Лекция 23 ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА

"Органон", § 84: "Больной говорит о своих страданиях; его родные снова пересказывают, на что он жалуется, каков он был и все, что они в нем заметили; врач видит, слушает и на­блюдает собственными чувствами все явления, признаки и чрез­вычайные случаи. Он записывает рассказ больного и особ, его окружающих, в точности сохраняя их выражения. Если мож­но, он дает спокойно докончить изложение, не мешая им, особенно, если не делают бесполезных отступлений; ибо всякая остановка сбивает рассказывающих, прерывая нить их мыслей, и в таком случае им не все приходит на память с такою верно­стью, как бы сначала хотелось рассказать. Только он должен просить, чтобы они с самого начала говорили не торопясь, дабы ему можно было следить за их рассказом и записывать его".

Один из наиболее важных факторов отображения на бума­ге образа болезни - это запись рассказа пациента о его страда­ниях его собственными словами, разумеется, опуская те момен­ты, когда он отвлекается от темы или говорит глупости. Пока больной описывает свою болезнь, врач не должен вмешиваться в его рассказ, а должен стараться записать рассказ полностью, используя те же слова, что и пациент, исправляя только грам­матические ошибки. Если врач использует синонимы, то нужно быть уверенным, что это именно синонимы и они не могут быть поняты неправильно. Например, когда женщина говорит о своем менструальном цикле, называя его то "месячными", то "регулами", можно при записи пользоваться одним термином "менструации", как синонимом, который не может быть истол­кован двояко. Иначе говоря, врач может пользоваться терми­нами тогда, когда это не изменяет смысла.

Так же важно при записи избегать повторов и ненужных добавлений. Когда врач записывает все подряд, он часто так запутывается в мелочах и ненужных подробностях, что бы­вает не в состоянии установить образ болезни. Нужно разде­лить страницу таким образом, чтобы вы могли с первого взгляда увидеть все, что вам необходимо; записи необходимо упорядочить, и, когда пациент в следующий раз на приеме начнет рассказывать об изменении своего состояния, вам бу­дет достаточно бросить взгляд на лист, чтобы определить, как изменились симптомы. Для этого нужно разделить страницу на три части: в одной записывается дата и назначения, во второй - имеющиеся симптомы, а в третьей - их модальности.

Дата Лекарство

 

Симптомы

 

Модальности

> (улучшение) < (ухудшение)

 

 

 

 

 

 

 

После того, как пациент детально рассказал о своих страданиях, вы записали этот рассказ и выяснили все, что


касается имеющихся симптомов, вы можете приступить к рас­спросу близких больного. Это могут быть не только мать, супруг, сестра и т. д., но и медсестра или сиделка, которые постоянно находились около пациента. "Люди, находящиеся рядом с больным, расскажут, на что он жаловался, как себя вел и все, что они заметили необычного". Все их рассказы должны быть выслушаны с большим вниманием. При этом очень важно установить, не слишком ли сгущает краски на­блюдатель или, если это жена, то не напугана ли она бо­лезнью мужа и т. п., т. е. оценить степень объективности рас­сказа наблюдателя. По возможности, нужно попросить мед­сестру или сиделку в точности воспроизвести высказывания пациента о своих страданиях. Это особенно важно в случае острых заболеваний, и слова самого пациента ценнее, чем слова или определения посторонних людей, особенно близ­ких, которые из-за вполне понятного волнения склонны пре­увеличивать опасность болезни и могут не всегда адекватно реагировать на внешние проявления заболевания.

После того, как врач поговорит с двумя-тремя людьми, наблюдавшими больного, и запишет их показания, он запи­сывает свои собственные наблюдения. Например, врачу нуж­но описать мочу и стул, если они необычные, но если моча и стул нормальные, то их незачем описывать.

В течение не одной сотни лет отрабатывалась методика опроса свидетелей в суде, и в результате появились опреде­ленные правила, как это делать. В гомеопатии также вырабо­таны определенные правила обследования больного, которых необходимо придерживаться.

Среди присутствующих студентов я знаю тех, кто просто заучивал схему опроса, и тех, кто не делал даже этого. Эти студенты неправильно восприняли все, чему их здесь учили, и совершат большие ошибки, используя неверные методы. Ра-зумеется^ первыми пострадают пациенты, но в конечном счете пострадают репутации врача и гомеопатии в целом как ис­кусства исцеления.

Те вопросы, которые дает С. Ганеман, важны не сами по себе, но они заставляют думать и двигаться в нужном направ­лении: нельзя пренебрегать всесторонним тщательным иссле­дованием. Спрашивайте пациента, затем окружающих его людей и наблюдайте сами; если того, что вы узнали, недоста­точно для выбора подобного лекарства, вернитесь к частно­стям. Со временем, приобретя необходимый опыт, врач становится настоящим специалистом в опросе пациента и выяв­лении истины. Старайтесь пользоваться терминами гомеопа­тической Materia Medica при описании проявлений болезни, которые вы должны приспособить к манере высказываний вашего пациента.

Врач должен выяснить все особенности протекания забо­левания, но нельзя спрашивать об этом напрямую: если вы зададите прямой вопрос, то вы не выясните характеристику симптома, потому что в 99 случаях из 100 пациент ответит либо "да", либо "нет". Если на ваш вопрос больной отвечает "да" или "нет" - вы неправильно сформулировали вопрос. Если пациент не может ответить на ваш вопрос, то не настаи­вайте на ответе и перейдите к следующему вопросу, потому что пациент либо не знает, либо не заметил у себя того, о чем вы спрашиваете. Наиболее результативны вопросы, дающие право выбора. Нужно точно установить, в какой части тела локализуется боль и ее характер, область поражения, появле­ние и характер выделений и т. д. и т. п.. При опросе всегда следует помнить, что, задавая любой вопрос,, вы должны пре­доставлять пациенту свободу выбора.

Никогда не позволяйте себе торопить пациента, это должно войти у вас в привычку. Говорите как можно меньше: старайтесь, чтобы все время говорил ваш пациент, а сами только направляйте разговор в нужное для вас русло. В этом случае вы сможете без труда установить все общие и частные симптомы. Когда пациент уходит от темы или отвлекается, мягко, но ненавязчиво верните его к теме разговора.

Очень важны все симптомы, относящиеся ко сну, т. к. на­прямую характеризуют состояние сознания. Например, ни один из патологоанатомов и патофизиологов не может объ­яснить, почему нарушается дыхание во время сна, которое регулируется головным мозгом. Важно знать функции мозга, функции белого вещества и серого вещества. Врачу необхо­димо рациональное знание анатомии. Нет таких гомеопатов, которые смогли бы успешно работать, не зная анатомии и физиологии. Для успешной практики важно иметь не поверх­ностные представления, а настоящие, глубокие знания, кото­рые помогли бы дифференцировать образы-симптомы.

Тщательно изучите этот параграф "Органона" и пораз­мышляйте над ним. Если вы не выработаете привычку сейчас, то у вас не сложится практика потом. Не зная правильного


направления, вы приобретете привычки, от которых потом не сможете избавиться.

Сайт управляется системой uCoz