Система взглядов
традиционной китайской медицины получает свое завершение на подступах к
практической
чжэнь-цзю через теорию меридианов {цзин-ло). Она объясняет физиологические
функции и патологические изменения, необходимые для понимания взаимных связей между
внутренними органами и, в конечном счете, составляет основу чжэнь-цзю.
Следует также отметить, что в
современной китайской медицинской практике приобретает большое значение анальгезия с
использованием традиционной иглотерапии, что в определенной степени поднимает
значение теории
меридианов. Все это говорит о возможности научного обоснования субстанции
меридианов, т.е. каналов связей, рассматриваемых в китайской медицине, "как
функций кровеносной и лимфатической систем, так и функций
периферической и вегетативной системы". Но этот вопрос в современной науке
не нашел еще своего разрешения.
По данным китайской
традиционной медицины меридианы "цзин-ло" - это "каналы или
пути" (линии), в которых циркулирует энергия. Они состоят из так
называемых главных (основных) меридианов и побочных сосудов.
"Цзин" означает путь - это основная система меридианов, он проходит в
вертикальном направлении, в основном в глубинных слоях организма, а "ло"
означает "ткань - подобная сетке". Побочные сосуды - это ответвления главных
меридианов, они располагаются на "поверхности тела".
В книге "Лин-шу"
утверждается: "имеется 12 главных меридианов (цзин-май). Они проходят в
глубине и спрятаны
в мышцах. Их нельзя видеть". Далее говорится, что "все сосуды (май),
которые парят на поверхности и видны - относятся к побочным сосудам".
Анализ данных китайской медицины по многим
источникам говорит о том, что за счет соединительных функций системы меридианов внутренние органы связаны с внешними
отверстиями тела, с кожей, волосами, сухожилиями, мышцами, костями и образуют
единое целое человеческого организма.
Крайне необходимо еще
раз обратить внимание на особенности древнекитайской медицинской концепции. Она не дает четкого
различия между артериями, венами, лимфатическими сосуда ми, нервами и
сухожилиями. Их интересовала система меридианов, т.е. энергетическая система сил в
теле, которая лежит в основе жизни (жизненная энергия). Нечто подобное этому
понятию было присуще и философии египтян и ацтеков, также обозначаемых особым
символом.
Китайская медицина
выделяет 12 основных парных (первичных, регулярных, симметричных) меридианов, два непарных (несочетающихся),
8 необычных, чудесных (экстраординарных) меридианов и 15 вторичных
(коллатеральных линий, ло-пунктов).
Строение системы меридианов отражает
порядок, в соответствии с которым жизненная энергия циркулирует по определенным путям
в виде янских и иньских сил. Таково их традиционное представление. Из
двенадцати основных линий (меридианов) конкретные связи оказываются
сгруппированными по системе инь-ян. Группировка по системе инь-ян представляет
разделение на три стадии янских сил шао-ян, тай-ян, ян-мин и иньских сил - шао-инь,
тай-инь, цюе-инь. Эти понятия соотносятся с органами чжан и фу, а также с
местом расположения линий.
Кроме двенадцати
классических (основных) меридианов, китайские медики выделяют два меридиана непарных
(несочетающихся). Они занимают особое положение, обеспечивая взаимосвязь между
меридианами, занимая срединное положение. Четырнадцатый переднесрединный меридиан
является сосудом зачатия, он олицетворяет иньское воспринимающее начало.
Тринадцатый заднесрединный меридиан является янским, олицетворяющим все
сильное, крепкое и действует в сторону усиления психофизиологических сил. Все
ручные и
ножные янские линии связаны с заднесрединной линией, а все ручные и ножные
иньские линии связаны с переднесрединной линией. Такие связи были определены
эффективностью точек.
Двенадцать линий
органов чжан-фу и коллатеральные линии связывают наружный покров с внутренней частью организма
человека, тем самым создают единую целостность и поддерживают непрерывную
деятельность.
По древнекитайским представлениям ход
линий начинается от чжун-цзяо (средняя часть туловища), поднимается кверху до чжан легких, переходит
к шоу-тай-инь фэй-цзин (ручная линия легких "тай-инь") и последовательно
к другим линиям, далее доходит до цзу-цюе-инь гань-цзин (ножная линия печени
"цюе-инь"), и в конечном итоге до
чжан легких. Затем поднимается кверху, идет до средней линии лица, головы, по передней
и заднесрединными линиям туловища (жэнь-май, ду-май). Этим самым образуется
единый ход четырнадцати линий (табл.9-10). (Цзян-Лин и соавт., 1958). Эти линии
являются сетью, через которую связываются
функции организма. Хода линий были найдены в течение длительного наблюдения и
лечения разнообразных симптомов и синдромов, отражающих патологические
изменения разных систем организма человека.
Таблица 9- 10
Древнекитайское
изображение хода линий
По данным
древнекитайской медицины существует большое количество точек, относящихся к
различным линиям.
Бели соединить в одну линию все точки, расположенные на конечностях, туловище,
голове, исходя из сходства их лечебного воздействия, то необходимо
изобразить линию в изогнутом виде. Так создавалось много извилистых поворотов
линий коллатеральных линий. Соприкосновение линий и перекресты их хода образовались потому,
что иногда точки двух или нескольких линий эффективны при лечении одного заболевания.
На самом деле соприкосновение и перекресты хода линий есть выражение
одинакового предела показаний в определенном участке. Соприкосновение и
перекресты хода линий в большинстве случаев расположены на голове, лице и туловище.
Перекресты хода линий на конечностях представлены реже. При этом значение перекрестов
и соприкосновений на конечностях отличаются от перекрестов на голове, лице, туловище.
Важной
методологической посылкой понимания древнекитайской концепции меридианов
является еще одно положение: указанные 12 основных (парных, первичных и т.д.) меридианов
состоят из двух неравнозначных частей - наружного и внутреннего ходов, которые
непосредственно связаны между собой. Эти меридианы имеют собственные
точки иглоукалывания в количестве от 9 до 67. Каждый меридиана располагает
стандартными
пунктами (точками), которые оказывают специфическое воздействие на свой и
соседний меридиан (табл.11).
Таблица 11 Стандартные
пункты основных меридианов
Меридианы |
Тонизирующая |
Се дативная |
Пособник |
Стабилизирующая |
Сочувственная |
Глашатай |
I Легких |
тай-юань
9I |
чи-цзе 5I |
тай-юань
9I |
ле-цюе 7I |
фэй-шу I3VII |
чжун-фу 1I |
II Толстой кишки |
цюй-чи 11II |
эр-цзянь
2II |
хэ-гу 4II |
пань-ли 6II |
да-чан-шу
25VII |
тянь-шу
25Ш |
III Желудка |
цзе-си 41 III |
ли-дуй 45III |
чун-ян 42III |
фэн-лун
40III |
вэй-шу 21 VII |
чжун-вань 12XIV |
IV
Селезенки - под-желудосной железы |
да-ду 2IV |
шан-цю 5IV |
тай-бай
3IV |
гунь-сунь 4IV |
пи-шу 20VII |
чжан-мэнь
13XII |
V
Сердца |
шао-чун 9V |
шэнь-мэнь
7V |
шэнь-мэнь
7V |
тун-ли 5V |
синь-шу 15VII |
цзюй-цюе
14XIV |
VI Тонкой кишки |
хоу-си 3VI |
сяо-хай 8VI |
вань-гу 4VI |
чжи-чжэн
7V1 |
сяо-чан-шу
27VП |
гуань-юань
4XIV |
VII
Мочевого пузыря |
чжи-инь 67VII |
шу-гу 65VI1 |
цзин-гу
64VII |
фэй-ян 58VII |
пан-гуан-шу
28VII |
чжун-цзи
3X1V |
VIII Почек |
фу-лю 7VIII |
юн-цюань
1VIII |
тай-си 3VIII |
да-чжун 4VIII |
шэнь-шу
23VII |
цзин-мэнь 25X1 |
IX Перикарда сердца |
чжун-чун 9IX |
да-лин 7IX |
да-лин 71Х |
нэй-гуань 6IX |
цзюе-инь-шу
14VII |
тань-чи
11Х |
X
Трех частей туловища |
чжун-чжу 3X |
ТЯНЬ'ЦЗИН 10Х |
ян-чи 4Х |
вай-гуань
5Х |
сань-цзяо-шу
22VII |
ши-мэнь
5XIV |
XI
Желчного пузыря |
ся-си 43X1 |
ян-фу 38XI |
цю-сюй 40XI |
гуан-мин
37X1 |
дань-шу 19VII |
жи-юе 24XI |
XII Печени |
цюй-цюань 8ХП |
син-цзянь
2XII |
тай-чун
ЗХП |
ли-гоу 5ХII |
гань-шу 18VII |
ци-мэнь 14XII |
1) тонизирующая (возбуждающая)
точка. Она располагается на основном (своем) меридиане и стимулирует его. Китайские врачи
считают, что эти точки служат для усиления пульса, повышения энергаи, что
укрепляет органы
и ткани данного меридиана при исходной слабости их. Рекомендуется
воздействовать на эту точку методом тонизации;
2) седативная точка
(успокаивающая, юй-точка). Она также располагается на основном (своем)
меридиане и
оказывает угнетающее действие. Древние медики утверждают, что эти точки
вызывают снижение пульсового напряжения, уменьшают энергию, успокаивают системы и
органы, связанные с меридианом. Рекомендуется воздействовать на нее методом
дисперсии;
3) точка пособник (источник,
ю-пункт). Эта точка находится на основном меридиане и может заменять или усиливать тонизирующую,
а также и седативную точку в зависимости от метода раздражающего воздействия;
4) стабилизирующая
точка (ло-пункт). Эта точка также располагается на основном меридиане и
обеспечивает
равновесие в спаренных меридианах по дополнительным связям.
По данным
традиционной китайской медицины их называют точками прохождения и считают, что
они служат
"для управления энергией, циркулирующей от канала к каналу". Путем
воздействия на эту точку считалось возможным отвести избыточную энергию из одного
канала в другой при установленной пальпацией пульса упадка энергии в одном из
сопряженных каналов. Если два сопряженных канала по пульсовой диагностике, например,
меридиана почек и мочевого пузыря показывают большую энергетическую разницу, то
ло-пункт
более сильного канала укалывается методом отнятия (се), что обеспечивает
передачу избыточной энергии от сильного канала (избыточности) к более
слабому (недостаточности);
5) сочувственная
точка (согласия, шу-точка). Эти точки в количестве 12 располагаются вне своего меридиана, на первой ветви
наружного хода меридиана мочевого пузыря. В зависимости от метода раздражающего
воздействия на сочувственную точку усиливается или ослабляется действие
тонизирующей или седативной точки;
6) точка - глашатай
(точка тревоги, мо-пункт). Часть точек располагается на своем меридиане, а
часть вне своего меридиана. Возникающая в какой-либо (или нескольких) из этих
точек боль или повышенная болезненность, выявляемая при пальпации, является
как бы сигналом тревоги пораженного органа. Считается, что эти точки "могут
быть использованы в целях успокоения (торможения)".
Кроме указанных
точек, древняя китайская медицина выделяет еще большое количество важных точек,
необходимых
для использования в терапевтических, диагностических и профилактических целях.
При этом
они имеют закономерности как по расположению на определенных участках
тела, использованию их в практической акупунктуре, так и в диагностических целях.
Сведения обо всем этом, учитывая их большое значение в практической акупунктуре, более
детально будут представлены в соответствующих разделах руководства.
По воззрениям
древнекитайской медицины ткани и органы обычно бывают тесно связанными дру г с
дру пэм. что
находит отражение в показаниях к использованию точек воздействия. Точки
основных меридианов могут характеризоваться, с одной стороны, симптомами,
относящимися к поражениям тех тканей и областей, по которым проходит
данный меридиан, а с другой - симптомами, относящимися к поражению того органа,
к которому
относится данный меридиан.
К понятию
"меридиан" нельзя подходит упрощенно, полагая, что это - простое
соединение определенных точек. Такой подход не дает возможности объяснить, почему
точки, распложенные на конечностях ниже коленного и локтевого суставов, действуют на
органы не менее эффективно, чем локальные (проксимальные) точки вблизи органа.
Следователь, система определения меридиана и выявления точек весьма сложна.
Древнекитайская медицина выделяет еще пятнадцать коллатеральных линий,
или вторичных меридианов.
Древнекитайская
литература, сравнивая основные меридианы со столбовыми дорогами, утверждает,
что коллатеральные
линии (ло-сосуды) являются ответвлениями от них и осуществляют взаимосвязь
основных меридианов
в виде усложнение-связанной сети. Вторичные меридианы соединяют между собой в
пары янские и иньские меридианы.
Кроме основных
меридианов и коллатеральных линий (ло-сосудов) традиционная китайская медицина выделяет 8 несочетающихся
("чудесных") меридианов.
Система восьми
чудесных меридианов проявляется при хронических патологических процессах
организма, при нарушениях нормального хода циркуляции энергии постоянных
(основных) меридианов. Эти восемь меридианов еще называют экстраординарными
каналами в силу их способности иметь так называемые командные (ключи) точки.
Точки-ключи "контролируют" избыток энергии и ее вывод из локальной
системы для создания нормального баланса.
По данным древнекитайской литературы
восемь необычных меридианов не обладают, в отличие от двенадцати основных,
отношением поверхностного и внутреннего и не находятся в прямой связи с
органами чжан и фу (наполнительными и полыми органами). Их задача - связь в основными
меридианами для выявления болезней, патологического состояния.
Итак, по
представлениям древних медиков "чжэнь" и "цзю" достигают
лечебной цели воздействием на точки, опираясь на функции линий (меридианов) и
коллатеральных линий (ло-сосудов)".. В связи с этим в практической традиционной
акупунктуре уделяли этому большое значение, но при этом предостерегали, что
"необходимо соблюдать линию, а точки выбирать индивидуально". Остальные
несочетающиеся и коллатеральные линии, связываясь с четырнадцатью линиями,
выполняют регулирующую деятельность.
Таким образом, подводя итоги данному разделу, мы еще раз должны подчеркнуть общеконцептуальный характер древнекитайского подхода к определению цзин-ло (меридианов). По ним проходят "кровь", функционально жизненное начало (ци-хуэй), которые следует рассматривать по данным традиционной медицины и как "кровеносные сосуды, и как нервные пути". По круговороту ци-хуэй осуществляется связь между инь и ян, функционирует весь организм. В таком подобии, по их мнению, осуществляется жизнь человека.