по отношению к ней,176

"Искусственное" (в противоположность "естественному"), путаница, внесенная И. Юмом, 248; как продукт сознательного замысла, 243;

приложение А

Калькуляция человеческих жизней, 226

Капитал, работа Маркса над проблемой К., 253; для обеспечения населения средствами к существованию, 212

Капитализм, 15; и убеждение, будто собственники манипулируют системой,137, 144— 145;и цивилизация, 20; создал пролетариат, 213; обеспечивает занятость, 212; экспансия К., 60; не удовлетворяет догмам конструктивист


ского рационализма, 116; и свобода, 110—111; сопротивление различным практикам К., 20; использование рассеянного знания при К., 20; использование термина, 192

Каталлактика, 109, 171, 193—194

Кибернетика,249

Коллективизм, и первобытный человек, 25; и более широкие торговые отношения, 75—76

Коллективная полезность, невозможно установить, 170—171

Коллективный продукт, его величина, 16

Коммерция, в Древнем Мире, 53—54; отношение к ней спартанцев, 58; роль в распространении цивилизации, 61—62

Конкурсная, денег, невозможная при государственной монополии, 180; в эволюции, 49; и соблюдение правил, 38;

как процедура открытия при приспособлении к неизвестным обстоятельствам, 38;

требуемая для предотвращения злоупотреблений собственностью, 64—65

Консерватизм, не является позицией Хайека, за исключением ограниченного круга вопросов морали, 94—95

Конструктивистский рационализм, 42; в попытке контролировать развитие, 43; искажает исследования в области археологии и социологии, 90, 91; воплощает ложную теорию разума, четыре требования К.р., 87, 108—


296


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


109; интерпретация права и морали в К.р., 92—93; ограничивает экспериментирование, 94; и представление, будто рациональный человеческий ум вошел в развивающееся человеческое тело, 43;

повторяющиеся темы в К.р., 113—114; как социалистическая методология, 142—143;

распространяемый средствами массовой информации, 97; гл. 4 и 5

Культурная эволюция, в приспособлении к непредвиденным событиям, 48; отличия и более быстрое развитие по сравнению с биологической Э„ 47—48, 244; идея К-э., 45;

включает наследование приобретенных признаков, 48, 250—251; язык затемняет понимание К-э., 245; не подчиняется незыблемым законам развития, 48

Ламаркизм,47

Либерализм, в американском смысле, 93, 114, 191;уХоб-хауса, 191; взгляды "старых вигов" на Л., 91

Макроэкономика, 172, 174 Мальтузианская теория народонаселения, 206 Мораль, не удовлетворяет (и никакой моральный кодекс неспособен удовлетворить) рационалистическим критериям ее обоснования, 120—121;

сложившаяся М. поддерживает расширенный порядок,


123; греческую традицию М. распространили римляне, 57—58; и "либеральная" философия, 93; предпочтительное употребление термина, 26; философы-рационалисты предполагают, что стремление к счастью — причина выбора М., 112; отказ Чизхольма от М. ввиду ее иррациональности и ненаучности, 103; восстание против М. в Блумсберийской группе, 101; Юм о М. и праве на собственность, 62—63, 246—248; роль эволюции в формировании, 39; нежелательные постеленные изменения в М., 38 Моральные практики, традиционные, 15, 22; не могут быть ра1цюнально обоснованы, 120; М.п. капиталистов создают пролетариат, 224— 225; и гражданские свободы, 53; не создаются ни инстинктами, ни разумом, 22; неприязнь к М.п., 16; воздействие на экономику и политическую жизнь, 18; их эволюционный отбор, 15, 93; непонимание М.п., 15; делают возможным развитие разума, 41;

не основаны на прямом вознаграждении за соблюдение, 18; болезненность принятия М.п., 15; как часть разума, Локк о М.п., 87; распространение М.п., 15; недоказуемость М.п., 15; "неразумность" и"ненаучность" М.п.,116


297


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


Населения рост, гл. 8, приложение F

Натуралистическая ошибка, 51

Научный метод, у Макса Бор-на, 105

"Невидимая рука", Адама Смита, 29, 253

"Неудовлетворенность культурой" (Зигмунд Фрейд), 8, 36

Обмена системы, 165 "Общая воля", у Руссо, 88 "Общество", гл. 7 и далее Организации, в спонтанном макропорядке, 67 Освобождение, как угроза свободе, 113—114 Отчуждение, источники О., приложение D

"Пагубная самонадеянность", считать, что способности и навыки исходят преимущественно от разума, 41; что плоды эволюции всегда могут быть усовершенствованы изобретательностью человека, 145; возвращает к господству природных инстинктов вместо прививаемых ограничений, 88; считать, что человечество может пересоздать мир по своему желанию, 51,131 Периферийные регионы, и рост

населения, 220—221 Позитивизм, 92, 107 Порядок, делает людей более могущественными, 138; нельзя объяснить или предвидеть, 138; эволюционный отбор и П., 246, не предпола


гает персонификации или сознательного упорядочения, 46, 135,187 Постепенные улучшения, 121 Правила поведения, как альтернатива совместным целям, 110; не могут быть заранее спроектированы, 126; независимы от цели, 57; складываются без знания последствий их соблюдения, 126; следование П.п. не тождественно знанию последствий, 137; и правила игры, 261—262 Правительство (государство), преувеличение роли П. в исторических исследованиях, 78—79; и развитие древней цивилизации, 59; взгляды Юма на ограничение власти П., 61; монополия П. на денежную эмиссию, 180; П. и стагнация Китая, 80 Право, и абстрактные правила, регулирующие распоряжение собственностью, 55; как гарант свободы, 63—64; язык и П., 250—251; Савиньи о нем,64

Предельная полезность, 138; теория П.п., 169—170; революционизирующее воздействие теории П.п., 253—254; Гл. 6 и далее

Прибыль, как сигнал для плодотворной деятельности, 82— 83, 162,181; непонимание интеллектуалами, 181 Принцип сравнительных издержек, 174

Производство ради потребления, Эйнштейн о Ор-ч., 103,182


298


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


Пролетариат, 24, 211, 224—225 Процветание, Адам Смит о нем,207

Разделение труда, см. Специализация

Разум, гл. 1, 4, 5 и далее; неправильные представления о Р. могут изменять факты, 52; не является средством, с помощью которого усвоенные правила вытесняют врожденные реакции, 44; правильное использование, 18; как результат эволюционного отбора, а не источник способности приобретать навыки, 41—42; использование Декартом для оправдания утоления инстинктов, 87; ценность Р. в сравнении с традициями, 95

Расширенный порядок человеческого сотрудничества, 8, 15;

вклад религии в Рл., 237;

складывается на протяжении длительных периодов времени, 33, 36; включает субпорядки, существующие по различным правилам, 35; ме-ханицистские интерпретации, 116; Р.п. и деньги, 180— 181; самая сложная из известных нам структур, 218;

Рл. и моральные практики, 15, 26—27; требует сдержи-. вания инстинктов, 28, 64;

складывается не в результате воплощения чьих-то замыслов, а спонтанно, 15;

роль торговли в древности для развития Р.п., 69—78;


Рл. и индивидуализированная собственность, 60; позволяет использовать рассеянное знание в разнообразных целях, 30 Рационализм, 107, 232; см. конструктивистский рационализм. Рациональная реконструкция,

121, 247

Религия, антропоморфизм в ней, 100; роль в развитии традиций морали, 19, 232; как источник неприятия собственности, 91; гл. 9 Ресурсы, направление Р., 16; рассредоточение Р. и использование знаний о них,17, 135—136; попытки захвата в древности, 79; экономия при использовании, 30, 210 Рынки, конкурентные,16; роль в создании порядка, 38; распределяют ресурсы при невозможности предвидеть конечные результаты, 125;

роль в сборе информации, 30; в представлении австрийской школы, 172 Рыночная экономика, 192 Рыночный порядок, позволяет увеличиваться численности населения и относительному богатству, 123, 207, 226; непреднамеренно приносит пользу другим, 142—143;

последствия, которые принесло бы разрушение Рл., 8—9, 51, 207; вклад шотландских философов-моралистов XVIII в. в понимание Р.п., 248; Кейнс о Р.п., 100; позднее развитие, 32; слабое по-


299



ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


нкмание Р.п., 37—38; обеспечивает существование будущих поколений, 148; позволяет использовать рассеянное знание, 50—51

Самоорганизация, в экономической науке и биологии, 20;

см. спонтанный порядок

Свобода (freedom), и "основополагающие естественные законы" Юма, 61—63; невозможна без определенного ограничения и разграничения прав индивидов, 110; включает имплицитное принятие некоторых традиций, 109;

ошибочный взгляд Руссо на С., 88—89; подвергается угрозе со стороны сильного правительства, 59; два смысла понятия С, 59

Свобода (liberty), и значение слов, Конфуций о С., 184

"Символические истины", в религии, 235

Собственности права, гл. 2; непрекращающееся развитие представлений о них, 66

Солидарность, как отличительная черта малых групп, 141;

введение

Сортировка, 227

Сотрудничество, и малые группы, 38

Социал-дарвинизм, 45; недостатки его неправомерно используются для отказа от эволюционного подхода к человеческим взаимоотношениям, 50—51, 264

Социализм, 15; стремится пере


делать традиционные нормы морали, право и язык на "рациональной" основе, 15—18, 118, 185, 259; анализ экономического порядка, 15, 16;

привлекательность для интеллектуалов, 94—96; основан на аристотелевских и анимистических представлениях, 84, 85, 186; влияние на уровень жизни, 20, 21; фактические ошибки С., 15—20;

Милль и принятие идей С., 253—254; необходимость отказаться от С., 15—16; предполагавшаяся дискуссия о С., 7; поддерживается якобы существующей научной этикой, 107; употребление термина, 192

Социальная инженерия, 59, 91

Социальная справедливость, гл. 7 и далее; и роль разума, 19,202

"Социальный" (общественный) в значении "благой", 198—200

Специализация, способствует росту населения, 73, 209;

увеличивает могущество группы, 141; С. и использование информации, 176

Спонтанность, зависит от всеобщих правил,128

Спонтанный порядок, в создании расширенного порядка, 15, 145—148; возникновение понятия, 249; С.п., деньги и кредит, 178; организации и Сп., 67—68; С-п. и требование заранее известных благоприятных последствий,128


300


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


Способность к обучению, у людей, 35, 37, 139

Справедливость, 61; Джон Локк о ней, 61—62; противоположные представления о ней,132, 204; гл. 2 и далее

Страх неизвестности, и торговля, 165

Суеверия, роль в сохранении традиций, 266

Сциентизм, см. конструктивистский рл/ионалиам

Торговля, приводит к высокой плотности заселения, 73; археологические свидетельства о ней, 69; связана с драматическим приростом населения, 70, 78; презрение к Т., 156—165; неправильные заключения относительно регулирования Т. в Афинах, 80; древнейший способ связи между отдаленными группами, 70; Т. и производство, 176; специализация в Т., 69;

Т. распространяла порядок, но разрушала строй жизни древних племен, 64—73; Фукидид о Т., 83

Традиции (tradition), как приспособление к неизвестному, 133; основаны не на интуиции, бессознательном или разуме, 45, 46; смешение с личной волей, 240; передают правила, выработанные неосознанно, 26,29, 32, 232; лежат между инстинктом и разумом, 41, 44; древнее разума, 41; роль суеверий в их сохранении, 266—267; выше


разума, 132; поддерживаются религиозной верой, 233;

передаются с помощью религии, 234

Традиции (traditions), лежащие в основе рыночного порядка, вклад в увеличение знания и богатства, 17; не способны удовлетворять конструктивистским критериям, 113— 118, 124; отказ социалистов от них, 17 Трансцендентный порядок, 127 Труд, у Мальтуса, 206—208

Утилитаризм, 107; ошибочное представление о Юме как об основателе утилитаризма, 246—248

Физические усилия, и заслуги, 159; Карлейль о Ф.у., 160;

снижение ценности Ф.у., 162

Философы-досократики, и представление о самоорганизующихся порядках, 81

Финансовые институты, страх и возмущение, 178—180; государственная монополия делает невозможным конкурентное экспериментирование, 180; складываются благодаря спонтанному порядку, 180; гл. 6 и далее

Ценность, сложность и Ц., 253;

условия, влияющие на Ц., 166; презрение к "искусственному" характеру Ц., 169; иерархия Ц., 169; повышение Ц. и человеческие цели, 166; ошибка Милля в


трактовке Ц., 162, 253, и осязаемые продукты, 161; в торговле, зависимость от относительной редкости, 161 Центральная власть, правление Цл., 16; в сравнении с функционированием децентрализованного рынка, 151—153;

неспособность использовать информацию в полной мере, 135.151—153; неспособность обеспечить "социальную справедливость* и улучшение экономического положения, 149; Ц.в. и индивидуализированная собственность, 90

Цены, и приспособление к неизвестному, 134; и распределение, 162; эволюция Ц., 76, 79; направляют действия рыночных агентов, 173—174, 182; отражают ценность средств, 168; роль в формировании расширенной экономики, 152—154 Цивилизация, выгоды и издержки, 8; Ц. и эволюция культуры, 34; Ц. и расширенный порядок, 15; основы в древности, 53; исторические конфликты, 36; ограниченная роль сильных правительств в развитии Ц., 59—60; развивается не по чьему-либо сознательному замыслу, 43; сложилась в результате не ожидавшихся постепенных изменений морали,39; обуздывает инстинктивное поведение, 26; Ц. и индивидуализированная собственность, 53.61

Частная собственность (private ownership), в древнем Египте, 60; как основа справедливости, 61; Фрэзер о табу и Ч.с., 266—277; в греко-романском мире, 53

Частная собственность (private property), см. индивидуализированная собственности

Человеческий ум (сознание), 40—44; развивается в результате усвоения традиций, 39—40; как продукт культурной эволюции, 37

Эволюция, не может быть справедливой, 130; параллельная Э. человеческого разума и цивилизации, 39; Э. культуры, аналогична, но не тождественна биологической Э., 32—34; не позволяет предвидеть будущее, 48; понимание Э. предвосхшцает теорию Дарвина, 46; Джулиан Хаксли об Э., 47; Э. знания, 20— 23; Э. морали и моральных традиций, 20—23; Джозеф , Нидэм об Э., 100; не ограни- чивается Э. организмов, 50, ' 141; разума, правил, 39, 41;

спонтанный порядок в Э., 4S разнообразие в Э., 140 Экономическая теория, 29; Э.т. 1 антропология, 263—265; apистотелевская Э.т., 81—84; aвстрийская школа в Э.т., 169 провал монокаузальных об яснений в Э.т., 252—255; Ж


понимание Э.т. современными учеными, 106; Э.т. и мораль у Кейнса, 102; имеет дело не с физическими явлениями, 172, 253; возможное влияние на Дарвина, 46; самоорганизующиеся процессы в Э.т., 165, 253; Э.т. и социализм, 145—146; Э.т. и структура человеческой деятельности, 134

Эксплуатация, не обязательна в торговле, 163

Эмпиризм, 107

"Этика познания", у Моно, 98

Язык, обесценение Я., 21; и гл. 7; Я. и эволюция, 250; использование для классификации, 31, 184—186

Xenos, друг гостя, 76



Сайт управляется системой uCoz