Лекция 13 ЗАКОН ПОДОБИЯ

"Органон", § 21: "Если целебного действия лекарств в его сущности нельзя определить умственно и если даже самый тонкий наблюдатель, производя опыты над, лекарствами, не замечает в них ничего иного, кроме свойства производить пе­ремены в состоянии человеческого здоровья, вызывая специфические припадки в здоровом теле, то отсюда следует, что ле­карства не иначе могут обнаруживать свою целебную силу, как только посредством этой особенности производить болезнен­ные перемены в здоровом состоянии человека; таким образом, припадки, возбуждаемые лекарствами в здоровом теле, слу­жат нам единственными показателями их целебного свойства, представляющими нам болезненную картину, которую каждое лекарство может производить в теле человека; только таким путем мы можем узнать и самые лекарства, которыми из­вестные болезни могут и должны быть излечены".

§ 22:" Так как в болезнях, кроме совокупности припадков, не­возможно найти ничего другого, подлежащего устранению для восстановления здоровья, и так как лекарства не иначе обнару­живают целебное свойство, как своею способностью произво­дить болезненные припадки в здоровых людях, то отсюда следу­ет: 1) что лекарства способны лечить болезни только путем устранения наличных припадков естественной болезни возбуж­дением известных новых припадков, или болезни искусственной и 2) что для устранения совокупности припадков какой-либо болез­ни необходимо отыскать такое лекарство, которое способно было бы произвести припадки, подобные (гомеопатический спо­соб) или противоположные (антипатический способ) припадкам естественной болезни, смотря по указаниям опыта в том и дру­гом случае. Третий способ употребления врачебных средств, единственно возможный кроме этих двух, есть способ аллопа­тический, по которому дают средства, производящие припадки, не сходные и не противоположные припадкам естественной бо­лезни, но совершенно разнородные, которые, следовательно, не имеют прямого отношения к врачуемой болезни; об этом способе говорено выше при обзоре способов старой медицинской школы. Он представляет собою несовершенное подражание крайне недо­статочным усилиям жизненной силы - силы растительной и не­разумной, - которая, будучи предоставлена самой себе, стремит­ся как ни попало освободиться от болезни. Эта органическая сила существует для сохранения организма только в здоровом со­стоянии, а не для восстановления здоровья, нарушенного бо­лезнью, и отнюдь не может служить образцом искусству врача, требующему глубоких соображений и суждений".

§ 23: "Каждый чистый и точный опыт убеждает нас, что упорные припадки болезни не могут уничтожаться лекарства­ми, вызывающими противоположные явления (как требует этого антипатический, энантиопатический или паллиативный


способы), но что, напротив того, болезненные припадки после кажущегося краткого облегчения снова обнаруживаются еще с большею жестокостью и очевидно приводят больного в худшее положение (см. §§58, 62, 69)".

§ 24: "Итак, не остается другого способа лечения болез­ней, кроме гомеопатического, по которому против совокуп­ности припадков должно отыскать такое лекарство, которое преимущественно перед всеми прочими средствами по измене­ниям, производимым им в здоровом теле, обладало бы способ­ностью возбуждать искусственную болезнь, в возможной мере сходную с естественной болезнью, о которой идет речь".

§ 25: "Единственный непреложный оракул в искусстве ле­чения - чистый опыт, произведенный точными исследованиями, научает нас, что, действительно, из всех лекарств, обла­дающих способностью расстраивать здоровье людей, то, ко­торое возбуждает в здоровом теле припадки, сходные с боль­шинством припадков лечимой болезни, уничтожает всю сово­купность припадков этой болезни, т. е. всю болезнь (см. §§ 6-16), скоро, верно и прочно; это замечается во всех болезнях без исключения, предполагая однако, что прием лекарства надле­жащим образом уменьшен и разжижен".

В этих параграфах С. Ганеман обобщает все ранее сказан­ное и делает соответствующие выводы, доказывая, что един­ственно верный метод лечения - это гомеопатический метод, т. к. на практике мы ежедневно убеждаемся, что при аллопати­ческом методе лечения ни один врач не получает постоянные положительные результаты. При назначении аллопатических лекарств происходят изменения в организме, которые внешне проявляются в исчезновении одних симптомов и появлении других, указывающих, как правило, на еще более тяжелое по­ражение организма, но первую болезнь не излечивающих.

Хорошей иллюстрацией вышесказанного является прак­тика назначения морфина и слабительных средств врачами-аллопатами больному, близкие которого попросили хоть как-то облегчить его состояние. Вы хорошо знаете, что морфин быстро, хотя и на довольно короткое время, снимает боль. Согласно принципам гомеопатии любое подавление симпто­мов ведет к усугублению патологического процесса, и, дей­ствительно, мы видим, что после каждой новой дозы морфина состояние пациента ухудшается.

То же самое можно сказать и насчет применения хлоро­форма при родах, которое стало особенно модным в последнее время. Его действие искажает симптомы, которые могли бы умному врачу подсказать, в каком именно лекарстве нуж­дается роженица.

§ 26: "Целительные действия гомеопатического способа обусловлены естественным законом, который еще не узнан поныне, но на котором, однако, во все времена основывалось всякое истинное лечение. Вот формула этого закона:

Слабейшее динамическое поражение надежно уничто­жается в живом организме другим сильнейшим, если последнее отлично от первого по своей сущности, но весьма сходно по образу своего проявления".

В этом параграфе С. Ганеман ясно заявляет, что тактика гомеопатического лечения базируется на естественном законе природы - законе подобия. После того, как Учитель испытал ряд лекарств и выбрал из литературы описание фармакоди-намики большого количества лекарственных веществ, он про­анализировал, как они действуют на больной организм при назначении по принципу подобия и при назначении по алло­патическому принципу. Во всех случаях, когда лекарство из­лечивало болезнь, оно при действии на здоровый организм вызывало появление тех же самых симптомов, которые изле­чивало, причем излечение происходило на всех уровнях и при любых обстоятельствах. А препараты, назначаемые по алло­патическому принципу, не излечивали болезнь, а просто по­давляли симптомы.

"Слабейшее динамическое поражение надежно уничто­жается в живом организме другим сильнейшим, если последнее отлично от первого по своей сущности, но весьма сходно по образу своего проявления". Эта формулировка была наиболее верным определением закона во времена С. Ганемана. Опре­деление "сильнейшее" следует понимать не в количественном, а в качественном выражении. С. Ганеман, говоря о более сильном динамическом нарушении, имел в виду уровни жиз­ненной силы: более сильными являются те, которые находятся ближе к первичной субстанции.

Управление организмом осуществляется изнутри, и, чем глубже находится нарушение, тем более высокопотенциро­ванным, т. е. более сильным в нашем понимании, препаратом мы должны воспользоваться, чтобы его исправить. С мате­риалистической же точки зрения при разбавлении лекарства становятся, наоборот, слабее, т. к. в них уменьшается количе­ство активного начала. Поэтому, когда врач-гомеопат говорит о том, что при разбавлении действие лекарства усили­вается, у врача-аллопата это вызывает, по крайней мере, удивление. "Как же так, - часто говорят врачи-аллопаты, -ведь это выходит - чем слабее, тем сильнее". Но тем не менее это факт, который постоянно подтверждается практикой.

"Слабейшее динамическое поражение надежно уничто­жается в живом организме другим сильнейшим, если последнее отлично от первого по своей сущности, но весьма сходно по образу своего проявления". Основное условие уничтожения -новая болезнь должна быть подобна и должна быть каче­ственно более сильной, ведь, чем глубже нарушение внутрен­него состояния, тем больше внешних проявлений.

Часто закон подобия люди, сами того не ведая, приме­няют в различных житейских ситуациях, например, при пси­хических расстройствах. Возьмем такой случай: молодая де­вушка потеряла родителей или возлюбленного и вследствие этого заболела. Она подавлена своим горем, сидит, забившись в уголок, постоянно рыдает, пребывая в меланхолии. Она думает, что никто не может понять ее, т. к. не пережил такого горя. Называющий себя "здравомыслящим" человек может использовать аллопатический метод лечения: "Прекрати, ни­чего страшного с тобой не случилось. Почему ты не хочешь взять себя в руки? " и т. д. Но это приведет лишь к тому, что девушка погрузится в еще более глубокую меланхолию, т. е. ее состояние только усугубится.

А человек, умудренный житейским опытом, поступит по-другому. Он пригласит опытную медсестру, обладающую хорошими актерскими способностями, которая сможет сыг­рать роль человека, испытавшего такое же несчастье. Доволь­но скоро пациентка спросит: "Кажется, у Вас какое-то горе?"

- "О да, я недавно потеряла возлюбленного (или родителей)".

- "Как я понимаю Вас!" и т. д. Больная "выплачет" свое горе медсестре, постепенно выйдет из состояния меланхолии и сможет снова нормально жить.

С. Ганеман использовал подобную тактику при лечении душевнобольных, и лишь в тех случаях, когда воли пациента не хватало для самоизлечения, он назначал подобное лекарство.

§ 27: "Таким образом, целительная способность лекарств основывается на сходстве их припадков с припадками болезни (§§ 12-26), так что всякое поражение может уничтожиться ско­рым, коренным и безопасным образом только при помощи такого лекарства, которое преимущественно пред прочими способно


произвести в организме искусственное состояние, в возможной степени сходное с совокупностью припадков лечимой болезни и в то усе время превосходящее ее в силе". Для излечения недоста­точно просто дать подобное лекарство: его потенция должна соответствовать уровню, на котором произошло нарушение.

В § 29 своего "Органона" С. Ганеман дает объяснение за­кона лечения. Он сам говорит во вступлении к нему, что не придает этому вопросу большого значения. Я также считаю, что вы сможете самостоятельно с ним разобраться, и мы не будем тратить здесь на него время.

Сайт управляется системой uCoz