Глава 1

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЖЭНЬ ЦЗЮ ТЕРАПИИ

Название метода чжэнь-цзю-терапии означает чжэнь — укол иглой и цзю — прижигание; метод заключается в нанесении укола или ожога (прогревания) в определенные точки тела. Время возникновения метода чжэнь-цзю-терапии не установлено, хотя известно, что этот вид лечения существует в Китае с глубокой древности и применялся еще в каменном веке для лечения не только людей, но и животных.

Началом применения укола острым камнем могло послужить случай­ное ранение какого-либо участка тела, отвлекшее внимание больного от его основного страдания; аналогично случайно полученный ожог того или иного участка тела мог послужить излечивающим началом основного заболевания.

В одном из китайских памятников древности «Шан-хай-цзинь» напи­сано, что на горе Гаоши есть много драгоценных камней, а у подножия этой горы много камней, из которых можно изготовлять каменные иглы. Китайские историки считают, что именно эти каменные иглы получили название бяныпи, которыми пользовались для лечения в древности. При археологических раскопках вблизи Пекина в местечке Чжаокуотян были найдены кварцевые иглы, в деревне Шагатун на северо-востоке Китая — иглы из других видов горного камня.

Каменными иглами в древности лечили различные острые и хрониче­ские заболевания, применяли их для вскрытия гнойников, кровопускания и других хирургических манипуляций. Позже на смену каменным иглам пришли металлические, которые изготовлялись из меди, серебра, золота и железа, а в последнее время — из нержавеющей стали. Метод лечения цзю заключается в том, что к определенному участку кожи прикладыва­ются комочки тлеющей травы (впоследствии стали использовать высу­шенную и обработанную полынь) с целью нагрева вплоть до образования ожога. Места, на которые наносится раздражение с помощью чжэнъ (т. е. укола) или цзю (т. е. прижигания), получили название сюе (точки для чжэнь-цзю-терапии), или «жизненные точки».

В одной из первых книг, описывающей метод чжэнь-цзю-терапии, «Цзо-чжуан» (конец эпохи Чжоу, VIV вв. до н. э.), приводится случай, когда тяжело заболев, князь Цзинь Гун (VI в. до н. э.) вызвал к себе вра­ча по имени И. Хуан, который, осмотрев больного, сказал, что болезнь неизлечима — ее невозможно вылечить ни чжэнь, ни цзю. Это показывает, какое большое значение придавалось чжэнь-цзю-терапии. В книге «Ши-цзи», написанной Сыма-Цянь (III вв. до н. э.), приводится биография известнейшего врача Бян Цяо (Чин Юэ-жень, V в. до н. э.), в совершен­стве владевшего методом чжэнь-цзю-терапии. Так, он спас сына князя из княжества Гуай (Гуэ) от заболевания ши-цюе (потеря сознания, похо­лодание конечностей, замедление дыхания и пульса), приказав своим уче­никам Цы Ян и Цы Бао воздействовать на точку бай-хуэй.

Одной из первых чисто медицинских книг Китая считается медицин­ский трактат «Нэй-цзин»; эта книга традиционно приписывается полуле­гендарному императору Хуану Ди, поэтому называется также «Хуанди нэй-цзин». Это — канон китайской медицины. Время написания «Хуанди нэй-цзин» относят к IIIII вв. до н. э., хотя предполагают, что она была


написана значительно раньше и не одним автором, а несколькими поко­лениями врачей. Первая часть носит название «Су-вэй», вторая часть на­зывается «Ли-шу-цзин», каждая часть состоит из девяти книг. С точки зрения современной медицины в «Хуанди нэй-цзин» имеется большая до­ля мистицизма, но основные принципы лечебно-профилактических ме­роприятий сохраняют большую познавательную ценность. В книге со­держатся сведения по истории китайской медицины, об анатомии и физио­логии человека, о принципах профилактики в медицине. В «Хуанди нэй-цзин» описаны тщательно разработанные на протяжении веков методы диагностики, которые применяются и в настоящее время: осмотр, опрос, выслушивание, ощупывание — так называемые четыре метода обследова­ния; приведены рецепты лекарственных средств и принципы лечения при различных болезненных состояниях; излагаются теоретическая основа чжэнь-цзю-терапии и методика применения этого метода лечения, впер­вые описано девять форм игл для чжэнь-терапии и полынные конусы для цзю.

В период эпох Цинь и Хань (III в. до н. э.— III в. н. э.) метод чжэнь-цзю-терапии получил дальнейшее развитие. Большинство китайских вра­чей владели этим методом лечения. По мнению многих историков медици­ны, этот период стал периодом расцвета чжэнь-цзю-терапии. Одним из из­вестнейших врачей этой эпохи был Цан Гун (Цуань-Юй-и, 215 —177 гг. до н. э.); в его 25 сохранившихся до наших дней записях приведены, в частности, методы чжэнь-цзю-терапии, даны наименования меридианов, коллатералей, отдельных точек воздействия, а также результаты лечения ряда болезней этим методом.

Другой известный врач эпохи Хань — Чжан Чжун-цзин (150—219 гг.) написал трактат о тифозной горячке «Шань-хань-лунь», в котором изло­жил свыше четырехсот способов лечения заразных лихорадочных болезней и дал более ста советов о том, как уберечь себя от них (это труд составил 16 томов). Чжан Чжун-цзин написал первый сборник рецептов в Китае («Цзинь-гуй-яо-люэ»); многие из приводимых Чжан Чжун-цзинем рецептов применяются и сейчас. Чжан Чжун-цзин подчеркивал важность правиль­ной диагностики, впервые привел показания и противопоказания к ис­пользованию ряда лекарственных средств. Наряду со многими другими методами лечения Чжан Чжун-цзин много внимания уделил и чжэнь-цзю-терапии; в его работах изложена методика терапии теплой иглой.

Одним из выдающихся врачей своего времени был Хуа То (141 — 208 гг.). Существуют предания, что Хуа То написал книги о человеческих болезнях и болезнях домашних животных, однако эти работы не сохрани­лись. Хуа То в совершенстве владел хирургией и методом чжэнь-цзю-тера­пии; именно он указывал, что для получения наибольшего лечебного эф­фекта нужно делать уколы одновременно лишь в небольшое число точек (1—2) и обязательно получать у больного «предусмотренные ощущения». Хуа То большое значение придавал профилактике заболеваний; по его мнению, физические упражнения больного должны быть неразрывно свя­заны с медицинскими манипуляциями. Хуа То считается создателем клас­сической китайской гимнастики «Движения пяти птиц и зверей».

Специалистом по чжэнь-цзго-терапии был Хуан Фу-ми (215—282 гг.), автор трактата «Цзя-и-цзин», в котором были обобщены достижения ки­тайской народной медицины, в том числе и чжэнь-цзю-терапии. Хуан Фу-ми изложил основы чжэнь-цзю-терапии, наметил перспективы ее дальней­шего развития и границы применения. Этот трактат является источником всех дальнейших исследований по иглотерапии.

К концу третьего века нашей эры уже имелись специальные руковод­ства по чжэнь-цзю-терапии, были разработаны показания и противопока­зания к применению этого метода лечения, появились схематические изо­бражения расположения точек для изучения чжэнь-цзю-терапии.

70


С конца III и начала IV вв. в китайской народной медицине наряду с чжэнь-цзю-терапией развивается лекарственная терапия с применением как естественных, так и искусственно создаваемых лекарственных средств. Основоположником этого направления считают Го Хоня (Гэ Хуана, 281 — 341 гг.). Одним из первых известных врачей, много сделавшим на этом поприще, стал Тао Хон-Дин (Toy Хун-цзин, 452—536 гг.). Его труд, со­стоящий из семи томов, содержит описание почти 400 лекарственных средств и еще столько же описаний веществ, усиливающих их действие или меняющих их вкус и другие свойства.

В VII в. был создан рецептурный справочник, сохранивший ценность и в наше время; его автор Сун Сы-Мяо (581—673 гг.). Он описал методы лечения многих болезней с помощью лекарственных средств и дал реко­мендации к применению чжэнь-цзю-терапии.

В период эпох Вэй и Суй (386—616 гг.) большое распространение по­лучила методика прижигания.

Эпоха Тан (618—916 гг.) была периодом распространения чжэнь-цзю-терапии в сопредельных с Китаем странах. Чжэнь-цзю-терапия получила ранг самостоятельной медицинской дисциплины. Для медицинского обу­чения были предусмотрены должности преподавателей, ассистентов и вра­чей, которые обучали учеников расположению меридианов и точек, мето­дам владения иглой, прижиганию. Была введена система сдачи экзаменов на должность врача-специалиста по чжэнь-цзю-терапии.

В археологических раскопках в северной части Кореи были обнаруже­ны каменные и костяные иглы, что свидетельствует о том, что в этой стра­не иглоукалывание имеет такую же древнюю историю, как и в Китае.

Метод чжэнь-цзю-терапии проник в Японию и другие восточные стра­ны. В частности, считается, что работы Хуан Фу-ми (215—282 гг.). в кото­рых обобщены сведения по чжэнь-цзю-терапии, послужили началом при­менения этого метода лечения в Японии. По другим источникам, метод иглоукалывания «пришел» в Японию в 414 г. н. э., когда в Японию были приглашены специалисты из Кореи. Кроме того, известно, что в 562 г. Чжи Пунь привез в Японию ряд руководств по чжэнь-цзю-терапии, уси­ливших интерес японских врачей к этому методу лечения, особенное раз­витие получило прижигание. Через тибетских народных врачей чжэнь-цзю-терапия проникла также в Индию и Монголию.

В эпоху Сун (960—1279 гг.), в 1026 г., появилась работа Ван Вэй-и («Тун-жэнь-шу-сюэ-чжэнь-цзю-ту-цзин»), в которой была уточнена и упо­рядочена топография «жизненных» точек, используемых для чжэнь-цзю-терапии. Центральное правительство Китая распорядилось об издании этой книги в качестве официального руководства; в 1027 г. были отлиты брон­зовые фигуры человека с нанесенными на них точками для изучения чжэнь-цзю-терапии. Выли изданы руководства: книга «Вай-кецзю-фа-лунь-цуй-синь-шу», посвященная использованию метода чжэнь-цзю-терапии в хи­рургии, книга «Бэй-ций-цзю-фан» о применении чжэнь-цзю-терапии при оказании скорой помощи и другие аналогичные работы. Ряд руководств по чжэнь-цзю-терапии был написан в стихотворной форме для облегчения запоминания, например, «Чжэнь-цзинь-чжи-нань» и «Бяо-ю-фу», написан­ные Доу Хань-цином.

В эпоху Юань (1280—1368 гг.) были созданы новые работы по чжэнь-
цзю-терапии, дополнившие обоснования этого метода лечения. Так,
в 1303 г. монгольский врач и ученый Ху-Тай-Бэ-ли написал книгу «Тен-
лан-шу-шен», в которой развил теорию меридианов и точек, добавив к уже
известным к тому времени двенадцати основным меридианам еще два —
переднесрединный и заднесрединньтй.                                                            :

В эпоху династии Мин (1368—1644 гг.) метод чжэнь-цзю-терапии по­лучил широчайшее распространение, появилось много специалистов, при­менявших этот метод лечения, вышло в свет много научных трудов и ру-

11


ководств. Так, в 1530 г. известный врач Ван Цзи написал книгу «Чжэнь-цзю-вэнь-дуй» в форме вопросов и ответов; в 1537 г. получила известность книга «Чжэнь-цзю-цзюй-ин-фа-хуэй», содержащая большой фактический материал о методе чжэнь-цзю-терапии; в 1601 г. Ян Цзи-чжоу написал труд под названием «Чжэнь-цзю-дачэн», где подытожил все предшествую­щие результаты применения метода чжэнь-цзю-терапии, дал примечания, дополнения и разъяснения прежним теориям. Эта книга используется в качестве официального пособия по чжэнь-цзю-терапии в виде изложения и в настоящее время (так называемые нанкинские лекции).

В конце династии Мин были отлиты бронзовые статуэтки мужчины, женщины и ребенка с нанесенными на них точками; в этот же период бы­ли изданы атласы со схемами меридианов и точек (атласы сохранились ди наше 'о времени).

В эпоху Цин (1644—1911 гг.) интерес к чжэнь-цзю-терапии в Китае постепенно уменьшается. Это было связано с тем, что этот метод лечения стал считаться недостойным для верхушки правящего класса феодалов; кроме того, широкое распространение получило конфуцианство — учение, призывающее к терпимости и вере в то, что все «ниспущено сверху и не подлежит исправлению». Однако в этот период было создано немало тру­дов по чжэнь-цзю-терапии, получивших большую известность.

Лучшими книгами этого периода были монографии: «И-цзун-цзинь-цзянь», содержащая раздел, посвященный чжэнь-цзю-терапии (1749 г.); «Чжэнь-цзю-и-сюэ» — краткий учебник по чжэнь-цзю-терапии (1789 г.); шеститомная «Чжэнь-цзю-фэн-юань» (1817 г.), посвященная дальнейше­му развитию метода чжэнь-цзю-терапии, изложенного в свое время в «Нэй-цзин» (автор известный врач начала XIX в. Ли Сюе-цюань).

Большое значение имел труд Ван Чинь-жэня (1768—1831 гг.) «Ис­правление ошибок медицины» («И-минь-чай-цо»). Он занимался изучением анатомии внутренних органов человека. Работы Ван Чинь-жэня оказали большое влияние на развитие метода чжэнь-цз.о-терапии благодаря уточ­нению топографии меридианов и точек. Однако, по утверждению Y. Ма-naka (1972), основой всех исследований по иглотерапии вплоть до настоя­щего столетия является книга «Хуанди нэй-цзин».

Постепенно богатейшему опыту народных врачей стали придавать все меньшее значение, особенно после того как реакционное гоминьдановское правительство приняло закон об официальном запрещении использования китайской народной медицины (1929 г.). Вследствие протеста народа этот закон не был осуществлен, но студенты-медики стали обучаться только западноевропейской медицине.

После провозглашения Китайской Народной Республики опыт народ­ной медицины был поставлен на службу народу. В 1955 г. в Пекине был организован Центральный научно-исследовательский институт китайской медицины, а при нем — Институт чжэнь-цзю, который возглавила широко образованный врач, имеющая европейское образование, известный спе­циалист традиционной медицины Чжу Лянь. Ее труд «Руководство по современной чжэнь-цзю-терапии» в сокращенном виде был переведен на русский язык и издан в нашей стране н 1959 г.

Органы здравоохранения Японии, Вьетнама, Индии и других восточ­ных стран официально признали народную восточную медицину. В ряде университетов этих стран имеются колледжи или факультеты, где препо­дается народная восточная медицина, в том числе чжэнь-цзю-терапия. В настоящее время в Японии проводятся фундаментельные научные ис­следования не только клинического, но и экспериментального характера. Широко используются восточные методы лечения в медицине Кореи, Бир­мы, Монголии, Индии и других восточных стран. В КНДР ведутся на­учные исследования древнейшего медицинского наследия корифеев вос­точной медицины. Представляют большой интерес экспериментальные

19.


я клинические исследования, которые проводят вьетнамские ученые по изучению эффективности и механизма акупунктурной анестезии. Первые •операции с использованием акупунктурной анестезии были проведены во Вьетнаме в Институте традиционной медицины в 1969г. К настоящему вре­мени осуществлено уже значительно более 100 000 операций: лобэктомия, .другие операции на грудной клетке, бронхоскопия, гастрэктомия, холе-цистэктомия и другие оперативные вмешательства в брюшной полости, гинекологические и акушерские операции и др.

Метод чжэнь-цзю-терапии   получил   широкое   применение не только в странах Востока. В европейских странах восточными методами лечения заинтересовались в XVII в. (Голландия, Франция). С XIX в. во Франции иглотерапия получает все  большее  распространение;  появляются при­знанные специалисты, владеющие этим методом лечения. Среди француз­ских ученых, посвятивших свою деятельность изучению и внедрению в широкую   практику   методов   восточной   рефлексотерапии, наибольший вклад внесли G. S. deMorant, J. Е. Н. Niboyet, R. Fuye, M. Rubin, N guy-en Van Nghi, P. F. M. Nogier и др. Благодаря этим ученым развивались не только практическая иглотерапия, но и широкие научные исследова­ния по обоснованию этого метода на современной научной основе. Опыт французских ученых успешно развивается в  Германии,   Австрии,   Ита­лии, Англии и других европейских странах. Среди ученых европейских стран, внесших вклад в развитие восточных методов рефлексотерапии, не­обходимо отметить следующих: G. Baclimann,   Н. Schmidt,   Е. W. Stief-vater, F. Mann, J. Bischko, G. Konig и J. Wancura и др.

С целью дальнейшего развития различных аспектов иглотерапии на современной научной основе создана Международная ассоциация аку-пунктурных обществ (SIA).

Одной из первых в России публикаций об иглотерапии было сообще­ние проректора Медико-хирургической академии П. Чаруковского в пер­вом номере «Военно-медицинского журнала» (1828 г.). Он написал о дей­ственном способе лечения иглой, широко применяемом в Китае и Японии. В 1845 г. появилось описание метода иглотерапии, составленное А. А. Та-тариновым. Попытки применения иглотерапии были сделаны в 1901 г. (А. Я. Виолин, В. В. Корсаков).

Применение метода иглотерапии в отечественных лечебных учрежде­ниях началось в конце шестидесятых годов, чему способствовало посеще­ние клиник КНР в 1956 г. группой наших врачей и ознакомление их с ос­новами чжэнь-цзю-терапии.

Изучение методов восточной рефлексотерапии в нашей стране в первую очередь пошло по пути исследования их механизмов с точки зре­ния современных физиологических и патофизиологических представлений. Вышел ряд монографий и руководств, посвященных вопросам иссле­дования действия иглоукалывания на организм, опубликованы много­численные сообщения о результатах применения этого метода в клиниках различных медицинских дисциплин. Большой вклад в изучение меха­низмов иглотерапии внесли Г. Н. Кассиль, В. Г. Вогралик, И. И. Ру-сецкий, Э. Д. Тыкочинская, Н. И. Гращенков, Д. М. Табеева, А. К. Под-шибякин, Р. А. Дуринян, В. Н. Цибуляк, В. С. Тойденко, Е. Л. Маче-рет, Ф. Г. Портнов, К. Т. Качан и др.

Несколько обособленно развивалась аурикулотерапия — рефлектор­ный метод лечения путем иглоукалывания активных точек ушной рако­вины. Истоки этого метода лечения также уходят в глубину веков, в исто­рию развития медицины восточных стран (Египта, Индии, Китая, Ирана). Как пишет P. F. M. Nogier (1977), в древней литературе впервые упомина­ется лечение таким методом в Египте, воздействие на ушную раковину применял и Гиппократ.

13


I


С 1950 г., по данным Nogier, прижигание определенного участка уш­ной раковины стали применять во Франции с целью лечения ишиаса, а с 1951 г. интерес к этому виду восточной терапии возродился в Японии. Заинтересовавшись феноменом излечения невралгических болей путем прижигания участка ушной раковины, Nogier начал изучать ушную ра­ковину. Обнаружив сходство противозавитка ушной раковины с позво­ночным столбом человеческого плода, находящегося в матке (головка внизу, а таз с ножками вверху), он считал, что нашел сводный ключ всей системы. Nogier пишет, что только 20 лет спустя ему удалось сделать уточ­нение локализации различных пунктов ушной раковины, предположив, что они связаны с определенными нервными путями. Он установил, что для каждого пункта или области ушной раковины имеется соответствующий рефлекс с частью тела, или что «пункты ушной раковины управляют оп­ределенной частью тела». В своем первом «Кратком руководстве» Nogier ознакомил европейских врачей с 30 точками ушной раковины, которые он успешно использовал при лечении определенных болезней. Nogier предуп­реждал при этом о недопустимости упрощений и необходимости серьезных исследований в области диагностики и нейрофизиологических основ этой разновидности иглоукалывания и прижигания. В последующем появи­лось много работ, посвященных аурикулотерапии, как в отношении вы­явления точек ушной раковины, рефлекторно связанных с определенными органами и тканями всего организма, так и в отношении изучения нейро­физиологических механизмов аурикулотерапии.



Сайт управляется системой uCoz