Приложение F
Проблемы,
рассмотренные в гл. 8, занимали экономическую науку со дня ее возникновения. Не
будет ошибкой сказать, что экономическая наука родилась в 1681 г., когда сэр
Уильям Петти (один из основателей Королевского общества, коллега сэра Исаака
Ньютона, который был чуть моложе его) обратил пристальное внимание на причины
стремительного разрастания Лондона. К всеобщему удивлению, он обнаружил, что
Лондон разросся настолько, что стал больше Парижа и Рима вместе взятых. В
работе Другой опыт по политической арифметике, рассматривающий рост города
Лондона" он объяснял, как более высокая плотность населения сделала
возможным большее разделение труда:
„Каждая мануфактура будет разделяться на столько частей, сколько это возможно... При производстве часов один человек будет делать колесики, другой — пружину, третий — гравировать циферблат... и часы будут лучше и дешевле, чем когда вся работа возложена на одного человека.
И мы видим также, что в таких городах и на таких улицах большого города, где почти все жители заняты одним и тем же ремеслом, изготовляемый товар лучше и дешевле, чем где-либо в ином месте. Более того, когда все виды мануфактур сосредоточены в одном месте, каждое отходящее судно может очень быстро получить необходимый ему груз, составленный из стольких продуктов разного рода, сколько может их взять у него порт, в который оно направляется" (1681/1899: 11, 453 и 473 <Петти, 1940: 231 >).
Петти осознавал также, что „малочисленность населения есть истинный источник нищеты; и нация, насчитывающая
263
восемь
миллионов человек, вдвое богаче нации, обладающей такой же территорией, но при
четырех миллионах населения; а что до правителей, на которых возложена великая
ответственность, то они могут служить как большему, так и меньшему числу
людей" (1681/1899: II, 454-455 и 1927: II, 48). Как жаль, что специально
написанное им эссе о „Приумножении человечества", по-видимому, утеряно
(1681/1899:
I, 454-455 и 1927: I, 43). Но общая концепция, несомненно, перешла от него через
Бернарда Мандевиля (1715/1924: I, 356 <Мандевиль, 1974: 318>) к Адаму
Смиту, заметившему, как указано в гл. 8, что разделение труда ограничено
емкостью рынка и что рост населения имеет решающее значение для процветания
страны.
Если экономисты с самого
начала поглощены рассмотрением этих вопросов, то антропологи в последнее время
не уделяли достаточного внимания эволюции моральных норм („наблюдать"
которую, разумеется, почти невозможно); а попытки следовать эволюционному
подходу пресекались не только топорным социал-дарвинизмом, но и социализмом с
его предрассудками. И все-таки мы обнаруживаем, что знаменитый
антрополог-социалист в исследовании „Урбанистическая революция" определяет
„революцию" как „кульминацию прогрессивных изменений экономической
структуры и социальной организации сообществ, что вызывало драматический рост
населения или сопровождалось им" (Childe, 1950: 3). Важные для нас мысли можно найти и в
работах М.Ж-Герсковица: „Связь численности населения с окружающей средой и
технологией, с одной стороны, и уровнем производства на душу населения — с
другой — представляется величайшей проблемой, когда речь идет о поиске
комбинаций, обеспечивающих данному народу экономический выигрыш...
В общем, похоже, что вопрос о выживании острее всего стоит в малочисленных обществах. И наоборот, как раз в группах большей численности, когда появляется специализация,
264
столь существенная для производства такого количества товаров, которого более чем достаточно для обеспечения всех средствами существования, общество получает возможность наслаждаться досугом (1960: 398).
То,
что часто изображается биологами (например, Carr-Saunders, 1922; Wynne-Edwards, 1962; Thorpe, 1976) как в первую очередь механизм, ограничивающий
рост населения, с таким же успехом можно представить как механизм увеличения
или, скорее, приведения его численности к долговременному равновесию с
ресурсами территории — механизм, который приводится в действие как при
появлении возможностей, благоприятных для поддержания жизни большего числа
людей, так и при всевозможных затруднениях, обусловленных временным избытком
населения. Природа достаточно изобретательна и в том, и в другом, а
человеческий мозг, видимо, стал самой эффективной структурой, позволившей
одному виду сделаться могущественнее и распространеннее всех других.
Приложение G
Книга была уже подготовлена к
печати, когда д-р Д.А. Рис, давая дружеский отзыв о прочитанной мною лекции,
привлек мое внимание к замечательному небольшому исследованию сэра Джеймса
Фрэзера (1909) — „Задача для души" — с подзаголовком, который я вынес в
название настоящего раздела. В нем, пояснял Фрэзер, он попытался „отделить
зерна от плевел". Там рассматриваются вопросы, ставшие основным предметом
моего исследования, причем рассматриваются примерно с тех же позиций. Однако, будучи
выдающимся антропологом, Фрэзер в своем исследовании приводит такое количество
эмпирического материала (особенно касающегося ранних ступеней развития
собственности и семьи), что, имей я такую возможность, я бы привел здесь все 84
страницы его работы в качестве наглядного приложения к своей книге. Из
заключений Фрэзера, имеющих прямое отношение к предмету моей книги, следует
выделить объяснение того, как суеверия, укрепляя уважение к браку,
способствовали более строгому соблюдению правил половой морали — и среди
состоящих в браке, и среди холостых. В главе о частной собственности (17)
Фрэзер подчеркивает, что „вследствие наложения на вещь табу, она наделялась
сверхъестественной или магической силой, что практически делало ее не доступной
ни для кого, кроме владельца. Таким образом табу становилось мощным средством,
закрепляющим отношения — наши
266
друзья-социалисты,
возможно, скажут: заковывающим в цепи частной собственности". И далее (19)
он приводит сообщение более раннего автора о том, что в Новой Зеландии „форма
табу служила надежным стражем собственности", и еще раньше — о Маркизских островах, где „первейшей
миссией табу, несомненно, было утверждение собственности как основы всего
общества".
Есть у Фрэзера и вывод (82),
что „суеверие оказало человечеству огромную услугу. Многим оно послужило
основанием, пусть и ложным, для правильных действий; и, конечно же, для мира
лучше, когда вредные мотивы приводят людей к правильным поступкам, чем когда из
лучших побуждений совершаются вредные дела. Для общества важно не то, как
думают, а то, как себя ведут; и коль скоро наши поступки добры и справедливы,
для ближнего не имеет ни малейшего значения: ошибочны наши взгляды или
нет".
ОТ РЕДАКТОРА
Редактор выражает свою признательность прежде всего секретарю профессора Хайека г-же Шарлотте Кубитт за неоценимую помощь, оказанную ею при подготовке этой рукописи к публикации. Хотелось бы также поблагодарить своих собственных научных ассистентов Тимоти Брайена, Тимоти Гросклоуза, Кеннета Рокка, Кристин Мойнихен и Лейфа Венара из Стэн-фордского университета за работу над текстом; своих коллег: д-ра Михаила Бернстама (Гуверовский институт), г-на Джеффри Фридмана (Калифорнийский университет, Беркли), д-ра Ханнеса Гиссурарсона (Исландский университет), д-ра Роберта Гессена (Гуверовский институт), г-жу Жене Оптон (Беркли), профессора Ге-рарда Радницкого (Трирский университет), профессора Джулиана Саймона (Мдрилендский университет) и профессора Роберта Уэссона (Гуверовский институт) за то, что они внимательно прочли рукопись и помогли полезными советами. Разумеется, никто из них не несет ответственности за какие-нибудь ошибки, оставшиеся неисправленными.
У.У.Бартли, III Стэнфорд, Калифорния Май 1987
БИБЛИОГРАФИЯ
Alchian, Armen
(1950), "Uncertainty, Evolution and Economic Theory", Journal of
Political Economy 58, reprinted in revised form in Alchian (1977).
Alchian, Armen (1977), Economic Forces at
Work (Indianapolis: Liberty Press).
Alland, A.,Jr. (1967), Evolution and Human
Behavior (New York: Natural History Press).
Alvarez, Louis W. (1968),
"Adress to Students", in Les Prix Nobel .
Babbage, Charles (1832), On the Economy of
Machinery and Manufacture (London: C. Knight).
Baechler, Jean
(1975), The Origin of Capitalism (Oxford:
Blackwell).
Bailey, S. (1840), A Defence of Joint-Stock
Banks and Country Issues (London: James Ridgeway).
Barker, Ernest
(1948), Traditions of Civility (Cambridge:
Cambridge University Press).
Barry, Brian M. (1961), "Justice and the Common Good", Analysis
19.
Bartley, W.W., Ill (1962/84), The Retreat to Commitment (New
York: Alfred A. Knopf, Inc., 1962), 2nd, revised and enlarged edition (La
Salle: Open Court, 1984).
Bartley, W.W., Ill (1964), "Rationality versus the Theory of
Rationality", in Mario Bunge, ed.: The Critical Approach to Science and
Philosophy (New York: The Free Press).
Bartley, W.W., Ill
(1978), "Consciousness and Physics:
Quantum Mechanics, Probability, Indeterminism, the
Body-MindProblem", in Philosophia, 1978, pp. 675-716.
269
БИБЛИОГРАФИЯ
Hartley, W.W., Ill (1982), "Rationality,
Criticism and Logic", Philosophic!, 1982, pp. 121-221.
Bartley, W.W., Ill (1985/87), "Knowledge Is Not a Product Fully
Known to Its Producer", in Kurt R. Leube and Albert Zlabinger, eds.. The
Political Economy of Freedom (Munich: Philosophia Verlag, 1985); and in
revised and expanded form as "Alienated Alienated: The Economics of
Knowledge versus the Psychology and Sociology of Knowledge", in Radnitzky
and Bartley (1987).
Bateson, William (1913), Problems of Genetics (New Haven: Yale
University Press).
Bauer, Peter (1957), Economic Analysis and Policy in Underdeveloped
Countries (London: Cambridge University Press).
Bauer, Peter (1971), "Economic History as a Theory", Economica
NJ5. 38, pp. 163-179.
Bauer, Peter (1972), Dissent on Development (Cambridge, Mass.:
Harvard University Press).
Bauer, Peter (1981), Equality. The Third World and Economic Delusions
(Cambridge, Mass.: Harvard University Press).
Bauer, Peter and Basil S. Yamey (1957), The Economics of
Underdeveloped Countries (Chicago: University of Chicago Press).
Baumgardt, D. (1952), Bentham and the Ethics of Today (Princeton:
Princeton University Press).
Bell, Daniel and Irving Kristol, eds. (1971), Capitalism Today
(New York: Basic Books, Inc.).
Bentham, Jeremy (1789/1887), Works, ed. John Bowring (Edinburgh:
W.Tait).
Bloch, Ernst (1954-59), Das
Prinzip Hoffnung (Berlin:
Aufbau Verlag; English translation. The Principle of Hope (Cambridge,
Mass.: MIT Press, 1986)).
Blum, H.F. (1951), Time's
Arrow and Evolution (Princeton:
Princeton University Press).
Bonner, John Tyier (1980), The Evolution of Culture in Animals
(Princeton: Princeton University Press).
270
БИБЛИОГРАФИЯ
Bopp, F. (1927), Geschichte
der indogermanischen Sprachwissenschaft (Berlin: GrundriB der
indogermanischen Sprach und Altertumskunde).
Born, Max (1968), My
Life and My Views (New York: C. Scribner), <русск. перевод: Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., Прогресс, 1973>.
Boserup, Esther (1965), The Conditions of
Agricultural Growth (London: George Alien & Unwin).
Boserup, Esther (1981), Population and Technological Change. A Study
of Long Term Trends (Chicago: University of Chicago Press).
Braudel, Fernand
(1981), Civilization and Capitalism:
15th-18th Century, Vol. 1, The Structures of Everyday Life: The
Limits of the Possible (New York: Harper & Row), <русск. перевод: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XV111 вв. — T.I, "Структуры повседневности: возможное и невозможное". М., Прогресс, 1986>.
Braudel, Fernand
(1982a), Civilization and Capitalism:
15th-18th Century, Vol. 11, The Wheels of Commerce (New York:
Harper & Row) <русск. перевод: Бродель Ф.
Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XV111 вв. — Т. 2, "Игры обмена". М., Прогресс, 1988>. Braudel, Fernand (1982b), in Le Monde,
March 16. Braudel, F. (1984), Civilization and Capitalism: 15th-18th Century,
Vol 111, The Perspective of the World (New York:
Harper & Row).
Bullock, Allan and Oliver Stallybrass, eds. (1977), The Harper
Dictionary of Modern Thought (New York: Harper & Row). Published in
Britain as The Fontana Dictionary of Modern Thought.
Burke, E.P. (1816), "Letter to a Member of the National
Assembly", in Works (London: F.C. & J.Rivington).
Butler, Samuel (1663-1678), Hudibras,
Part 1 (London:
J.G. for Richard Marriot under Saint Dunstan's Church in Fleet Street,
1663); Part 11 (London: T.R. for John Martyn and James Allestry at the Bell in
St. Paul's Church Yard, 1664); Part 111 (London: Simon Miller at the Sign of
the Star at the West End of St. Paul's, 1678).
271
Айронс, Уилмм 33, 272, 273
Аквинскмй, Фома (Святой) 84,86,
248
Актон, лорд 93
Алланд.А.мл.33,269
Алчян, Армен 65, 204, 269
Альварес, Луис У. 252, 269
Аристотель 24, 58, 81—84, 86, 93,
158, 182, 190, 243, 248
Баббедж, Чарльз 152, 269 Баркер, Эрнст 269 Баррет, Поль 46 Барри, Брайан 90, 96. 269 Бартли. У.У, III 12, 14, 22, 108, 129, 159,268.269,284 Батлер, Самюал 69, 271 Баумгардт, Д. 270
Бауэр, пор» (Питер Бауэр) 215, 270 Башлер, Жан 60, 80, 269 Бейли, Сэмюал 30, 269 Бейтсон, Унльям 251, 270 Беккер, Г.С. 65 Белл, Д. 270
Бсм-Баверк, Е. фон 172. 255 Бентам, Иеремия 92, 93, 111, 114, 187. 248, 270,274
Берк, Эдмунд 53, 64, 94, 271 Бернал, Дж.Д. 106 Бернстам, Михаил 268 Блох, Эрнст 185, 270 Бланделл, Джон 12 Блум, Х-Ф. 256. 270 Боннер, Джон Тайлер 33, 48, 270 Бопп, Франц 250, 271 Борн, Макс 105, 108, 271
Босуалл, Джеймс 58 Боузруп, Эстер 215, 271 Брайен, Тимоти 268 Бродель, фернан 175, 180, 188, 192,271
Быоллок, Аллан 271 Бэкон 9
Вальрас,Леон 169
Венар, Лейф 268
Визе, Леопольд фон 197, 198
Виэср, Фридрих фон 172
Вико, Джамбаттиста 122, 288
Виланд, KM. 47, 250. 288
Винн-Эдвардс, В. 265, 289
Вольтер 111. 114'
Ворциммер, Петер Дж. 249, 288
Вуд,ДжонБ. 12
Вулф, Вирджиния 101, 102
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих 187, 189
Гексли, Томас Генри 278 Гельвеций, КА. 248
Гердер, Иоганн Готфрид фон 47, 122, 250,277
Герсковиц, М.Дж. 71, 264, 277 Гессен, Роберт 268
Гете, Иоганн Вольфганг фон 24, 185 Гиссурарсон, Ханнес 268 Гоббс, Томас 25 Госсен, ГТ. 152, 254, 274 Грин, С. 71
Гриндер, Уолтер 12 Гросклоуэ, Тимоти 268 Грубер, Говард Э. 46. 249, 276
290
Гумбольдт, Вильгельм фон 47, 140, 250,251,277, 278
Дарвин, Чарльз 45, 46, 50, 122, 187,
188,249—251, 276
Декарт, Рене 87, 92
Демандт, Александр 190, 273
Демсетц, Гарольд 65
Дерен, Серж 60, 273
Джевонс, Уильям Станли 169,
171, 255
Джей, Мартин 237, 279
Джонс, сэр Уильям 45, 250, 279
Джонсон, Сэмюал 58
Джоунс, Э.Л. 279
Дюрам, Уильям 33, 273
Жувеналь, Бертран де 196, 279 Зомбарт, Вернер 192, 287
Камара, (архиепископ) Хелден 182
Кант, Иммануил 128, 129, 279
Карлейль, Томас 160, 250, 272
Каррен, Чарльз 202, 273
Карр-Сондерс, AM. 33, 265, 272
Катон Старший 179
Квинтон, лорд (Энтони Квинтон)
107, 284
Кейнс, Джон Мейнард 10, 100—103,
109, 117, 118, 133,260,279
Келлер, Рудольф Э. 249, 251, 279
Керферд, дж.б. 243, 279
Кирш, Г. 93, 279
Кларк, Грэхем 272
Кларк, Р.У. 104, 272
Клиффорд, У.К. 188, 272
Колумб, Христофор 36
Кон, Норман 273
Конт, Огюст 49, 92, 120, 187, 273
Конфуций 184, 190, 273
Коуз, Р.Х. 65, 272, 273
Коэн,Дж.Э.220,273
Коэн, Моррис Р.100, 105, 190, 273
Кристол, Ирвинг 270
Кубитт, Шарлотта 14, 268
Кэмпбелл, Б.Дж. 33, 272
КэмпбСАА, Дональд Т. 36, 272
Кэмпбелл, У-Гленн 11
Лидделл, Г.Г. 194, 279 Лиджио, Леонард П. 12 Лики, Р.Э.70,279 Локк, Джон 61, 87, 207, 279, 280
Майер, Г. 48, 201, 280
Майр, Эрнст 81,280
Мак-Клири, Дж.Ф. 209, 280
Мак-Нейл, Уильям Г. 158, 280
Максвелл, Джеймс Клерк 252
Малиновский, Б. 234, 280
Мальтус, Томас 206, 209, 210
Мандевиль, Бернард 26—28, 122, 150,
157,232,248,264,276, 280
Маркс Карл 49, 90, 93, 160, 162,
187—189, 192, 194, 212, 253, 255, 260
Маркуэе, Герберт 236
Маршалл, Альфред 101, 102, 171, 253
Мах, Эрнст 157
Махлуп, Фриц 10, 67, 280
Медик, Ганс 247, 280
Менгер, Антон 162
Менгер, Карл 13, 53, 122, 162, 166,
169, 172,249,255,281
Миэес, Людвиг фон 15, 132, 153, 174,
193, 281
Милликен, Р.Э. 106
Миллер, Дэвид 202, 281
Милль, Джеймс 253
Милль, Джон Стюарт 93, 102, 114,
140, 162, 163,171,253, 254, 281
Мойнихен, Кристин 268
Моно, Жак 98—100, 103, 108, 118,
282
Монтень, Мишель де 24
Монтескье, Шарль Луи де Секондае
61,69,282
Моррис, Уолтер С. 12
Мур, ГЭ. 103, 282
Мэн, Генри Самнер 53, 54, 64, 280
Мюрдаль, Гуннар 90, 282
Найт, Фрэнк X. 261, 279 Науман, Фридрих 201 Нидам, Джоэеф 59, 80, 100, 282 Норт, Дуглас Ч. 215, 282
291
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Ньютон, сэр Исаак 263
(УБрайен, Ч.Ч. 237, 282 Оптон, Жене 268 Оруалл, Джордж 98, 282 Остмльд, Вильгельм 106
Патген, Симон В. 250. 282
Пей, Марио 201, 282
Пейович, Став 65
Петти, сэр Уильям 263, 282, 283
Пиаже, Жан 85, 186. 283
Пигготт, Стюарт 72, 283
Пиренн, Жак 60.71. 283
Пирсон, НТ. 153, 283
Ллант, сэр Арнольд 65, 190
Платон 58, 93, 158
Полани, Карл 80, 283
Поппер, сэр Карл Р. 10, 22, 33, 47,
49, 87,88,108,119. 121,159,272.276.
283.284
Прибран, К. 284
Пригожий, Илья 284
Прудон, Пьер Жоэеф 112
Радницкий, Герард 22, 268, 284
Райл, Гилберт 137. 285
Рассел, лорд (Бертран Рассел) 51,
104. 109, 111, 114. 118. 149. 182,285
Рейт, Иоахим 255
Ренфрю, Колин 71, 284, 285
Рикардо, Давид 174, 253
Рис, ДА 266
Роберте, П.К. 153, 285
Рокк, Кеннет 268
Ролс.Джон 131,284
Ростовцев, М. 80, 285
Рузвельт, Теодор 201
Руссо, Жан-Жак 28, 88, 89, 91—93,
113,136,149,258,260,285
Рутленд, Питер 153, 285
Савиньи, Ф.К. фон 64. 122, 285, 286 Саймон, Джулиан Л. 216, 268. 286 Салливан, Джеймс 207, 288 Сегерстедт, Торни 91, 286 Сен-Симон, Клод Анри де 90, 93 Сенека 179
Сетон-Уотсон, Г. 96. 286
Симпсон, ДжГ. 33. 286
Скиннер, Б.Ф.286
Скотт, Р.194, 279
Смит, Адам 29. 30, 46, 63, 150, 154,
187, 206, 207, 232, 248—250, 253, 264,
275,286
Содди, Ф. 106
Сольвей, Э. 106
Стейн, Питер 251, 287
Стефен, сэр Лесли 102
Столлибрас, Оливер 271
Страбон 55, 287
Стюарт, Дугалд 46, 247. 287
Сцитовсхи, Тибор 258, 286
Тайлор, Эдвард Б. 90, 288 Тейяр де Шарден, П. 288 Токвиль, Алексис де 93 Торп, УТ. 265, 288 Троттер, Уилфред 33, 86, 288
Уикстид, Филип Генри 171 Уильямс, Джордж К. 289 Уильямс, Раймонд 198. 289 Улльман-Маргалит, Эдна 249, 288 Уотли, (архиепископ) Ричард 193, 194
Уэйли. Артур 190 Уэллс, ГДж. 98, 117, 288 Уэссон, Роберт Г. 268 Уэстермарк, ЭА. 90, 289
Фарб, Питер 33, 274
Финли, сэр Моэес А. 54, 274
Ферпосон, Адам 13, 63 247, 248, 274
Ферри, Энрико 91, 274
Флю, А.ГН. 51, 208, 274
Форд, Генри 163
Форстер, Э.М. 103, 117
Франклин, Норман 12
Фрейд, Зигмунд 8, 36, 260, 274
Фридман, Джеффри 268
Фрэзер, сэр Джеймс Г. 266, 267, 274
Фукидид 83
Фуко, Мишель 113
Хабермас, Юрген 113
292
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Хайек, ФА. фон 7—12, 14, 20, 22, 62, 81,102,111,127,129,131, 138, 153, 165,181,248,254,261,268,274—277 Хаксли, Джулиан 47, 208, 278 Хардин, Гаррет Джеймс 31, 227, 249,275
Харрис Высокого Креста, лорд (Ральф Харрис) 12 Хейэинга, Иохан 261, 277 Хейл, сэр Мэттыо 63 Хейлброннер, Роберт 42, 277 Хиршманн, Альберт О. 277 Хобхаус,Л.Т. 191,277 Ховард,Дж.Г.ЗО,277 Хоконссен, Кнуд 275 Холдсуорт, У.С. 277 Хоукс, Давид 190 Хоффер, Эрик 158
Цицерон Марк Тулий 24, 58, 179
Чайлд, ВТордон 42, 71, 264, 272 Чапмеи,Дж.У. 1%, 272 Чеунг, Стивен Нгшеонг 65 Чизхольм, Дж-Б. 103, 117
Шаньон, Наполеон А. 33, 272, 273 Шафаревич, Игорь Ростиславович 286 Шекспир, Уильям 200 Шельский, X. 190 286 Шиллер, Фридрих фон 58, 250, 286 Шоек, Гельмут 64, 190, 286 Шредингер, Эрвин 286 Шульце, Г.250, 286 Шумахер, Э.Ф. 258, 286 Шумпетер, Иоэеф А. 191. 286
Эванс-Причард, 33. 188, 274 Эверетт, К.У. 248, 274 Эддингтон, сэр Артур 106 Эдмондс.Дж.М.273 Эинауди, Луиджи 80, 273 Эйнштейн, Альберт 103—105, 109, 118, 182,272,273 Экклз, сэр Джон 33 Эммет, Дороги М. 249, 274 Энгельс. Фридрих 222
Эрхард, Людвиг 201
Юм, Давид 13, 19, 20, 28, 61—63, 84, 117,118,122,128,133,150,246—248, 275, 276, 278
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Австрийская школа в экономической теории, 171—172; см. также предельная полезность
Альтруизм, как источник несчастья, 112; может препятствовать формированию расширенного порядка, 142; в малых группах, 35
Анимизм, отказ от него при трансцендентном процессе самоупорядочения, 127; в коннотациях слов, 185; при интерпретировании сложных структур, 144; сохранение А. в исследованиях человеческого взаимодействия, 186; в религии, 100
Антропоморфизм, см. анимизм
Бентама традтрм, 92, 187 Биологическая эволюция, отличия от культурной эволюции, 48; не предшествует полностью культурной эволюции, 43; как в Б.з. происходят изменения, 32; не подчиняется незыблемым законам, 48; и исследования развития культуры, 47 Благожелательная деспотия, 202 Благоприятные результаты, абсурдность требования пред
варительной уверенности в Б.р. в качестве предпосылки действия в условиях расширенного порядка,142
Благородный дикарь, миф о Б-д. в коллективистской традиции, 33; у Руссо, 88—89; не свободный и не могущественный, 89, 114
Блумсберийсхая группа, 102
Богатство, увеличение его, 15, 159.173
Босуэлла "Жизнь" (Д-р Самюэл Джонсон), 58
"Вектор времени", 256 Взаимодействие, сложность В., 252—255
Генетический, в значении генетического наследования, 251 Генетическое развитие, 47 Гражданские свободы, 53
Деньги, их гипнотическое воздействие, 176; двойственное отношение к Д., 177; отвращение к Д.,179—180;гл.6 и далее
Дифференциация, ее преимущества, 140; в системах обмена,
294
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
161; и рост населения, 209, 216—217, 263—264
Доход, его распределение, 16; и справедливость, 17
"Естественное", 243; сведение к врожденному или инстинктивному, 243, 258; приложение А
Естественные науки, 259, 251
Замысел, человеческий, его пределы, 15, 16, 132—133; замысел и цель, К-Клиффорд о 3. и цели,188
Знание, роль в конкуренции, 160;
развитие 3; 132; 3. и правила морали,238
Игра, в культурной эволюции, приложение Е
Индивидуализированная собственность, 25; преимущества в распространении информации, 149;приносит широко рассеянные выгоды как собственникам, так и несобственникам, 136—137;
как основа роста, 58; И.с. и цивилизация, 51; осуждается во имя свободы, 205; развитие понятия, 54; после Руссо все больше попадает под подозрение, 89; современная антропология пренебрегает изучением И.с-, 90; и свобода, 54; как предпосылка торговли, 55; поддерживается выжившими в процессе эволюционного отбора религиями, 236; неизвестна дикарю, 60; гл. 2
Индивидуализм, и миф об одиноком дикаре, 25
Индивидуальная собственность, и древние орудия труда, 55—56; земля как И-с., 56;
непризнание И.с- спартанцами, 58
Индивиды, могут лучше судить об использовании собственных ресурсов, 55, 152—153;
не понимают правил поведения, которым следуют, 26;
живут в двух системах правил, 36, 37; могут быть уничтожены из-за неправильных представлений о разумном, 50, 51; в рыночном порядке производительные усилия И. идут на пользу незнакомым им людям, 140; возмущаются ограничениями инстинктивного поведения, 25
Инстинкт, апелляция к нему социализма, 17; как основа для сотрудничества древних групп, 24; как лучшее руководство к сотрудничеству между людьми (мнение Руссо), 88, 89; конфликт И. с усвоенными правилами, 36, 37; сохранение воздействия И-, 35; И. способствует созданию правил микрокосма, 36; недостаточность И. как основы для расширенного порядка, 123; как источник ненависти к ограничениям, необходимым для жизни цивилизации, 25—26; древнее обычаев и традиций, 44; приводит к тому, что видимые затраты физических усилий
295
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ценятся выше, чем "таинственная" торговая деятельность, 159
Интеллект, не изобретал норм морали,235, 236
Инфляция, и общая теория Кейнса, 100—103
Информация, доступ к ней, 15;
обладание И. дает преимущества в торговле, 156—157;
плотность населения способствует разнообразию И., 218—219; в распространении порядка, 148; индивидуальное использование в торговле, 79, 135; и рынки, 16; быстрая передача, 230; превосходство спонтанных образований в распространении, 155; предрассудки по отношению к ней,176
"Искусственное" (в противоположность "естественному"), путаница, внесенная И. Юмом, 248; как продукт сознательного замысла, 243;
приложение А
Калькуляция человеческих жизней, 226
Капитал, работа Маркса над проблемой К., 253; для обеспечения населения средствами к существованию, 212
Капитализм, 15; и убеждение, будто собственники манипулируют системой,137, 144— 145;и цивилизация, 20; создал пролетариат, 213; обеспечивает занятость, 212; экспансия К., 60; не удовлетворяет догмам конструктивист
ского рационализма, 116; и свобода, 110—111; сопротивление различным практикам К., 20; использование рассеянного знания при К., 20; использование термина, 192
Каталлактика, 109, 171, 193—194
Кибернетика,249
Коллективизм, и первобытный человек, 25; и более широкие торговые отношения, 75—76
Коллективная полезность, невозможно установить, 170—171
Коллективный продукт, его величина, 16
Коммерция, в Древнем Мире, 53—54; отношение к ней спартанцев, 58; роль в распространении цивилизации, 61—62
Конкурсная, денег, невозможная при государственной монополии, 180; в эволюции, 49; и соблюдение правил, 38;
как процедура открытия при приспособлении к неизвестным обстоятельствам, 38;
требуемая для предотвращения злоупотреблений собственностью, 64—65
Консерватизм, не является позицией Хайека, за исключением ограниченного круга вопросов морали, 94—95
Конструктивистский рационализм, 42; в попытке контролировать развитие, 43; искажает исследования в области археологии и социологии, 90, 91; воплощает ложную теорию разума, четыре требования К.р., 87, 108—
296
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
109; интерпретация права и морали в К.р., 92—93; ограничивает экспериментирование, 94; и представление, будто рациональный человеческий ум вошел в развивающееся человеческое тело, 43;
повторяющиеся темы в К.р., 113—114; как социалистическая методология, 142—143;
распространяемый средствами массовой информации, 97; гл. 4 и 5
Культурная эволюция, в приспособлении к непредвиденным событиям, 48; отличия и более быстрое развитие по сравнению с биологической Э„ 47—48, 244; идея К-э., 45;
включает наследование приобретенных признаков, 48, 250—251; язык затемняет понимание К-э., 245; не подчиняется незыблемым законам развития, 48
Ламаркизм,47
Либерализм, в американском смысле, 93, 114, 191;уХоб-хауса, 191; взгляды "старых вигов" на Л., 91
Макроэкономика, 172, 174 Мальтузианская теория народонаселения, 206 Мораль, не удовлетворяет (и никакой моральный кодекс неспособен удовлетворить) рационалистическим критериям ее обоснования, 120—121;
сложившаяся М. поддерживает расширенный порядок,
123; греческую традицию М. распространили римляне, 57—58; и "либеральная" философия, 93; предпочтительное употребление термина, 26; философы-рационалисты предполагают, что стремление к счастью — причина выбора М., 112; отказ Чизхольма от М. ввиду ее иррациональности и ненаучности, 103; восстание против М. в Блумсберийской группе, 101; Юм о М. и праве на собственность, 62—63, 246—248; роль эволюции в формировании, 39; нежелательные постеленные изменения в М., 38 Моральные практики, традиционные, 15, 22; не могут быть ра1цюнально обоснованы, 120; М.п. капиталистов создают пролетариат, 224— 225; и гражданские свободы, 53; не создаются ни инстинктами, ни разумом, 22; неприязнь к М.п., 16; воздействие на экономику и политическую жизнь, 18; их эволюционный отбор, 15, 93; непонимание М.п., 15; делают возможным развитие разума, 41;
не основаны на прямом вознаграждении за соблюдение, 18; болезненность принятия М.п., 15; как часть разума, Локк о М.п., 87; распространение М.п., 15; недоказуемость М.п., 15; "неразумность" и"ненаучность" М.п.,116
297
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Населения рост, гл. 8, приложение F
Натуралистическая ошибка, 51
Научный метод, у Макса Бор-на, 105
"Невидимая рука", Адама Смита, 29, 253
"Неудовлетворенность культурой" (Зигмунд Фрейд), 8, 36
Обмена системы, 165 "Общая воля", у Руссо, 88 "Общество", гл. 7 и далее Организации, в спонтанном макропорядке, 67 Освобождение, как угроза свободе, 113—114 Отчуждение, источники О., приложение D
"Пагубная самонадеянность", считать, что способности и навыки исходят преимущественно от разума, 41; что плоды эволюции всегда могут быть усовершенствованы изобретательностью человека, 145; возвращает к господству природных инстинктов вместо прививаемых ограничений, 88; считать, что человечество может пересоздать мир по своему желанию, 51,131 Периферийные регионы, и рост
населения, 220—221 Позитивизм, 92, 107 Порядок, делает людей более могущественными, 138; нельзя объяснить или предвидеть, 138; эволюционный отбор и П., 246, не предпола
гает персонификации или сознательного упорядочения, 46, 135,187 Постепенные улучшения, 121 Правила поведения, как альтернатива совместным целям, 110; не могут быть заранее спроектированы, 126; независимы от цели, 57; складываются без знания последствий их соблюдения, 126; следование П.п. не тождественно знанию последствий, 137; и правила игры, 261—262 Правительство (государство), преувеличение роли П. в исторических исследованиях, 78—79; и развитие древней цивилизации, 59; взгляды Юма на ограничение власти П., 61; монополия П. на денежную эмиссию, 180; П. и стагнация Китая, 80 Право, и абстрактные правила, регулирующие распоряжение собственностью, 55; как гарант свободы, 63—64; язык и П., 250—251; Савиньи о нем,64
Предельная полезность, 138; теория П.п., 169—170; революционизирующее воздействие теории П.п., 253—254; Гл. 6 и далее
Прибыль, как сигнал для плодотворной деятельности, 82— 83, 162,181; непонимание интеллектуалами, 181 Принцип сравнительных издержек, 174
Производство ради потребления, Эйнштейн о Ор-ч., 103,182
298
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Пролетариат, 24, 211, 224—225 Процветание, Адам Смит о нем,207
Разделение труда, см. Специализация
Разум, гл. 1, 4, 5 и далее; неправильные представления о Р. могут изменять факты, 52; не является средством, с помощью которого усвоенные правила вытесняют врожденные реакции, 44; правильное использование, 18; как результат эволюционного отбора, а не источник способности приобретать навыки, 41—42; использование Декартом для оправдания утоления инстинктов, 87; ценность Р. в сравнении с традициями, 95
Расширенный порядок человеческого сотрудничества, 8, 15;
вклад религии в Рл., 237;
складывается на протяжении длительных периодов времени, 33, 36; включает субпорядки, существующие по различным правилам, 35; ме-ханицистские интерпретации, 116; Р.п. и деньги, 180— 181; самая сложная из известных нам структур, 218;
Рл. и моральные практики, 15, 26—27; требует сдержи-. вания инстинктов, 28, 64;
складывается не в результате воплощения чьих-то замыслов, а спонтанно, 15;
роль торговли в древности для развития Р.п., 69—78;
Рл. и индивидуализированная собственность, 60; позволяет использовать рассеянное знание в разнообразных целях, 30 Рационализм, 107, 232; см. конструктивистский рационализм. Рациональная реконструкция,
121, 247
Религия, антропоморфизм в ней, 100; роль в развитии традиций морали, 19, 232; как источник неприятия собственности, 91; гл. 9 Ресурсы, направление Р., 16; рассредоточение Р. и использование знаний о них,17, 135—136; попытки захвата в древности, 79; экономия при использовании, 30, 210 Рынки, конкурентные,16; роль в создании порядка, 38; распределяют ресурсы при невозможности предвидеть конечные результаты, 125;
роль в сборе информации, 30; в представлении австрийской школы, 172 Рыночная экономика, 192 Рыночный порядок, позволяет увеличиваться численности населения и относительному богатству, 123, 207, 226; непреднамеренно приносит пользу другим, 142—143;
последствия, которые принесло бы разрушение Рл., 8—9, 51, 207; вклад шотландских философов-моралистов XVIII в. в понимание Р.п., 248; Кейнс о Р.п., 100; позднее развитие, 32; слабое по-
299
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
нкмание Р.п., 37—38; обеспечивает существование будущих поколений, 148; позволяет использовать рассеянное знание, 50—51
Самоорганизация, в экономической науке и биологии, 20;
см. спонтанный порядок
Свобода (freedom), и "основополагающие естественные законы" Юма, 61—63; невозможна без определенного ограничения и разграничения прав индивидов, 110; включает имплицитное принятие некоторых традиций, 109;
ошибочный взгляд Руссо на С., 88—89; подвергается угрозе со стороны сильного правительства, 59; два смысла понятия С, 59
Свобода (liberty), и значение слов, Конфуций о С., 184
"Символические истины", в религии, 235
Собственности права, гл. 2; непрекращающееся развитие представлений о них, 66
Солидарность, как отличительная черта малых групп, 141;
введение
Сортировка, 227
Сотрудничество, и малые группы, 38
Социал-дарвинизм, 45; недостатки его неправомерно используются для отказа от эволюционного подхода к человеческим взаимоотношениям, 50—51, 264
Социализм, 15; стремится пере
делать традиционные нормы морали, право и язык на "рациональной" основе, 15—18, 118, 185, 259; анализ экономического порядка, 15, 16;
привлекательность для интеллектуалов, 94—96; основан на аристотелевских и анимистических представлениях, 84, 85, 186; влияние на уровень жизни, 20, 21; фактические ошибки С., 15—20;
Милль и принятие идей С., 253—254; необходимость отказаться от С., 15—16; предполагавшаяся дискуссия о С., 7; поддерживается якобы существующей научной этикой, 107; употребление термина, 192
Социальная инженерия, 59, 91
Социальная справедливость, гл. 7 и далее; и роль разума, 19,202
"Социальный" (общественный) в значении "благой", 198—200
Специализация, способствует росту населения, 73, 209;
увеличивает могущество группы, 141; С. и использование информации, 176
Спонтанность, зависит от всеобщих правил,128
Спонтанный порядок, в создании расширенного порядка, 15, 145—148; возникновение понятия, 249; С.п., деньги и кредит, 178; организации и Сп., 67—68; С-п. и требование заранее известных благоприятных последствий,128
300
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Способность к обучению, у людей, 35, 37, 139
Справедливость, 61; Джон Локк о ней, 61—62; противоположные представления о ней,132, 204; гл. 2 и далее
Страх неизвестности, и торговля, 165
Суеверия, роль в сохранении традиций, 266
Сциентизм, см. конструктивистский рл/ионалиам
Торговля, приводит к высокой плотности заселения, 73; археологические свидетельства о ней, 69; связана с драматическим приростом населения, 70, 78; презрение к Т., 156—165; неправильные заключения относительно регулирования Т. в Афинах, 80; древнейший способ связи между отдаленными группами, 70; Т. и производство, 176; специализация в Т., 69;
Т. распространяла порядок, но разрушала строй жизни древних племен, 64—73; Фукидид о Т., 83
Традиции (tradition), как приспособление к неизвестному, 133; основаны не на интуиции, бессознательном или разуме, 45, 46; смешение с личной волей, 240; передают правила, выработанные неосознанно, 26,29, 32, 232; лежат между инстинктом и разумом, 41, 44; древнее разума, 41; роль суеверий в их сохранении, 266—267; выше
разума, 132; поддерживаются религиозной верой, 233;
передаются с помощью религии, 234
Традиции (traditions), лежащие в основе рыночного порядка, вклад в увеличение знания и богатства, 17; не способны удовлетворять конструктивистским критериям, 113— 118, 124; отказ социалистов от них, 17 Трансцендентный порядок, 127 Труд, у Мальтуса, 206—208
Утилитаризм, 107; ошибочное представление о Юме как об основателе утилитаризма, 246—248
Физические усилия, и заслуги, 159; Карлейль о Ф.у., 160;
снижение ценности Ф.у., 162
Философы-досократики, и представление о самоорганизующихся порядках, 81
Финансовые институты, страх и возмущение, 178—180; государственная монополия делает невозможным конкурентное экспериментирование, 180; складываются благодаря спонтанному порядку, 180; гл. 6 и далее
Ценность, сложность и Ц., 253;
условия, влияющие на Ц., 166; презрение к "искусственному" характеру Ц., 169; иерархия Ц., 169; повышение Ц. и человеческие цели, 166; ошибка Милля в
трактовке Ц., 162, 253, и осязаемые продукты, 161; в торговле, зависимость от относительной редкости, 161 Центральная власть, правление Цл., 16; в сравнении с функционированием децентрализованного рынка, 151—153;
неспособность использовать информацию в полной мере, 135.151—153; неспособность обеспечить "социальную справедливость* и улучшение экономического положения, 149; Ц.в. и индивидуализированная собственность, 90
Цены, и приспособление к неизвестному, 134; и распределение, 162; эволюция Ц., 76, 79; направляют действия рыночных агентов, 173—174, 182; отражают ценность средств, 168; роль в формировании расширенной экономики, 152—154 Цивилизация, выгоды и издержки, 8; Ц. и эволюция культуры, 34; Ц. и расширенный порядок, 15; основы в древности, 53; исторические конфликты, 36; ограниченная роль сильных правительств в развитии Ц., 59—60; развивается не по чьему-либо сознательному замыслу, 43; сложилась в результате не ожидавшихся постепенных изменений морали,39; обуздывает инстинктивное поведение, 26; Ц. и индивидуализированная собственность, 53.61
Частная собственность (private ownership), в древнем Египте, 60; как основа справедливости, 61; Фрэзер о табу и Ч.с., 266—277; в греко-романском мире, 53
Частная собственность (private property), см. индивидуализированная собственности
Человеческий ум (сознание), 40—44; развивается в результате усвоения традиций, 39—40; как продукт культурной эволюции, 37
Эволюция, не может быть справедливой, 130; параллельная Э. человеческого разума и цивилизации, 39; Э. культуры, аналогична, но не тождественна биологической Э., 32—34; не позволяет предвидеть будущее, 48; понимание Э. предвосхшцает теорию Дарвина, 46; Джулиан Хаксли об Э., 47; Э. знания, 20— 23; Э. морали и моральных традиций, 20—23; Джозеф , Нидэм об Э., 100; не ограни- чивается Э. организмов, 50, ' 141; разума, правил, 39, 41;
спонтанный порядок в Э., 4S разнообразие в Э., 140 Экономическая теория, 29; Э.т. 1 антропология, 263—265; apистотелевская Э.т., 81—84; aвстрийская школа в Э.т., 169 провал монокаузальных об яснений в Э.т., 252—255; Ж
понимание Э.т. современными учеными, 106; Э.т. и мораль у Кейнса, 102; имеет дело не с физическими явлениями, 172, 253; возможное влияние на Дарвина, 46; самоорганизующиеся процессы в Э.т., 165, 253; Э.т. и социализм, 145—146; Э.т. и структура человеческой деятельности, 134
Эксплуатация, не обязательна в торговле, 163
Эмпиризм, 107
"Этика познания", у Моно, 98
Язык, обесценение Я., 21; и гл. 7; Я. и эволюция, 250; использование для классификации, 31, 184—186
Xenos, друг гостя, 76