Лекция 1 БОЛЬНОЙ

Гомеопатия утверждает, что существуют базовые принци­пы, определяющие медицинскую практику. До Самуила Ганемана в медицине не существовало общепризнанных положений, определяющих лечебный процесс, и даже в наши дни в аллопа­тической медицине не существует никаких общепризнанных базовых принципов лечения. Врачи аллопатической школы утверждают, что выбор тактики лечения того или иного забо­левания зависит от тех результатов, которые дало испытание лекарства при этом заболевании: появление нового лекарства приводит к появлению новой тактики лечения. Поэтому алло­патической медицине свойственно множество различных тео­рий, объясняющих причины одного и того же заболевания, и несколько ненадежных методик его лечения, частое появление различных "единственно верных" доктрин, зачастую противо­речащих друг другу и здравому смыслу, и столь же быстрое их забвение и предание анафеме их авторов.

Это и является коренным различием двух школ - гомеопа­тической и аллопатической. Вся гомеопатическая медицина построена на понятных, универсальных, неизменных законах, которые постоянно подтверждаются повседневной практикой.

Аллопатическая школа отрицает само существование четких, общих для всех заболеваний законов и соответствен­но рассматривает болезни, искусственно объединяя их в раз­личные группы в зависимости от господствующей в данный момент доктрины. Врачи-аллопаты в своей практике руко­водствуются только следствиями заболевания, не понимая и не принимая во внимание причину заболевания, не имея чет­ких критериев, чтобы определить, когда человек болен и ког­да он здоров. В аллопатической медицине под болезнью по­нимают лишь патологические изменения в тканях, к тому же рассматривая каждый орган или систему изолированно, а не весь организм в целом. Рассматривая болезнь лишь как сово­купность патологических изменений в тканях, они оставляют без внимания причину, вызвавшую эти изменения.

Врачи-аллопаты руководствуются в своей практике только теми проявлениями патологического процесса, которые можно пощупать пальцами, увидеть глазами или обнару­жить с помощью инструментов. Глаз вооружается микроско­пом, чтобы увидеть патологические изменения уже на клеточ­ном уровне, но они опять же рассматриваются изолированно, игнорируя причину, их породившую.

Гомеопатическая доктрина, наоборот, базируется на том, что органические изменения вторичны. Общепринятым яв­ляется утверждение, и опыт доказывает это, что все события развиваются последовательно и всегда можно проследить любой процесс в развитии: от начала до конца и, наоборот, от конца к началу. Следовательно, зная закономерности разви­тия патологического процесса, всегда можно установить при­чину любой болезни.

Первый параграф "Органона" врач-аллопат и врач-гомеопат поймут по-разному.

"Органон", § 1: "Высшее и единственное назначение врача состоит в том, чтобы возвращать здоровье больному - излечи­вать его"'.

На первый взгляд, это высказывание не может вызвать никакой дискуссии и под ним охотно подпишется врач любой школы. Но это до тех пор, пока мы не вникнем в тот смысл, который С. Ганеман вкладывает в понятие "больной". Врачи-аллопаты и врачи-гомеопаты понимают под словом "больной" совершенно разные вещи.

Аллопатия под понятием "больной" подразумевает чело­века с выраженными симптомами органических поражений. Лечение одного и того же заболевания различные врачи-аллопаты проводят, исходя из своих субъективных привязанно­стей к той или иной медицинской школе, утверждая, что меди­цинская наука основана на консенсусе различных мнений.

Это чисто субъективный подход, основанный на авторите­те отдельного человека, но невозможно создать рациональную терапевтическую систему, основываясь на мнении отдельного, пусть даже и очень талантливого человека. Это можно сделать, лишь исходя из фактов, и эта система должна органично раз­виваться, вбирая и объясняя все новые и новые факты.

1 Кент ссылается на "Органон", изд. 5-е, т. к. издание 6-е появи­лось значительно позже. В данной книге используется 5-е изд. "Органона" (перевод д-ра Сорокина) 1884 года, издатель Ф. Фле­минг, Санкт-Петербург.


С. Ганеман сумел сформулировать фундаментальный за­кон, который управляет миром независимо ни от чьих сужде­ний и мнений.

Создать рациональную терапевтическую систему мы мо­жем, лишь опираясь на объективные законы природы, кото­рые подтверждаются множеством опытов и не зависят ни от чьих субъективных суждений.

Врач-аллопат, говоря о больном человеке, подразумевает под болезнью только патологические изменения в тканях, которые являются лишь результатом болезни, и назначает сильнодействующие лекарства, чтобы нейтрализовать след­ствия, оставляя причину без внимания. И естественно, что такое лечение дает лишь временный эффект и, более того, способствует прогрессу болезненного процесса, переходу его в более тяжелые формы.

Изучая действие лекарств в аллопатических дозах, мы видим, что они дают лишь видимый эффект излечения. Ту физиологию, которую преподают врачам-аллопатам, нельзя назвать истинной, так как она не показывает взаимосвязи между причиной и следствием.

Теперь что же понимает под понятием "больной" врач-гомеопат? Под этим понятием в гомеопатии подразумевается страдающий человек в целом, а не отдельные его пораженные органы и ткани.

К нам на прием приходит множество людей, которые гово­рят: "Я болен" - и перечисляют свои страдания. И внешне они выглядят больными, но тем не менее вы слышите от них: "Я посе­тил самых знаменитых врачей. Невропатолог такой-то долго меня обследовал, потом послал к кардиологу, который тщатель­но проверил мои сердечные жалобы. Окулист проверил мое зре­ние. .. и т. д. Но все они сказали, что я здоров".

В своей практике я очень часто сталкиваюсь с такими людьми, у которых исписываю жалобами три-четыре страни­цы. Что это означает?

В том случае, когда заболевание быстро прогрессирует, вскоре появляются изменения в тканях - болезнь для врача-аллопата становится очевидной, так как проявления на фи­зиологическом уровне можно установить с помощью различ­ных методов обследования.

Но в настоящий момент, когда еще нет изменений в тка­нях, врач-аллопат не считает человека больным. Когда паци­ент настойчиво спрашивает: "Но что означают все эти симптомы? Я не сплю по ночам, меня постоянно мучают боли, мой пищеварительный тракт не действует!" - врач обычно гово­рит: "О, не беспокойтесь! У Вас просто запор".

Но так ли это на самом деле? И могут ли подобные со­стояния появляться сами по себе, без всякой причины?

В данном случае, с одной стороны, запор может быть од­ним из следствий заболевания, но, с другой стороны, запор может быть и причиной заболевания. Врачи-аллопаты не раз­личают подобные "мелочи" и лечат эти совершенно различ­ные состояния одинаково.

Имеющиеся симптомы являются теми сигналами, кото­рыми больной организм дает знать о своих страданиях. И если врач знает этот язык природы, то он точно установит причину и природу заболевания.

Но вернемся к нашему примеру. Если болезнь прогресси­рует и появляются, скажем, каверны в легких, врач-аллопат уже ставит свой диагноз: "У Вас туберкулез легких". Или ког­да появляется белок в моче: "У Вас одна из форм Брайтовой болезни". Если же появляются обширные изменения в печени: "У Вас жировое перерождение печени" и т. д.

Но это вздор - говорить, что до появления органических изменений человек не был болен. Совершенно ясно, что паци­ент был болен и очень сильно болен, может быть, с самого детства! В аллопатии принято проводить лечение только на основании поставленного диагноза, но в большинстве случаев диагноз не может быть поставлен до тех пор, пока не про­изойдут необратимые изменения в тканях, сделав болезнь неизлечимой.

Опять-таки, возьмем нервного ребенка. У него наблюда­ем безумные мечтания, мышечные подергивания, беспокой­ный сон, нервное возбуждение, истерические проявления. Од­нако если мы обследуем все органы, то не найдем в них ника­ких изменений. Но человек болен, и если его не начать сейчас лечить, то в 20-30 лет мы обнаружим уже изменения в орга­нах. Только тогда врачи-аллопаты смогут поставить диагноз, но человек был болен еще в детстве.

Разница в подходах и лечении состоит в том, что алло­паты стремятся устранить следствия болезни, когда уже име­ются патологические изменения в тканях, и весь аллопатиче­ский метод построен на утверждении, что причина болезни материальна. А гомеопаты, наоборот, стараются устранить причину заболевания. Врачи-аллопаты считают, что болезнь


поражает один орган или систему органов, и, следовательно, восстановив функцию этого органа или системы, они излечи­вают человека. Например, при высыпаниях на коже назнача­ются местные средства, и, когда высыпания исчезают, пациент считается полностью излеченным.

Но это полный абсурд - ничто не появляется без причины. Отдельный орган нельзя рассматривать как организм. Сово­купность всех органов составляет целостный организм. Орга­низм имеет более высокий уровень организации, чем отдельный орган. Следовательно, и лечить в первую очередь нужно весь организм, а не отдельную его часть. Лечение должно быть на­правлено от человека к его органам, а не от органов к человеку.

Но что же такое в таком случае больной человек? Орга­ны и ткани только тогда поражаются, когда повреждается то, что их объединяет в единый организм. Но какая часть челове­ка может быть удалена, после чего физическое тело перестает быть живым? Мы говорим, что человек умер, но на вскрытии видим, что все органы на месте. После смерти остается та часть человека, которую мы воспринимаем с помощью орга­нов чувств, т. е. то, что мы можем пощупать пальцами и уви­деть глазами. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что больное тело, т. е. изменения в органах и тканях, - это результат болезни, а причину мы должны искать в той части человека, которая не остается после смерти. То, что ушло, -первично, а то, что осталось, т. е. физическое тело, - вторично.

Мы говорим, что живой человек чувствует, видит, осяза­ет, слышит и мыслит, но это только внешнее проявление жиз­ненного процесса. Живой человек постоянно к чему-то стре­мится и обладает способностью мыслить, труп ничего не хо­чет и не думает. Следовательно, основа жизненного процесса -наличие воли и способность мыслить. Совокупность этих двух начал - воли и разума - и является внутренней жизненной силой, которая контролирует и регулирует все процессы в физическом теле. Гармонию между волей и разумом мы назы­ваем здоровьем, нарушение гармонии - болезнью.

Мы не будем здесь выяснять, что предшествует внутрен­ней жизненной силе. Скажем лишь, что она была сотворена Господом, и этого нам вполне достаточно.

Рассуждая логически, мы должны признать, что мышцы, нервы, кости и другие части тела служат своеобразным зерка­лом, в котором знающий врач наблюдает изменения, проис­ходящие с жизненной силой.


В отличие от врачей-аллопатов, которые руководствуют­ся при назначении лечения только имеющимися изменениями в органах и тканях, врач-гомеопат при постановке диагноза и выборе лечения должен руководствоваться в первую очередь ментальными симптомами.

Единственной и главнейшей задачей любого врача яв­ляется исцеление больного. Но это не означает, что врач дол­жен устранить проявления болезни на "физическом уровне. Он должен устранить не следствие, а причину, т. е. восстановить гармонию между волей и разумом, и тогда организм сам устранит все нарушения в органах и тканях.

С. Ганеман однажды сказал: "Не существует болезней, а есть больные люди". И это его высказывание ясно показы­вает, что под названиями болезней, которыми оперируют аллопаты, они подразумевают лишь грубые внешние прояв­ления расстройства жизненной силы.

Причиной заболевания всегда является расстройство жиз­ненной силы, которое сперва проявляется психическими симп­томами и только в конце, после довольно продолжительного периода, появляются изменения в органах и тканях, которые аллопаты и принимают за самостоятельное заболевание.

Тот, кто принимает результаты болезни за саму болезнь и считает, что, избавившись от них, он излечивает саму бо­лезнь, - сумасшедший.

В настоящее время в аллопатической медицине принято считать причиной многих, если не всех, заболеваний так на­зываемые патогенные микроорганизмы. Но это не так. Раз­личные микробы являются "мусором", сопровождающим бо­лезнь и существующим за счет болезни, а во всех остальных отношениях они совершенно безвредны. С помощью микро­скопа было установлено, что определенные патологические состояния сопровождаются определенными микроорганизма­ми. Но эти микроорганизмы не являются причиной болезни, что будет достаточно убедительно доказано в дальнейшем. Истинной причиной болезни является совсем другое, и беспо­лезно пытаться ее установить с помощью органов чувств - мы не можем увидеть ее даже в самый сильный микроскоп.

В своих заметках С. Ганеман пишет: "Долг врача заклю­чается не в том, чтобы создавать так называемые терапевти­ческие системы на основе пустых размышлений и гипотез, не подтверждаемых практикой".


В сознание врачей-аллопатов и больных усиленно внед­ряется стереотип, что стоит только "правильно" определить название болезни и тогда уже ее излечение является чисто технической проблемой.

Старый ирландец однажды пришел на прием к гомеопату и, рассказав о своих проблемах, спросил: "Доктор, какой ди­агноз Вы мне поставите?" Врач ответил: "Nux vomica". Тогда пациент удовлетворенно произнес: "Я так и думал, что у меня какая-нибудь удивительная и редкая болезнь!"

Такая реакция является результатом употребления уста­ревших глупых названий болезней. Исключая некоторые слу­чаи острых заболеваний, никакие диагнозы не могут быть по­ставлены, да они и не нужны. Чем больше врач будет думать, как правильнее назвать заболевание, тем труднее ему будет подобрать нужное лекарство, так как его внимание будет со­средоточено только на результатах болезни, а не на симптомах.

Человека в возрасте 25 лет с тяжелой наследственностью, симптомы которого занимают 20 страниц, но не подходят ни под один аллопатический диагноз, можно полностью излечить, если руководствоваться симптомами, дающими представление о болезни. После лечения исчезнут патологические проявления, и человек доживет до глубокой старости без всяких изменений в тканях и органах. Но если его не лечить, то через определенное время в соответствии с его профессией и образом жизни у него появятся патологические изменения в органах, и тогда уже врач-аллопат сможет поставить четкий диагноз. Но ведь сущ­ность человека не изменилась, внутреннее состояние осталось таким же, и, чтобы теперь его вылечить, врач-гомеопат не будет руководствоваться симптомами, вызвавшими изменения в тка­нях, а постарается выявить симптомы, имевшие место до фор­мирования тканевой патологии.

Когда врач-аллопат, руководствуясь изменениями в поч­ках, печени, мозге и других органах, подбирает лекарство, он воздействует на следствие болезни, а не на саму болезнь, и, разумеется, изменяются также следствия болезни, а не сама болезнь, за исключением того, что темпы ее прогрессирования заметно увеличиваются.

Наблюдая членов одной семьи, можно заметить ин­тересную особенность. Сначала, когда еще не появились из­менения в тканях, несмотря на кажущиеся отличия при раз­личных болезненных состояниях, всем членам семьи необхо­димо одно лекарство или родственные ему. Но в дальнейшем под действием факторов внешней среды у одного члена семьи развивается раковое заболевание, у другого туберкулез и т. д., но все они имеют общее начало. Этот фундаментальный принцип развития болезни должен быть четко уяснен каждым врачом, так как, не принимая его во внимание, невозможно понять заболевания, вызванные действием хронических миаз­мов, которые будут рассмотрены позже.

Хорошо известен тот факт, что на один и тот же эпиде­миологический фактор разные люди реагируют по-разному. Во время любой эпидемии одни, какие бы меры предосторож­ности они ни принимали, обязательно заражаются, а другие нет. Врачи-аллопаты тратят время и силы на поиск причины, вызвавшей у их пациентов болезнь, в то время как врачи-гомеопаты все свое внимание обращают на самого человека, помогая организму приобрести утраченное равновесие: боль­ной человек будет болеть, какие бы профилактические меры ни принимались, а здоровый человек может без всяких по­следствий для своего организма жить среди больных людей.

Врач, пытаясь найти причину болезни, не должен обсле­довать водоемы и подвалы и проверять пищу, которую мы едим. Его задача заключается в сборе симптомов, необходи­мых для правильного выбора лекарства, которое излечит заболевание. То лекарственное средство, которое вызывает подобные симптомы у здорового человека, полностью устра­нит болезненные проявления, восстановит гармонию воли и разума, сделав человека здоровым.

Выяснение подлинной природы здорового человеческого организма и поиски способов излечения болезненных состоя­ний возможны лишь путем испытаний различных лекарствен­ных веществ на здоровом человеке.

Опираясь на результаты именно таких испытаний, С. Ганеман установил, что ключом к пониманию человека является пси­хика. Именно психические симптомы играют главную роль в подборе необходимого для излечения препарата.

Человек как личность определяется только тем, как он мыслит, что он любит - и ничем другим. Если эти две основ­ные части, составляющие индивидуальность человека, будут разделены, то человек как личность не сможет существовать -это означает умопомешательство и смерть.

Все лекарственные препараты в первую очередь действу­ют на разум и волю (иногда на то и на другое одновременно), влияя на способность человека мыслить или выражать свою волю, и только затем на ткани, функции и ощущения.

Изучая патогенез Aurum, мы обнаруживаем, что различ­ные привязанности наиболее сильно разрушаются именно этим препаратом. Наивысшая из возможных привязанностей человека - это его любовь к жизни. Aurum настолько разру­шает ее, что человек не хочет жить и совершает самоубийство.

Действие Argentum так изменяет сознание, что человек уже не может рационально мыслить, очень сильно нарушается память.

Подобное действие на разум и волю мы находим у всех препаратов, описанных в гомеопатической Materia Medica. Действие всех препаратов сперва вызывает определенные пси­хические изменения, и только после этого появляются признаки их действия на ткани, системы и отдельные органы. Если дей­ствие препарата не описано подобным образом, то мы, не зная всех его симптомов, не сможем гарантировать полное подобие.

При любом заболевании мы должны постараться вы­явить все имеющиеся симптомы, чтобы как можно более тща­тельно подобрать подобное лекарственное средство. Кроме того следует выяснить основные черты характера, ощущения, желания и т. д., т. е. все то, что характеризует человека в це­лом как индивидуальность.

Наше понимание природы заболевания должно соответ­ствовать нашему пониманию природы лекарственного сред­ства. Поэтому принятое в гомеопатии понятие патологическо­го состояния должно быть идентично патогенезу лекарствен­ного средства, описанному в гомеопатической Materia Medica. Мы должны установить четкое соответствие клинической картины заболевания патогенезу гомеопатического препара­та. В этом и заключается наше искусство лечения.



Сайт управляется системой uCoz