Лекция 7

ПРИЧИНА БОЛЕЗНИ И УСТРАНЕНИЕ ЭТОЙ ПРИЧИНЫ

В сноске к § 7 С. Ганеман пишет: "Понятно, что всякий благоразумный врач всегда постарается удалить случайную при­чину болезни, если она существует, после чего недомогание обык­новенно проходит само по себе; так, например, он вынет занозу, попавшую в глазную плеву и вызвавшую здесь воспаление; ослабит слишком тугую перевязку какого-либо раненого члена, чтобы предотвратить в последнем развитие гангрены, и перевяжет раненую артерию, кровотечение из которой грозит смертью; он выведет из желудка, посредством рвоты, какие-либо ядовитые вещества, извлечет инородное тело, попавшее в какое-либо от­верстие тела, например, в нос, горло, ухо, прямую кишку, в моче­вой канал, маточный рукав; он раздробит камень в мочевом пу­зыре, откроет заросший задний проход у новорожденного и пр."

Многие патологические состояния, которые мы привы­кли называть болезнями, на самом деле не являются болезнью - это беспокоящие человека расстройства здоровья, которые правильнее называть недомоганиями. У человека с псорическим миазмом периодически появляются различные патоло­гические состояния, вызванные действием внешних причин, но не эти внешние причины являются ответственными за по­явление Psora. Такой человек, неправильно питаясь, может нарушить пищеварение, тем самым вызвав соответствующее недомогание. Недомогания, вызванные внешними причинами, имитируют проявления миазма, и устранение внешней причи­ны устраняет и вызванный ею симптомокомплекс. Неудача на работе, горе, повергающее в депрессию, безответная любовь и т. д. вызывают различные патологические состояния и, каза­лось бы, служат явными причинами заболевания, но на самом деле они являются лишь причинами, вызывающими недомо­гание.

Настоящая причина заболевания скрыта глубоко внутри, а снаружи лишь ее проявление. Если бы гнездящийся внутри ор­ганизма псорический миазм не оказывал бы своего влияния на процессы жизнедеятельности организма, то все эти неприят­ности на работе и различные стрессы не сделали бы человека душевнобольным, организм скомпенсировался бы сам. Врач должен четко различать внешние или видимые материальные причины болезни и истинные первопричины заболеваний, ко­торые распространяются от центра к периферии. Во всех случа­ях, когда С. Ганеман говорит об истинных болезнях, он имеет в виду именно проявления миазмов, но в данном случае он употребляет другое слово: "тогда недомогание проходит само по себе", или равновесие в организме может быть восстановлено при помощи дозы гомеопатического лекарства.

Например, если у человека нарушено пищеварение из-за злоупотребления определенными продуктами, то он может поправиться, просто отказавшись от этих продуктов. Но если это не помогает, то доза правильно подобранного гомеопати­ческого лекарства, например Nux vomica или какого-нибудь другого, поможет нормализовать деятельность желудочно-кишечного тракта. И если человек в дальнейшем будет правильно питаться, то он больше не будет испытывать подоб­ных неприятных ощущений.

"Врач удалит из комнаты сильно пахнущие цветы, запах которых вызывает у пациента обморок и истерические со­стояния".

Некоторые молодые девушки настолько чувствительны к запахам, что могут упасть в обморок от аромата цветов. Жизненная сила отдельных людей настолько сильно расстро­ена влиянием миазма, что они уже не в состоянии жить в сво­их родных местах: одних следует послать в горы, других - к морю, третьих - в теплые края, а четвертых, наоборот, в хо­лодные. Это следует рассматривать как устранение внешних причин, усугубляющих расстройство здоровья.

Туберкулезного больного в начальной стадии следует отослать в места с теплым климатом, где он будет чувствовать себя гораздо комфортнее. Но так будет устранена только внешняя, видимая причина его болезни. Внутреннюю истин­ную первопричину так легко устранить невозможно; врач отсылает пациента в более теплый климат не с целью его из­лечения, а чтобы приостановить развитие заболевания и что­бы больной человек чувствовал себя более комфортно.

Врач должен удалить из роговицы чужеродное тело, вы­звавшее воспалительный процесс; ослабить тугую повязку на раненой конечности, которая грозит вызвать гангрену; обна­ружить и сшить поврежденную артерию, когда из-за потери крови человек теряет сознание; при отравлении постараться удалить с помощью рвоты, вызванной ягодами белладонны, попавший в желудок яд и т. д.

Некоторые врачи, ярые противники гомеопатии, ссы­лаясь на вышеприведенный пример, утверждали, что С. Гане­ман советует применять рвотные средства. Вырывая эту фразу из контекста, прикрываясь авторитетом С. Ганемана, они используют ее как предлог, чтобы оправдать свое научное мошенничество, свои шарлатанские методы лечения.

"Во все времена врачи-аллопаты, не зная, как вылечить бо­лезнь, выделяли группу наиболее выраженных симптомов и стремились их устранить".

Этот метод выделения группы симптомов и лечения этой группы как болезни также неправильный, т. к. не учитывает целостности человеческого организма. Как правило, подоб­ная группа симптомов относится к одному органу или систе­ме, наиболее пораженным, а симптомы со стороны других


органов и систем просто не принимаются во внимание. Врач-специалист берет лишь те симптомы, которые относятся к "его органу", и лечит только их, считая, что таким образом он устранит все проявления болезни. С. Ганеман осуждает эту методику, называя ее величайшей глупостью.

Во многих примерах, которые приводят врачи-аллопаты, у одного и того же человека находят одновременно и "болезнь печени", и "болезнь сердца" и т. д., и каждый специалист наз­начает свое лечение, а пациент, пройдя курс лечения у всех врачей, умирает.

Один старый врач рассказывал, как он "успешно" лечил своего пациента от пневмонии и наконец вылечил. "Да, - ска­зал его коллега, - пневмонию Вы вылечили, но пациент соби­рается умереть".

Разумеется, можно устранить одну из групп симптомов -запор может быть "побежден" при помощи клизмы; симптомы со стороны печени могут исчезнуть после большой дозы Calomel и т. д., но человек все равно не будет излечен.

С. Ганеман пишет: "Странно, как это здравомыслящий врач не может видеть, что вслед за устранением группы симптомов не наступает излечение, пациенту становится не лучше, а наоборот, хуже".

У многих пациентов здоровье нарушено не настолько сильно, чтобы немедленно проявились плохие последствия, например, после закрытия свищевого отверстия, но если чело­века перед этим лечили от туберкулеза легких или его организм по какой-то причине ослаблен, то закрытие свищевого от­верстия в заднем проходе вызовет появление других серьезных симптомов и послужит причиной его смерти через год или два.

Подобное лечение не может считаться правильным, и вдумчивый человек при внимательном анализе приходит к выводу, что оно бесполезно и опасно. Свищевое отверстие появляется потому, что организму необходимо вывести нако­пившиеся в результате болезни вредные вещества, и оно за­кроется само, когда человек выздоровеет. В "Органоне" осуж­дается принцип устранения наружных проявлений болезни любыми внешними средствами.

Psora является одним из случаев, когда нет внешней при­чины заболевания. Человек может вести самый здоровый образ жизни, избегая любых причин, которые могли бы вы­звать заболевание, и все равно такой человек остается больным. У него появляются признаки и симптомы, являющиеся внешними проявлениями внутренней истинной болезни.

"Болезнь, которая не имеет внешней или поддерживающей причины, которую молено устранить, проявляется внешними патологическими состояниями и симптомами, указывающими на необходимое лекарство, которое может облегчить состояние".

С. Ганеман учит нас понимать внешние проявления бо­лезни и указывает, как по имеющимся признакам и симпто­мам подобрать правильное лекарство: все имеющиеся симп­томы указывают на определенное расстройство жизненной силы, и это единственное, на что умный врач может поло­житься при выборе лечения.

Гомеопатия разделяется на науку и искусство. К науке относятся признаки болезней, основные принципы и законы гомеопатии и патогенезы лекарственных средств. Научные принципы гомеопатии изучаются в первую очередь для того, чтобы врач мог правильно применять их на практике, в чем и состоит искусство гомеопатии.

Многие из тех врачей, которые учились у знаменитых учителей или изучали гомеопатию самостоятельно, становят­ся популярными писателями, знают ответы на любой вопрос и блестяще сдают все экзамены, но не способны применить свои знания на практике, т. е. заниматься практическим врачевани­ем, что и является искусством гомеопатии.

Мы изучаем болезнь как нарушение внутреннего состоя­ния организма, проявляющееся во внешних симптомах болез­ни. Мы также изучаем болезнь по патогенезам лекарственных средств, которые сами вызывают патологические состояния и симптомы. Действительно, овладевая гомеопатической Mate­ria Medica, мы можем изучить патологические состояния по патогенезам лекарств, и когда мы не можем по каким-либо причинам наблюдать развитие болезни у больного, то можно изучить это развитие по лекарственным картинам, описанным в Materia Medica. Подлинное мастерство складывается из хорошего знания и понимания природы лекарства, совокуп­ности его действия на организм здорового человека и его действия на больного.

Таким образом мы изучаем принципы лечения и все то, что нужно для лечения, т. е. то, что выражает сущность го­меопатического лечения, посредством которого мы использу­ем знания для практического применения.


Но это наука, и, как уже говорилось раньше, многие вра­чи, прекрасно усвоившие эту науку, терпят поражение, пыта­ясь лечить конкретного больного человека. Я считаю, что только те врачи-гомеопаты способны постичь искусство го­меопатии, которые в первую очередь думают о благе больно­го, а не о своем кошельке, и любят и уважают свою профес­сию. Наибольший успех будет иметь именно тот врач, кото­рый лечит людей в первую очередь из-за любви к науке враче­вания, подтверждая на практике свои знания, а не тот, кто в первую очередь думает о своем бумажнике.

Врач, любящий свою работу, не может потерпеть неуда­чу. Эта любовь придает ему силы, чтобы проанализировать и понять причину своей временной неудачи и продолжать прак­тику дальше вместо того, чтобы, лишившись мужества при первой же неудаче, прекратить свою врачебную деятельность; она ведет его к успеху сначала в простых случаях, а затем и в более сложных. Если у человека нет призвания к врачеванию, он не добьется успеха.

Однажды одного гениального художника спросили, с чем он так удивительно смешивает краски, и услышали в ответ: "С мозгами, сэр". Так и в гомеопатии: человек может учиться у известных учителей, получить всевозможные знания и все же испытывать неудачу за неудачей в практической деятельности. Если у врача-гомеопата нет любви к его профессии, то во всех его назначениях будет видна поверхностность суждений, но если врач любит свое дело, то, подробно изучая каждый клини­ческий случай, переживая его, он может постичь искусство го­меопатии и достичь высочайшего профессионального уровня. Он станет воспринимать "внешне отраженный образ".

Вам же потребуется находиться среди врачей долгое вре­мя, чтобы понять, что многие из них пользуются лишь внеш­ним описанием патогенезов лекарств, приведенных в Materia Medica, не имея никакого представления о внутренней сущ­ности этих лекарственных веществ, не понимая природы этих лекарств: образ лекарства не формируется в их сознании как картина у художника.

Художник, работая над картиной, думает о ней день и ночь, он создает ее из своей любви и своих чувств, он пред­ставляет себе каждую черточку, которую собирается нарисо­вать на следующий день, он стоит перед ней, испытывая вос­торг и любовь.


То же происходит и с познанием природы лекарств. Сущ­ность лекарства формируется в сознании, потому что патогенез - это всего-навсего внешнее отражение внутренней природы лекарства. Если имеющиеся симптомы не складываются в еди­ную картину, значит врач не понял своего пациента и не может правильно подобрать лекарство. Когда врач только механиче­ски запоминает симптомы лекарственных средств, не анализи­руя их, то мозг просто-напросто загружается бесполезной ин­формацией, которая мало помогает в практической деятель­ности, а только еще более усиливает путаницу.

"Только совокупность имеющихся симптомов должна быть главным и единственным фактором, который врач дол­жен принимать во внимание в каждом случае болезни и избав­ляться от них с помощью своего врачебного искусства, возвра­щая организм в здоровое состояние".

Это и будет приведением внутреннего нарушения в поря­док единственно верным способом: от внутреннего к внешне­му, т. е. от центра к перифирии.

Сайт управляется системой uCoz