«Снова осень, за окнами Август …»

            Думается, многие в России вновь задаются вопросом «Что происходит? Вроде бы все складывается к нашей пользе, а напасти следуют одна за другой. Пожар в Останкинской телебашне, гибель подводного атомохода «Курск», … Что же нас ждет, когда упадут цены на нефть и погода будет к нам не так благоприятна? Почему наша жизнь дает постоянные сбои?

            Ответ, к сожалению прост. Значит, эта жизнь неправильно устроена и не соответствует тому миропорядку, который сложился к исходу второго тысячелетия от рождества Христова. Но вместо поисков ответов на вопросы «Кто виноват? И Что делать», подразумевающие по умолчанию, что у автора есть универсальный рецепт чудесного исцеления, некий герболайф для Державы – съел таблеточку и все в порядке. Нет, таких претензий нет. Но думается, что череда событий, по большей части печальных, и в особенности последних, позволяют выявить основные симптомы недуга, от последствий которого мы страдаем.

            Как это ни прискорбно, но проблемы нашего Общества есть следствие проблем, коренящихся в Россиянине. Важнейшая из них – неуверенность в себе, неверие, что, полагаясь главным образом на свои силы, навыки и умения, свою мудрость и удачу он сможет преодолеть превратности Судьбы. Думается, отсюда неуемное стремление доверится очередному Герою, обещающему разом решить все проблемы – только не путайтесь под ногами и дозвольте действовать решительно и без оглядки на всякие там мелочи типа чьих-то прав. История, правда, неумолимо свидетельствует, что к концу геройских деяний основное внимание Героя приковано к нашему и без того скромному имуществу, а справиться с проблемами не позволили объективные, как правило, внешние обстоятельства, которые неразумные и непослушные граждане сами же и усугубили своими непоследовательными действиями и поступками.

            Неверие в себя и явное предпочтение коллективизма результат российской Истории, в которой самым причудливым образом переплелись как физико-географические условия страны проживания, так и бытовые и культурные традиции, в совокупности породившие опыт практической жизни неумолимо свидетельствовавший о преимуществах бытия коллективного перед индивидуальным и не учитывать этого нельзя. Однако в устройстве миропорядка, вовсе не сводящегося к физико-географическим условиям и народным традициям, периодически возникает положение, настоятельно требующее смены главных акцентов, системы общественных ценностей, определяющих  жизнеустройство. Похоже, что в проявлении этой проблемы наблюдается определенная цикличность, периодичность. 

Не углубляясь в российскую Историю, отметим, что такое положение дел складывалось в России в период 1860-62 ,1907-11, 1955-57 годов и обычно ассоциируется с периодом отмены крепостного права и «тысячелетия государства российского», столыпинских реформ и «хрущевской оттепели», основная суть которых и состояла в преодолении ограничивающего действия Общины (коллективности) и переноса акцента на усиление индивидуальной активности. Неудачи реформ, как всегда проводившихся сверху, обусловлена не столько «половинчатостью», гибелью Петра Столыпина или нерешительностью партийного руководства и обострением международного положения - это было закономерным следствием, следствием того, что рядовой россиянин не захотел, не посмел, не сумел, не пожелал сменить своих предпочтений – своих жизненных ценностей, отказаться от «спасительной и оправдавшей себя в веках» коллективности с ее личной безответственностью в пользу личной инициативы и ответственности, в первую очередь, за себя самого и своих близких. Расплата за эту нерешительность и леность не заставила себя долго ждать. Революция, невиданный голод и людоедство, ГУЛАГ вот далеко не полный перечень обрушившихся на страну бед.

            Сегодня в стране вновь складывается подобная ситуация, пик которой придется на 2002-2003 годы. Ситуация требующая смены главных жизненных ориентиров (ценностей). И если народ, каждый из нас, или, по крайней мере, большинство полениться, не осмелиться и не пожелает взять на себя великий труд, в прямом и переносном смысле, преобразования себя, в крайнем случае, не противления преобразованиям в своем ближнем, да и дальнем тоже, то расплата не заставит себя долго ждать, а ждать следующего шанса придется еще 48 лет, а может быть и 144 года.

            Сегодня, и пусть это не покажется странным, самое время начинать готовиться к грядущим переменам и в первую очередь следующим выборам, поскольку прошедшие продемонстрировали, мягко говоря, нашу прежнюю привычку уповать на героя - избавителя. Представляется, что вместо указаний, что и как делать, необходимы рекомендации, на что ориентироваться и чему отдавать предпочтения. Задача и обязанность каждого принять на себя труд разобраться в ориентирах, а выработав их ими руководствоваться.

            А если нет, начнется движение по спирали вниз. Низкий уровень ответственности за себя и перед самим собой порождает леность и безразличие. Это сужает круг интересов, снижает уровень профессиональных и жизненных навыков и умений, усиливает бедность персональную и общую, существенно снижает у Человека уверенность в себе и в своем «завтрашнем дне» - отнимает надежду. В подобном состоянии человек стремиться опереться не на свои силы, а на силы и возможности других, в первую очередь тех, кто воспринимается им как основа общества – сегодя и традиционно в России это представители исполнительной Власти.

            Ей, власти он готов уступить свои потенциальные возможности и право на эти возможности, так как уже убедился в том, что воспользоваться ими ему все равно не удается. Но уступая власти свои права, например, способствую усилению вертикали власти конкретный человек отступается не только от прав принадлежащих ему лично, он способствует лишению этих прав других сограждан, в том числе и тех, кто мог бы использовать имеющиеся возможности. Происходит угасание инициативы, стремлений расширить и усовершенствовать свои навыки и умения, усилению лености и аппатии, что неизбежно приводит к увеличению бедности и невежества в обществе.

            Усиление вертикали власти ведет к увеличению зависимости нижестоящего чиновника от вышестоящего и увеличению значимости «ведомственных актов» относительно значимости «актов Законодательных», ведь они охраняют права на потенциальные возможности, неценимые и не привлекательные для большинства населения. Увеличение фактических возможностей чиновников неизбежно ведет к их корумпированию, а злоупотребления корумпированных чиновников плодят в обществе бедность. Порочный круг приумножения нищеты и невежества замыкается.

         Некоторые особенности этого процесса.

Как свидетельствует статистика, в нормально развивающемся обществе доля активной части, для которой права являются жизненной необходимостью (предприниматели), не превышает 3-4 % от всего активного населения. Но они являются необходимым условием возникновения и существования так называемого среднего класса, ближайших помощников и соратников предпринимателей, доля которого колеблется от 25 до 35 %. Эти две составляющие обеспечивают безбедную жизнь абсолютному большинству членов общества, обеспечивают не в смысле предоставления благ, а в смысле предоставления возможности заработать не только достойный кусок хлеба, но и кусок масла. Таким образом 3-4% предпринимателей являются тем локомотивом, который движет все общество. Нет локомотива, или он слаб, нет и движения общества к сытой и благополучной жизни. Аналогично обстоят дела и в сообществе стран, наиболее зримо это проявилось в период выхода из энергетического кризиса в семидесятые и восьмидесятые годы.

            Если на начальном этапе движения общества по пути к благосостоянию, в нем складывается ситуация отказа от гражданских прав, слой предпринимателей возникнуть и развиться не может, значит не может сформироваться и средний класс, значит обществу не грозит благосостояние.

            Важнейшим фактором, определяющим ход рассматриваемого процесса, является размер территории и плотность населения. Чем больше население, тем больше по абсолютному значению и 3-4% от его самодеятельного, активного населения (примерно 55-60% от общей численности населения). Тем сложней процесс налаживания отношений между предпринимателями. Чем обширней территория, тем более неоднородны условия в различных частях страны. А значит и скорость формирования класса предпринимателей. Если при этом на всей территории действует единое законодательство, являющееся материализованной формой отражения существующей в стране системы ценностей, а в стране существует тенденция к «сдаче гражданских прав», то на пути формирования класса предпринимателей возникает непреодолимая преграда. Единственный выход, для стан с обширной территорией это реальный федерализм. Классическими примерами здесь могут служить Канада (первое место по условиям жизни), США (первая по промышленному, научному и другим потенциалам), Германия (первая в Европе) … , где общее, федеральное законодательство гораздо меньше регионального и практически не затрагивает непосредственные интересы бизнеса, которые определяются региональными законами.  Если так можно сказать, пример обратного порядка в Европе являют Франция и Испания. Хорошо известны и их проблемы в экономическом развитии, конечно по сравнению с другими забугорными странами.

            В таких странах как Россия и Китай, наибольший успех был, достигнут в так называемых особых экономических зонах. Главная особенность, которых состояла в том, что их, экономических зон, правовое пространство (и территория) было несравненно меньше всей территории страны и было отделено от всей остальной территории страны почти настоящей границей. Именно компактность и отделенность – защищенность от царившей вокруг сдачи гражданских прав, обеспечили феномен экономического чуда в этих зонах.

            По сути мы имеем противоречие между опытом нашего прежнего бытия, точнее выживания в условиях крайне враждебного окружения, которое и демонстрировало практическую ценность коллективизма и условиями сегодняшнего мироустройства. Не позволить увлечь себя на тропу страха и враждебности ко всем и всему на свете – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Но слишком много людей в этой стране заинтересованы в том, чтобы над народом господствовал страх – перед происками внешних и/или внутренних врагов, неблагоприятной экономической конъюнктурой и погодой и так далее и тому подобное. Потому что именно на страхе основывается их власть над нами и их материальное благополучие. Пользоваться богатствами страны можно только до тех пор, пока они общие, коллективные, пока у них нет персонального собственника. Коллективность материальных ценностей поддерживает иллюзию у гражданина обывателя, что и он является совладельцем части этих богатств, точно так же как раньше поддерживались иллюзии о бесплатном здравоохранении и образовании, которые ничье здоровье не охраняли и никакого образования не формировали, не считая тех, кто стоял «у руля».

            Другим источником страха является «имперский синдром» - боязнь распада страны и уменьшения, в следствии, этого степени коллективности – залога успеха выживания. Но если уже вызрело стремление жить достойно за счет своего труда, а не выживать, то от этого синдрома, ставшего общественным стереотипом необходимо избавляться. Это может быть достигнуто либо на пути построения действительного федерализма, что мало вероятно, либо на путях образования на российских просторах содружества государств. Этот путь представляется более вероятным. И хотя такая перспектива сегодня очень многими воспринимается почти как катастрофа, у нее нет альтернативы, если не считать войну все против всех. Как показал опыт дезинтеграции Советского Союза этот процесс хоть и неприятен, но вполне практичен и уж ни в коем случае не должен восприниматься как конец существования. Мы стали слишком разными. И грядущие трудности вынудят нас выживать порознь, потому, что централизованная система управления уже многократно доказала свою полную непригодность, обусловленную своей неповоротливостью и незнанием местной специфики.

Сайт управляется системой uCoz