Лекция 5 РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ОРГАНИЗМОМ И ТЕЛОМ

Вернемся на короткое время к § 4 "Органона", в котором С. Ганеман пишет о враче: "Врач должен быть также и охра­нителем здоровья, если ему известны причины, производящие и поддерживающие болезни, и если он может устранить их в обыкновенном образе жизни здорового человека".

На первый взгляд может показаться, что этот маленький параграф относится только к гигиене, но это не так. Врач-гомеопат должен четко представлять, какие обстоятельства способствуют возникновению болезни и поддерживают ее. Разумеется, он должен объяснить больному, что некоторые из его недомоганий вызваны его же дурными привычками и, как только он от них откажется, его болезнь пройдет сама по себе, без всякого лечения, или что, в другом случае, его заболевание вызвано тем, что он живет в неблагоприятных условиях (сырые подвалы, рядом со свалками и т. д.). Больному должно стать ясно, что, просто отказавшись от своих- вредных привы­чек, он сохранит здоровье и избежит многих заболеваний.

Четко установить причину заболевания - самое важное во врачебной практике. В качестве иллюстрации мы можем сказать, что тот, кого мучают угрызения совести, не нуждает­ся в хирурге, он нуждается в священнике. Тот, у кого наруше­на жизненная сила, нуждается в терапевте, тот, у кого порва­ны мышцы или сломаны кости - в хирурге, а если человеку нужно удалить зуб, он идет к дантисту.

Врач должен четко понимать разницу между нарушения­ми в самом организме и его внешними повреждениями и, со­ответственно, делать различие между лечением организма и восстановлением целостности его частей. Глупо давать лекар­ство, когда имеется открытая рана. Чтобы ее вылечить, нужно использовать хирургические методы. Повреждения от ножей и других режущих и колющих предметов, ударов палкой и т. д. должен лечить хирург, а если врач-гомеопат одновремен­но исполняет и функции хирурга, он должен четко представ­лять, где необходимы хирургические методы, а где терапевти­ческие: ему нужно зашить рану, но не прижигать язву нитра­том серебра. Если он не может понять разницу между организмом и телом, то, естественно, будет лечить все язвы и сыпи только наружными средствами, но ничего кроме вреда такое лечение принести не может.

Когда имеются различные симптомы и проявления забо­левания, развивающиеся от внутреннего к наружному, то не­обходим врач-гомеопат, но если заболевание вызвано внеш­ними причинами, нарушившими целостность тела, то в этом случае в первую очередь необходим хирург.

Мы прекрасно видим, как врачи-аллопаты старательно лечат тело, но не имеют ни малейшего представления о том, как лечить организм человека.

Врач должен четко знать, что является причиной заболе­вания. Если корень старого зуба, сдавливая нерв, вызывает постоянную головную боль, то его как причину следует вы­рвать. Назначение лекарства от головной боли, в то время как осколок зуба остается на своем месте, нужно считать проявле­нием глупости и преступной нерадивости.

Следует стремиться к тому, чтобы, установив и устранив внешние причины, привести в порядок внутреннее состояние. Человек приходит лечиться, но питается, в основном, краба­ми, омарами и другой жирной пищей. Даже назначив Nux vomica, мы не добьемся результатов в лечении, так как этот человек питается неправильно, и все наши попытки помочь ему будут напрасными, пока он сам не изменит отношение к своему здоровью, отказавшись от вредных привычек. Часто, когда исчезает внешняя причина, вызывающая расстройство здоровья, организм сам, без помощи врачей, восстанавливает утраченное равновесие. И только тогда, когда организм само­стоятельно не может восстановить утраченную гармонию, необходима помощь врача.

Только тогда, когда устранена внешняя причина, вызы­вающая расстройство жизненной силы, будь то неправильное питание, проживание в сырых помещениях, дурные привычки и т. д., помощь врача-гомеопата будет высокоэффективной.

Вернемся к § 5 "Органона", который гласит: "Пособием при лечении служат врачу вероятные поводы к заболеванию при острой болезни, равно как наиболее важные моменты истории болезни при недугах хронических, с целью определения их при­чин, по большей части заключающихся в действии хронической миазмы, причем необходимо определить телосложение и тем­перамент больного (особенно при хронических болезнях), его характер и душевное настроение, занятия, образ жизни, при-


вычки, общественные и домашние отношения, возраст, половые отправления и пр."

Об истинных причинах заболеваний известно мало. Все острые заболевания можно разделить на две группы: а) имеющие миазматическую природу, т. е. острые миазмы, ко­торые и являются истинными болезнями; б) состояния, напо­минающие болезнь.

Последние не имеют внутренней причины, а развиваются под воздействием внешних неблагоприятных условий, таких как проживание в сыром помещении, бедствия, недостаточное питание и т. д. Устранение этих причин приводит к выздоро­влению без врачебной помощи.

Острые миазмы развиваются по определенной схеме: имеет­ся продромальный период, период прогрессирования и период спада, разумеется, если заболевание протекает не в тяжелой форме, приводящей к летальному исходу. Корь, скарлатина, кок­люш, оспа и т. п. - это примеры острых миазмов.

Врач-гомеопат должен хорошо знать и хронические ми­азмы - Psora, Sycosis и Syphilis, которые будут подробно рас­смотрены позднее. У них, как и у острых миазмов, также есть продромальный период и период прогрессирования, но в от­личии от острых болезней у хронических нет периода спада.. Обычно, когда условия благоприятные, хронические миазмы находятся в пассивном состоянии, ничем внешне не проявля­ясь, но при неблагоприятных обстоятельствах переходят в активное состояние, проявляясь в виде клиники различных болезней, причем каждое последующее проявление протекает в более тяжелой форме, чем предыдущее.

В этом параграфе С. Ганеман пишет, что хронические миазмы являются основной причиной, способствующей появ­лению острых миазмов, и если бы не было хронических миаз­мов, то не было бы и острых. Форма проявления острого ми-азма зависит от типа хронического миазма.

Острые заболевания также вызываются особыми факто­рами, существующими в окружающей среде, к которым вос­приимчив организм. Эти факторы мы можем наблюдать толь­ко по вызываемым ими острым заболеваниям. Так, например, о присутствии в том или ином месте возбудителей кори или скар­латины мы можем судить по появлению заболевших этими болезнями людей, но мы не можем непосредственно видеть или чувствовать по-другому этих возбудителей.


Но опять же восприимчивость конкретного человека к тому или иному острому заболеванию, вызываемому факто­рами внешней среды, и клиническая форма заболевания зави­сят от типа хронического миазма. Если бы не было хрониче­ских миазмов, то человек был бы невосприимчив к возбудите­лям болезней.

Psora является первоосновой всех заболеваний, так как это старейший миазм, породивший и два других - Sycosis и Syphilis. Многие современные врачи воспринимают понятие Psora совсем не так, как его понимал С. Ганеман. Они счита­ют, что Psora - это всего-навсего зудящие пузырьки или вид лишая, сопровождаемый зудом, и вызвано это заболевание насекомыми, проделывающими свои ходы в коже.

Это неверное и поверхностное представление, не имеющее ничего общего с определением Psora, данным С. Ганеманом. Psora соответствует такому состоянию, при котором нарушение равновесия в организме достигает самой крайней степени и он становится восприимчив к любому внешнему воздействию. Такое нарушение жизненной силы 'является результатом того, что человечество сотни и тысячи "лет строит свою жизнь в соответствии с ложными теориями и представлениями. Если человек имеет зло в самой своей сути, 'b своих воле и разуме, то это, несомненно, отражается на его "теле, вызывая патологические изменения в органах и тканях.

Поясним это следующим примером. Человек решил пи­таться исключительно растительной пищей, веря в пользу такой диеты. И хотя вегетарианская пища ему не нравится, он принуждает себя регулярно ее кушать. Через некоторое время такой человек замечает, что он стал болеть намного чаще, чем раньше, и болезни стали протекать в более тяжелой форме. Еще через какое-то время у него появляются патологические изменения в органах и тканях.

Когда нарушается внутренняя сущность человека, то по­явление внешних изменений является лишь вопросом времени. Управление человеческим организмом осуществляется изнут­ри к периферии, и любое извращение внутренней сущности в виде личного насилия или общественного непременно приво­дит к органическим поражениям.

Все те внешние проявления болезни, которые врач непо­средственно наблюдает у больного, имеют внутреннюю при­чину. Внешнее материальное воздействие не может быть при­чиной заболевания, так как жизненная сила прекрасно защи-


щена от такого воздействия. Причины болезни существуют в нематериальной форме: нет такой болезни, причину которой можно было бы увидеть глазами, даже вооруженными микро­скопом, или ощутить с помощью других органов чувств. Внутренняя сущность человека, управляющая организмом, -это нематериальная субстанция, и поэтому только нематери­альные факторы могут воздействовать на нее, вызывая опре­деленные изменения в ее состоянии. И в конце концов эти изменения проявляются в виде патологий на уровне органов и тканей, которые врач может увидеть.

Эти изменения органов и тканей должны рассматривать­ся лишь как результат болезни; в противном случае врач ни­когда не сможет понять, что является причиной болезни, что собой представляет болезнь, почему необходимо потенциро­вать лекарственные средства и что понимать под излечением. Вот что имел в виду С. Ганеман, говоря об основных причи­нах хронических болезней.

Когда человек живет, руководствуясь неправильными представлениями о жизни, он становится восприимчив к внешним воздействиям, и чем более беспорядочно протекает его жизнь, тем сильнее и чаще он болеет. Когда человек руко­водствуется ложными теориями, он, соответственно, ведет неправильный образ жизни, приобретая различные болезни.

Наш Учитель С. Ганеман всегда указывал, что наиболь­шее внимание врач-гомеопат должен уделять именно непра­вильному мышлению, так как оно является причиной всех патологических состояний. Необходимо в первую очередь четко определить ментальные симптомы и попытаться уста­новить причину заболевания, которая практически всегда является каким-то нарушением психики, а появившиеся в по­следующем изменения в органах и тканях - лишь следствие этого первоначального ментального нарушения. Чем сильнее болезнь проявляется физическими и функциональными симп­томами, тем труднее подобрать similium, и наоборот, чем больше психических проявлений, тем легче найти подобие.

Следующим этапом является определение конституцио­нального типа пациента, то есть исследуются внешние прояв­ления заболевания. Врач-гомеопат не должен ограничиваться изучением какой-то одной стороны болезни - внутренней или внешней, а должен обязательно исследовать и сущность забо­левания, и ее внешние проявления, так как они являются вза­имосвязанными и составляют одно целое.


В настоящее время в аллопатической медицине болезни называют и классифицируют, исходя из внешних проявлений, не принимая во внимание сущность заболевания. Если, к при­меру, поражается печень, то все многочисленные проявления будут относиться к печеночным заболеваниям; если поражается сердце - к сердечным и т. д. Хотя, скажем, к примеру, туберку­лез легких - это результат нарушения жизненной силы, слу­чившегося незадолго до поражения тканей легкого.

Хотя врачи-аллопаты и утверждают, что они всегда уста­навливают причину заболевания, на самом деле это не так: они только определяют условия, которые ухудшают заболевание. К примеру, одной из причин заболевания туберкулезом легких вам назовут проживание в сыром помещении. Но основной причиной этого заболевания в аллопатии является инфицирование туберкулезной бациллой. Но ведь если человек не вос­приимчив к палочке Коха, он не заболеет туберкулезом.

На самом деле туберкулез первичен, а бациллы вторичны. Туберкулезные бациллы никогда не были и не могут быть най­дены до появления туберкулезных поражений, но всегда после.

Причина туберкулеза кроется в хроническом миазме Psora. Туберкулезные бациллы - это не причина болезни, они появля­ются уже при заболевании в качестве мусорщиков.

Аллопаты всерьез принимают следствие за причину, что находит свое отражение в теории бактерий как болезнетвор­ного начала, которая является несомненно ложной. Можно уничтожить болезненные бактерии, но болезнь останется. Находясь в очаге инфекции, заболевают далеко не все, а толь­ко те, кто восприимчив к ней.

Более подробно мы разберем этот вопрос в дальнейших лекциях, но я все же хочу сделать еще несколько замечаний на эту тему.

Мы знаем, что труп, в том числе и труп человека, умер­шего от инфекционной болезни, непосредственно после смер­ти надо вскрывать очень осторожно, так как можно инфици­роваться так называемым трупным ядом, что нередко приво­дит к летальному исходу. Исходя из теории, что бактерии являются первопричиной инфекционных болезней, этот труп­ный яд должен являться какой-то сильнодействующей бакте­рией. Но исследования установили, что этот яд является алка­лоидом, а бактерии появляются только тогда, когда этот яд уже разлагается и становится неопасным.


Более того, чем больше бактерий, тем слабее трупный яд. В свежем трупе человека, умершего от тифа, очень мало бак­терий, но трупный яд очень силен. Но через определенное время труп чернеет от действия множества бактерий, а труп­ный яд уже не выявляется. Почему же токсичность яда не воз­растает с увеличением числа бактерий?

Для доказательства ложности теории, утверждающей, что бациллы являются первопричиной инфекционных заболе­ваний, я проделывал следующий эксперимент, который може­те повторить и вы. Я брал мокроту туберкулезного больного, насыщенную бациллами, и потенцировал ее до 30-го разведе­ния, когда бациллы уже нельзя было обнаружить. Потом я давал этот препарат здоровому человеку, и у него развивалась типичная клиника легочного туберкулеза, но бациллы выяв­лены не были.

Этот опыт с очевидностью доказывает, что бактерии не являются первопричиной инфекционных заболеваний.

Изучение внешних проявлений болезни является важным фактором в гомеопатии. Мы сможем установить и изучить причину, руководствуясь знаниями законов управления, только изучив внешние проявления. Я хочу еще раз вам на­помнить, что закон направляет, а опыт подтверждает. Зна­ние законов - это знание четких связей в системе управления от центра к периферии.

Врач-гомеопат должен в своей деятельности руковод­ствоваться только четкими, всеобщими и проверенными на практике законами, прослеживая с их помощью любой про­цесс до его начала. Для него высшим авторитетом должны являться объективные законы и принципы, но ни в коем слу­чае не мнение одного человека или группы людей.

 

Сайт управляется системой uCoz