Лекция 8 ПЕРВИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ

"Органон", § 9: "В здоровом состоянии человека его телом неограниченно управляет жизненная сила и содержит все его части в чудном согласии ощущений и деятельности, так что живущий в нас мыслящий дух может свободно пользоваться этой живой, здоровой машиной для высших целей существова­ния".

В этом параграфе говорится о жизненной силе. Кажется невероятным, как много смог в свое время сказать С. Ганеман в этих нескольких строчках. Еще в § 7 первого издания "Органона" Учитель писал: "В медицине должен существовать лечащий принцип". Он уже тогда осознавал, что все проте­кающие в организме процессы жизнедеятельности должно что-то регулировать, но только в пятом издании 1883 г. он смог четко указать, что этот лечащий принцип не что иное, как жизненная сила.

Отдельные врачи неправильно понимают некоторые вы­сказывания С. Ганемана, предполагая, что равновесие в орга-


низме и есть жизненная сила. На самом деле это не так: мы не можем рассматривать ни жизненную силу как гармонию, ни гармонию как жизненную силу. Гармония - это результат действия жизненной силы.

С. Ганеман смог понять этот нематериальный жизненный принцип. Это понятие выкристаллизовалось в его сознании в результате осмысления имеющихся данных. В его время уче­ные еще не подошли к открытию нематериального состояния вещества, и в процессе анализа полученных данных он при­шел к выводам, изложенным в данном параграфе, который появился только в последнем, пятом издании "Органона".

"В здоровом состоянии человека нематериальная жизнен­ная сила оживляет материальное тело". Если бы он использо­вал термин "нематериальная жизненная субстанция", это было бы еще ближе к истине, в чем вы сами убедитесь немного позднее.

В настоящее время некоторые известные ученые говорят о четвертом состоянии вещества в форме "нематериальной субстанции". Сейчас мы говорим о твердых телах, жидкостях, газообразных веществах и излучении как различных формах существования материи.

При изучении излучения следует иметь ответы на сле­дующие вопросы: Что собой представляет жизненная сила? Каковы ее качественные и количественные характеристики? Только ли человеческий организм обладает жизненной силой? Не обладают ли ей животные и минералы?

На протяжении многих лет люди сцорят о первичности со­знания и материи. Осознание того, что материи ничего не предшествует, может вызвать умопомешательство. Когда чело­век сможет думать об энергии как об одной из форм существо­вания материи, то он легко воспримет мысль о том, что каждый предмет обладает определенной энергией. Все, что происходит, имеет свою причину и вызывает определенные последствия. Если человек не понимает этого, значит он не понимает сути происходящих процессов и не может найти причину происхо­дящего в данный момент или предвидеть последствия.

Что мы подразумеваем под взаимосвязью причины и след­ствия? Достаточно яркой иллюстрацией этой мысли является цепь, состоящая из нескольких звеньев. Первое звено этой цепи соединено с последним промежуточными звеньями, и какое бы звено мы ни порвали, связь между первым и последним звеном нарушится. Таким же образом, если мы не сможем понять процесс в целом, то будем иметь лишь представление об отдельных фрагментах этого процесса. Любой процесс нужно рассматри­вать целиком, иначе мы не увидим ни причины, ни следствия.

Что касается физического тела человека, то мы видим, что это тело существует, мы воспринимаем его своими орга­нами чувств, в отличие от нематериальной субстанции, кото­рую мы не можем "увидеть" непосредственно с помощью ор­ганов чувств. Считать, что нематериальная субстанция, регу­лирующая жизненные процессы, не существует вовсе или су­ществует вне организма, - значит демонстрировать свою ограниченность. Полагаясь только на свои органы чувств, человек никогда не сможет доказать существование тех вещей, которые ими не воспринимаются. При дальнейшем рассмот­рении этого вопроса мы придем к выводу, что энергия - это не отдельная субстанция, а лишь одна из форм существования материи и эти формы могут переходить одна в другую.

Материалисты, согласно своим принципам, отрицают на­личие у человека души и существование Бога, т. к., по их утверждению, сознание не может существовать вне материаль­ного тела и, следовательно, Бог как нематериальная субстанция не может самостоятельно существовать. Но человек, который привык в своих размышлениях опираться на факты, а не на голословные утверждения, придет к выводу, что Господь - это одна из форм существования материи и он может творить, т. е. переходить в другие формы существования материи, которые могут восприниматься человеческими органами чувств. С по­мощью перехода одной формы существования материи в дру­гую осуществляется связь от самого высшего уровня к самому низшему и наоборот. И если где-то эта связь прервется, то вся система перестанет существовать как единое целое.

Весь окружающий нас мир мы сразу можем разделить на две части - материальную и нематериальную, т. е. материю и сознание. В окружающем нас материальном мире властвуют гармония и порядок, все имеет свое начало: атомы в молекулах занимают определенное место; молекулы соединяются между собой в строго определенной последовательности; внутренние органы человека также имеют свое постоянное место и т. д.

Мы не увидим ни одного предмета в окружающем нас материальном мире, который бы нарушал общий порядок, но мы прекрасно понимаем, что эта гармония существует и под­держивается благодаря непосредственной связи между высшей и низшей формами существования материи: пока нет разрыва

в этой цепи, энергия будет непосредственно перемещаться между всеми звеньями. Мы видим, что все предметы, сделан­ные руками человека, со временем разрушаются и ломаются, но посмотрите на гармонию вещей с увековеченными связями, которые в течение тысячелетий функционируют одинаково, подчиняясь одному и тому же порядку.

Существует много мнений относительно первичной суб­станции, и некоторые из характеристик этой субстанции мы должны рассмотреть обязательно.

Первичная субстанция должна обладать сознательным созидающим началом, т. е. она осознанно формирует структу­ры растительного, животного и минерального мира. Все предметы, имеющие постоянную структуру, сохраняют свою форму, качественные и количественные характеристики неиз­менными. А так как построение пространственной структуры происходит по определенным законам, то с помощью науч­ных методов мы можем установить все элементарные звенья. Присутствие первичной субстанции определяет индивидуаль­ность каждого предмета, наделяя его отличительными черта­ми. Например, кристаллы различных видов минералов разли­чаются по строению пространственной кристаллической ре­шетки, по типу входящих в их состав атомов и т. д. Но даже кристаллы одного минерала имеют индивидуальные отличия. Эта индивидуальность обусловлена наличием в первичной субстанции сознательного созидающего начала, которое не­изменно присутствует во всех формах существования материи.

Рассматривая морозный узор на окне или снежинку, мы видим, что они образуются, несмотря на все их многообразие, в соответствии с определенными, обязательными для всех законами природы; подчиняясь таким же законам, развивает­ся растение. И все процессы жизнедеятельности человека и само его существование также определяется общими для всех форм существования материи законами.

Если человек в высшей степени здоров и разумен, то он стремится по мере возможности вести здоровый образ жизни, поддерживая тело и душу в состоянии гармонии. Но человеку дана свобода выбора, и неразумный человек ведет образ жиз­ни, разрушающий его тело и душу.

Это следующая характеристика первичной субстанции -возможность изменения. Иными словами, действие первичной субстанции может вызывать как порядок, так и хаос или, бо­лее конкретно, делать человека больным или здоровым. И  самое важное, что человек может не только наблюдать изме­нение действия этой субстанции, но может сам изменять на­правление в нужную сторону. T. е. человек своими действиями может либо нарушить гармонию в организме, либо наоборот - восстановить ее.

Первичная субстанция присутствует во всех материаль­ных телах, не нарушая их структуру и не изменяя качествен­ных или количественных характеристик. На практике мы определяем это, замеряя магнитные и другие поля различных предметов. Сила, связывающая элементарные структурные единицы материальных тел, - это не что иное, как проявление действия первичной субстанции. Таким образом, мы видим, что первичная субстанция присутствует во всех материальных телах, не разрушая и не замещая их и не изменяясь сама.

Первичная субстанция, находящаяся в активном ве­ществе, управляет телом, в котором находится, и контролиру­ет его. Это то, что мы называем "жизненной силой": организм не двигается, не мыслит и не функционирует, если он лишен "жизненной силы", которая осуществляет непрерывную связь между высшими и низшими формами существования материи. Тело, лишенное первичной субстанции, исключается из этой цепочки и разрушается, т. е. человек умирает.

Энергия первичной субстанции поддерживает всеобщий порядок. Именно благодаря этой энергии все минералы, рас­тительные и животные организмы существуют в том виде, в котором мы их наблюдаем.

Но первичная субстанция не только управляет каждым отдельным материальным предметом, она еще и связывает их в единую гармоничную систему. Обратите внимание на устройство видимой Вселенной: звезды и планеты движутся в определенном порядке, не сталкиваясь друг с другом, и этот порядок остается неизменным миллионы лет. Всю эту гармо­нию определяет и поддерживает первичная субстанция.

Но самое удивительное, что мы можем наблюдать, - это скоординированность всех органов и систем организма, кото­рая осуществляется жизненной силой. Материя, не обладающая жизненной силой, мертва и не может эволюционировать в выс­шую форму существования. При помощи жизненной силы бо­жественный Творец дает возможность осуществить всем одухо­творенным существам их высочайшее предназначение.

Материальные предметы могут самостоятельно разла­гаться на свои структурные составляющие, вплоть до элемен-


тарных частиц. Например, белок можно разложить на моле­кулы, которые его образуют, а молекулы, в свою очередь, на атомы. Но более простая форма существования материи ни­когда самостоятельно не перейдет в более высокую. Этот переход определяется только Высшей силой, которая регули­рует поток энергии от начальных форм к конечным.

Я думаю, теперь вам становится понятно, что ничто в нашем мире не существует без причины и все созидательные процессы направлены в сторону исполнения Высшего пред­назначения. Если что-то выпадает из этого непрерывного процесса, то становится бесполезным. Каждое происходящее событие имеет свою причину и свое следствие, и все процессы развиваются согласно законам природы, которые постоянны, неизменны и обязательны для всех. И когда вы наблюдаете какой-то процесс, то, основываясь на знании истинных зако­нов, вы можете установить причину и предсказать следствие.

Первичная субстанция может существовать в виде про­стого вещества, сложного или комплексного, но она никогда не изменяется и не нарушает гармонию, а плавно переходит из одного в другое, не разрывая звеньев в цепочке. Эти переходы изучает наука химия. К примеру, молекула иода состоит из двух атомов иода, причем они соединены гармонично в соот­ветствии со своими индивидуальными особенностями. Когда простые вещества соединяются согласно законам природы, они не изменяют свойства ни одного участвующего в таком соединении простого вещества, и, зная законы химии и ис­пользуя необходимые реагенты, сложное вещество опять можно разложить на составляющие его простые вещества, причем свойства простых веществ не изменятся.

Таким же образом все простые вещества, образующие организм человека, сохраняют свою индивидуальность, и их всегда можно распознать и выделить. Такую комбинацию можно создать искусственно, но это не будет новая форма существования материи, т. е. живое существо, а будет просто комплексное соединение. Когда подобная сложная система включена в общий цикл перехода одной формы существова­ния материи в другую и подчиняется жизненной силе, только тогда она является более высокой формой существования материи, т. е. переходит на новый качественный этап своего развития. Эта жизненная сила, присутствие которой делает сложную смесь простых веществ живым организмом, и есть то, что называют "душой", - происходит качественный скачок.


Многие великие философы пытались через изучение тела человека определить, что такое "душа". Но основная их ошибка заключалась в поисках особого места в человеческом организме, где могла бы "обитать" душа. Мы теперь знаем, что душа не может быть локализована в каком-то определен­ном органе или системе органов.

Рассматривая первичную субстанцию, мы не можем опе­рировать такими категориями, как время, место или про­странство, т. к. это не количественная, а качественная катего­рия, причем абсолютная.

Это утверждение прекрасно иллюстрируется следующим примером: вы назначаете пациенту Sulphur 200 и через неко­торое время обнаруживаете, что он больше не дает эффекта. Тогда вы даете Sulphur 1000 и тут же убеждаетесь в его лечеб­ном действии. Тут совершенно ясно, что мы имеем дело с ка­чественным показателем, а никак не с количественным.

Первичная субстанция способна адаптироваться. Чело­век, основываясь в своих рассуждениях только на внешних проявлениях, создал так называемую "научную картину мира" и, исходя из этой ложной доктрины, пытается изменить окру­жающий его мир.

Бесспорен факт, что человек способен адаптироваться к условиям окружающей среды. Но каким образом это происхо­дит? Общеизвестно, что мертвое тело не может адаптироваться к условиям окружающей среды. Анализируя этот факт, мы при­дем к выводу, что это первичная субстанция сама адаптируется к окружающему миру и адаптирует свой "дом". И именно по­этому человеческий организм может функционировать и в жару и в холод, и в сыром климате и в сухом, и т. д. Внешняя среда, окружающая человека, сама по себе не производит в организме никаких изменений, т. е. она является не причиной, а всего лишь внешним фактором, к которому нужно приспособиться.

Жизненная сила, находящаяся в организме, является отоб­ражением души, а душа - это не что иное, как первичная суб­станция. Все то, что есть в душе, действует и существует внутри каждой частицы человеческого тела, таким образом, первичная субстанция действует как жизненная сила. Первичная субстан­ция, находясь в человеческом теле, делает его одухотворенным, способным приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды и к дальнейшему развитию и совершенствова­нию. Она регулирует деятельность всех частей организма, со­храняя гармонию между разумом и волей. Как только происходит какое-нибудь нарушение в жизненной силе, сразу же появ­ляются патологические состояния, свидетельствующие о нару­шении порядка внутри организма. Когда жизненная сила пре­бывает в своем нормальном состоянии, тогда человек здоров, и наоборот - изменение нормального состояния жизненной силы проявляется в виде соответствующего заболевания.

Жизненная сила в естественном состоянии в челове­ческом теле является созидающей. Она поддерживает орга­низм в неизменном состоянии, непрерывно воссоздавая новые структурные элементы взамен погибших. Когда жизненная сила покидает тело, то мы видим, что оставшиеся без контро­ля силы по своей природе разрушительные, деструктивные. Когда эти силы доминируют и не контролируются жизненной силой, то организм сразу же начинает разрушаться.

Итак, мы видим, что жизненная сила является конструк­тивной или созидающей, а ее отсутствие приводит к смерти и разрушению.

Если мы исследуем самую простую форму живого орга­низма, то убедимся, что он состоит из тех же самых структур­ных элементов, что и самая высокоорганизованная форма жизни, и, более того, она имеет все те же самые признаки жи­вой материи: она способна к самовоспроизведению, она дви­гается, питается и т. д.

О любой живой материи, от самой простой, до самой вы­сокоорганизованной, мы можем сказать, что она обладает индивидуальностью, движется, питается, размножается и мо­жет быть убита.

Характерные черты живой материи не обнаруживаются при химическом анализе, и, следовательно, на уровне химиче­ского анализа протоплазма уже не существует. И действи­тельно, при химическом анализе мы обнаружим, что прото­плазма состоит из углерода, кислорода, водорода, азота и серы, но не сможем обнаружить присутствие жизненной силы. Мы можем соединить вместе 54 части углерода, 21 часть кис­лорода, 16 частей азота, 7 частей водорода и 2 части серы и что же получим в результате? Только сложную смесь, но не то вещество, которое мы раньше определили как протоплазму. Живой материю делает только присутствие жизненной силы, которую нельзя обнаружить с помощью физических или хи­мических методов анализа: вес тела после смерти не меняется и химический состав остается тем же.


Мы можем рассматривать первичную субстанцию только как чистую энергию или движущую силу. Инертное вещество имеет в своей природе не только свое собственное отождест­вление первичной субстанции, но и определенную степень отождествления. В человеческом организме первичная суб­станция также отождествляется в разных степенях: наиболее высокие - воля и разум, наиболее низкие - отдельные ткани. Но эти степени непрерывно переходят друг в друга, образуя единое целое. В каждой отдельной клетке отождествляются все степени первичной субстанции, иначе организм не был бы единой системой, но и каждая отдельная ткань - свое соб­ственное характерное отождествление первичной субстанции, так же как и любой инертный элемент.

Silicea, используемая нами в качестве лекарства, имеет все степени отождествления первичной субстанции, которые мы можем выделить с помощью потенцирования. Назначаемая в 30-ой потенции, Silicea способна устранить определенные болезненные состояния, проявляющиеся на самом низком, физическом уровне. Но для устранения болезненных проявле­ний на более высоких уровнях мы должны с помощью потен­цирования получить более высокую степень отождествления первичной субстанции.

Любая материальная структура во Вселенной имеет свою ауру или атмосферу, в т. ч. и человек, и вообще все живые существа. Ауры одних веществ настолько сильны, что человек может обнаружить их с помощью органов чувств, а ауру дру­гих, наоборот, не в состоянии ощутить.

Взаимодействие между двумя первичными субстанциями является такой же реальностью, как и атмосфера, благодаря которой мы с помощью органов чувств узнаем и оцениваем различные предметы. Причем различные уровни могут нахо­диться между собой как в гармоничном состоянии, так и в состоянии противостояния. Если они пребывают в состоянии гармонии, то происходят созидательные процессы, а если в состоянии противостояния - разрушительные. Созидательные процессы постоянно сменяются разрушительными: старые формы существования материи разрушаются, чтобы из их обломков могли возникнуть новые, т. е. происходит постоян­ный круговорот материи во Вселенной.

Существуют причины и существуют следствия. В этом физическом мире мы можем видеть глазами, ощупывать пальцами, нюхать носом и слушать ушами, т. е. с помощью


органов чувств мы можем ощушать следствия. Причины нель­зя обнаружить с помощью наших пяти органов чувств - это область сознания, и установить причину мы можем только с помощью своего разума.

Все, что мы видим вокруг себя, т. е. материальный мир, -это следствия; причины непосредственно мы наблюдать не мо­жем. Но с помощью разума мы можем их постичь, и очень важ­но, чтобы человек рассматривал все процессы, происходящие в материальном мире, как следствия, а не принимал бы их за причину, отталкиваясь от которой, он попытался бы понять законы мироздания. Воспринимая материальный мир как след­ствие, человек будет понимать и следовать законам природы.

Гомеопатия рассматривает видимые проявления болезни как следствие, а все ее законы и принципы подчиняются вы­шесказанному. Врач-гомеопат видит причины болезни не в ее физическом проявлении, а в нарушении состояния гармонии жизненной силы: нет такого патологического процесса, кото­рый можно рассматривать отдельно от изменения состояния жизненной силы, и невозможно вылечить заболевание, не приведя в гармоничное состояние первичную субстанцию. Поэтому мы изучаем возможные способы изменения состоя­ния жизненной силы, чтобы понять причины возникновения патологий. Мы потенцируем свои лекарства, чтобы выделить их первичную субстанцию, которая является сутью лекарств. Чтобы лекарство стало подобным, оно должно быть подобно качеством и действием причине болезни.

Сайт управляется системой uCoz